Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:51, курсовая работа
Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свобод.
Это предполагает и соответствующий уровень уголовно-правовой охраны названных интересов. Речь идет как об охране прав и свобод потерпевшего от преступных посягательств, так и об охране указанных ценностей лиц, совершивших такого рода посягательства. Последнее обстоятельство является важным по двум соображениям.
Введение
Понятие уголовного закон
Структура уголовного закона
Принцип законности
Действие уголовного закона во времени
Действие уголовного закона в пространстве
Понятие и действие обратной силы законности
Толкование уголовного закона
Заключение
Список используемой литературы
Санкцией называется часть статьи Особенной части УК РК, которая определяет вид и размер наказания за данное преступление. Различаются абсолютно определенные и относительно определенные санкции.
Абсолютно определенная санкция указывает вид и точно определенный размер наказания. Такая санкция, по существу лишает суд возможности индивидуализировать наказание и поэтому в законодательстве встречается весьма редко . При этом следует иметь в виду, что суд, руководствуясь ст.55 УК РК, может назначить более мягкое наказание , чем предусмотрено законом.
Относительно определенная санкция указывает вид наказания и его низший и высший пределы. Такая санкция предоставляет суду возможность индивидуализировать наказание, поэтому она весьма часто встречается в статьях Особенной части УК РК. При этом в законе может быть указан как низший , так и высший пределы наказаний (ч.1ст.96, ч.103 УК РК и др.). Иногда законодатель ограничивается указанием лишь на высший предел наказания( ч.2ст.116 УК РК).
В действующем законодательстве также часто встречаются и альтернативные санкции , в которых содержатся указания на два или несколько наказаний, из которых суд может выбрать только одно. Так, согласно ч.1ст.193 УК РК за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем без отягчающих обстоятельств, может быть назначено наказание в виде штрафом в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арест на срок до шести месяцев , либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста месячных расчетных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо без такового.
Призванный выступать в
Тем самым законодатель выделил суть, основное свойство уголовно-правового принципа законности — требование неуклонного соблюдения императивного правила nullum
crimen
,
nulla
poena
sine
lege
(нет преступления, нет наказания без прямого указания на то закона).
Суть принципа законности сводится к тому, что преступность и наказуемость деяния должны определяться только уголовным законом. При этом согласно подпункту 10 пункта 4 статьи 77 Конституции применение уголовного закона по аналогии не допускается. В УК этот принцип закреплен в части первой статьи 9. На практике реализация данного принципа должна вылиться в полном отказе от попыток искусственной криминализации деяний, не попадающих непосредственно под признаки конкретного состава преступления, даже если эти деяния и предоставляют определенную опасность для общества.[6]
Именно на основании принципа законности
решаются важнейшие уголовно-правовые
вопросы об источниках уголовного права
и основании уголовной
Преступность деяния и все его уголовно-правовые последствия не могут быть определены помимо уголовного закона, причем закона, действовавшего во время совершения деяния. Именно такое традиционное понимание принципа обосновывает прямой запрет аналогии уголовного закона и определяет запрет на придание обратной силы законам, устанавливающим преступность (наказуемость) деяния.
Только известный и вступивший в силу закон способен предопределять поведение человека и требовать ответственности за неисполнение устанавливаемых норм: permissum veditur
id
omne
,
quod
поп
reperitur
prohibition
(каждый имеет право считать дозволенным то, что не запрещено законом); moneat
lex
,
priusquam
feriat (пусть закон предостерегает, прежде чем поражает)[7].
И если ранее соображения о праве
законодателя на придание обратной силы
законам, устанавливающим или
Обратная сила уголовного закона -
есть принцип уголовного права, основанный
на гуманизме как философско-
Отдельные исследователи, подчеркивая значение принципа обратной силы уголовного закона, отмечают, что принцип обратной силы уголовного закона должен быть размещен в преамбуле Уголовного кодекса.
Действие уголовного закона во времени регулируется ст. 4 УК, которая гласит:
«Преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния, независимо от времени наступления последствий». Под совершением деяния понимают случаи как оконченного преступления, так и действий, образующих предварительную преступную деятельность. Действующим признается закон, вступивший в юридическую силу и не утративший её в установленном законом порядке. Введению уголовного закона в силу предшествует принятие, подписание и опубликование. Эта процедура определяется Законом РК от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах» (ст. ст. 29; 31; 36). Вступивший в силу уголовный закон действует до его отмены или замены новым законом. С этого момента старый уголовный закон считается утратившим силу и применению не подлежит (на примере УК КазССР прекратившим действие с 1 января 1998 г.).
