Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа
Ранее действовавший Уголовный кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 относил это убийство к "простому" убийству. Действующим Уголовным кодексом Республики Казахстан от 16 июля 1997 года оно не только выделено в самостоятельный состав, но и с учетом особых признаков может быть рассмотрено как убийство при смягчающих обстоятельствах.
Выделение убийства матерью новорожденного ребенка в самостоятельный состав объясняется стремлением законодателя дифференцировать уголовную ответственность за различные случаи посягательства на жизнь человека.
Во время физиологических родов и непосредственно после них женщина переживает сильнейшее физическое и психическое потрясение, испытывает непривычные для организма особые психофизические страдания. Вследствие этого женщина нередко оказывается в тяжелом состоянии, влияющем на психику. Именно такое состояние женщины при убийстве новорожденного признается смягчающим обстоятельством.
ВВЕДЕНИЕ 3
УБИЙСТВО МАТЕРЬЮ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА 5
История развития законодательства о детоубийстве 6
Объект преступления 8
Объективная сторона преступления 9
Обстоятельства, смягчающие наказание 10
Убийство матерью новорожденного ребенка как во время родов так и в последующий период 10
Убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации 11
Убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости 12
Субъект преступления 13
Субъективная сторона преступления 15
Разграничение убийства матерью новорожденного ребенка от смежных составов преступлений 17
Разграничение со статьей 96 УК РК 17
Разграничение со статьей 98 УК РК 18
Разграничение со статьей 117 УК РК 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Нормативные акты: 24
Специальная литература 24
Однако данная точка зрения представляется не совсем оправданной. Ведь если психическое расстройство, связанное с родами, может возникнуть у женщины во время родов или в течение послеродового периода, то окончание этого болезненного состояния психики ограничить временными периодами невозможно: оно может длиться достаточно долго, исчисляться даже годами.
Субъект преступления - это физическое вменяемое лицо, достигшее возраста, установленного в уголовном законе. Субъектом состава преступления, предусмотренного ст. 97 УК РК является мать новорожденного ребенка, вменяемая, достигшая возраста 16 лет.
Некоторые исследователи полагают, что в связи с развитием медицины и науки понятие субъекта данного преступления необходимо определять несколько иначе. Так, А. Н. Красиков обращает внимание на то, что женщина может вынашивать в своем организме не своего ребенка. В связи с этим он предлагает заменить понятие «мать» не медицинские термины «роженица» (так называют женщину во время родов) и «родильница» (женщина в период после родов).
Таким образом, в случае убийства новорожденного как во время родов, так и в последующий период субъектом преступления является именно фактическая мать, т.е. та, которая родила и вынашивала ребенка. Это объясняется тем, что выделение данного состава преступления связано с физиологическими процессами, происходящими в организме такой женщины.
Субъектом состава преступления, предусмотренного ст. 97 УК РК, может быть мать, достигшая возраста 16 лет. В связи с этим возникает вопрос, как квалифицировать действия 14-15-летней матери, убившей своего новорожденного ребенка. Ряд авторов отмечает, что в законе этот вопрос оставлен без внимания, поэтому, исходя из содержания закона, такая мать подлежит ответственности по ст. 96 УК РК, т.е. более строгой ответственности, чем 16-летняя.
Такое мнение представляется неверным. Ст. 97 УК РК - это привилегированная норма по отношению к ст. 96 УК РК. Наличие привилегированного состава исключает ответственность за совершение преступления, предусмотренного общим составом. Если лицо, совершившее общественно-опасное деяние, не может быть привлечено к ответственности по привилегированному составу (в силу недостижения возраста), то оно не может быть вообще привлечено к уголовной ответственности.
Под понятием «психическое расстройство, не исключающее вменяемости» в диспозиции ст.97, имеются ввиду психические аномалии, свидетельствующие об ограниченной вменяемости, при которой следует уголовная ответственность. Конечно, при квалификации деяния в таких случаях необходимо проведение судебно-психиатрической экспертизы, которая бы дала конкретные ответы на возникающие вопросы. Например, установить наличие в момент совершения убийства отклонения от нормального состояния, так как убийство через значительный промежуток времени не может объясняться специфическим состоянием женщины. Если заключением судебно-психиатрической экспертизы мать-убийцу признают невменяемой, то есть, то, что она не могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики, она не будет подлежать уголовной ответственности. В отношении нее могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.
Итак, к
основным признакам специального субъекта
относятся физическое лицо - мать новорожденного
ребенка, ее вменяемость и достижение
определенного законом
Соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 97 УК РК, невозможно, так как действия других лиц под данную статью не подпадают. Обстоятельства, на основании которых смягчается ответственность матери, на соучастников детоубийства не распространяются.
