Уголовно исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:57, доклад

Описание работы

Классификация уголовных наказаний и система
органов и учреждений, их исполняющих
Исполнение уголовных наказаний признается исключи-
тельной функцией государства, для осуществления которой,

Работа содержит 1 файл

уип.docx

— 46.68 Кб (Скачать)

 

1. периодическое представление  г-ом докладов о соблюдении прав человека.

 

2. сообщения иностранных  г-в о нарушениях гражд-их и полит-их прав, применении пыток, др жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

 

3. индивидуальные жалобы  лиц, находящихся под юрисдикцией  РФ, по указанным выше случаям.

 

4. посещения членами Европейского  комитета по предупреждению пыток  мест лишения свободы г-ва-члена Совета Европы.

 

2-ая и 3-я формы международного  контроля появились в 1991 году  в результате признания нашим  г-ом компетенции Комитета ООН по правам человека и Комитета ООН против пыток принимать и рассматривать сообщения др-х г-в и жалобы физических лип о нарушениях прав человека на территории РФ. Этой формой международного контроля установлено право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в межг-ные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутриг-ные средства их правовой защиты.

 

Г-ый контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.

 

 

 

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

 

 

 

УИК впервые выделил самостоятельный  вид контроля суда за деятельностью  учреждений и органов, исполняющих  наказания. Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, существует 4-х видов.

 

1. При рассмотрении дел  по спорам, вытекающим из гражд-их, сем-ых, тр-ых и адм-ых правоотношений, и дел особого производства, осущ-ый по правилам гражд-ого судопроизводства.

 

При производстве гражд-их дел деятельность администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, может явл предметом спора сторон по гражд-му делу. К примеру, при разрешении иска лица, утратившего трудоспособность во время отбывания лишения свободы, о возмещении ущерба, причиненного ему по вине исправительного учреждения. Либо, наоборот, при разрешении иска исправительного учреждения, иных юр-их или физ-их лиц о взыскании материального ущерба, причиненного осужденным во время отбывания наказания. Деятельность персонала может быть предметом судебного исследования, оценки и соответствующего реагирования при рассмотрении гражд-их дел в порядке особого производства (например, при решении вопроса о признании осужденного ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами), по делам, возникающим из адм-но-правовых отношений.

 

2. За деятельностью персонала  – это контроль при производстве  по уг-ым делам, осущ-ый по правилам уголовного судопроизводства. Его можно подразделить на два подвида:

 

а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде;

 

б) контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора  суда.

 

Контролирующие функции  суда проявляются при рассмотрении уг-ых дел о преступлениях, связанных с нарушением законности со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания: злоупотребление служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, халатность и др должностные преступления.

 

Судебный контроль имеет  место при рассмотрении уг-ых дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. При рассмотрении таких уг-ых дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав осужденных, и в случае их установления суд обязан отреагировать на них путем вынесения частного определения с целью предупреждения подобных действий в будущем.

 

Контроль суда за деятельностью  учреждений и органов, исполняющих  наказания, проявляется в стадии исполнения приговора, включающей в  себя обращение приговора к исполнению, а также решение большого блока  вопросов, касающихся различных аспектов исполнения наказания. Суд-ый контроль может осущ-ся и при рассм-ии судом вопросов освобожд-я от отбывания наказания. Это такие случаи, как:

 

условно-досрочное освобождение от наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в  дисциплинарной воинской части, лишения  свободы и пожизненного лишения  свободы;

 

освобождение от дальнейшего  отбывания наказания осужденных в связи с их болезнью;

 

освобождение от дальнейшего  отбывания наказания осужденных, отбывающих обязательные работы, в  случаях признания их в уст-ом порядке инвалидами 1 или 2 группы;

 

освобождение осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи  с беременностью или наличием детей, от отбывания оставшейся части  наказания.

 

Контрольные функции суда проявл-ся и при рассмотрении им вопросов замены наказания другим его видом, как с учетом примерного поведения осужденного, так и в связи с уклонением от отбывания назначенного наказания. К числу первых следует отнести замену лишения свободы, ареста (для военнослужащих) либо содержания в дисциплинарной воинской части более мягким наказанием; замену осужденной, которой предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, оставшейся части наказания более мягким наказанием. К числу последних – замену исправительных работ лишением свободы; штрафа – обязательными работами, исправительными работами или арестом и т. д. К этой же группе следует отнести решение суда о возвращении осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, в соответствующее учреждение для отбывания неотбытой части наказания.

 

Последняя группа – это  вопросы, связанные с местом и  временем отбывания (исполнения) наказания. Учреждения и органы, исполняющие  наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания  наказания в виде ограничения  свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы. В  отношении таких наказаний, как  штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и г-ых наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе и конфискации имущества, в суд сообщается об окончании их исполнения.

 

3. При рассмотрении судом  предложений, заявлений и жалоб  осужденных на действия персонала.  Предложения, заявления и жалобы  могут быть вручены осужденными  непосредственно судье. Судьи осуществляющие судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания, при исполнении служебных обязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения.

