Убийство матерью новорожденного ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Ранее действовавший Уголовный кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 относил это убийство к "простому" убийству. Действующим Уголовным кодексом Республики Казахстан от 16 июля 1997 года оно не только выделено в самостоятельный состав, но и с учетом особых признаков может быть рассмотрено как убийство при смягчающих обстоятельствах.
Выделение убийства матерью новорожденного ребенка в самостоятельный состав объясняется стремлением законодателя дифференцировать уголовную ответственность за различные случаи посягательства на жизнь человека.
Во время физиологических родов и непосредственно после них женщина переживает сильнейшее физическое и психическое потрясение, испытывает непривычные для организма особые психофизические страдания. Вследствие этого женщина нередко оказывается в тяжелом состоянии, влияющем на психику. Именно такое состояние женщины при убийстве новорожденного признается смягчающим обстоятельством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
УБИЙСТВО МАТЕРЬЮ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА 5
История развития законодательства о детоубийстве 6
Объект преступления 8
Объективная сторона преступления 9
Обстоятельства, смягчающие наказание 10
Убийство матерью новорожденного ребенка как во время родов так и в последующий период 10
Убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации 11
Убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости 12
Субъект преступления 13
Субъективная сторона преступления 15
Разграничение убийства матерью новорожденного ребенка от смежных составов преступлений 17
Разграничение со статьей 96 УК РК 17
Разграничение со статьей 98 УК РК 18
Разграничение со статьей 117 УК РК 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Нормативные акты: 24
Специальная литература 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Так, мать новорожденного ребенка ошибочно представив, что причиной всех ее переживаний, мук, эмоциональной напряженности является именно ее не вполне благополучно прошедшую беременность, она решает избавиться от результата такой своей беременности. То есть это фактическая ошибка. «Фактическая ошибка - это неверное представление лица о фактических обстоятельствах, играющих роль объективных признаков состава данного преступления и определяющих характер преступления и степень его общественной опасности»8.

При аффекте  важно учитывать и индивидуальные особенности виновной. Известно, что к таким особенностям относится и беременность, при которой наблюдается повышенная возбудимость психики женщины.

Аффективное состояние субъекта может быть вызвано  длительной психотравмирующей ситуацией, например, возникшей в связи с  врожденной болезнью новорожденного ребенка. Предположим, что врачи поставили диагноз тяжелой болезни будущего ребенка еще в состоянии беременности женщины. С этого времени у нее начинается психотравмирующая ситуация - процесс накопления отрицательных эмоций в отношении будущего ребенка, который потом окажется тяжким обстоятельством ее жизни, она все время думает нужен ли ей больной ребенок, или нет, или даже может думать о предстоящих муках, в связи в неизлечимостью этого ребенка. Во время или после родов, когда подтверждается то, что ребенок неизлечимо болен, мать не в состоянии контролировать свои эмоции может убить своего новорожденного ребенка, что будет неожиданной для ее самой разрядкой. Если бы она, в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, смогла «взять себя в руки», может быть позже она оставила бы ребенка в родильном доме, или смирившись с со своей тяжелой долей, стала бы сама растить его.

Как видно, из этого следует вывод: мать новорожденного ребенка в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) убивает своего ребенка не с умыслом лишить его жизни, а избавиться от ошибочно представленного в качестве объекта, результата психотравмирующей ситуации. В случае же убийства матерью новорожденного ребенка, субъект выбирает именно лишение жизни своего ребенка.

Внезапно  возникшее сильное душевное волнение матери без длительной психотравмирующей  ситуации, трудно представляется.

Разграничение со статьей 117 УК РК

Объектом  преступления, предусмотренного ст.97 УК является жизнь новорожденного ребенка. Хотя УК РК не содержит определения новорожденности, и обращение к медицинским критериям не дает нам жестких границ, определяющих это состояние ребенка, судебная медицина, объясняя, что тяжелое состояние женщины, вызванное родовыми муками длится в течение суток, определяет новорожденность одними сутками от начала жизни ребенка - физиологических родов, с момента отделения из организма матери. Что значит начало жизни ребенка? «Начало жизни- момент рождения. Однако существует немало религиозных и философских воззрений, согласно которым жизнь человека начинается с момента появления зародыша, и искусственное прерывание беременности рассматривается как убийство (статья 4 Американской Конвенции о правах человека). Есть и смягченный вариант: убийством считается искусственное изгнание плода, уже способного к самостоятельному существованию (при сроке беременности от 7 месяцев). Это социально острый и религиозный вопрос, который в ряде стран выносится даже на референдумы.

