Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:07, курсовая работа
Цель данного исследования – на основе изучения и обобщения теоретического и практического материала, в частности применения УК РФ в свете последних изменений в законодательстве дать целостную характеристику преступления против собственности граждан, с анализом всех аспектов, связанных с квалификацией хищения.
Задачи исследования:
- определить понятие хищения по уголовному праву России;
- дать уголовно-правовую характеристику основного состава хищения;
-выявить проблемы теоретического и научного определения хищения;
Введение 3
1. История развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против собственности. 5
2. Возникновение и развитие общего понятия хищения в российском уголовном праве. Объективные и субъективные признаки хищения. Отличие хищения от преступлений в сфере экономики и экологических преступлений. 15
3. Определение хищения в юридической литературе. Проблемы законодательного и теоретического определения. 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (и последующие редакции) под влиянием германского права разделило кражу на 6 степеней в зависимости от цены украденного (до 1 руб. 50 коп.; от 1 руб. 50 коп. - до 3 руб.; 3 руб. - 4 руб. 50 коп.; 4 руб. 50 коп. - 6 руб.; 6 руб. - 30 руб., свыше 30 руб.). Подобное жесткое и чересчур дробное деление вызывало возражение против самого принципа, компрометировало его. Поэтому в первоначальном проекте Уложения 1903 г. предполагалось отказаться от такого построения норм об имущественных преступлениях. Но, исходя из практических соображений, решено было этот принцип сохранить, но в усовершенствованном виде. Применение же наказания за простую кражу при очень крупной сумме хищения представлялось составителям безусловно недостаточным.
В ст. 581
Уложения 1903 г. предусмотрена
Октябрьская революция ознаменовала переход к новому социально-экономическому строю, при котором особое значение придавалось охране и укреплению социалистической собственности. Уже на второй день после переворота Декрет о земле установил, что порча конфискуемого имущества, принадлежащего народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Указание на необходимость борьбы с хищениями государственного имущества мы находим и в других декретах, изданных в 1917-1921 гг., т.е. до первой кодификации советского уголовного законодательства.
До принятия первого советского уголовного кодекса не существовало единой системы норм о преступлениях против собственности с четко очерченными составами преступлений и соответствующими санкциями. Однако в некоторых декретах делались попытки сформулировать конкретные нормы. Так, декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 июня 1921 г. "О мерах борьбы с хищениями из государственных складов и должностными преступлениями, способствующими хищениям" содержал подробный перечень уголовно наказуемых деяний. В их числе: незаконный отпуск товаров лицам, работающим в органах снабжения, заготовки и производства; сокрытие в целях хищения от учета предметов производства лицами административного и складского персонала; содействие хищениям и умышленное невоспрепятствование хищениям со стороны лиц, охраняющих складские помещения; получение заведомо незаконным путем товаров из государственных складов, баз, распределителей, заводов, мельниц, ссыпных пунктов в целях спекуляции и т.д. Все виды хищения наказывались лишением свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет, а при отягчающих обстоятельствах (многократность деяний, массовый характер хищений, ответственная должность виновного и др.) - расстрелом.
Аналогичные
нормы предусматривались
Поскольку
с конца 1918 г. судам запрещалось
ссылаться на дореволюционное
После принятия Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. ответственность за имущественные преступления стала определяться на основании соответствующих его статей.
Преступлениям
против собственности в Особенной
части Кодекса 1922 г. была посвящена
гл. VI "Имущественные преступления".
Предусматривалась
Диспозиции большинства норм были описательными, содержали четкие признаки конкретных преступлений. Ответственность за ненасильственные формы хищения (кражу и мошенничество) дифференцировалась также в зависимости от формы собственности, хотя и не столь резко, как в дальнейшем. Так, простая кража у частного лица каралась принудительными работами на срок до шести месяцев или лишением свободы на шесть месяцев (п. "а" ст. 180 УК), а такая же кража из государственных или общественных складов и учреждений - лишением свободы на срок до одного года или принудительными работами на тот же срок (п. "г" ст. 180 УК). Наиболее опасным видом кражи признавалось и наказывалось лишением свободы на срок не ниже трех лет или высшей мерой наказания хищение из государственных складов, вагонов, судов и других хранилищ, производившееся систематически, или совершенное ответственными должностными лицами, или в особо крупных размерах похищенного (п. "з" ст. 180 УК).
Однако в скором времени п. "з" ст. 180 был исключен из Уголовного кодекса РСФСР и вместо него появилась ст. 180-а. Отличие ее было в том, что после слов "систематически" были добавлены слова "как путем кражи, так равно и путем учинения подлогов, составления неправильных актов и тому подобных преступных действий".
Это дополнение
имело важное значение для российского
уголовного права. Здесь впервые
термин "хищение" вполне определенно
употребляется законодателем
Нормы о насильственных преступлениях против собственности (грабеж, разбой, вымогательство) не предусматривали дифференциации ответственности в зависимости от формы собственности. Ответственность же за присвоение или растрату дифференцировалась в зависимости от того, кто был субъектом преступления: частное лицо (ст. 185) или должностное (ст. 186).
