Террористический акт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 08:57, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ уголовно-правовых аспектов данной тематики, изучение проблемных сторон квалификации терроризма, с последующим внесением корректировок и дополнений для урегулирования возможных правовых пробелов в этой области.

При написании данной курсовой работы, были поставлены следующие задачи:
Изучить общие характеристики, а также особенности проблематики квалификации терроризма в уголовном праве России.
Проанализировать изученный материал, рассмотреть данную проблематику с нескольких позиций.
Предложить собственные пути выхода, решения найденных правовых пробелов.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

      - начиная с 1970-х годов ООН приняла свыше десятка антитеррористических документов;

      - созданы и действуют международные  структуры, функциями которых  полностью или частично является  противодействие терроризму (к примеру,  Международная организация уголовной  полиции (ИНТЕРПОЛ), Европейское  полицейское ведомство (ЕВРОПОЛ), Антитеррористический центр СНГ (АТЦ СНГ) и др.);

      - на 13-ой сессии Совета министров  внутренних дел Лиги арабских  государств был принят проект «Кодекса поведения» в борьбе с терроризмом. Он запрещает предоставлять национальную территорию для планирования и проведения террористических акций, оказывать финансовую, материальную и иную помощь террористическим организациям.

      - Россия подписала межправительственные  меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области гражданской авиации, в которых предусматриваются формы двустороннего оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, создаваемых акциями террористов на гражданских авиалиниях. Развивается плодотворное сотрудничество в вопросах борьбы с терроризмом с США, Великобританией, Турцией, Францией, Германией.

      Особого внимания заслуживает сотрудничество России в области борьбы с терроризмом  со странами-участницами Содружества  Независимых государств41.

      Государства Содружества, в частности Россия, Таджикистан, Кыргызстан, совместно с другими государствами СНГ предприняли конкретные меры по координации усилий в борьбе с международным терроризмом на территории бывшего СССР. Результатом этого стало решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. о создании Антитеррористического центра государств – участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ). В августе 2001 года в Киргизской республике создана Оперативная группа АТЦ СНГ по Центрально-азиатскому региону, которая осуществляет мониторинг оперативной обстановки в сфере противодействия международному терроризму на южных рубежах Содружества и работает в тесном контакте с компетентными органами по борьбе с терроризмом Казахстана, Киргизской Республики, России и Таджикистана42

      В результате заседаний Совета глав государств СНГ, прошедших в Москве 25 января 2000 г. и 21 июня 2000 г., была принята Программа государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г43.    
 

     Заключение 

     Работу  над своим дипломным проектом я начала с изучения истории терроризма, без знания которой, как мне кажется, невозможно постичь его смысл и определить истоки. В свою очередь, только четкое представление о том, что же являет собой терроризм, в чем состоят причины, порождающие его, и каковы мотивы, заставляющие людей заниматься террористической деятельностью, может стать основой для разработки мер по предупреждению действий террористов и определения эффективных методов борьбы с этим сложнейшим и опаснейшим явлением.

     Терроризм и террористы существовали в обществе задолго до  появления  этих терминов. Обзор истории терроризма позволяет понять, что вне зависимости от мотивов использования методов террора (от  самопожертвования на благо общества и действий в «высших интересах  человечества» до желания самоутвердиться или захватить власть), он в любые  времена сопряжен с агрессией, жестокостью, отрицанием общечеловеческих ценностей, желанием бросить вызов всей социально-политической и юридической системе. Смысл террористического акта состоит в невозможности законными средствами заставить общество и государство считаться с потребностями определенных лиц или группы лиц (террористические организации). А попытки радикально изменить  существующие порядки или повернуть ход социальной истории вспять, пусть даже из лучших побуждений, лежат через анархию, хаос, террор.

     Терроризм имеет довольно много разновидностей, но в любой форме  он является самой опасной по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям социально-правовой проблемой XXI столетия. Еще не так давно терроризм был локальным явлением, однако за последние 10-15 лет приобрел глобальный характер и все больше угрожает безопасности многих стран, оказывает сильное психологическое давление на их граждан, влечет огромные политические, экономические, моральные потери, уносит все больше жизней ни в чем не повинных людей.