Значит  с религиозных и философских  точек зрений в зародыше можно видеть объекта преступления, предусмотренного ст.97 УК, но не с правовой.

Объектом  преступления, предусмотренного ч.1 ст.117 УК являются охраняемые уголовным законом  общественные отношения, на которые  направлено общественно опасное  деяние и которым причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда.

В данном случае на эти общественные отношения  направлено общественно опасное  деяние в виде операций по искусственному прерыванию беременности без соблюдения специальных правил, предусмотренных в ст. 21 Закона РК «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления», то есть незаконное искусственное прерывание беременности вне стационарного лечебного заведения, независимо от срока беременности, вне зависимости от специальных и медицинских показаний с нарушением закона, которым установлены сроки, обстоятельства и место производства аборта. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроках беременности до двенадцати недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний, угрожающих жизни беременной, и ее согласия - независимо от срока беременности9.

Искусственное прерывание беременности это умерщвление  плода до наступления родов, а  не умерщвление рождающегося или родившего, но не начавшего дышать ребенка. Умерщвление рождающегося или родившегося ребенка, безусловно, посягает на его жизнь. Поэтому, можно сделать вывод, что разница объектом убийства матерью новорожденного ребенка и объектом незаконного производства аборта существенная. Объектом преступления, предусмотренного ст.117 УК, являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлено общественно опасное деяние - незаконное производство аборта, изгнания плода из чрева матери вне зависимости от срока беременности.

Разграничение убийства матерью новорожденного и  незаконного производства аборта по объективной стороне рассматривается  тем, что объективная сторона  преступления, предусмотренного ч.1 ст.117 УК, состоит в действиях, которые носят незаконный характер и направлены на прерывание беременности. Также в объективную сторону данного преступления включают и производство аборта с нарушением установленных законом правил. А объективную сторону убийства матерью своего новорожденного ребенка составляют как действия и бездействия субъекта, при которых достигается смерть рождающегося или родившегося ребенка.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.97, является только мать новорожденного ребенка, другие лица могут быть признаны соучастниками, тогда как субъектом преступления ст.117 может быть лицо, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля (или лицо, имеющее такое образование, но нарушающее закон), то есть другое в отношении плода лицо.

Субъективная  сторона ст.97 УК РК представлена прямым и косвенным умыслом, а при незаконном производстве аборта, субъективная сторона представлена только прямым умыслом, виновный сознает, что он производит аборт по просьбе женщины, не имея соответствующего образования и нарушая установленные законом правила производства аборта, и желает совершить эти действия. Мотивы чаще всего корыстные.

Если  производство незаконного аборта вызовет  преждевременные роды и приведет к появлению на свет живорожденного ребенка, которого затем лишают жизни (напр. оставив без ухода), содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений как незаконное производство аборта и убийство.

Частью 4 ст.117 УК предусмотрен и особо квалифицированный  состав. Он констатируется, если действия виновного повлекли по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью.

Объектом  преступления, предусмотренного ч.4 ст.117 УК кроме охраняемых уголовным законом  общественных отношений является и  жизнь и здоровье потерпевшей. Это  дополнительный непосредственный объект. «Дополнительный непосредственный объект появляется в так называемых двуобъектных, или многообъектных, преступлениях. Это - конкретное общественное отношение, причинение вреда которому либо угроза причинения вреда является обязательным условием уголовной ответственности»10.

Здесь предусмотрены квалифицирующие  обстоятельства в виде наступления  по неосторожности смерти потерпевшей  либо причинения ей тяжкого вреда  здоровью. Смерть может наступить  во время аборта или после него, может быть отдалена во времени от совершенной операции, при этом важно установить между незаконным абортом и смертью потерпевшей причинную связь. Понятие тяжкого вреда здоровью включает, в частности, утрату способности к оплодотворению и деторождению.

 

Заключение

В данной работе рассмотрены спорные вопросы  квалификации убийства матерью новорожденного ребенка. Наличие таких вопросов связано с тем, что многие термины, используемые при формулировании рассматриваемого состава преступления, не имеют однозначного и ясного толкования.

