Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:42, курсовая работа
Целью данной работы является исследование и теоретическое осмысление понятия и принципов уголовной политики, ее развития и направлений реализации.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
- изучение научных представлений об уголовной политике на различных исторических этапах развития России и зарубежных государств;
- определение понятия, содержания и принципов уголовной политики;
- анализ современной криминологической и уголовно-правовой ситуации в России;
- определение понятия и форм реализации современной уголовной политики;
Законодатель обязан, исходя из
анализа социальной и
Очевидна и связанность
Таким образом, можно
2.2. Содержание принципов
Позиции по принципам уголовной политики в науке разнятся, и сильно. Б.Т. Разгильдиев, определяя уголовно-правовую политику, указывает, что она осуществляется «в рамках уголовно-правовых принципов».24 А.И. Бойко называет следующие основные принципы уголовной политики: согласование уголовно-правовых мер борьбы с преступностью с более широким социальными программами и необходимостями; предельно возможная гуманизация употребляемых государством карательных средств; постоянная и своевременная коррекция запретов – (де)криминализация и (де)пенализация общественно опасных поступков; ставка в сфере борьбы с преступностью на профилактику, предупредительные меры, а затем уже расчет на принуждение, пользу от наказания; активное привлечение населения к борьбе с преступностью, расширение социальной базы власти; максимально возможная дифференциация ответственности и индивидуализация наказания.25 Л.В. Баринова, Н.Э. Мартыненко, В.П. Ревин относит к принципам уголовной политики законность, равенство граждан перед законом, справедливость, гуманизм, комплексность, соответствие поставленных задач правомочиям субъектов и их ресурсному обеспечению, принцип опережающего характера стратегических решений.26 В.Ф. Цепелев говорит о принципах социально-экономической и криминологической обусловленности, законности, справедливости, неотвратимости соразмерного правового реагирования на преступность и экономии мер уголовной репрессии, соответствия норм внутреннего российского законодательства, прежде всего уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного, международно-правовым договорам и обязательствам Российской Федерации, научной обоснованности и опережающего характера принимаемых мер воздействия на преступность.27 Э.Ф. Побегайло называет две группы принципов: общие принципы (законность, демократизм, справедливость, гуманизм) и специальные принципы (приоритет профилактики преступлений, неотвратимость ответственности, личная и виновная ответственность, дифференциация ответственности, индивидуализация ответственности, экономия принудительных мер).28
Достаточно часто в науке предлагают не один или несколько принципов, а совокупность принципов, сведенную в систему. Системы принципов уголовной политики тоже разнятся. Так, например, П.Н. Панченко выделяет в них четыре группы:
-общеполитические: законность, справедливость, демократизм и гуманизм;
-общие уголовно-политические: равенство всех перед законом, неотвратимость ответственности, личная и виновная ответственность;
-собственно уголовно-политические: единство правовых и иных мер борьбы с преступностью, взаимодействие правоохранительных органов с иными государственными органами, гражданами, их объединениями и населением в целом, сочетание стратегии и тактики борьбы с преступностью, и другие;
-специальные
уголовно-политические: недопустимость
аналогии уголовного закона, недопустимость
обратной силы более строгого закона,
недопустимость повторного привлечения
к ответственности за одно и то же преступление,
недопустимость смягчения ответственности
по основанию совершения преступления
в состоянии опьянения и другие.29
По моему мнению, уголовно-правовая политика осуществляется в соответствии с теми же принципами, на которых строится и любая другая правовая политика: они сформулированы в общей теории государства и права. Поэтому из числа большого количества различных мнений можно выделить основные, общие принципы уголовной политики:
-Законность
-Демократизм
-Справедливость
-Гуманизм
-Комплексность
Принцип законности сформулирован в ст. 3 УК РФ следующим образом: "преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом". В основе приведенной формулировки, несомненно, лежит положение, известное уже юристам Древнего Рима: "нет преступления и наказания, если они не предусмотрены законом". Иными словами, когда решается вопрос: является ли определенное действие (бездействие) преступлением и подлежит ли лицо, его совершившее, наказанию, необходимо руководствоваться единственным критерием - имеется ли в Уголовном кодексе состав (обобщенное описание типичных признаков) преступления, которому всеми своими конкретными признаками соответствует данное действие или бездействие.30
Таким образом, принцип законности требует обоснованной квалификации деяния по статье (статьям) Особенной части УК РФ в точном соответствии с содержанием закона, запрещающим применение уголовного закона по аналогии. Иными словами, не допускается восполнение обнаружившихся пробелов в уголовном законе путем применения его к случаям, прямо в нем не предусмотренным, хотя бы и частично похожим на те, которые описаны в определенном составе преступления. Принцип законности предполагает не только правильное решение вопросов преступности и наказуемости деяний, но и решение в точном соответствии с уголовным законом всех других вопросов, связанных, например, с уголовной ответственностью и наказанием, применением именно тех норм, которые действуют в данное время и в данном месте, а также общих начал назначения наказания.
Принцип справедливости (ст. 6 УК РФ) сформулирован следующим образом: "наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного". Таким образом, закон связывает прежде всего принцип справедливости с индивидуализацией уголовной ответственности и наказания. В этом аспекте принцип справедливости означает, что законодатель ориентирует правоприменителя не на месть, жалость и тому подобные эмоции, а на необходимость добиваться максимального соответствия наказания характеру общественной опасности деяния (исходя из активной роли в преступлении, интенсивности, упорства, жестокости, профессионализма действий и т.д.), а также иных качеств личности виновного.31
Принцип справедливости в аспекте индивидуализации ответственности предполагает всесторонность, полноту, объективность досудебного и судебного исследования всей совокупности обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу (ст. 60, 89 УК РФ; ст. 73-75 Уголовно-процессуального кодекса, УПК РФ).