     Среди политических причин появления терроризма в России можно  отметить утрату общенациональной идеи как политического  стержня общества, расшатывание основ  федерализма, ослабление государственных устоев и институтов власти, обострение политической борьбы, беззаконие и  коррупцию. Конечно, нельзя утверждать, что все эти обстоятельства  обязательно имеют «террористический выход», но в сочетании с различными  видами социальных конфликтов и беспомощностью властей они создают благоприятные условия для развития  и роста терроризма.

     В такой ситуации совершенно очевидно, что без масштабного государственного вмешательства обойтись невозможно. Никакая личность не в состоянии  обеспечить свою индивидуальную безопасность без функционирования государственной системы безопасности, а преодолеть экономический кризис, ликвидировать угрозу безопасному развитию общества, своевременно не допускать перерастание опасности в угрозу невозможно без жесткого государственного регулирования во всех сферах жизни. Поэтому приоритет в обеспечении общественной безопасности должен быть за государством.

     К сожалению, приходится констатировать факт, что терроризм неискореним, так как является частью извечного  и неумирающего спутника человечества – преступности. Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы. Также невозможно представить, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства.

      Тем не менее, цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать  распространяться этому злу и вовремя выявлять террористическую угрозу. Сегодня совершенно очевидной является необходимость определить и проанализировать причины, проблемы, сущность и тенденции терроризма, как можно скорее разработать формы, методы и эффективные средства борьбы с ним.

     Как уже было изложено в данной работе, в российском уголовном законодательстве существует немало недостатков и  упущений. Такие пробелы  не только позволяют террористам и их «спонсорам» уходить от ответственности, но и ослабляют борьбу с преступностью в целом. Со всей определенностью можно утверждать, что не изменив уголовно-правовой основы борьбы с терроризмом, не исправив дефектов уголовного закона в этой сфере, невозможно создать качественный закон по борьбе с терроризмом. Правовая регламентация – одна из важнейших составляющих всего комплекса мер по борьбе с терроризмом, она должна иметь единую четкую концепцию, быть ясной и понятой, способной к эффективному применению на практике, а также должна служить гарантией от произвола субъектов антитеррористической деятельности. Помимо того, необходимо привести национальное законодательство в соответствие с международным, а также с учетом тенденций современного терроризма модернизировать Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы РФ, Федеральный закон «Об оружии», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», которые позволят расширить возможности правоохранительных органов по выявлению, пересечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности.

      Все чаще в последнее время звучат высказывания о том, что было бы правильным применять к террористам правила  об ответственности соучастников, которые  применялись в отношении нацистских военных преступников, т.е. каждый участник террористической организации должен нести ответственность за всю ее преступную деятельность. Похожую мысль высказал 9 мая 2002 г. и президент страны В.Путин после взрыва в г. Каспийск во время праздничного парада, в результате которого погибло более 40 ни в чем не повинных людей, в том числе дети, женщины, ветераны. Президент заявил, что подобные бесчеловечные акции дают нам все основания относиться к террористам, как к нацистам. Как мне кажется, такое отношение, действительно, было бы оправданным и справедливым.

     К сожалению, множество исследователей говорят, что конфликты будущего – это конфликты за национальное освобождение и за религиозную «чистоту». Именно поэтому на первый план в  XXI веке выходит терроризм националистический  и религиозный.  Это самые опасные проявления терроризма. Если ранее активисты террористических движений захватывали заложников для достижения своих целей и далеко не всегда убивали их, то религиозный терроризм поощряет убийство, утверждая, что чем больше убиваешь «неверных», тем лучшая жизнь тебя ожидает на небесах.

     До 1994 г. уголовная ответственность  предусматривалась только за убийство государственного или общественного  деятеля или представителя власти в связи с его государственной  или общественной деятельностью, с  целью подрыва или ослабления советской власти, либо за нанесения тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а также за убийство представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения тем же лицам с той же целью. Впервые ответственность за терроризм введена Федеральным законом РФ от 01 июля 1994 года (ст. 213.3 УК РСФСР).

