Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 20:56, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении теоретических аспектов дисциплинарных мер взыскания, применяемых к осужденным, лишенным свободы, исследовании их природы и назначения, а также их классификация.
Задачи работы:
– изучение основания и природы мер взыскания в исправительных учреждениях;
– изучение классификации мер взыскания;
– анализ проблем классификации мер взыскания.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕРЫ ВЗЫСКАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ 5
1.1. Понятие уголовно-правовых мер воздействия 5
1.2. Виды мер взыскания. Основания. Порядок их применения и исполнения 10
2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР ВЗЫСКАНИЯ 16
2.1. Проблемы классификации мер уголовно-правового взыскания 16
2.2. Классификация мер взыскания по объекту 19
2.3. Классификация мер взыскания по характеру предмета 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованных источников 31
Аналогичная группировка, но применительно к наказанию, имеет широкое распространение в доктрине уголовного права1.
Предложенная классификация уголовно-правового воздействия по объекту принудительного влияния относится к функциональным видам классификаций, поскольку выражает внешний итог, результат взаимодействия структурных элементов системного целого.
Таким образом, уголовно-правовое воздействие по степени конкретизации и дифференциации объекта классифицируется на общее, специальное и индивидуальное.
Классификация мер взыскания по характеру предмета правового ограничения может служить основой определения критериев соразмерности совершенного общественно опасного деяния и государственного реагирования на него.
Законодатель четко обращает к правоприменителю требование о назначении меры взыскания с учетом характера общественно опасного деяния. Данное требование формулируется принципом справедливости (ч. 1 ст. 6 УК РФ), общими началами назначения наказания (ч. 3 ст. 60 УК РФ) и правилами назначения отдельных мер (ч. 3 ст. 47, ч. 1 ст. 51, ч. 1 ст. 57, ч. 2 ст. 73 УК РФ). В отношении постановления конфискации, принудительных мер воспитательного воздействия и принудительных мер медицинского характера аналогичные требования не установлены.
УК РФ не определяет, чем обуславливается характер деяния. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» в отличие от постановления №40 от 11 июня 1999 г. такие разъяснения также не даются. По справедливому замечанию В. М. Степашина и А. С. Фролова, «подобный пробел не корреспондирует с многочисленными призывами к судам приводить мотивы всех принимаемых решений в области назначения наказания»20. Постановлением № 40 от 11 июня 1999 г. отмечалось, что характер общественной опасности преступления зависит от объекта посягательства, формы вины и отнесения преступного деяния к соответствующей категории преступлений.
Согласно ч. 1 ст. 15 УК РФ в основу деления преступлений на категории положены характер и степень общественной опасности. Отсюда представляется не вполне обоснованным характер общественной опасности деяния связывать с производным от него признаком степени тяжести содеянного. Легальная классификация сама построена на собирательном классообразующем значении криминального поведения.
По мнению А. В. Корнеевой, форму вины также неоправданно выделять в качестве критерия характера общественной опасности2. На ее взгляд, «характер общественной опасности определяется, прежде всего, теми общественными отношениями, на которые совершено посягательство, т. е. объектом преступления. Преступления, посягающие на одни и те же общественные отношения, принадлежат к одному типу общественной опасности»3.
Единственный критерий, обосновывающий характер общественно опасного деяния, называет А. В. Наумов. Как полагает автор, характер общественной опасности отражает качественное своеобразие преступления и связан с ценностью объекта посягательства, его конкретной определенностью, а также сущностью вызываемых последствий (материальный, физический, моральный, иной вред). Однотипными являются все преступные деяния, посягающие на один и тот же родовой объект21.
Классификация объекта преступления является основанием для распределения составов общественно опасных деяний внутри разделов и глав Особенной части УК РФ. Так, по родовому объекту в порядке социальной значимости охраняемых общественных отношений в законе расположены преступления против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества3.
Совокупный критерий объекта посягательства и формы вины принимается во внимание судебно-следственной практикой при оценке показателей преступлений корыстной, насильственной, корыстно-насильственной направленности.
Такое классифицирование имеет скачки, разрывы, выполнено с применением множественного основания. Недостатки доктринальной разработанности классификации восполняются группировкой деяний по однородным статьям УК РФ, имеющим наибольшее распространение.
Родовой объект общественно опасного посягательства не равнозначен характеру общественно опасного посягательства. Необходимо проведение целенаправленных исследований, выявляющих суть данной проблемы. Можно наблюдать родство классообразующих признаков противоправной и государственной правоограничительной деятельности (общественных отношений и правового статуса личности соответственно). Предположительно, итоговые группы классификации общественно опасных деяний будут весьма близки классификации уголовно-правового воздействия по характеру предмета правоограничений.