Принцип гуманизма связывает с обеспечением безопасности человека и тем, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицам, совершившим преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Принцип гуманизма предполагает направленность уголовного закона на обеспечение безопасности всех членов общества. Речь, таким образом, не идет об абстрактных идеях смягчения ответственности и наказания. Изменения уголовного законодательства также должны осуществляться с учетом социальной и криминальной обстановки и лишь в пределах, которые не ставят под угрозу достижение целей уголовной ответственности и наказания при безусловном соблюдении принципов справедливости и гуманизма. Не менее важно помнить и о приоритетном требовании защищать права и законные интересы потерпевших, жертв преступлений, а не только лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Принцип гуманизма может трактоваться как человечность. В этой связи реализация данного принципа, как и всех других принципов уголовного законодательства, должна обеспечивать эффективную защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств. Принцип гуманизма обеспечивает защиту от избыточности и иной "искаженной" направленности мер уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление. Запрет жестокости или унижения человеческого достоинства преступников вытекает из ст. 21 Конституции РФ и международно-правовых обязательств России. В соответствии с этим в перечне уголовных наказаний и других мер уголовно-правового характера отсутствуют те из них, которые связаны с членовредительством либо причинением физических и психических мучений. Такие наказания, например, как битье камнями, палками, членовредительство, до сего времени сохранились в ряде уголовных законодательств мусульманских государств.32
Принцип демократизма проявляется в различных институтах и нормах уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в том, что деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания, осуществляется на началах широкой гласности и взаимодействия с различными органами и организациями. Так, органы власти субъектов Федерации призваны оказывать финансовую и материальную помощь в приобретении продовольствия, в строительстве необходимых зданий и сооружений, содействовать в предоставлении указанным учреждениям и органам налоговых льгот, кредитов и т.п. Принцип демократизации выражается также в сущности организации воспитательного процесса осужденных, открытости этого процесса, прежде всего в привлечении различных субъектов общественности к исправлению осужденных. Кроме того, принцип демократизма проявляется и в предоставлении права контроля органа государственной власти и органам местного самоуправления, а также в судебном, ведомственном и общественном контроле за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания.
Комплексность в борьбе с преступностью
предполагает: использование возможностей
всех уровней и подсистем уголовной политики
и ее субъектов; отслеживание изменений
во всей цепи причинно-следственных связей
явлений и их последствий; обеспечение
согласованности (координации и взаимодействия)
всех субъектов уголовной политики. Этот
принцип реализуется при подготовке согласованных
планов и программ борьбы с преступностью,
подготавливаемых и реализуемых субъектами
уголовной политики различных уровней,
иными государственными органами и общественными
объединениями Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований.33
Заключение
Уголовная политика (правоохранительная политика) есть политика государства в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина мерами борьбы с преступностью и устранение причин её порождающих, духовно-правовыми, социально-экономическими и политико-юридическими средствами и методами.
Уголовная политика является составной частью социальной политики государства, она связана с внутренней и внешней политикой государства. С содержательной стороны уголовная политика представляет собой такое направление политики, которое определяется программой борьбы с преступностью и причинами её порождающими, а также комплексная программа социально-экономических и политико-юридических мер ее предупреждения. Формулируются цели, принципы и формы реализации уголовной политики, а также нормативно устанавливается исчерпывающий круг субъектов, осуществляющих борьбу с преступностью. Форма реализации уголовной политики – закон. Механизм практического пополнения содержательной стороны уголовной политики государства и внедрения в практику комплекса криминологических мер - принятие законодателем и применение органами уголовной юстиции на практике норм материального, процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, устанавливающих декриминализацию и депенализацию общественно-опасных деяний.
Уголовная политика характеризуется следующими направлениями:
· Уголовно-правовая политика.
· Криминологическая политика.
· Уголовно-
· Уголовно-
Все эти элементы составляют уголовную политику РФ.
Таким образом, уголовная полтика проводится в интересах личности, общества и государства путем обеспечения эффективного проведения социально-экономических и политико-правовых реформ в стране в целях совершенствования нравственного и экологического здоровья личности и общества, формирование свободного демократического гражданского общества и справедливого правого государства, защиты личности, общества и государства от преступных посягательств и возмещения вреда жертвам преступлений, устранение причин и условий, порождающих преступность и фоновые явления ее порождающих.
Целью моей работы являлось
исследование и теоретическое осмысление
понятия и принципов уголовной политики,
ее развития и направлений реализации.
С помощью реализации поставленных ранее
мною задач, а именно, изучение научных
представлений об уголовной политике
на различных исторических этапах развития
России и зарубежных государств; определение
понятия, содержания и принципов уголовной
политики; анализ современной криминологической
и уголовно-правовой ситуации в России;
определение понятия и форм реализации
современной уголовной политики, была
достигнута цель данной курсовой работы.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
Учебная литература:
1. Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности. Спб., 2003
2. Беляев Н.А. Понятие советского исправительно-трудового права и основные принципы советской исправительно-трудовой политики // Вестник ЛГУ. Серия экономики, философии, права. 1958