Предусматривались
два вида грабежа. Простой грабеж,
т.е. "открытое хищение чужого имущества
в присутствии лица, обладающего
или владеющего им, но без насилия
над его личностью" карался
принудительными работами или лишением
свободы на срок до одного года (ст.
182). Более опасным видом был "грабеж,
соединенный с насилием, не опасным
для жизни и здоровья потерпевшего",
который карался лишением свободы
на срок не ниже трех лет со строгой
изоляцией (ст. 183). Выделение насильственного
грабежа в самостоятельный
Для отдельных
видов имущественных
Важно отметить, что разработанная в первом советском уголовного кодексе система имущественных преступлений, равно как и описание отдельных составов, их квалифицирующих признаков были выполнены на высоком юридическом уровне и послужили основой для дальнейшего развития законодательства по борьбе с этими преступлениями. Многие формулировки этого Кодекса используются российским уголовным правом в настоящее время.
Уголовный
кодекс РСФСР 1926 г., изданный в соответствии
с общесоюзными Основными началами
1924 г., сохранил преемственную связь
с Уголовным кодексом 1922 г. Ни система
имущественных преступлений, ни конструкция
отдельных составов не претерпели существенных
изменений. Основные отличия состояли
в следующем. Было установлено еще
более дробное деление кражи
на виды. В некоторых пунктах ст.
162 упоминалось альтернативно
В соответствии с общими направлениями уголовной политики того времени Уголовный кодекс 1926 г. снизил санкции за имущественные преступления по сравнению с прежним уголовным кодексом. Так, простая кража наказывалась лишением свободы или принудительными работами на срок до трех месяцев, а совершенная повторно - лишением свободы на срок до шести месяцев. После отказа уголовного законодательства от кратких сроков лишения свободы за указанные преступления могли назначаться только исправительно-трудовые работы. Максимальное же наказание за кражу личного имущества составляло лишение свободы на срок до одного года, а за кражу из государственных и общественных складов при особо отягчающих обстоятельствах - лишение свободы на срок до пяти. Максимальный срок лишения свободы по Кодексу 1926 г. составлял 10 лет.
В 30-е годы начался процесс усиления репрессивного характера многих уголовно-правовых норм. В числе первых законодательных новелл этого периода следует назвать постановление ЦИК и СНК СССР "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности" от 7 августа 1932 г. Это постановление, как акт высшей юридической силы, вошло в историю под кратким названием "закон от 7 августа 1932 г.". Задача укрепления социалистической собственности решалась путем установления самой суровой репрессии за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте, а также за хищение (воровство) кооперативного и колхозного имущества. В обоих случаях предписывалось применять в качестве меры судебной репрессии высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества.
Установленные
законом санкции были чрезмерно
высокими и почти не оставляли
возможности для дифференциации
ответственности и
Поскольку
ни одна статья Уголовного кодекса 1926
г. об имущественных преступлениях
не была отменена и изменена, возникла
проблема соотношения этих норм с
нормами Закона от 7 августа 1932 г. Эта
проблема была в 30-е годы решена следующим
образом: Закон от 7 августа стал
применяться только к наиболее опасным
видам хищения
В годы Великой
Отечественной войны был издан
ряд законодательных актов, направленных
на усиление ответственности за некоторые
преступления против социалистической
собственности, не подпадавшие под
действие Закона от 7 августа 1932 г. Например,
указом Президиума Верховного Совета
СССР от 23 июня 1942 г. "Об ответственности
за хищения горючего в МТС и
совхозах" было установлено наказание
за это преступление в виде тюремного
заключения на срок от трех до пяти лет.
В некоторых случаях судебная
практика шла по пути более широкого
применения Закона от 7 августа 1932 г. по
сравнению с довоенным
После окончания войны приведенные указания, рассчитанные на военный период, утратили силу. Вновь обострилась проблема чрезмерно мягких санкций за преступления против личной собственности и большого разрыва между наказуемостью преступлений против разных форм собственности. Эта проблема была своеобразно решена в указах Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г.
Указы установили суровую ответственность за преступления против собственности, сохранив дифференцированный подход к охране различных форм собственности. При этом разрыв между наказуемостью хищений социалистического имущества и преступлений против личной собственности граждан был сокращен путем резкого повышения санкций за последние.
По Указу
"Об усилении охраны личной собственности
граждан" наказание за кражу личного
имущества граждан составляло от
пяти до шести лет лишения свободы,
а при отягчающих обстоятельствах
("Кража, совершенная воровской
шайкой или повторно") - от шести
до десяти лет. За разбой устанавливалось
наказание в виде лишения свободы
на срок от 10 до 15 лет с конфискацией
имущества, а при отягчающих обстоятельствах
- от 15 до 20 лет с конфискацией имущества.
При этом были изменены понятия кражи
и разбоя. Кражей стало называться
тайное или открытое хищение имущества.
Разбой же определялся в Указе
как нападение с целью