 

Предложения и заявления  осужденных рассм-ся судом в обычном порядке. Для рассмотрения жалоб на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, уст особый процессуальный порядок, который применяется в случаях, уст-ных законод-ом РФ. Могут быть обжалованы действия г-ых орг, общ-ых организаций и должностных лиц:

 

в результате которых нарушены права и свободы гражданина,

 

созданы препятствия осущ-ию гражданином его прав и свобод,

 

на гражданина незаконно  возложена какая-либо обязанность,

 

незаконное привлечение  к ответственности.

 

Не могут быть обжалованы в суд в соотв-ии с указанными законод-ыми актами действия или решения должностных лиц, в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

 

 

 

Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

 

 

 

Ведомственный контроль за деятельностью уголовно-исправительных инспекций, арестных домов, исправительных центров и учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, осущ-ся Минюста РФ. Формы ведомственного контроля Минюста России разнообразны. Контроль за деятельностью учреждений и орг, исполняющих наказания, осущ-ся путем предоставления отчетности, в том числе г-ной статистической, в вышестоящие органы управления этими учреждениями и органами.

 

Важными формами контроля за деятельностью персонала являются ревизии или проверки производственной либо финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Эта форма применяется при осущ-ии контроля за деятельностью администрации учреждений и органов, которые осущ-ют производственную либо финансово-хозяйственную деятельность.

 

Одной из форм ведомственного контроля является посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, которое осущ-ся должностными лицами вышестоящих орг без специального на то разрешения. В процессе таких посещений контролирующие функции осущ-ся путем личного ознакомления должностных лиц с усл-ми и результатами деятельности администрации, усл-ми содержания осужденных и правопорядком во время исполнения наказания и т. д. Во время посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводить опрос персонала и осужденных, знакомиться с необходимыми документами, например личными делами осужденных, и т.п.

 

Предложения, заявления и  жалобы на действия администрации могут  быть поданы на личном приеме осужденных, их родственников, иных граждан, который, осущ-ся в процессе проведения комплексного инспектирования учреждений и органов, исполняющих наказания, либо их целевой проверки. Кроме того, личный прием может осущ-ся и в процессе повседневной деятельности, вне связи с инспекторскими или целевыми проверками деятельности персонала.

 

При значимости форм ведомственного контроля наиболее важной формой явл-ся инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, которое осущ-ют центральные органы уголовно-исполнительной системы Минюста России. В процессе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, в комплексе. Применительно к исправительным учреждениям проверке подлежит оперативно-служебная, производственная, финансово-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных и т.п.

 

Инспекторская проверка, как  и иные формы ведомственного контроля, важна не только как средство выявления  недостатков в деятельности администрации  этих учреждений и органов, но и как  необходимая мера повышения эффективности  их деятельности. Для выполнения этой задачи по итогам инспектирования разрабатывается  план реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования. После его утверждения за выполнением  плана уст-ся контроль должностных лиц вышестоящих орг, что служит гарантией того, что выявленные недостатки в деятельности персонала будут устранены. За деятельностью дисциплинарных воинских частей, гауптвахт, а также командования воинских частей контроль осущ-ют в порядке, уст-ом воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами, Министерство обороны РФ, Генеральный Штаб РФ.

 

 

 

 

 

 

 

Прокурорский надзор за деятельностью  учреждений и органов, исполняющих  наказания

 

 

 

Согласно ФЗ “О прокуратуре  РФ” прокуратура – единая федеральная  централизованная система органов, осущ-их от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, поднадзорна органам прокуратуры. В порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т. д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

 

Надзор за оперативно-розыскной  деят-ю учреждений и органов, осущ-ся орг-ми прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания в этих учреждениях и органах. Распространяется прокурорский надзор и на деятельность учреждений и органов по исполнению наказания. Предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:

 

законность нахождения лиц  в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание;

 

соблюдение уст-ых закон-ом РФ прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;

 

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

 

Все эти вопросы непосредственно  связаны с оценкой деят-ти персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, рассмотрение законности нахождения лица в исправительном учреждении означает проверку с помощью средств прокурорского надзора действии его администрации. Аналогичное положение имеет место и тогда, когда средствами прокурорского надзора выявляются, предупреждаются и пресекаются действия должностных лиц учреждении и органов, исполняющих наказания, ущемляющие общегражданские права и законные интересы осужденных, уст-ие дополнительные обязанности для осужденных, не обусловленные уст-ыми законом порядком и условиями отбывания наказания.

 

Осуществляя надзор, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора  полномочия, так и специальные  полномочия, предоставленные прокурору  как S надзора за исполнением наказания. Одним из полномочий прокурора явл проверка порядка и условий исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания. В процессе личных посещений прокурор непосредственно знакомится с деятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д.

Информация о работе Уголовно исполнительное право