Глава
3. Криминологические
проблемы противодействия
террористической
деятельности
3.1 Причины
и условия возникновения
терроризма
Необходимость обратить внимание
на проблемы терроризма вызывается
тенденцией развития политической
и социально-экономической ситуации на
территории бывшего СССР. Есть основания
полагать, что мы усиленными темпами входим
в полосу резкого роста терроризма.
Российское общество еще в
недавнем прошлом обладало устойчивым
иммунитетом к терроризму, однако
достигшие в обществе уровня конфликта.
Российское государство подошло в своем
развитии к критической черте. Так, по
количеству насильственных акций с использованием
огнестрельного оружия, разного в настоящее
время он нарушен. Объясняется это тем,
что терроризм, являясь по сути сложным
социально-политическим явлением, аккумулирует
в себе социальные противоречия, рода
взрывных или зажигательных устройств
или угроз их применения, захватов заложников,
транспортных средств и средств вооружения,
попыток ядерного шантажа и угроз применения
компонентов химического и биологического
оружия мы имеем реальные шансы превзойти
уровень подобного рода террористических
акций, зарегистрированный на сегодня
в мире.26
Причинный
комплекс, порождающий терроризм, многообразен
и включает:
- глубинные
противоречия в экономической среде, обусловленные
объективными трудностями перехода к
рынку, а также субъективным невосприятием
определенной частью населения новых
экономических отношений либо способа
перехода к ним
- растущую
социальную дифференциацию граждан, из
которых, по данным социологических исследований,
около 20% принимают новые экономические
отношения, примерно 30% оказались люмпенизированными
и 40-50% находятся на перепутье
- низкую эффективность
работы государственного аппарата и правоохранительных
органов
- ожесточенную
борьбу за власть политических партий
и общественных объединений, преследующих
политические цели, либо отдельных групп,
лидеры которых имеют узкоэгоистические
цели
- снижение
эффективности функционирования защитных
механизмов в сфере нравственности и морали,
утрату ориентиров в воспитательной работе,
в первую очередь среди молодежи
- нарастание
тенденции к разрешению возникших противоречий
и конфликтов силовым способом
- усиление
социальных противоречий под влиянием
растущей преступности, особенно организационной,
которая сама по себе создает систему
защиты от правоохранительных органов
и контроля со стороны общества
В обществе, переживающем острый
кризис, активно идет процесс
имущественного расслоения, идеологического
размежевания, организационного оформления
политических движений, партий, разного
рода фондов и организаций,
исповедующих различные политические
взгляды и ведущих борьбу за
власть. В итоге идет политическая
поляризация населения. Демократическая
же сила правового государства,
строительство которого нами
декларируется, именно и состоит
в способности решительно и
незамедлительно противостоять
даже намекам на угрозу терроризма,
откуда бы она не исходила.
Именно угроза террора не должна
оставаться безнаказанной со
стороны уважающего себя государства.27
3.2 Методы борьбы
с терроризмом
Терроризм сегодня является, пожалуй,
самой обсуждаемой темой, потому
как отдельные акты терроризма
не дают обществу спокойно
жить. Эффективность борьбы с
терроризмом зависит от совокупности
многих взаимосвязанных факторов.
Терроризм становится в один
ряд с другими глобальными
проблемами мира третьего тысячелетия.
Успешная борьба с ним во
многом зависит не только от
политической воли и способности
лидеров государств к эффективному
противодействию, но и от состояния
международного сотрудничества
в данной области.
Восьмой Конгресс ООН по предупреждению
преступности и обращению с
правонарушителями, «сознавая серьезную
угрозу, которую национальная и
международная террористическая
преступная деятельность представляет
для социальной и политической
стабильности и жизни огромного
числа людей», определили нижестоящую
программу по контролю над
террористическим насилием:28
- сотрудничество
между правоохранительными, следственными
и судебными органами;
- расширение
интеграции и сотрудничества между правоохранительными
и судебными учреждениями; при этом особое
внимание должно быть уделено уважению
основных прав человека;
- определение
направлений сотрудничества между государствами
в уголовно-правовых вопросах на всех
уровнях системы обеспечения соблюдения
законов и уголовного правосудия;
- активизация
просвещения и расширение подготовки
сотрудников правоохранительных органов
по вопросам предупреждения преступности
и международного сотрудничества в области
уголовного права, включая разработку
специальных курсов по международному
уголовному праву и процедурам в качестве
элемента правового просвещения, а так
же профессиональной и судебной подготовки;
- разработка
программ общего правового просвещения
и расширения осведомленности общественности
путем привлечения средств массовой информации
с целью разъяснения населению той опасности,
которую представляет собой террористическое
насилие;
- обеспечение
эффективного контроля над оружием, боеприпасами
и взрывчатыми веществами и другими опасными
материалами, которые попадают в руки
лиц, могущих использовать их в террористических
целях;
- эффективная
защита свидетелей террористических актов,
судей и работников уголовного правосудия,
включая присяжных заседателей и адвокатов,
участвующих в судебных процессах по делам
о террористических актах;
- разработка
руководящих принципов для средств массовой
информации в целях недопущения создания
сенсаций и оправдания террористического
насилия, распространения стратегической
информации о потенциальных целях и тактической
информации в тот период, когда продолжаются
террористические акты.