Одним из таких спорных вопросов является определение момента начала жизни. Этот вопрос важен для квалификации деяния по ст. 97 УК РК. Сложность состоит в том, что он четко не определен в медицине, поэтому исследователям уголовного права приходится самим отвечать на этот вопрос. Большинство современных исследователей сходится на том, что моментом начала жизни следует признать начало физиологических родов.

Если  при убийстве взрослого человека необходимо установит факт наступления  смерти, то иначе обстоит дело в отношении новорожденного. Важно определить факт наличия жизни - живорожденность. Не изучив нормативные акты Министерства Здравоохранения правоприменитель не сможет установить существование самого потерпевшего, который является конструктивным признаком данного состава преступления.

Много споров возникает и в связи  с формулировками смягчающих наказание  обстоятельств. Используя понятие  «во время родов», законодатель ограничивает время совершения преступления, вызывает споры о возможности применения ст. 97 УК РК при искусственном прерывании беременности и искусственных преждевременных родах.

Особенностью  субъекта рассматриваемого состава  преступления является то, что в  современных условиях указанная  в законе формулировка позволяет  достаточно широко определить круг возможных субъектов. Представляется, что в качестве субъекта следует рассматривать роженицу или родильницу, так как изначально именно ее особое психическое состояние послужило основанием выделения привилегированного состава преступления.

Немало  споров возникает по вопросу о  соучастии в убийстве новорожденного ребенка. В связи с тем, что  соучастия в рассматриваемом  преступлении не может быть, высказываются  разные точки зрения о квалификации действий других лиц, участвующих в  убийстве новорожденного.

Спорным является вопрос и об обоснованности выделении состава преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ. Высказывается  точка зрения, согласно которой жизнь  только что рожденного младенца является полной самостоятельной ценностью; в связи с этим нельзя соотносить степень защищенности новорожденного с психопатологией родившей его женщины. Абсолютно противоположное мнение высказывает русский ученый А. Н. Красиков. Исходя из описания в медицинской литературе состояния женщины в период родов и сразу же после них, он предлагает исключить уголовную ответственность за убийство матерью новорожденного ребенка. «Роженицу, убившую своего ребенка, «наказывает» уже сама природа, т.е. объективно негативные обстоятельства, которые выше ее сил, а государство вдобавок предлагает считать ее преступницей и наказывать лишением свободы»11.

 

Список использованной литературы

Нормативные акты:

  1. Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 г. № 167-1 // Ведомости Парламента РК, 1997 г., №15, ст. 211.
  2. Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 08.08.2002 г. №345-2 // Казахстанская правда от 13.08.2002. Ведомости Парламента РК, 2002 г., №17, ст.154.
  3. Закон РК «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления» от 16.06.2004 г. № 565-2 // Казахстанская правда, от 22.06.2004 г.
  4. Нормативное Постановление Верховного суда «О квалификации некоторых преступлений против жизни и здоровья человека» от 11.05.2007 г. №1 // Казахстанская правда от 31.05.2007 г.

Специальная литература

  1. Уголовное право РФ. Общая часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова - М.: Юристь, 1999.
  2. Познышев С.В. Особенная часть русского уголовного права. Сравнительный очерк. Издание 3-е, исправленное и дополненное. 1912.
  3. Уголовный кодекс Республики Казахстан. Особен. ч.: Комментарий. – Алматы, 2007.
  4. Уголовное право Казахстана. Особенная ч.: Учебник для юрид. вузов // Под ред. И.И.Рогова, С.М. Рахметова. – Алматы, 2001.
  5. Кургузкина Е.Б. Убийство матерью новорожденного ребенка: природа, причины, предупреждение. Воронеж. 1999.
  6. Галиакбаров Р. Особенности квалификации многосубъектных преступлений//Российская юстиция. №10, 2002.
  7. Скляров С.В. Мотивы индивидуального преступного поведения и их уголовно-правовое значение. - М.: Изд. РПА МБ РФ, 2000.
  8. Красиков А. Н. Ответственность за убийство по российскому уголовному праву. Саратов. 1999.
  9. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1,2 / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 1999
  10. Погодин О., Тайбаков А. Убийство матерью новорожденного ребенка // Законность. – 1997.
  11. Попов А. Н. Убийство матерью новорожденного ребенка. СПб., 2001.
  12. Краткая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Петровский Б. В. М., 1999.

Информация о работе Убийство матерью новорожденного ребенка