Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 08:57, дипломная работа
Целью данной работы является анализ уголовно-правовых аспектов данной тематики, изучение проблемных сторон квалификации терроризма, с последующим внесением корректировок и дополнений для урегулирования возможных правовых пробелов в этой области.
При написании данной курсовой работы, были поставлены следующие задачи:
Изучить общие характеристики, а также особенности проблематики квалификации терроризма в уголовном праве России.
Проанализировать изученный материал, рассмотреть данную проблематику с нескольких позиций.
Предложить собственные пути выхода, решения найденных правовых пробелов.
- начиная с 1970-х годов ООН приняла свыше десятка антитеррористических документов;
-
созданы и действуют
- на 13-ой сессии Совета министров внутренних дел Лиги арабских государств был принят проект «Кодекса поведения» в борьбе с терроризмом. Он запрещает предоставлять национальную территорию для планирования и проведения террористических акций, оказывать финансовую, материальную и иную помощь террористическим организациям.
-
Россия подписала
Особого
внимания заслуживает сотрудничество
России в области борьбы с терроризмом
со странами-участницами
Государства Содружества, в частности Россия, Таджикистан, Кыргызстан, совместно с другими государствами СНГ предприняли конкретные меры по координации усилий в борьбе с международным терроризмом на территории бывшего СССР. Результатом этого стало решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. о создании Антитеррористического центра государств – участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ). В августе 2001 года в Киргизской республике создана Оперативная группа АТЦ СНГ по Центрально-азиатскому региону, которая осуществляет мониторинг оперативной обстановки в сфере противодействия международному терроризму на южных рубежах Содружества и работает в тесном контакте с компетентными органами по борьбе с терроризмом Казахстана, Киргизской Республики, России и Таджикистана42.
В
результате заседаний Совета глав государств
СНГ, прошедших в Москве 25 января 2000 г.
и 21 июня 2000 г., была принята Программа
государств-участников СНГ по борьбе с
международным терроризмом и иными проявлениями
экстремизма на период до 2003 г43.
Заключение
Работу над своим дипломным проектом я начала с изучения истории терроризма, без знания которой, как мне кажется, невозможно постичь его смысл и определить истоки. В свою очередь, только четкое представление о том, что же являет собой терроризм, в чем состоят причины, порождающие его, и каковы мотивы, заставляющие людей заниматься террористической деятельностью, может стать основой для разработки мер по предупреждению действий террористов и определения эффективных методов борьбы с этим сложнейшим и опаснейшим явлением.
Терроризм и террористы существовали в обществе задолго до появления этих терминов. Обзор истории терроризма позволяет понять, что вне зависимости от мотивов использования методов террора (от самопожертвования на благо общества и действий в «высших интересах человечества» до желания самоутвердиться или захватить власть), он в любые времена сопряжен с агрессией, жестокостью, отрицанием общечеловеческих ценностей, желанием бросить вызов всей социально-политической и юридической системе. Смысл террористического акта состоит в невозможности законными средствами заставить общество и государство считаться с потребностями определенных лиц или группы лиц (террористические организации). А попытки радикально изменить существующие порядки или повернуть ход социальной истории вспять, пусть даже из лучших побуждений, лежат через анархию, хаос, террор.
Терроризм
имеет довольно много разновидностей,
но в любой форме он является
самой опасной по своим масштабам,
непредсказуемости и
Среди политических причин появления терроризма в России можно отметить утрату общенациональной идеи как политического стержня общества, расшатывание основ федерализма, ослабление государственных устоев и институтов власти, обострение политической борьбы, беззаконие и коррупцию. Конечно, нельзя утверждать, что все эти обстоятельства обязательно имеют «террористический выход», но в сочетании с различными видами социальных конфликтов и беспомощностью властей они создают благоприятные условия для развития и роста терроризма.
В
такой ситуации совершенно очевидно,
что без масштабного
К сожалению, приходится констатировать факт, что терроризм неискореним, так как является частью извечного и неумирающего спутника человечества – преступности. Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы. Также невозможно представить, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства.
Тем не менее, цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать распространяться этому злу и вовремя выявлять террористическую угрозу. Сегодня совершенно очевидной является необходимость определить и проанализировать причины, проблемы, сущность и тенденции терроризма, как можно скорее разработать формы, методы и эффективные средства борьбы с ним.
Как уже было изложено в данной работе, в российском уголовном законодательстве существует немало недостатков и упущений. Такие пробелы не только позволяют террористам и их «спонсорам» уходить от ответственности, но и ослабляют борьбу с преступностью в целом. Со всей определенностью можно утверждать, что не изменив уголовно-правовой основы борьбы с терроризмом, не исправив дефектов уголовного закона в этой сфере, невозможно создать качественный закон по борьбе с терроризмом. Правовая регламентация – одна из важнейших составляющих всего комплекса мер по борьбе с терроризмом, она должна иметь единую четкую концепцию, быть ясной и понятой, способной к эффективному применению на практике, а также должна служить гарантией от произвола субъектов антитеррористической деятельности. Помимо того, необходимо привести национальное законодательство в соответствие с международным, а также с учетом тенденций современного терроризма модернизировать Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы РФ, Федеральный закон «Об оружии», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», которые позволят расширить возможности правоохранительных органов по выявлению, пересечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности.
Все
чаще в последнее время звучат
высказывания о том, что было бы правильным
применять к террористам
К сожалению, множество исследователей говорят, что конфликты будущего – это конфликты за национальное освобождение и за религиозную «чистоту». Именно поэтому на первый план в XXI веке выходит терроризм националистический и религиозный. Это самые опасные проявления терроризма. Если ранее активисты террористических движений захватывали заложников для достижения своих целей и далеко не всегда убивали их, то религиозный терроризм поощряет убийство, утверждая, что чем больше убиваешь «неверных», тем лучшая жизнь тебя ожидает на небесах.
До
1994 г. уголовная ответственность
предусматривалась только за убийство
государственного или общественного
деятеля или представителя
Включение в уголовный кодекс специального состава преступления – терроризма – представляет собой значительный шаг вперед в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе со столь опасным преступлением.
В
заключение еще раз отмечу, что
борьба с терроризмом требует
комплексного подхода, который должен
включать меры и экономического, и
политического, и социального, и правового
характера. Это долговременная программа,
реализация которой зависит от многих
факторов. Но ни для кого не секрет, что
решительные и эффективные меры необходимы
уже сегодня.
ГЛОССАРИЙ
№
п/п |
Понятия | Содержание |
1 | Внутригосударственный терроризм | деятельность
специально организованных террористических
групп или террористов- |
2 | Прямое насилие | выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор) |
3 | Косвенное (скрытое) насилие | не предполагает
непосредственного |
4 | Политический терроризм | это использование террора в политических целях. |
5 | Транснациональный терроризм. | представляет
собой различные акции |
6 | Международный криминальный терроризм. | проявляется в
действиях международной |
7 | Социальный терроризм | преследует цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны. |
8 | Националистический терроризм | практикуется организациями сепаратистского толка и организациями, поставившими своей целью борьбу против диктата инонациональных государств; |
9 | Религиозный терроризм | связан либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами других, либо с попыткой низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную. |
10 | Терроризм | совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного ущерба либо наступление опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза свершения указанных действий в тех же целях. |
11 | Объект | общественная безопасность и общественный порядок. |
12 | Субъект | является вменяемое лицо, достигшее 14 лет. |
13 | Бандитизм | это организация вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо отдельных лиц, а равно участие в таких бандах или совершаемых ими нападениях. |
14 | Цель терроризма | устрашение населения, оказание воздействия на властные органы, т.е. это скорее идеологические цели. |
15 | Организованная группа | признается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. |
16 | Преступление | это виновно
совершенное общественно |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК:
Нормативно
правовые акты:
Научная
и обзорная литература: