Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:57, доклад
Классификация уголовных наказаний и система
органов и учреждений, их исполняющих
Исполнение уголовных наказаний признается исключи-
тельной функцией государства, для осуществления которой,
1. периодическое представление г-ом докладов о соблюдении прав человека.
2. сообщения иностранных г-в о нарушениях гражд-их и полит-их прав, применении пыток, др жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
3. индивидуальные жалобы
лиц, находящихся под
4. посещения членами
2-ая и 3-я формы
Г-ый контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.
Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
УИК впервые выделил
1. При рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражд-их, сем-ых, тр-ых и адм-ых правоотношений, и дел особого производства, осущ-ый по правилам гражд-ого судопроизводства.
При производстве гражд-их дел деятельность администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, может явл предметом спора сторон по гражд-му делу. К примеру, при разрешении иска лица, утратившего трудоспособность во время отбывания лишения свободы, о возмещении ущерба, причиненного ему по вине исправительного учреждения. Либо, наоборот, при разрешении иска исправительного учреждения, иных юр-их или физ-их лиц о взыскании материального ущерба, причиненного осужденным во время отбывания наказания. Деятельность персонала может быть предметом судебного исследования, оценки и соответствующего реагирования при рассмотрении гражд-их дел в порядке особого производства (например, при решении вопроса о признании осужденного ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами), по делам, возникающим из адм-но-правовых отношений.
2. За деятельностью персонала
– это контроль при
а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде;
б) контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.
Контролирующие функции суда проявляются при рассмотрении уг-ых дел о преступлениях, связанных с нарушением законности со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания: злоупотребление служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, халатность и др должностные преступления.
Судебный контроль имеет место при рассмотрении уг-ых дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. При рассмотрении таких уг-ых дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав осужденных, и в случае их установления суд обязан отреагировать на них путем вынесения частного определения с целью предупреждения подобных действий в будущем.
Контроль суда за деятельностью
учреждений и органов, исполняющих
наказания, проявляется в стадии
исполнения приговора, включающей в
себя обращение приговора к
условно-досрочное освобождение от наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и пожизненного лишения свободы;
освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных в связи с их болезнью;
освобождение от дальнейшего
отбывания наказания
освобождение осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, от отбывания оставшейся части наказания.
Контрольные функции суда проявл-ся и при рассмотрении им вопросов замены наказания другим его видом, как с учетом примерного поведения осужденного, так и в связи с уклонением от отбывания назначенного наказания. К числу первых следует отнести замену лишения свободы, ареста (для военнослужащих) либо содержания в дисциплинарной воинской части более мягким наказанием; замену осужденной, которой предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, оставшейся части наказания более мягким наказанием. К числу последних – замену исправительных работ лишением свободы; штрафа – обязательными работами, исправительными работами или арестом и т. д. К этой же группе следует отнести решение суда о возвращении осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, в соответствующее учреждение для отбывания неотбытой части наказания.
Последняя группа – это вопросы, связанные с местом и временем отбывания (исполнения) наказания. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы. В отношении таких наказаний, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и г-ых наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе и конфискации имущества, в суд сообщается об окончании их исполнения.
3. При рассмотрении судом
предложений, заявлений и
Предложения и заявления осужденных рассм-ся судом в обычном порядке. Для рассмотрения жалоб на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, уст особый процессуальный порядок, который применяется в случаях, уст-ных законод-ом РФ. Могут быть обжалованы действия г-ых орг, общ-ых организаций и должностных лиц:
в результате которых нарушены права и свободы гражданина,
созданы препятствия осущ-ию гражданином его прав и свобод,
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность,
незаконное привлечение к ответственности.
Не могут быть обжалованы в суд в соотв-ии с указанными законод-ыми актами действия или решения должностных лиц, в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
Ведомственный контроль за деятельностью уголовно-исправительных инспекций, арестных домов, исправительных центров и учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, осущ-ся Минюста РФ. Формы ведомственного контроля Минюста России разнообразны. Контроль за деятельностью учреждений и орг, исполняющих наказания, осущ-ся путем предоставления отчетности, в том числе г-ной статистической, в вышестоящие органы управления этими учреждениями и органами.
Важными формами контроля за деятельностью персонала являются ревизии или проверки производственной либо финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Эта форма применяется при осущ-ии контроля за деятельностью администрации учреждений и органов, которые осущ-ют производственную либо финансово-хозяйственную деятельность.
Одной из форм ведомственного контроля является посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, которое осущ-ся должностными лицами вышестоящих орг без специального на то разрешения. В процессе таких посещений контролирующие функции осущ-ся путем личного ознакомления должностных лиц с усл-ми и результатами деятельности администрации, усл-ми содержания осужденных и правопорядком во время исполнения наказания и т. д. Во время посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводить опрос персонала и осужденных, знакомиться с необходимыми документами, например личными делами осужденных, и т.п.
Предложения, заявления и жалобы на действия администрации могут быть поданы на личном приеме осужденных, их родственников, иных граждан, который, осущ-ся в процессе проведения комплексного инспектирования учреждений и органов, исполняющих наказания, либо их целевой проверки. Кроме того, личный прием может осущ-ся и в процессе повседневной деятельности, вне связи с инспекторскими или целевыми проверками деятельности персонала.
При значимости форм ведомственного контроля наиболее важной формой явл-ся инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, которое осущ-ют центральные органы уголовно-исполнительной системы Минюста России. В процессе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, в комплексе. Применительно к исправительным учреждениям проверке подлежит оперативно-служебная, производственная, финансово-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных и т.п.
Инспекторская проверка, как
и иные формы ведомственного контроля,
важна не только как средство выявления
недостатков в деятельности администрации
этих учреждений и органов, но и как
необходимая мера повышения эффективности
их деятельности. Для выполнения этой
задачи по итогам инспектирования
Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
Согласно ФЗ “О прокуратуре РФ” прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осущ-их от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, поднадзорна органам прокуратуры. В порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т. д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.
Надзор за оперативно-розыскной деят-ю учреждений и органов, осущ-ся орг-ми прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания в этих учреждениях и органах. Распространяется прокурорский надзор и на деятельность учреждений и органов по исполнению наказания. Предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:
законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание;
соблюдение уст-ых закон-ом РФ прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Все эти вопросы непосредственно связаны с оценкой деят-ти персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, рассмотрение законности нахождения лица в исправительном учреждении означает проверку с помощью средств прокурорского надзора действии его администрации. Аналогичное положение имеет место и тогда, когда средствами прокурорского надзора выявляются, предупреждаются и пресекаются действия должностных лиц учреждении и органов, исполняющих наказания, ущемляющие общегражданские права и законные интересы осужденных, уст-ие дополнительные обязанности для осужденных, не обусловленные уст-ыми законом порядком и условиями отбывания наказания.
Осуществляя надзор, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как S надзора за исполнением наказания. Одним из полномочий прокурора явл проверка порядка и условий исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания. В процессе личных посещений прокурор непосредственно знакомится с деятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д.