     Включение в уголовный кодекс специального состава преступления – терроризма – представляет собой значительный шаг вперед в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе со столь опасным преступлением.

     В заключение еще раз отмечу, что  борьба с терроризмом требует  комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и  политического, и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов. Но ни для кого не секрет, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня. 
 
 
 
 
 
 

     ГЛОССАРИЙ

п/п

Понятия Содержание
1 Внутригосударственный терроризм деятельность  специально организованных террористических групп или террористов-одиночек, акции которых направлены на достижение различных политических целей в  пределах одного государства.
2 Прямое насилие выражается  в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор)
3 Косвенное (скрытое) насилие не предполагает непосредственного использования  силы (различные формы духовного, психологического давления, политическое вмешательство, экономическая блокада), но означает только угрозу применения силы (политическое давление, дипломатический ультиматум).
4 Политический терроризм это использование  террора в политических целях.
5 Транснациональный терроризм. представляет  собой различные акции негосударственных террористических организаций в других государствах. осуществляющиеся самостоятельно и не нацеленые на изменение международных отношений
6 Международный криминальный терроризм. проявляется в  действиях международной организованной преступности, участники которой могут быть далеки от каких-либо политических целей, а их акции могут быть направлены против конкурирующих преступных организаций в другой стране.
7 Социальный  терроризм преследует  цель коренного или частичного изменения  экономического или политического строя собственной страны.
8 Националистический  терроризм практикуется  организациями сепаратистского  толка и организациями, поставившими своей целью борьбу против диктата  инонациональных государств;
9 Религиозный терроризм связан либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами других, либо с попыткой низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную.
10 Терроризм совершение  взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного ущерба либо наступление опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза свершения указанных действий в тех же целях.
11 Объект общественная  безопасность и общественный порядок.
12 Субъект является вменяемое  лицо, достигшее 14 лет.
13 Бандитизм это организация  вооруженных банд с целью нападения  на предприятия, учреждения, организации либо отдельных лиц, а равно участие в таких бандах или совершаемых ими нападениях.
14 Цель терроризма устрашение  населения, оказание воздействия на властные органы, т.е. это скорее идеологические цели.
15 Организованная группа признается  устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
16 Преступление это виновно  совершенное общественно опасное  деяние.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 

Нормативно  правовые акты: 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с изменениями на 2008г
  2. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 г. с изменениями на 2008г
  3. Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом» от 9.07.1998 г.
  4. Федеральный закон Российской Федерации "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 г. 114-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. 30. Ст. 3031.
  5. Федеральный закон РФ "О внесении изменений и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 9.02.1999 г. 26-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 7. 1999. Ст. 873.
  6. Федеральный закон Российской Федерации "О внесении дополнений в законодательные акты Российской Федерации" от 24.07.2002 г. 103-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. 30. Ст. 3020.
  7. Федеральный закон «Об оружии» от 13.11.1996 г.
  8. Международная конвенция «О борьбе с финансированием терроризма» от  9.12.1999 г.
  9. Постановление Правительства РФ № 1302 «О Федеральной антитеррористической комиссии» от 6.11.1998 г.
  10. Постановление Правительства РФ № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» от 15.09.1999 г.
  11. Указ Президента РФ № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции — Интерпола» от 30.07.1996 г.
 

Научная и обзорная литература: 

