Терроризм: понятие, общая характеристика, исторический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Анализ данных вопросов поможет раскрыть причины и условия возникновения самих террористических идей и предпосылок, а значит поможет обезопасить себя и своих близких от возможной террористической опасности. Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию в стране и в мире, и понять что может сделать государство и общество в целом и каждый отдельный гражданин для предотвращения террористического акта.

Работа содержит 1 файл

Курсовая УП Терроризм и борьба с ним (доработанная)))))ыыы.docx

— 70.66 Кб (Скачать)
 
 

                                                        Введение

                 Терроризм. Сегодня, это одна  из самых важных и злободневных  тем, так как никто не может  сказать «это меня не касается».  Терроризм стал, пожалуй, самой  обсуждаемой темой за последние  несколько десятков лет. Включая  телевизор и смотря новости,  читая статьи в газетах, мы  постоянно сталкиваемся с репортажами  и новостями о том, что где  то был совершен террористический  акт. И самое страшное, если  это произошло в нашей стране  и в нашем городе.

                Тема данной курсовой работы  – «Терроризм и борьба с  ним». Исследование этого вопроса  считаю очень актуальным, особенно  сегодня. Целью работы я ставил  анализ истории терроризма, изучение  причин и условий его появления,  а так же методов борьбы  с ним.

                Уголовно правовой анализ статьи 205 Уголовного кодекса Российской  Федерации поможет точно определить  все стороны состава данного  преступления, понять какие лица  могут быть субъектами и что  может быть объектом терроризма. Еще одним способом исследования  данного вопроса является отграничение  состава террористического акта  от других схожих составов  преступлений.

                 История развития законодательства  о борьбе с терроризмом поможет  сравнить старое законодательство  и новый закон. А также новые  принципы и новую политику  в борьбе с терроризмом.

                Также необходимо ознакомиться  с методами борьбы с терроризмом  в Российской Федерации и в  зарубежных станах.

                 Анализ данных вопросов поможет  раскрыть причины и условия  возникновения самих террористических  идей и предпосылок, а значит  поможет обезопасить себя и  своих близких от возможной  террористической опасности. Цель  работы состоит в том, чтобы  проанализировать сложившуюся ситуацию  в стране и в мире, и понять  что может сделать государство  и общество в целом и каждый  отдельный гражданин для предотвращения  террористического акта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1: Терроризм: понятие, общая характеристика, исторический анализ.

     1.1   История терроризма и развитие законодательства об ответственности за         терроризм

             Возникновение революционного терроризма  современники событий относили  к рубежу 70-80-х годов девятнадцатого  века, справедливо усмотрев в  нем явление новое и не имеющее  аналогов. Разумеется, политические  убийства практиковались в Европе  и ранее, в начале и в середине XIX столетия,  как отдельными лицами  и даже организациями. Однако  говорить о соединении идеологии,  организации и действия - причем  носящего "публичный" характер - мы можем говорить лишь применительно  к последней трети XIX века. В  это время террор становится  системой действий революционных  организаций в нескольких странах. 

            Политический террор, применяемый  в современном мире, является  качественно новым феноменом,  существенно отличающимся от  политических убийств, практиковавшихся  в древности и в начале нового  времени. Современный террорист  не только использует методы, отличающиеся от тех, которые  использовал политический, но он  также по-другому смотрит на  свою роль, общество и на значение  своего акта. Столь же справедливо.

           Некоторые ученые связывает возникновение  российского революционного терроризма  прежде всего с борьбой за  социальную революцию; однако  позднее, в начале двадцатого  века, в Российской империи были  представлены и другие типы  терроризма - анархистский и национально-освободительный,  характерный для Польши, Армении  и отчасти Финляндии.

            Возникновение терроризма в России  не было чем-то уникальным в  Европе тех лет; террористические  идеи развивались в работах  германских, итальянских, французских  революционеров (преимущественно анархистов). Однако, генезис террористических  идей в российском освободительном  движении носил достаточно самобытный  характер, а размах, организация  и успех террористической борьбы  русских революционеров сделали  их образцом для террористов  во многих уголках земного  шара. Так, в Индии в начале  века терроризм называли "русским  способом". 1

                В качестве ярких примеров  такого рода террористической  актов России могут служить  убийства царя Александра II, министров Боголепова, Сипягина, Плеве, великого князя Сергея Александровича, а также многих прокуроров, губернаторов и полицейских. Одним из последних террористических актов начала столетия было убийство премьер-министра Столыпина в киевском оперном театре 1 сентября 1911 года. Более полувека основными средствами действий радикалов, направленных против существующей власти, служили револьвер и взрывное устройство. Исполнители этих актов – молодые революционеры, видевшие в убийствах нормальное средство социального и политического изменения России, ниспровержения существующего государственного устройства. 2

                Терроризм оказался в России  весьма живучим; каждое из 'последовательных  поколений' русских революционеров  обращалось вновь к этому оружию, причем интенсивность и размах  террористической борьбы оказывались  с каждым разом все масштабнее.

                Размах терроризма на рубеже  восьмидесятых годов дает основания  определить два последних десятилетия  как период расцвета терроризма. Сейчас в мире действуют более  500 террористических организаций  и групп экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено  более 6 тысяч актов терроризма, в результате которых погибли  и получили ранения около 25 тысяч человек. География терроризма  в последние годы весьма расширилась  и он начал распространяться  по всем континентам, появляясь  в государствах, ранее отличавшихся  своим спокойствием и внутриполитической  стабильностью.

