Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:00, курсовая работа
Целью является исследование вопроса об ответственности за уклонение от уплаты налогов, определение специфики уголовной ответственности, особенностей объекта, субъекта, субъективной и объективной сторон составов уклонения от уплаты налогов, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.
Задачи исследования данной темы состоят в следующем:
исследование законного и незаконного уменьшения налогов;
необходимость рассмотрения и разрешения проблем, возникающих при возникновении преступлений;
рассмотрение принципов уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственное регулирование налогового законодательства
1.1 Государственная политика в сфере налогообложения и ответственности за нарушения налогового законодательства 5
1.2 Понятие ответственности за нарушение налогового законодательства 8
1.3 Бюджетная система как объект уклонения от уплаты налогов 12
ГЛАВА 2. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов
2.1 Объект и объективна сторона преступления, предусмотренного ст. 243 Уголовного кодекса 20
2.2 Субъект и субъективная сторона уклонения от уплаты сумм налогов, сборов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В настоящее время как было отмечено выше фактически можно выделить следующие виды ответственности, применяемой за совершение налоговых правонарушений: уголовную, экономическую, административную.
Для
уяснения правовой природы ответственности
за нарушения налогового законодательства
необходимо определиться относительно
общего понятия юридической
Выделяются
два принципиально
Под ответственностью в ретроспективном аспекте понимается ответственность за прошлое деяние, которое выразилось в нарушении правовых норм. Ответственность в позитивном плане понимается как осознание личностью своего долга перед обществом, классом, отдельным коллективом, другими людьми, осознание смысла и значения собственных поступков, согласование их со своими обязанностями, обусловленными общественными связями человека [16, с. 6].
Концепция
ретроспективного (негативного) подхода
в большей степени
Традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданско-правовую и материальную ответственность. Однако в последнее время ряд авторов поставили вопрос о существовании специального вида ответственности - финансовой. В научной литературе высказываются различные точки зрения о правовой природе финансовой ответственности. Одни авторы полагают, что недопустимо само применение термина «финансовая ответственность», другие - считают, что финансовая ответственность по предмету и методу регулирования является разновидностью административной ответственности, поскольку стороны находятся в неравном положении, однако она обладает присущими только ей специфическими признаками [20, с. 49].
Основные виды юридической ответственности предопределяются содержанием санкций, применяющихся за правонарушения. В соответствии со способом, которым они служат охране правопорядка, санкции делятся на два основных вида: правовосстановительные и штрафные (карательные). Первые направлены на устранение непосредственного вреда, причиненного правопорядку (восстановление нарушенных прав, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний), а вторые - оказывают воздействие на правонарушителя в целях общей и частной превенции правонарушений (уголовно-правовые, административные, дисциплинарные и некоторые другие санкции) [18, с. 93]. При этом для правовосстановительной ответственности существенно важно точное определение уже существующих обязанностей правонарушителя и их (в случае необходимости) принудительное осуществление, для штрафной (карательной) ответственности - правильная квалификация правонарушения, индивидуализация наказания или взыскания, реализация примененных к правонарушителю мер принуждения, освобождение его от ответственности, когда ее цели достигнуты.
В этой связи представляется, что нормы налогового законодательства, которые, например, предусматривают взыскание недоимок и пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановительными, а нормы, которые предполагают наложение штрафа - карательными. Однако эти знания не позволяют понять, как соотносится экономическая ответственность, применяемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь к плательщикам за нарушение налогового законодательства, с другими видами ответственности, в частности, с уголовной.
Применительно
к существу исследуемой проблемы
говорить об уголовной ответственности
позволительно лишь в том случае,
когда совершено налоговое
Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти. Оно выступает составной частью бюджетного устройства государства, главным звеном его финансовой системы. В самом общем смысле бюджетная система государства представляет собой целостную совокупность государственного бюджета и местных бюджетов.
Среди
бюджетных отношений, из которых
складывается бюджетная система
государства, особое место занимают
общественные отношения, которые возникают
по поводу установления и взимания
налогов с юридических и
Негативные
последствия налоговых
Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливалась во всех государствах. Отношения по уплате налогов везде считались одинаково важными и охраняемыми. Но вплоть до XVII-XVIII вв. в памятниках уголовного права отсутствуют статьи об ответственности за налоговые преступления. Это объясняется тем, что природа таких преступлений существенно менялась во времени. Изменения были связаны с эволюцией природы самих налогов.
На
заре цивилизации и вплоть до установления
капиталистических
Таким образом, взимание налогов означало осуществление права на господство, а уплата налогов являлась выражением подчинения этому господству. Поэтому нарушение обязанностей по уплате налогов со стороны представителей непривилегированных сословий воспринималось как их протест против своего социального статуса, как неподчинение слуги господину. Иными словами, с точки зрения законодателя того времени, это был бунт, мятеж, то есть государственное преступление. Именно статьи об ответственности за государственные преступления (измена, неповиновение власти) использовались для осуждения недобросовестных налогоплательщиков.
Новое время выдвинуло новый лозунг - я гражданин, и я плачу налоги [14, с.164]. В условиях юридического равенства граждан, которые все без исключения принимают участие в поддержании государственного аппарата, неуплата налога угрожает уже не политическому, а экономическому благосостоянию. Государство провозглашает принцип неприкосновенности частной собственности и отказывается от посягательств на нее. Тем самым оно ставило себя в зависимость от того, насколько добросовестно граждане будут выполнять свои налоговые обязанности. Но и государство в свою очередь постаралось защитить свои интересы, в том числе и уголовно-правовыми методами. Налоговые преступления обретают новую форму, обособляются.
Характерно,
что уголовное законодательство
БССР не знало уголовной
Введение
в действие Уголовного кодекса 1999 г.
ознаменовало собой очередной этап
развития законодательства о налоговых
преступлениях. В нем предусмотрена
ст.243 «Уклонение от уплаты сумм налогов,
сборов». Следует обратить внимание,
что по смыслу данной статьи, объектом
анализируемого состава преступления
являются отношения, возникающие по
поводу уплаты налоговых платежей в
государственные и местные
В
Республике Беларусь устанавливаются
республиканские налоги, сборы (пошлины)
и местные налоги и сборы. Республиканскими
признаются налоги, сборы (пошлины), установленные
законодательными актами и обязательные
к уплате на всей территории Республики
Беларусь. Местными признаются налоги
и сборы, устанавливаемые нормативными
правовыми актами (решениями) местных
Советов депутатов в
Информация о работе Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства