Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:00, курсовая работа
Целью является исследование вопроса об ответственности за уклонение от уплаты налогов, определение специфики уголовной ответственности, особенностей объекта, субъекта, субъективной и объективной сторон составов уклонения от уплаты налогов, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Задачи исследования данной темы состоят в следующем:
исследование законного и незаконного уменьшения налогов;
необходимость рассмотрения и разрешения проблем, возникающих при возникновении преступлений;
рассмотрение принципов уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственное регулирование налогового законодательства
1.1 Государственная политика в сфере налогообложения и ответственности за нарушения налогового законодательства 5
1.2 Понятие ответственности за нарушение налогового законодательства 8
1.3 Бюджетная система как объект уклонения от уплаты налогов 12
ГЛАВА 2. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов
2.1 Объект и объективна сторона преступления, предусмотренного ст. 243 Уголовного кодекса 20
2.2 Субъект и субъективная сторона уклонения от уплаты сумм налогов, сборов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
К
лицам, фактически исполняющим обязанности
руководителя и главного бухгалтера,
следует отнести тех, кто ставит
подпись на документах налоговой
отчетности, содержащих заведомо ложные
сведения, хотя бы они и не имели
по уставу или доверенности соответствующих
полномочий, либо лиц, чьи указания
выполнялись формальными
Нарушителями,
привлекаемыми к уголовной
Как
уже указывалось выше, уклонение
от уплаты налогов может совершаться
внесением искажений в
Тот
факт, что в организации в ведение
бухгалтерской и налоговой
В
роли исполнителей (тех, кто непосредственно
вносит искажения в налоговую
отчетность) выступают, как правило,
рядовые работники, которые находятся
в зависимом положении от организатора
или подстрекателя. Впрочем, в зависимом,
исполнительском положении
Подстрекателями и организаторами налоговых преступлений могут быть любые сотрудники организации - от генерального директора до рядового служащего. Активную позицию в организации преступлений могут занимать также учредители, акционеры организации и другие лица. При привлечении лица к ответственности в качестве подстрекателя суду необходимо установить, что оно подталкивало исполнителя к совершению действий, которые однозначно преступны. Например, если учредитель велел директору организации внести какие-либо изменения в налоговую отчетность, чтобы уменьшить налогообложение, то это следует рассматривать как подстрекательство. Но в указании изыскать способ снизить налоговые платежи состав преступления отсутствует, так как уменьшение налоговых обязательств может быть достигнуто и за счет непреступных действий.
Широк круг лиц, которые могут быть пособниками преступления. При решении вопроса о привлечении их к ответственности суду следует учитывать психическое давление вышестоящих сотрудников на подчиненных, ставших пособниками невольно. В соответствии с ч.6 ст.16 Уголовного кодекса, пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации или орудий и средств совершения преступления, устранением препятствий либо оказанием иной помощи, либо лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия или средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, либо лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
Представляется,
что можно рассматривать
В случае, если ответственные за уплаты налогов лица не уклонялись от их уплаты, а сокрытие или занижение налоговой базы явилось следствием действий иных лиц, то эти лица при наличии необходимых признаков подлежат самостоятельной ответственности за соответствующее преступление (например, за хищение или служебный подлог).
Должностные лица инспекций Министерства по налогам и сборам, способствовавшие уклонению от уплаты налогов, подлежат ответственности за соучастие в совершении этого преступления и за злоупотребление властью или служебными полномочиями по ст.424 Уголовного кодекса. Если те же лица не принимают меры к изобличению ставшего им известным случая уклонения от уплаты налогов, то они подлежат ответственности за бездействие должностного лица (ст.425 Уголовного кодекса).
Сроки давности привлечения к уголовной ответственности за рассматриваемое преступление исчисляются с момента его окончания. Если же уклонение осуществлялось посредством сокрытия, занижения или непредставления отчетов о наличии объектов налогообложения в течение длительного времени (нескольких сроков уплаты налогов), то срок давности следует исчислять с момента пресечения преступления. Отпадение обязанности платить налоги может быть обусловлено различными обстоятельствами, например, увольнение должностного лица, изменение объема полномочий должностного лица, отчуждение или утрата объекта налогообложения.
Лжепредпринимательство,
сопряженное с уклонением от уплаты
налогов, либо совершением иных преступлений,
квалифицируется по совокупности преступлений.
Сформировавшийся тандем названных
преступлений породил особую форму
предпринимательской
Простота
государственной регистрации в
качестве субъекта хозяйствования и
сказалась на росте числа
Альтернативой
внесения изменений и дополнений
в действующее уголовное
На
наш взгляд, эффективным способом
борьбы с лжепредпринимательством
в Республике Беларусь станет более
тесная связь структурных
Заключение
Не поступление в бюджет и государственные внебюджетные фонды названных средств причиняет существенный вред государству и обществу, поскольку затрудняет реализацию государственных социально-экономических программ, нарушает интересы граждан. Законодательство и другие нормативно-правовые акты Республики Беларусь регламентируют порядок поступления в бюджет и государственные внебюджетные фонды указанных средств, их размеры, возлагают на физических и юридических лиц обязанности вносить в бюджет и государственные внебюджетные фонды соответствующие средства. Общественные отношения, обеспечивающие формирование бюджета и государственных внебюджетных фондов, охраняются законом.
Стремлением налогоплательщиков уклоняться от налогообложения и уплаты налогов и обязательных платежей государство противопоставляет, кроме прочих, по возможности адекватные формы и методы правовой защиты, включая установление уголовной ответственности за общественно-опасные нарушения налогового законодательства.
Таким
образом, уголовная ответственность
за уклонение от уплаты налогов, сборов
является средством уголовно-правовой
охраны отношений, возникающих по поводу
исчисления и уплаты налогов и
сборов. Объектом данного преступления
являются экономические отношения
и отношения в области
В результате проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы.
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов является средством уголовно-правовой охраны отношений, возникающих по поводу исчисления и уплаты налогов и сборов. Объектом данного преступления являются экономические отношения и отношения в области государственного управления, возникающие в связи с уплатой республиканских налогов и сборов. Непосредственным объектом данного преступления является порядок подготовки налогоплательщиком информации об объекте налогообложения.
Действующий
уголовный закон различает два
способа уголовно-наказуемого
Общественная опасность уклонения от уплаты налогов, сборов выражается в причинении материального ущерба государственным фискальным интересам в результате не поступления налога в государственный бюджет в крупном или особо крупном размере. При определении размера такого ущерба необходимо понимать не величину самого объекта налогообложения сокрытого или заниженного виновным, а сумму налога, которую ему следовало уплатить.
Список использованных источников:
Информация о работе Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства