Уголовно-правовая борьба с терроризмом и действиями террористического характера в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Все вышеизложенное определило выбор темы данного исследования и говорит о несомненной актуальности данной темы. Цель исследования – углубленное и всестороннее рассмотрение понятия терроризм, состава преступления - террористический акт, а также других преступлений террористического характера и выявление проблем борьбы с терроризмом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Терроризм – глобальная проблема современности………………………..…6
1.1. История развития терроризма в России………………………………….…6
1.2. Понятие терроризма и действий террористического характера в
Российской Федерации………………………………………………………….12
1.3. Виды терроризма и действий террористического характера………...…. 24
2. Уголовно-правовая борьба с терроризмом и действиями террористического характера в Российской Федерации………………………………………..…..34
2.1. Проблемы совершенствования законодательной базы противодействия терроризму и действий террористического характера………………………..34
2.2. Проблемы практического противодействия террористической деятельности………………………………………………………………….… 45
Заключение……………………………………………………………………… 57
Глоссарий………………………………………………………………………...62
Список использованных источников …

Работа содержит 1 файл

Уголовная ответственность за терроризм.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

     Борьба  с терроризмом основывается на следующих  принципах: законность; приоритет мер  предупреждения терроризма; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; сочетание гласных  и негласных мер борьбы с терроризмом; комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер; приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; минимальные уступки террористам; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами  и средствами при проведении контртеррористических  операций, а также состава участников указанных операций. 

     Существенным  условием, которое могло бы препятствовать росту терроризма и способствовать более успешной борьбе с ним –  приведение национального законодательства в соответствие с международными  стандартами. Для решения проблемы антитеррористической деятельности во всем мире были приняты такие международные акты, как: Конвенция о создании международного  уголовного трибунала для привлечения террористов   к ответственности (принял Совет Лиги Наций в 1937 году), Конвенция о предупреждении и наказании терроризма (организация Американских государств, 1971 год), Конвенция о физической защите ядерных материалов МАГАТЭ, 1980 года), Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (ИКАО, 1990 года), Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма  (Генеральная Ассамблея ООН, 1994 года).        В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального Закона «О борьбе с терроризмом» (утратил силу с введением в действие ФЗ РФ «О противодействии терроризму»), предусматривающим возможность создания антитеррористических комиссий на федеральном и законодательном уровнях, Постановлением Правительства РФ33 «О Федеральной антитеррористической комиссии» была образована  Федеральная антитеррористическая комиссия и утверждено Положение о ней. Основные задачи этой комиссии – определение стратегических  мер борьбы с терроризмом, выявление его причин и условий и поиск путей их устранения, информационное обеспечение такой работы, совершенствование законодательства, касающегося вопросов борьбы с терроризмом.

     Следует обратить внимание на такую актуальную проблему  борьбы с терроризмом, как финансирование террористической деятельности. Пока не будет ограничены финансовые потоки, питающие террористическую деятельность, борьба с терроризмом не может быть успешной.  Важным шагом вперед в этой сфере  является принятие 9 декабря 1999 года на очередном заседании Генеральной Ассамблеи ООН Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, как одной из мер по ликвидации международного терроризма.  

     Анализируя  правовой аспект борьбы с терроризмом  следует отметить, что,  не смотря на значительное количество нормативных  актов, положения которых  закрепляют основные направления борьбы с терроризмом, не все вопросы на сегодняшний день разработаны действующим законодательством РФ, а также имеются проблемы в нормах уже действующих законов.   Полагаю необходимым в рамках работы рассмотреть такой вопрос, как влияние средств массовой информации (далее СМИ) на терроризм.  Главный вывод давно сделанный учеными: терроризм возник вместе со СМИ и связан с ними неразрывно. Современный терроризм – родной брат телевидения. Он не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило в каждый дом. Сегодня телевидение России - соучастник террористов, оно вдумчиво и творчески делает именно то, что требуется террористам – рассказывает о них и показывает результаты их  деятельности. 

     Значительное  место вопросам терроризма уделено в УК РФ. Однако, следует отметить пробелы и недостатки уголовного законодательства, регулирующего борьбу с терроризмом, часть из которых  уже  была рассмотрена выше.            Так, содержание термина «значительный имущественный ущерб», использованного в диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ аналогично содержанию термина  «значительный ущерб», употребленного в составах преступлений против собственности  главы 21 УК РФ.         Освещая проблему уголовно-правового регулирования борьбы с терроризмом, нельзя не остановиться на вопросах разграничения терроризма  и смежных составов преступлений, Наиболее сложным представляется разграничение терроризма  с убийством лица или его близких в связи с осуществлением  данным лицом служебной деятельности  или выполнением общественного долга, совершенное с особой жестокостью или совершенным общеопасным способом, с убийством по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести (п.п.   «б», «д», «е.1», «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ).   

     Определенные  трудности возникают при разграничении  таких очень схожих  по многим признакам  преступлений, как терроризм  и бандитизм.  Объектом бандитизма также является общественная безопасность. Основными разграничительными признаками  этих преступлений выступают элементы объективной стороны и цели совершения  преступлений. Обязательный признак объективной стороны бандитизма – создание устойчивой, вооруженной группы (банды) в целях нападений на граждан и организации.  При терроризме создание  террористической  группировки  - лишь приготовление к квалифицированному терроризму, а террористический акт, совершенный организованной группой – лишь  квалифицированный признак терроризма. Целями бандитских нападений являются различные материальные интересы: завладение имуществом, оружием, наркотиками, запугивание предпринимателей и т.п. Цели террористов скорее идеологические – устрашение населения, оказание воздействия на органы власти для принятия ими решений, необходимых террористам.     С учетом вышеизложенного в заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на необходимость как можно скорее разработать единую концепцию антитеррористической деятельности в современных условиях и привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами.

     Надо разобраться в истоках терроризма в нашей стране. Ведь это не армия и воевать с ним армией нельзя. Одна из причин – коррупция, которая сегодня существует практически на всех уровнях власти. Как действуют террористы? Они покупают людей, причем далtко не всегда за большие деньги, поскольку много в той  же милиции бедных работников, и достигли своих целей. Коррупция, бедность, развал экономики – все это взаимосвязанные вещи.

     Что касается спецслужб, нужно пересмотреть отношение к ним. Очень много  профессионалов ушли из ФСБ и МВД. Их приняли на высокие зарплаты коммерческие структуры. Если хотим восстановить потенциал наших спецслужб, то надо увеличить их финансирование. Свои ряды бандиты пополняют за счет чеченской бедноты, безработной молодежи, обездоленных людей, чью жизнь разрушила война.

     «России объявлена война» - сказал министр  обороны.  Если война, то и законы должны быть военного времени. Мы должны определить, что убийца не только тот, кто нажимает на крючок автомата, но и тот кто тайно продал ему этот автомат, кто пропустил с ним к безоружным людям, кто заплатил за выполненную «жестокую работу». Поэтому нужно внести в законы мирного времени поправки военного характера, ужесточающие наказание за пособничество терроризму. Люди, которые помогли двум чеченским самоубийцам попасть на самолеты за определенную сумму денег, должны быть судимы по тем же высшим меркам, что и убийцы, ибо без их пособничества убийство могло не совершиться.

     Сам Президент признал: правоохранительная, судебная системы погрязли в коррупции и во взяточничестве. Коррупция расцвела махровым цветом после реформы. Пожизненность, несменяемость судей, с одной стороны, дает им уверенность в своих действиях, но с другой стороны – это гарант вседозволенности, недосягаемости судей. Ни для кого ни секрет, что наши правоохранительные органы очень плохо оснащены. Неудовлетворенна и их социальная защищенность, низкая заработная плата, лишение мизерных льгот. Это самые злободневные причины расцвета коррупции в судебных и правоохранительных органах.

     С чего же надо начинать, чтобы прекратить коррупцию во всех эшелонах власти?  Когда Президент признает, что  вся правоохранительная система  пронизана коррупцией, это значит, что на пути терроризма стоит дырявая  стена. Не укрепив ее, нечего рассчитывать на успех. А как крепить, если у офицера спецслужбы грошовая зарплата и живет он с семьей в общежитии и каждый день знает, что случись с ним беда, детям рассчитывать не на кого.

     С введением в действие ФЗ РФ «О полиции» ситуация в правоохранительных органах должна существенно улучшиться. Все сотрудники, принимаемые на службу в полиции проходит жесткий отбор и в обязательном порядке проходят переаттестацию.

     Укреплять органы правопорядка можно только одновременно с двух сторон. С одной – не на проценты, в разы повышать финансовое обеспечение. С другой – в разы поднимать требовательность. За хорошую зарплату, уважение общества можно требовать высокой отдачи и честного служения государства.

     Эти проблемы как раз и призван  решить ФЗ «О полиции».