Просматривается взаимосвязь объекта общественно опасного деяния и объекта уголовно-правового воздействия. Как замечает А. В. Наумов, «характер совершенного преступления дает представление об определенном криминологическом типе личности виновного (корыстный – кража, мошенничество; насильственный – убийство, причинение вреда здоровью, изнасилование; корыстно-насильственный – разбой и т. д.)»22. Воздействие определяется признаками общественно опасного деяния опосредованно, через однородность с объектом право-ограничительного влияния. Такое родство не следует понимать буквально по принципу талиона. Уголовно-правовое влияние не должно терять ранее определенные признаки законности, достаточности и допустимости правовых ограничений23.
Таким образом, по характеру предмета следует различать: а) по родовому признаку – личное и экономическое уголовно-правовое воздействие; б) по видовому признаку – воздействие, связанное с лишением льгот и преимуществ, предоставленных за прошлые заслуги, направленное на имущественные права, ограничивающее трудовые права, затрагивающее свободу, лишающее жизни.
Обладая признаками единого системного целого, меры уголовно-правового взыскания имеют множество связей и отношений друг с другом. Существо взаимодействия представлено расположением конкретной меры в классификационном ряду и группе дерева классификации. Каждая из групп включает наиболее тождественные средства ограничения юридического статуса личности, характеризуясь общностью предмета воздействия. Элементам отдельных классов свойственен особый предмет воздействия, выраженный в общности характера ограничиваемых (лишаемых) прав и свобод. Интенсивность тождественного правоограничительного влияния внутри обозначенных классов является различной. Эти обстоятельства должны учитываться при постановлении, реализации и замене (изменении) уголовно-правовых мер.
Данная классификация имеет особое практическое значение для научно обоснованной и последовательной реализации уголовно-правовой политики государства в сфере осуществления уголовно-правового воздействия.
Таким образом, классификация уголовно-правового воздействия по характеру предмета правового ограничения может служить основой определения критериев соразмерности совершенного общественно опасного деяния и государственного реагирования на него.
Характер основной направленности (предмет) необходимо принимать во внимание в процессе:
– формулирования условий применения мер в нормах Общей части УК РФ;
– законодательного конструирования санкций за отдельные виды преступлений;
– создания условий, обеспечивающих сохранение постановленного судом первоначального соответствия на стадии реализации уголовно-правовых ограничений;
–
индивидуализации воздействия и избрания
судом меры (формы) реализации государственного
принуждения.
Исследование показало, что одним из средств предупреждения нарушений прав и свобод личности является уголовно-правовая регламентация предмета воздействия либо конкретизация его содержания в дефиниции мер уголовно-правового характера.
Основанием классификации мер воздействия на осужденных справедливо избрать признак правоограничительности уголовно-правовых мер. Этот юридический критерий легко распознаваем. Он выступает существенным, так как связан с природой явления и представляет собой материализованное воплощение реакции на совершение общественно опасного деяния.
Таким образом, классификацию уголовно-правового воздействия можно определить как итоговое представление информации о государственном реагировании на совершение общественно опасного деяния, структурированное по материализованному воплощению сущностного признака в содержании правоограничительной деятельности и представляющее собой совокупность утверждений о мерах уголовно-правового воздействия в виде конечного разбиения элементов, организованных в группы по принципу тождества и различия вызываемого ими лишения (ограничения) прав.
Уголовно-правовое воздействие по степени конкретизации и дифференциации объекта классифицируется на общее, специальное и индивидуальное. Исходя из качественного философского взаимодействия и взаимообусловленности объекта (предмета) социальной деятельности и содержания такой деятельности, детальное, разноуровневое параллельное исследование правового статуса личности и уголовно-правового воздействия имеет особое научное и практическое значение.
Изучение мер взыскания и их классификации позволило выявить имеющуюся потребность в элементах определенного характера направленности. Так, несоразмерность объема элементов внутри классификационных групп указывает, что менее всего в качестве предмета уголовно-правового ограничения (лишения) задействованы имущественные права личности. Отечественную систему следует дополнить общей основной либо дополнительной мерой, однородной по предмету правоограничения штрафу и конфискации имущества.
Внутриклассовое сравнительно-правовое исследование свидетельствует, что необходимо установление более четкой дифференциации подобных мер взыскания. В качестве общего предмета уголовно-правового воздействия могут быть использованы трудовые права личности, связанные с функциями, выполняемыми по основному месту работы.
Межклассовое, или межтаксономическое, соотношение мер уголовно-правового воздействия позволяет рассмотреть механизм их совместной реализации либо последовательного постановления заменяемой и заменяющей меры. Обоснованным представляется установление в качестве правила законодательной регламентации и реализации уголовно-правового воздействия недопустимости однородного совокупного правоограничения. Наиболее эффективным видится сочетание основных и дополнительных мер, принадлежащих к разным классификационным группам и нетождественных по характеру влияния.
Классификация уголовно-правового воздействия по характеру предмета правового ограничения может служить основой определения критериев соразмерности совершенного общественно опасного деяния и государственного реагирования на него.