Сложности возникают и при квалификации этого преступления, если оно совершено несколькими лицами, так как специальным субъектом является мать ребенка, а групповой квалифицирующий признак отсутствует. «… стали встречаться факты, когда в умерщвлении новорожденного ребенка, наряду с матерью, участвуют другие лица (сожители, подруги, родственники). Квалификация убийства матерью новорожденного ребенка с участием другого лица имеет особенности. Состав привилегированный, более мягкая санкция за совершение преступления, в сравнении с убийством, квалифицируемым по ст.96 УК РК, предусмотрена с учетом эмоционального состояния женщины как во время родов, так и в последующий период. Казалось бы, для соучастника, который признаками специального субъекта не обладает, квалификация должна реализовываться по правилам пособничества совершению преступления. Однако такое решение было бы ошибочным. Субъект выступает «соисполнителем» убийства, но он не является субъектом состава, предусмотренного ст.97 УК РК. По этой причине с учетом правил конкуренции общего и специального состава его действия надлежит квалифицировать по ст.96 УК (соответственно по ее частям и пунктам)»6.
В случае выполнения самой матерью роли организатора, подстрекателя или пособника убийства новорожденного, ее действия, как и действия исполнителя, предлагается квалифицировать как соучастие в убийстве, ответственность за которое предусмотрена п. «в» ч. 2 ст. 96 УК РК. У данной точки зрения существуют противники, указывающие на явную несправедливость квалификации: за причинение смерти ребенку собственными руками мать несет ответственность по привилегированному составу убийства, а в случае причинения смерти чужими руками - по квалифицированному. Поэтому, они предлагают действия матери даже в этом случае квалифицировать по ст. 97 УК РК.
Субъективная сторона преступления - это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступления. Субъективная сторона отражает связь сознания и воли субъекта преступления с совершаемым им общественно опасным деянием. Признаками субъективной стороны преступления являются вина, мотив и цель. Вина является обязательным признаком субъективной стороны, а мотив и цель - факультативными.
Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 97 УК РК, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Мать осознает, что причиняет смерть новорожденному ребенку, предвидит возможность или неизбежность наступления смерти и желает ее наступления (прямой умысел). Либо, мать осознает, что причиняет смерть новорожденному, предвидит возможность наступления смерти, не желает этого, но сознательно допускает либо относится к смерти ребенка безразлично (косвенный умысел).
Неосторожное причинение смерти новорожденному не может влечь ответственности по ст. 97 УК РК.
В связи с тем, что убийство новорожденного совершается с прямым умыслом, то возможно покушение на совершение данного преступления. Для вменения покушения на детоубийство необходимо установить, что виновная действовала с прямым конкретизированным умыслом, направленным на причинение смерти ребенку.
По времени возникновения в теории уголовного права различают умысел заранее обдуманный и внезапно возникший. Уголовное законодательство многих европейских стран придает большое значение этому делению умысла, особенно при посягательствах на жизнь человека. Заранее обдуманный умысел при детоубийстве характеризуется тем, что виновная предварительно более или менее тщательно обдумывает все основные моменты предпринимаемого ею преступного действия. Намерение совершить преступление и само преступление должны быть отделены друг от друга определенным временным промежутком.
В исследуемой ситуации время возникновения умысла, по мнению ряда авторов, должно являться основанием для отграничения привилегированного состава убийства новорожденного (ст. 97 УК РК) от убийства (ст. 96 УК РК). Из смысла диспозиции ст. 97 УК РК следует, что все действия женщины-детоубийцы относятся к моменту родов или к непродолжительному периоду сразу после родов, либо ко времени, в течение которого будет длиться психическое расстройство виновной, либо в течение которого она будет находиться в условиях психотравмирующей ситуации, но эти события должны относиться к моменту родов или к послеродовому периоду, когда уже существует ребенок. Исходя из этого, следует признать, что к уголовной ответственности за детоубийство виновная может быть привлечена только в том случае, если умысел возник во время родов или после них при наличии указанных в законе обстоятельств.
Для убийства новорожденного при внезапно возникшем умысле характерна деформация звена принятия решения. Принятию решения в этом случае присущи следующие черты: оно происходит на усиленном эмоциональном фоне (волнение, страх, физическая боль); решения принимаются в стрессовых условиях и обладают особой значимостью для субъекта; восприятие необходимой для решения информации является неполным, а ее анализ - искаженным; отдельные элементы принятия решения могут происходить на уровне бессознательного, поэтому решение не всегда отчетливо.