Так
же опыт борьбы с терроризмом
на Западе привел к разработке единых
принципов, в числе которых:
- информирование
общественности о мероприятиях, проводимых
правительством, по пропаганде антитерроризма;
- оказание
помощи жертвам терроризма;
- принятие
законов, направленных на борьбу с терроризмом;
- проведение
комплекса мероприятий по усилению охраны
мест скопления людей, жилых районов и
важных государственных объектов;
- координация
антитеррористической деятельности правоохранительных
органов.
В
России также приняты подобные принципы.
В соответствии с Федеральным
законом "О противодействии терроризму"
Правительство Российской Федерации
постановляет:
- Утвердить
правила осуществления социальной реабилитации
лиц, пострадавших в результате террористического
акта, а также лиц, участвующих в борьбе
с терроризмом.
- Установить,
что разъяснения по применению правил,
утвержденных настоящим Постановлением,
в отношении лиц, пострадавших в результате
террористического акта, дает Министерство
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, а по вопросам социальной
реабилитации лиц, участвующих в борьбе
с терроризмом, - соответствующие федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие
борьбу с терроризмом.29
- Утвердить
правила возмещения вреда, причиненного
жизни и здоровью лиц в связи с их участием
в борьбе с терроризмом.30
В 1987 году был создан отдел
по борьбе с терроризмом в
Интерполе для координации действий
стран этой организации, где
собиралась информация о террористах,
находящихся в розыске, об оружии,
взрывчатых веществах, а так
же о способах действий террористов.
Для эффективной борьбы с терроризмом
во многих странах образованы
специальные подразделения. В
США – это подразделения SWAT
(special weapons against terrorists). Которые входят в
состав 58 управлений ФБР. Также в состав
сухопутных войск США включен отряд специального
назначения «Дельта», численностью до
400 человек, готовый действовать как в
пределах своей страны, так и за рубежом.
В
Великобритании специальные подразделения
состоят из :
- группы «голубых
беретов», созданной для защиты дипломатических
представительств в Лондоне;
- антитеррористического
подразделения Скотланд-Ярда, в рядах
которого около сотни детективов, предназначенных
для проникновения в террористические
организации;
- специальной
патрульной группы Скотланд-Ярда, в задачу
которой входит охрана промышленных и
частных владений;
- специального
подразделения воздушных десантников
SAS (special Air Service), созданного для проведения
специальных операций.
В Германии для борьбы с
террористами существует «Девятая
группа пограничной охраны» (GSG
– 9), численностью в 300 человек.
Во Франции имеется специальное
антитеррористическое подразделение
– группа вмешательства (GIGN), включающая
группу захвата, эскадрон парашютистов
и группу обеспечения безопасности Президента
республики.
Наиболее эффективную ведут борьбу
с террористами израильские спецслужбы.
После 5 сентября 1972 года, когда по
вине палестинский боевиков группы
«Черный сентябрь» погибли захваченные
на Олимпийских играх в Мюнхене
11 израильских спортсменов, созданный
на базе израильской разведки
спецотряд «Божья кара» в течение
одного года физически устранил
7 лидеров террористического крыла
Организации освобождения Палестины.
В России функция борьбы с
терроризмом возложена на Федеральную
Службу Безопасности, где также
имеются отряды специального
назначения31.
Исторический опыт России и
современный зарубежный опыт
показывают, что борьба с терроризмом
– это прежде всего разведывательная,
контрразведывательная и оперативно-розыскная
деятельность. Правильная постановка
этих форм работы позволяет
выявлять террористические идеи
на стадии их появления, террористические
организации – на этапе формирования
организационных структур, а террористические
акции пресекать на стадии
планирования и подготовки.
Проведение силовых операций
с привлечением авиации, артиллерии,
спецподразделений – это прежде
всего следствие плохой агентурной
работы.
Размышляя о перспективах борьбы
с терроризмом, следовало бы
начинать с изучения эмбриологии
террора. А именно: с изучения
антигосударственных идей, реализация
которых потребует совершения
акций; сбора информации об
организационном ядре, способствующем
распространению идеи; с организации
контроля за формами и методами
реализации антигосударственной
идеи. Для этого вначале надо
разобрать теоретический аспект
терроризма, установить причины
и условия зарождения и развития
его в определенном регионе
и только потом переходить
к выработке конкретных мер.
32
Одним из фундаментальных обстоятельств,
определяющих, в правовом государстве
успех предупреждения, выявления
и пресечения возможных проявлений
террористического характера, является
создание адекватного социально-политической
и криминальной обстановке в
стране национального антитеррористического
законодательства.33
Тем
не менее правовую основу борьбы с
терроризмом в России составляют
Конституция Российской Федерации,
Уголовный Кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон от 6 марта 2006 года
№35-ФЗ «О противодействии терроризму»,
другие федеральные законы, указы
и распоряжения Президента Российской
Федерации, постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации,
а так же принимаемые в соответствии
с ними иные нормативные правовые
акты федеральных органов государственной
власти.
Заключение
Предупреждение терроризма представляет
собой исключительно сложную
задачу, поскольку это явление
порождается многими социальными,
политическими, психологическими, экономическими,
историческими и иными причинами.
При всём этом терроризм неискореним,
поскольку является разновидностью
извечного и не умирающего
спутника человечества-убийства. Невозможно
представить себе, чтобы когда-нибудь
исчезли с лица земли неистовые
и слепые искатели правды и
справедливости, готовые пожертвовать
собой и другими для всеобщего
счастья или гегемонии своей
социальной или национальной
группы; невозможно представить
себе, чтобы больше не рождались
на земле люди, которые путём
террора решают свои корыстные
задачи, причём не только материальные,
а якобы ради торжества всеобщего
равенства.