  1. Алиев Х. Борьба с преступлениями террористической направленности. // Законность, 2002. – 476 с – ISBN 5-230-10656-5.
  2. Антитеррор. Адекватна ли правовая база. // Журнал российского права, - 2002.- 311 с – ISBN 5-46-46825-2.
  3. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и угловно-правовое исследование. М., 2004. . – 460 с – ISBN 5-246-46813-5.
  4. Беляев С.С. О борьбе с международным терроризмом. // Государство и право, 2003. – 190 с – ISBN 5-230-46827-3.
  5. Буйницкий О.В. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 480 с – ISBN 5-243-1534-6.
  6. Величко В. Некоторые аспекты проблемы борьбы с терроризмом в России. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002. – 319 с – ISBN 5-463-78644-2.
  7. Видяпина В.И. Бакалавр экономики. 2002 г. С 44. – ISBN 5-125-15210-4.
  8. Гончаров С.А. Особенности терроризма в России //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 2007.– 350 с – ISBN 5-86-76442-7.
  9. Гордиенко Д.В. Опыт борьбы Вооруженных сил с терроризмом в Российской Федерации. // Государство и право, 2001. - 112 с – ISBN 4-445-45324-3.
  10. Долгова А.И. Совершенствование системы уголовно-правовых норм Особенной части УК, направленных на борьбу с терроризмом. // Проблемы правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2002. – 234 с – ISBN 5-37-23132-2.
  11. Дурманов Н.Д. Понятие преступления. - М.-Л., 2008. – 125 с – ISBN 5-45648-4246-6..
  12. Емельянов В.П. Терроризм как деяние и состав преступления. Харьков., 2007. – 324 с – ISBN 5-7643-0452-4.
  13. Качмазов О. Уголовная ответственность за терроризм //Законность. 2006. №8. – 213 с – ISBN 5-04-45327-6.
  14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. / Под общей ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М., 2005. – 354 с – ISBN 5-324-46541-5.
  15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ / Под общ. ред. В.В. Мозякова. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. – 424 с – ISBN 5-534-45321-3.
  16. Комиссаров В.С., Емельянов В.П. Террор, терроризм, «государственный терроризм»: понятие и соотношение //Вестник Московского университета. 2007. – 243 с – ISBN 5-56-45211-7.
  17. Кудаев. А. Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма //Российская юстиция. 2003. – 324 с – ISBN 5-300-56246-3.
  18. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Учебное пособие. - М., 2004. – 123 с – ISBN 4-345-48734-5.
  19. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 2000. С. 44-45. – ISBN 5-25-45856-0.
  20. Кудрявцев В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской Академии наук. Т. 69. - 2004. - 9. - С. 792. – ISBN 4-4786-741-5.
  21. Литвинов Н.Д. Антигосударственный терроризм: понятие и виды (историко-криминологический аспект). // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. - М., 2003. – 531 с – ISBN 5-4647-241-5.
  22. Мальцев В.В. Терроризм: проблема уголовно-правового регулирования //Государство и право. 2007. – 442 с – ISBN 8-05643-452-7.
  23. Миньковский Г., Ревин В. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним //Государство и право. 2007. – 352 с – ISBN 1-30-56325-5.
  24. Международное уголовное право. Под. ред. Кудрявцева В.Н. М., 2005. – 548 с – ISBN 2-740-45246-7.
  25. Наумов А. В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера. // Государство и право. 1995. - 6. - С. 49 – 55. – ISBN 5-387-8462-7.
  26. Нечипоренко О.М. Терроризм - древний и смертельно опасный спутник человечества. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. - М.: "Междунар. отношения", 2002. – 425 с – ISBN 5-721-16446-5.
  27. Овчинникова Г.В. Терроризм. С-Пб., 2007. – 657 с – ISBN 5-78548-064-7.
  28. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2006. – 189 с – ISBN 5-04-15446-2.
  29. Основы борьбы с организованной преступностью. Под. ред. Овчинского В.С., Эминова В.Е., Яблокова Н.П. М., 2006. – 345 с – ISBN 5-06-145656-3.
  30. Петрищев В.Е. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 2007. – 768 с – ISBN 5-03-754656-1.
  31. Петрищев В.Е. Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом //Государство и право. 2005. – 259 с – ISBN 5-76445-054-5.
  32. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 2003. – 369 с – ISBN 5-05-68762-3.
  33. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 2005. – 198 с – ISBN 5-049-00562-5.
  34. Церетели Т.В. Причинная связь в уголовном праве. - М., 2003.- С. 12. – ISBN 5-435-45872-3.
  35. Чуфаровский Ю.В. Терроризм – глобальная проблема современности (методологический анализ) //Следователь. 2006. – 354 с – ISBN 5-532-45246-5.

Информация о работе Террористический акт