Мотивы убийства ребенка в рассматриваемом преступлении для квалификации значения не имеют. Исследуя проблему детоубийств в середине XIX в., Н. С. Таганцев указывал среди мотивов убийств новорожденных стыд, страх суда общественного мнения, боязнь за будущее ребенка.
В УК основной состав убийства и убийство при квалифицирующих обстоятельствах объединены в одной статье (ст.96). Статьей 97, как и статьями 98, 99 и 100 УК, предусматриваются квалифицирующие понижающие опасность обстоятельства, а ч.2 ст.96 УК предусматриваются квалифицирующие отягчающие опасность обстоятельства. По ч.1 ст.96 УК, т.е. как убийство без названных обстоятельств в действиях виновного отсутствуют указанные отягчающие и смягчающие обстоятельства.
По объекту преступления они схожи, по родовому или непосредственному объекту их не различить, разница лишь в том, что предметом преступного посягательства по ч.1 ст.96 УК является жизнь другого человека, предметом посягательства по ч.2 ст.96 являются жизни двух или более лиц, или жизнь лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а по ст.97 УК, является жизнь новорожденного ребенка в период от рождения и в течение суток (1месяца). Как уже было ранее отмечено, убийство новорожденного ребенка более 1 месячного возраста квалификации по ст.97 УК не подлежит.
Объективная сторона простого убийства и убийства матерью новорожденного характеризуется деянием в форме действия либо бездействия. Но обязательным признаком объективной стороны такого деяния, как убийство матерью новорожденного, является короткий промежуток времени между родами и моментом наступления смерти.
Различие по субъекту преступления: субъект преступления, предусмотренного ст.97 УК - специальный, мать новорожденного ребенка, достигшая 16-тилетия, субъект преступления, предусмотренного ст.96 УК - лицо, достигшее 14-ти лет. Надо заметить, что возраст субъекта преступления, предусмотренного ст.97 УК, противоречит возрасту субъекта убийства.
Простое убийство (ст.96 ч.1) с субъективной стороны является преступлением с прямым умыслом. Умыслом охватывается лишение жизни другого человека. По ч.1 ст.96 УК, т.е. как убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств, в действиях виновного отсутствуют смягчающие вину обстоятельства, тогда как в убийстве матерью новорожденного ребенка они имеются, что и относит данное преступление к привилегированным.
Квалифицированное убийство - это убийство при наличии отягчающих обстоятельств. В ч.2 ст.96 УК названы 26 признаков, объединенных в 13 пунктов. Хотя в ст.97 УК и имеются признаки, схожие к признакам преступлений с отягчающими обстоятельствами (напр., убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии; убийство, совершенное с особой жестокостью и т.д.), различие ст.97 УК видно по объекту преступления, субъекту преступления и обязательными признаками объективной стороны.
Объекты преступлений, предусмотренных статьями 98 и 97 (жизнь другого человека, новорожденного ребенка), схожи, как и объективные стороны (действие, бездействие), субъекты (лица, достигшие 16-тилетнего возраста) и их субъективные стороны (могут быть совершены только умышленно). Но как в этом случае определить, какое деяние будет убийством новорожденного ребенка, а какое убийством в состоянии аффекта? Ведь в обеих случаях предусматривается длительная психотравмирующая ситуация, и оба деяния признаются совершенными со смягчающими обстоятельствами?
Во-первых надо уяснить, что убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 98) признается совершенным со смягчающими обстоятельствами, т.к. оно спровоцировано самим потерпевшим (его действиями или бездействиями). Для квалификации убийства по ст.97 УК необходимо установить, что виновный находился в состоянии аффекта, т.е. сильного душевного волнения, которое было вызвано действиями потерпевшего. Закон подчеркивает, что убийство рассматривается совершенным в состоянии аффекта, если оно последовало сразу же за действиями, вызвавшими такое состояние. «Аффект представляет собой «исключительно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, существенно ограничивающее течение интеллектуальных и волевых процессов, нарушающее целостное восприятие окружающего и правильное понимание субъектом объективного значения вещей»7.
В то же время ст. 98 УК РК предусматривает новую форму убийства в состоянии аффекта, если такое состояние вызвано длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. А убийство матерью своего новорожденного ребенка (ст.97) в условиях психотравмирующей ситуации объясняется жизненными обстоятельствами: отказ отца от регистрации заключения брака, от признания новорожденного своим ребенком, отказ со стороны близких в какой-либо помощи, отсутствие жилья и т.п. И ни в коем случае данную психотравмирующую ситуацию нельзя считать возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, новорожденного ребенка.