Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:26, курсовая работа
В уголовном праве толкование имеет своей задачей одну главную цель – способствовать правильному уяснению и точному применению уголовного закона. Речь идет не о том, чтобы с помощью толкования что-либо «исправить», а напротив, добиться точного соблюдения закона. К примеру, с помощью толкования можно и нужно разграничивать такие понятия как «малолетние» и «несовершеннолетние»; «нож» и «холодное оружие», «насилие, опасное для жизни или здоровья» и «насилие, не опасное для жизни или здоровья» и т.п.
Понятие и значение толкования уголовного закона…………………………………..
Виды толкования уголовного закона……………………………………………………
Формы, юридическая сила и сфера применения актов толкования………………….
Юридическая природа актов официального толкования……………………………..
Формы актов официального толкования и
необходимость в их издании…………………………………………………………….
Необходимость актов толкования ………………………………………………………
Формы, юридическая сила и сфера применения правоприменительных актов
Акты применения права, их виды………………………………………………………..
Требования, предъявляемые к правоприменительным актам…………
К общим условиям относятся:
1.
относительная
отношений или опережать ход развития.
В общественной практике противоречия
между юридическим и фактическим незначительные
либо кажущиеся. Они могут быть устранены
средствами официального толкования компетентными
органами.
2.
Наличие общественных
3. Общие условия обосновываются потребностями юридической практики. Юридическая практика – это деятельность по внедрению права в общественную жизнь. Содержанием юридической практики является создание и реализация правовых норм, исходя из требования единообразного понимания и применения законодательства.
Частные случаи необходимости актов толкования многочисленны:
- недостаточная
чёткость выражения мысли
- несовершенство
правовых норм из-за
- специфика юридической терминологии;
Проанализировав деятельность Президиума Верховного Совета А.В.Мицкевич выделил следующие случаи возникновения необходимости актов толкования:
- стыковка
межведомственной практики
- неясность смысла закона;
- возникновение
конкуренции сопоставляемых
Н.Н.Вопленко выделяет ещё несколько случаев возникновения необходимости в издании актов толкования:
1.
Неверный путь практики
2.
Требования мотивированного
Необходимость издания актов официального толкования обусловлена совокупностью объективных и субъективных факторов.
В
юридической практике это способствует
осуществлению руководства
Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.
Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.
Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.
Каждый акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов - документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного.
1Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности.
Правоприменительные акты можно разделить на группы. Ученые в последнее время предпринимали много попыток выделить и описать отдельные группы актов. Широкое распространение получило разделение на группы ученым Ш.Берени, который дал характеристику их системы в области руководства народным хозяйством:
Такие классификации носят локальный характер и не могут представить всю систему применительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны быть положены все четыре правила деления объема понятия:
Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:
Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
а) первичные
б) производственные
в) смешанные
а) хозяйственные
б) социально-культурные
в) административно-политические.
Выявление
эффективности
Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменение также всегда связано с уяснением смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительным актам являются:
Законность - означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.
Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядке рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.
Обоснованность - это означает, что:
Обоснованность - это подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами.
Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности с ссылками на целесообразность.
Второй аспект целесообразности в праве - это соответствие деятельности и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.
Орган применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должен в то же время действовать инициативного максимальным учетом особенностей места и времени исполнения, разумно распределяя кадры и т.д.
Справедливость - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.
Справедливость акта применения права - это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества. От того насколько убедительно и морально оправдано решение компетентного органа во многом зависит его авторитет, воспитательное действие. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая, надлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.