Толкование Угололвного Закона

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

В уголовном праве толкование имеет своей задачей одну главную цель – способствовать правильному уяснению и точному применению уголовного закона. Речь идет не о том, чтобы с помощью толкования что-либо «исправить», а напротив, добиться точного соблюдения закона. К примеру, с помощью толкования можно и нужно разграничивать такие понятия как «малолетние» и «несовершеннолетние»; «нож» и «холодное оружие», «насилие, опасное для жизни или здоровья» и «насилие, не опасное для жизни или здоровья» и т.п.

Содержание

Понятие и значение толкования уголовного закона…………………………………..
Виды толкования уголовного закона……………………………………………………
Формы, юридическая сила и сфера применения актов толкования………………….
Юридическая природа актов официального толкования……………………………..
Формы актов официального толкования и
необходимость в их издании…………………………………………………………….
Необходимость актов толкования ………………………………………………………
Формы, юридическая сила и сфера применения правоприменительных актов
Акты применения права, их виды………………………………………………………..
Требования, предъявляемые к правоприменительным актам…………

Работа содержит 1 файл

Толкование Угололвного Закона Рк.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

    К общим условиям относятся:

    1. относительная самостоятельность  права, что может оказывать влияние на базис общества. Самостоятельность выражается в конкретной форме. Относительность заключается в том, что право может отставать от развития общественных  
отношений или опережать ход развития. В общественной практике противоречия между юридическим и фактическим незначительные либо кажущиеся. Они могут быть устранены средствами официального толкования компетентными органами.

    2. Наличие общественных противоречий, создающих трудности реализации  права. Они могут быть устранены  с помощью актов толкования (история практики регулирования брачно-семейных отношений; судебная практика по трудовым делам). Например, затруднённое применение норм Трудового кодекса без знания актов официального толкования.

    3. Общие условия обосновываются  потребностями юридической практики. Юридическая практика – это деятельность по внедрению права в общественную жизнь. Содержанием юридической практики является создание и реализация правовых норм, исходя из требования единообразного понимания и применения законодательства.

    Частные случаи необходимости актов толкования многочисленны:

- недостаточная  чёткость выражения мысли законодателя;

- несовершенство  правовых норм из-за несовершенства  законодательной техники;

- специфика  юридической терминологии;

    Проанализировав деятельность Президиума Верховного Совета А.В.Мицкевич выделил следующие случаи возникновения необходимости актов толкования:

- стыковка  межведомственной практики применения  одних правовых норм (например, при  рассмотрении трудовых споров);

- неясность  смысла закона;

- возникновение  конкуренции сопоставляемых законов;

    Н.Н.Вопленко выделяет ещё несколько случаев  возникновения необходимости в  издании актов толкования:

    1. Неверный путь практики реализации  некоторых правовых норм (те исправление  ошибок юридической практики).

    2. Требования мотивированного разрешения  юридических дел. Субъекты правоприменительной  деятельности, осуществляя применение  правовых норм к конкретным  фактам, производят и толкование  норм права (объективизация в  правоприменительном акте). Это проявляется в деятельности судебных органов. Особую роль акты толкования норм права играют в деятельности кассационных и надзорных инстанций (своей деятельностью они показывают нижестоящим судам, как правильно применять правовые нормы).

    Необходимость издания актов официального толкования обусловлена совокупностью объективных и субъективных факторов.

    В юридической практике это способствует осуществлению руководства процессами реализации права в общественной жизни.

Акты  применения права, их виды.

    Итогом  правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.

    Акты  применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они  представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

    Акт применения является одним из видов  правовых актов, который характеризуется  определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит  от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

    Каждый  акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, который  составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов - документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного.

    1Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности.

    Правоприменительные акты можно разделить на группы. Ученые в последнее время предпринимали много попыток выделить и описать отдельные группы актов. Широкое распространение получило разделение на группы ученым Ш.Берени, который дал характеристику их системы в области руководства народным хозяйством:

  • "Собственнические" акты управления;
  • властные акты в области применения права;
  • акты прямого осуществления центрального руководства;
  • координационные акты;
  • ориентировочные индивидуальные акты.

    Такие классификации носят локальный  характер и не могут представить  всю систему применительных актов  органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны быть положены все четыре правила деления объема понятия:

  • наличие одного и того же основания;
  • равенство объема членов классификации объему классифицируемого класса;
  • необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов классификации;
  • логическая непрерывность деления на классы.

    Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные  признаки. К числу таких признаков  можно отнести:

  • цель правоприменительного акта;
  • сферу использования;
  • характер регулируемых отношений;
  • характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;
  • степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;
  • орган, издающий правоприменительный акт;
  • способ принятия акта;
  • особенности содержания акта;
  • форма выражения.

    Акты  применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

  • по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.
  • по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.
  • в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.
  • Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.
  • Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.
  • Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.
  • по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные. Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда). Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий);
  • Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт вступает в законную силу в целом, а не одной лишь резолютивной частью. Все составные части находятся в неразрывном единстве. Вместе с тем, каждая из них имеет относительно самостоятельное значение:
  • в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);
  •   по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;
  • в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;
  •   по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;
  •   по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;
  • в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция.
  • по степени отражения нормативного веления в содержании актов:

    а) первичные

    б) производственные

    в) смешанные

  • по сферам использования:

    а) хозяйственные

    б) социально-культурные

    в) административно-политические.

    Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей  издания данного акта, результатов  его действия, соизмерения результатов  с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

       Требования, предъявляемые к  правоприменительным  актам.

 

    Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменение также всегда связано с уяснением смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительным актам  являются:

    Законность - означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.

    Немаловажное  значение имеет также строгое  соблюдение предусмотренного законом  порядке рассмотрения дела и вынесения  решения, установленной формы акта применения права.

    Обоснованность - это означает, что:

  1. Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
  2. Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;
  3. Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.

    Обоснованность - это подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами.

    Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности с ссылками на целесообразность.

    Второй  аспект целесообразности в праве - это  соответствие деятельности и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.

    Орган применяющий акты, единообразно и  неуклонно исполняя юридические предписания, должен в то же время действовать инициативного максимальным учетом особенностей места и времени исполнения, разумно распределяя кадры и т.д.

    Справедливость - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

    Справедливость  акта применения права - это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества. От того насколько убедительно и морально оправдано решение компетентного органа во многом зависит его авторитет, воспитательное действие. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая, надлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.

Информация о работе Толкование Угололвного Закона