Толкование Угололвного Закона

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

В уголовном праве толкование имеет своей задачей одну главную цель – способствовать правильному уяснению и точному применению уголовного закона. Речь идет не о том, чтобы с помощью толкования что-либо «исправить», а напротив, добиться точного соблюдения закона. К примеру, с помощью толкования можно и нужно разграничивать такие понятия как «малолетние» и «несовершеннолетние»; «нож» и «холодное оружие», «насилие, опасное для жизни или здоровья» и «насилие, не опасное для жизни или здоровья» и т.п.

Содержание

Понятие и значение толкования уголовного закона…………………………………..
Виды толкования уголовного закона……………………………………………………
Формы, юридическая сила и сфера применения актов толкования………………….
Юридическая природа актов официального толкования……………………………..
Формы актов официального толкования и
необходимость в их издании…………………………………………………………….
Необходимость актов толкования ………………………………………………………
Формы, юридическая сила и сфера применения правоприменительных актов
Акты применения права, их виды………………………………………………………..
Требования, предъявляемые к правоприменительным актам…………

Работа содержит 1 файл

Толкование Угололвного Закона Рк.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

    Кроме верховных судебных инстанций официальное  толкование законов Казахстана могут давать и исполнительные органы, но в пределах своей компетенции и только тех законов, которые они призваны осуществлять. В порядке исполнения законов они издают подзаконные акты с целью их конкретизации и определения порядка исполнения.. В этих актах также могут содержаться положения истолковательного характера. Министерства, ведомства, их управления и отделы рассылают на места документы инструкционно-разъяснительного характера: информационные письма, указания и т. д., в которых тоже могут содержаться разъяснения нормативных актов, указания о порядке их применения. Вышестоящие судебные органы рассылают нижестоящим обзоры практики с анализом недостатков толкования и применения законов. Подобного рода документы имеют скорее информативный, а не строго предписывающий характер, характер советов, рекомендаций о том, как следует толковать и применять соответствующие нормативные акты. Так как эти документы исходят от вышестоящих органов, то они обладают достаточной степенью авторитета и направляют деятельность нижестоящих инстанций в нужное русло.

    Неофициальное толкование бывает:

  1. обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином);
  2. профессиональным (дают юристы);
  3. доктринальным (научное разъяснение юридических норм).

    Неофициальное толкование осуществляется субъектами, деятельность которых в этой области  не является официальной. Ими являются научные учреждения, ученые, адвокаты, юрисконсульты и т. д. Неофициальное толкование необязательно для других субъектов. Сила и значение такого толкования зависят от личного авторитета интерпретатора, от обоснованности и аргументированности его истолковательных выводов. Разновидностью неофициального толкования является доктринальное (от слова "доктрина" - наука), которое делается учеными-юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону и т. д. Доктринальное толкование, как научное, нельзя противопоставлять официальному, как ненаучному. Официальное толкование не в меньшей мере научно, чем доктринальное. Например, официальное толкование, даваемое высшими судебными инстанциями, основывается на всестороннем научном обсуждении практики применения толкуемых актов в научно-консультационных советах при этих инстанциях. В них принимают участие крупнейшие ученые-юристы страны. Достоинство доктринального толкования заключается в том, что в пользу того или иного истолковательного вывода в монографии, статье и т. д. приводится развернутая аргументация и рассуждения автора. В актах же официального толкования фиксируются только выводы, положения, раскрывающие смысл нормы права, а аргументация выводов отсутствует. 

         Юридическая природа актов  официального толкования.

    Акты  толкования можно выделить в группы разъяснений, издаваемых различными компетентными органами. Из этого деления можно определить степень обязательности, форму и порядок доведения до сведения субъектов права. Поэтому акты толкования можно подразделить на:

    - акты толкования органов государственной  власти;

    - акты толкования органов государственного управления;

    - акты толкования органов суда, прокуратуры, МВД, арбитража;

    - акты толкования общественных  организаций;

    Многоуровневый  характер системы актов официального толкования определяется иерархичностью и сложным составом органов, осуществляющих разъяснение смысла правовых норм. Существуют следующие уровни актов:

    - уровень руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РК

    - разъяснения судебных коллегий  Верховного Суда РК

При этом приоритет толкования осуществляется по юридической  
силе.Проанализировав различные официальные разъяснения, видно, что они представляют собой объективированное выражение уяснения и разъяснения структурных элементов правовых норм. Содержанием акта толкования выступают разъяснение, уточнение либо конкретизация обстоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой нормы права.

    Целостность системы актов официального толкования основана на единстве их юридического содержания, и подтверждается следующими признаками:

    1. Акты официального толкования обладают государственной обязательностью, т.к. это одна из форм юридической деятельности компетентных органов. Эта обязательность подтверждается конкретно-надзорными полномочиями вышестоящих органов. Игнорирование официальных разъяснений в процессе реализации правовых норм влечёт отмену правоприменительных актов.

    2. Акты официального толкования  имеют форму аналогичную другим  правовым актам. Они бывают  в виде постановлений, указов  президиума Верховного Совета  РК и автономных республик, приказы, распоряжения, письма, постановления, инструкции органов отраслевого управления, акты надзора органов суда, прокуратуры и др.

    3. Иерархичность актов официального  толкования. Для них характерен  признак соподчиненности. Во главе системы Конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е. та же последовательность, что и у нормативных актов. Поэтому во главе мы имеем разъяснения конституционных законов и далее разъяснения законов и подзаконных актов.

    Общая черта актов официального толкования заключается в том, что они не ставят задачу создания новых правовых норм. Их задача – логическое развитие, уточнение и конкретизация действующего права в целях эффективной реализации. Из сказанного становится ясным ответ на вопрос: Официальное разъяснение – это самостоятельная правовая норма или составная часть разъясняемых нормативных актов? Ответ: Это составная часть.

    Основные  свойства актов нормативного и казуального   
толкования.

    Нормативность актов официального толкования включает в себя:

    - нормативность разъяснений, издаваемых  органами, уполномоченными на правотворческую  деятельность. Это органы государственной  власти и управления: толкования  президиума Верховного Совета  РК, министры, государственные комитеты;

    - нормативность разъяснений, издаваемых органами не имеющими права на установление правовых норм (Верховный Суд РК). Такие акты адресованы широкому кругу объектов, их значение не исчерпывается разовым исполнением.

    Нормативность правовых актов и актов толкования проявляется  
в их способности вносить порядок в правовые отношения. Из этого вытекают юридические свойства нормативных разъяснений:

    1. Акт нормативного толкования  – разъяснение, распространяющееся  на широкий круг общественных  отношений, поэтому они имеют  общий характер.

    2. Нормативные разъяснения имеют большую (чем другие виды актов толкования) степень государственной обязательности (разъяснения Президиума Верховного Совета, Совета министров, министерств, государственных комитетов, руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда).

    3. Отличительный признак – это  их специфическая форма письменного  юридического документа, но могут  быть и устные формы.

    4. Направленность актов толкования  на совершение правового  
регулирования и повышение эффективности. Они могут влиять на сложившуюся юридическую практику, уточнять цели и средства правового регулирования, т.е. обеспечивать эффективность правовых норм.

    Аутентическое толкование. Внутри группы актов официального толкования, имеющих нормативны характер, следует выделить группу актов аутентического толкования (аутентическое, те основанное на первоисточнике). Они издаются органами, установившими разъясняемые нормы. Такие акты обладают повышенной степенью обязательности. Их можно рассматривать как акты правотворчества, которым придана обратная сила. Но в противоположность этому утверждению следует отметить то обстоятельство, что толкуемая норма права и после этого акта существует как основная, а разъяснение носит вспомогательный характер.

    Акты  казуального толкования это разъяснения смысла правой нормы, осуществляемые компетентными органами (судебными) применительно к конкретным обстоятельствам, рассматриваемого дела. Они имеют обязательное значение только для данного случая, те имеют разовое значение. Но сделанные по принципиальным делам (особенно в условиях пробела в праве) приобретают значение прецедента толкования. Прецедент толкования – это выработанный правоприменительной практикой  
образец требуемого понимания и применения правовых норм, сформулированный при рассмотрении конкретного юридического дела и признанный в юридической практике (публикуется в специальных юридических журналах). Казуальное толкование используется в правоприменительной деятельности, способствует правильности и законности решения дела. Оно служит обстоятельством, обосновывающим справедливость решения. Существует два вида казуального толкования:

- интеллектуально-волевой  процесс познания реализуемой  нормы;

- составная  часть содержания правоприменительного  акта (мотивировочная часть приговора);

    Внутреннее  содержание казуальных актов - это индивидуализированные право положения, элементы обоснования принимаемого решения. Поэтому можно сказать, что это правообосновывающий правовой акт. Правообосновывающие положения необходимы, так как существует высокая степень обобщённости, абстрактности норм права, которое порождает конкретизацию, как способ реализации права. Поэтому казуальные акты отличаются разовым, конкретным значением.

    Значением актов официального казуального  характера состоит в том, что  они являются образцами наиболее правильного применения правовых норм. Повторяясь, они создают устойчивые правила и служат прообразом будущих нормативных предписаний. 
 

 Формы актов официального толкования и необходимость  в их издании.

 Форма акта официального толкования – это способ изложения государственной воли, содержащейся в правовой норме. Форма может быть внутренней и внешней.

    Внутренняя  форма – это совокупность приёмов и способов, используемых интерпретатором в процессе познания и объяснения, те изложения смысла толкуемых правовых норм. Внутренняя форма подвергает анализу структуру интерпретируемого акта и содержащегося в нём правового положения, устанавливает их связь между собой и разъясняемой нормой. Внутренняя форма определяет построение акта толкования, его композицию. От непротиворечивости разъяснения зависит убедительность акта и эффективность воздействия на юридическую практику.

    Внешняя форма – способ выражения актов толкования в определённых письменных документах. Признаками внешней формы актов толкования являются их реквизиты:

    - наименование органа, издавшего  акт;

    - наименование акта;

    - порядковый номер;

    - дата;

    - содержание самого разъяснения  и подпись руководителя органа;

    Устная  же форма определяется нормами этики  и юридической  
культуры.

    Акт толкования – это юридический документ. Существуют две разновидности актов толкования: акты толкования общего характера и акты казуального толкования.

    Акты  толкования общего характера (те нормативного толкования) имеют установленную  законом форму, аналогичную форме  нормоустановительных документов. Название документов не узаконено, в результате чего появляются приказы, записки, распоряжения, инструктивные письма. Всё это вносит трудности в практику их реализации.

    Акты  казуального толкования содержат разъяснение  смысла правовых норм для конкретных обстоятельств и определённых лиц, являются мотивировочной частью. Акты казуального толкования помещают в Бюллетень Верховного Суда, в журнал «Юстиция». Они могу быть в чистом виде, как разъяснения, адресованные конкретным лицам.

Необходимость актов толкования.

    Необходимость актов толкования заключается в  общих условиях необходимости толкования норм права и конкретными обстоятельствами, вызывающими появление актов  толкования.

Информация о работе Толкование Угололвного Закона