Временем совершения преступления
в соучастии признается время
совершения деяния исполнителем. Рассматривая
все длящиеся и продолжаемые преступления
как одно целое, следует признать,
что длящееся преступление, которое
осуществлялось и после издания
нового закона, равно как и продолжаемое
преступление, из которого хотя бы одно
действие учинено после введения
в действие нового уголовного закона,
следует рассматривать как
Специального рассмотрения заслуживает вопрос об обратной силе уголовного закона (ст. 5 УК). В соответствии с принципом обратной силы закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на преступления, совершенные до вступления такого закона в силу.
Устраняющим преступность считается закон, который декриминализует деяние, т.е. не признает его преступлением.
Смягчающим признается закон, по которому, например, сокращаются минимальный и (или) максимальный пределы наказания; один вид наказания заменяется на другой более мягкий или когда санкция нового закона предусматривает альтернативу выбора мер наказания, дающую право суду избрать более мягкое.
Иное улучшение положения лица, совершившего преступление, может быть связано с сокращением сроков для УДО; сроков давности в порядке ст. ст. 69 и 75 УК; сроков погашения судимости.
Снижение наказания, если последнее уже было назначено при действии прежнего УК, производится до максимального предела, установленного статьей нового закона.
Обратная сила распространяется на всех лиц, совершивших преступление, осужденных, отбывающих наказание и отбывших его, но за которыми еще сохраняется судимость.
Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Недопустимость придания обратной силы уголовному закону, усиливающему ответственность , основана на том, что при совершении деяния до издания такого закона не могло еще быть предупредительного воздействия более сурового уголовного закона.
Действие уголовного закона всегда ограничено определенной территорией.
Это связано, во-первых, с выполнением
основных задач уголовного Кодекса
– охранительной и
Принцип территориальности сводится к тому, что лицо, совершившее преступления на территории РК, подлежит ответственности по настоящему Кодексу. Согласно ч.2 ст. 6 УК преступлением, совершенным на территории РК, признается деяние, которое начато или продолжилось, либо было окончено на территории РК.
Территория РК в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной. Ст. 1 Закона «О государственной границе РК» от 13 января 1993 г. следующим образом определяет пределы этой границы: «Государственная граница РК есть линия и проходящая по этой линии плоскость, определяющая пределы территории – суши, вод, недр и воздушного пространства Казахстана. Государственная граница определяется международными договорами Республики Казахстан, ратифицированными Парламентом Республики Казахстан».
Государственная граница устанавливается:
на суше – по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
на море – по внешнему пределу
территориального моря Республики Казахстан.
Территориальные воды – морской
пояс, прилегающий к побережью
или внутренним водам страны и
составляющий часть государственной
территории. Ширина прибрежных морских
вод определяется международными договорами
Республики Казахстан, ратифицированными
Парламентом Республики Казахстан.
Режим территориальных вод
На Каспийском море акватория, относящаяся к внутренним водам, определяется международными договорами РК, ратифицированными Парламентом Республики Казахстан.
Уголовный закон действует и в случае совершения деяний на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РК (ч.2 ст.6 УК).
Границей воздушного пространства
является вертикальная поверхность, проходящая
над сухопутной и водной территориями,
в том числе и над
Часть 3 ст. 6 УК регулирует порядок
ответственности за совершение преступлений
на судах, осуществляющих плавание или
полет под флагом РК. Если совершается
преступление на судне, приписанном
к порту РК и находящемся в
открытом водном или воздушном пространстве,
ответственность наступает по УК
РК. Под открытым морем понимают
водную поверхность, расположенную
за пределами территориальных вод
какого-либо государства и находящуюся
в общем пользовании
В случае совершения преступления на территории РК уголовной ответственности подлежат граждане РК, иностранцы и лица без гражданства. Исключением из этого общего положения следует считать вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом. В ч.4 ст. 6 УК определено, что вопрос об уголовной ответственности таких лиц в случае совершения ими преступления на территории РК, разрешается в соответствии с нормами международного права. Согласно ст.28 Указа Президента РК, имеющего силу Закона, от 19 июня 1995 г. «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан» такие лица выдворяются за пределы РК.
Иммунитет представительства иностранного
государства заключается в том,
что неприкосновенными являются
помещения дипломатического представительства.
Власти государства пребывания не имеют
права проникать в эти