     Представляется, что решение данной проблемы осуществимо путем формирования в системе МВД специализированной структуры, координирующей деятельность, с достаточно полным нормативно-правовым обеспечением (по типу управления ФБР по действию в кризисных ситуациях).

     В 2003г. был создан Центр по борьбе с терроризмом (Центр «Т») при ГУБОП СКМ МВД России. Более четкое разграничение компетенции служб по противодействию терроризму необходимо как в МВД, так и в других силовых ведомствах.

     Не  менее актуальным является ресурсное  обеспечение превентивных мер в борьбе с терроризмом. Так, еще ФЗ «О борьбе с терроризмом» (утратил силу) предусмотрел для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, создание антитеррористических комиссий на федеральном и региональном уровнях. Такие комиссии на федеральном и региональном уровне успешно работают.

     Представляется  необходимым разделить ответственность  по проведению контртеррористических  операций между ФСБ, МВД, МО, ФПС в  зависимости от объекта террористической акции и ее целей. Освобождение заложников, скорее всего, входит в компетенцию местного УВД, а при захвате, например, атомной станции или другого подобного объекта может потребоваться вмешательство и ФСБ, и МО, И МВД.

     Для борьбы с терроризмом необходимо сформировать четкую управленческую структуру, возможно, с заместителем Председателя Правительства в главе, в которую могут входить руководители силовых министерств – в зависимости от объекта воздействия террористов, в субъекте федерации – заместитель председателя правительства республики либо главы администрации области  и руководителя силовых ведомств.

     Так же необходимо, чтобы правоохранительные органы осуществляли мероприятия по выявлению фактов незаконной продажи  оружия, боеприпасов, ОВ, сильнодействующих  препаратов. В этих целях, безусловно, полезны предпринимаемые государством меры по усилению охраны наиболее важных государственных и общественных объектов, а также объектов по производству и хранению огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

     В современных условиях отпор терроризму немыслим без претворения в жизнь принципа международного сотрудничества в борьбе с этим явлением.

     Как известно, приоритет в борьбе с  терроризмом российское законодательство отводит ФСБ. В настоящее время  ФСБ РФ поддерживает официальные контакты более чем с 80 правоохранительными органами и спецслужбами иностранных государств. Практически со всеми из них осуществляется практическое взаимодействие по линии борьбы с международным терроризмом. В реалиях международных отношений Россия не только не является противником стран Запада, но автоматически становиться их естественным союзником, при этом уже действующим в течение ряда лет на собственных фронтах той войны, к которой после терактов готовиться США и Запад в целом34.

     Терроризм стал вселенским явлением, и обмен  опытом борьбы с ним – на пользу всем. Например, есть предложения использовать израильский опыт борьбы с террористами. Начиная от подготовки специалистов по собеседованию с будущими пассажирами  авиакомпании, способных выявить боевика еще до полета, и кончая такой неоднозначной мерой, как арест родственников террориста. Многие с ходу отметают этот путь: брать близких бандитам людей – жен, отцов, матерей и торговаться их жизнями с террористами, но Кавказ – особый регион. Здесь очень сильны родовые, кровные связи. Пусть бандит, а так же его близкие знают, что за убийство заложников террорист может заплатить благополучием своих родственников.

     Когда в Беслане заканчивался бой, двое бандитов связались по мобильному телефону с одной из арабских стран. Наши спецслужбы расшифровали разговор. Понимая, что жить им осталось немного, убийцы детей кричали далеким хозяевам, что они хотят в рай. Мы убеждаем себя и других, что терроризм не имеет национальности. У нас принят закон, запрещающий отдавать убитых террористов родственникам, их хоронят без имен и надгробий.  Все должны знать, и шахиды в первую очередь, что, убив «неверных», в рай они не попадут. Их зароют в ямы как собак, завернув в «свиные шкуры».

     К сожалению, в оценках терроризма многие страны придерживаются двойных стандартов. Скажем, Германия выражает нам сочувствие в связи с кровавыми событиями. И то же время тамошний парламент принимает у себя одного из террористов, который находиться в международном розыске.

     Для борьбы с международным терроризмом необходима разработка на международноправовом уровне базовых принципов борьбы с терроризмом, среди которых неотвратимость ответственности за участие в актах терроризма и содействие им, недопустимость уступок террористам и двойных стандартов в отношении к терроризму и террористам; необходимо создание единого мирового антитеррористического центра.

Информация о работе Уголовно-правовая борьба с терроризмом и действиями террористического характера в Российской Федерации