                Но с «развитием» террористических  методов, развивались и методы  борьбы с ним, а также законодательство  о борьбе и противодействии  терроризму.

                 Норма об уголовной ответственности  за терроризм впервые была  введена в российское уголовное  право в 1994 году, а затем в  другой редакции была воспринята  новым Уголовным кодексом Российской  Федерации 1996 года.

                 Поиски оптимального решения  законодательной формулировки понятия  терроризма продолжались и далее.  В 1999 году часть 3 статьи 205 Уголовного  кодекса была дополнена новыми  объективными признаками.                        Однако проблема терроризма остается  весьма актуальной для науки  уголовного права и в настоящее  время.3

                  Новый Федеральный закон от 6 марта  2006 года №35-ФЗ кардинально изменил  сложившуюся было систему   взглядов понимания терроризма, принципов противодействия данному  явлению. Прежде всего это статья 2  закона «Основные принципы  противодействия терроризму». В  Федеральном законе №130-ФЗ «О  борьбе с терроризмом» во второй  статье было всего девять основных  положений (принципов) противодействия  терроризму, тогда как нынешний  список законодатель расширил  до тринадцати. Так, в ранее  действующем законе первым провозглашался  принцип законности и только  на шестой позиции находился  принцип приоритета защиты прав  лиц, подвергающихся опасности  в результате террористической  акции. В настоящее же время  на первой позиции нашел свое  отражение принцип обеспечения  и защиты основных прав и  свобод человека и гражданина, что, несомненно, является положительным  моментом, потому как только права  и свободы являются высшей  ценностью человека и гражданина, согласно второй статье Конституции  Российской Федерации.  Совершенно  новые, ранее не провозглашавшиеся  принципы нашли свое место  в законе:

  • Недопустимость политических уступок террористам;
  • Минимализация или ликвидация последствий появлений терроризма;
  • Соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности;
  • Сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму.4

               В настоящее время правовое  определение понятия терроризма  закрепляется в статье 205 Уголовного  кодекса и в статье 3 Федерального  закона «О противодействии терроризму».  Статья 205 Уголовного кодекса определяет  терроризм как одно из преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, а статья 3 Федерального закона  рассматривает терроризм как  «идеологию насилия и практику  воздействия на принятие решений  органами государственной власти, органами местного самоуправления  или международными организациями,  связанные с устрашением населения  и иными формами противоправных  насильственных действий.5 Законодатель в данном законе в отличие от прежнего признал терроризм явлением общественно-политической жизни и отказался от его определения путем обобщения признаков преступлений, предусмотренных статьями 205, 207, 277 и 360 Уголовного кодекса. Терроризм – это прежде всего явление политическое, социальное, имеющее длительную историю и являющееся реакцией на имеющиеся конфликты в общественных и государственных отношениях. Таким образом, в данном законе терроризм расценивается не как отдельный состав преступления уголовного законодательства, а как некое криминологическое понятие.6

                    Законодательно определено понятие  «противодействие терроризму», которое  включает также вводимые законодательные  термины «борьба с терроризмом»  и «профилактика терроризма».  Таким образом, в соответствии  с пунктом 4 статьи 3 Федерального  закона «О противодействии терроризму»  под противодействие понимается  деятельность органов государственной  власти и органов местного  самоуправления по:

  • Предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
  • Выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
  • Минимализации и ликвидации последствий проявлений терроризма.7

                   Закрепление понятия «противодействия  терроризму» в законе говорит  о намерении государства решать  вопросы профилактики террористической  преступности. Однако, законодатель  ограничился лишь включением  термина «предупреждение», не предлагая  каких-либо конкретных мероприятий,  мер профилактики. Ведь наиболее  значимым для общества является  профилактическое направление в  деятельности государства в сфере  снижения влияния преступности  на социальную жизнь вообще  и каждого индивида в частности.  Действительно, целесообразней и  проще предупреждать совершение  преступлений, чем задействовать  колоссальные экономические и  человеческие ресурсы в деятельности  по восстановлению социальной  справедливости, исправлении отступившихся  членов общества. В системе мер  по предупреждению и профилактике  терроризма особое место должны  занять комплексные целевые мероприятия,  направленные на противодействие  организованной преступности, незаконному  обороту наркотиков, преступлениям,  совершаемым несовершеннолетними.  8

                Существенной новизной данного  закона, внесшей широкий общественный  резонанс, является положение о  применении Вооруженных Сил в  контртеррористических действиях.  Согласно стать 6 Федерального  закона, Вооруженные Силы Российской  Федерации могут применяться  для:

  • Пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
  • Пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а так же для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
  • Участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законодательством;
  • Пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.9

               Общими условиями использования  Вооруженных Сил на уничтожение  захваченного террористами объекта  являются отсутствие контроля  со стороны наземных пунктов  управления, нарушения воздушного, водного пространств, неподчинение  радиоканалам или визуальным  сигналам, и при тои условии,  что были исчерпаны все обусловленные  сложившимися обстоятельствами  меры, существует реальная опасность  гибели людей либо наступления  экологической катастрофы. Здесь  можно провести аналогию с  понятием крайней необходимости  статьи 39 Уголовного кодекса, когда  намеренно наносимый вред менее  предотвращаемого.

Информация о работе Терроризм: понятие, общая характеристика, исторический анализ