Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:16, курсовая работа
Одной из основ успешного экономического и социального развития любого государства является нормальное функционирование его внешней экономической деятельности (ВЭД).
Особое значение этой деятельности заключается в том, что она вносит огромный вклад в модернизацию всех отраслей хозяйства, в создание мощной материальной базы общества и, в конечном счете, способствует полному удовлетворению жизненных потребностей его граждан.
1. Экономическая безопасность страны. Роль таможенных органов в ее обеспечении
2. Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства
2.1. Контрабанда
2.2. Незаконный экспорт технологий
2.3. Невозвращение на территорию РФ культурных ценностей
2.4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
2.5. Уклонение от уплаты таможенных платежей
3.Заключение, приложение
Библиографический материал
Если
ходатайство о временном вывозе
касается культурных ценностей, содержащих
драгоценные металлы и
Ответственность за данное преступление установлена в целях сохранения культурного наследия народов России, а также в целях защиты культурных ценностей от незаконного вывоза и передачи прав собственности.
Объектом
преступления является монополия государства
на перемещение предметов
Объективная
сторона преступления выражается в
преступном бездействии лица, а именно,
в невозвращении в
Причем, бездействие лица признается преступным лишь в случаях наличия у него объективной и субъективной возможности выполнить взятые на себя обязательства. Если же бездействие было обусловлено, например, стихийным бедствием (временно вывезенные культурные ценности сгорели во время пожара галереи, где они экспонировались т.п.) либо тяжелой болезнью лица, то оно ненаказуемо, поскольку явилось следствием непреодолимой силы.
Преступление признается оконченным с момента истечения установленного срока временного вывоза культурных ценностей.
Субъект преступления - общий, т.е. им может быть физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от гражданства.
Субъектами
преступления могут быть работники
музеев, архивов, библиотек и других
государственных и
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный сознает, что установленный срок временного вывоза культурных ценностей истек, но, вопреки принятому на себя договору-обязательству об их возврате, не предпринимает и не желает предпринимать действий по их обратному ввозу на территорию России.
Мотивы и цели на квалификацию содеянного не влияют, поскольку могут быть любыми. Но они подлежат выяснению, так как учитываются при назначении наказания, которое предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 8 лет с конфискацией имущества или без таковой.
2.4.
Невозвращение из-за границы
Основным источником приобретения иностранной валю-ты различными учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы собственности, заре-гистрированными в установленном порядке на территории России, является ВЭД.
В результате ВЭД, обяза-тельному зачислению на счета резидентов в уполномочен-ных банках подлежит: экспортная и иная валютная выручка резидентов за границей, а также доходы в инвалюте, связан-ные с экспортом товаров, в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме.
Под экспортной валютной выручкой понимается сумма валютных поступлений от экспорта товара (в том числе в форме авансовых переводов - предоплаты), т. е. внешне-торговая валютная цена за вычетом расходов в валюте, свя-занных с поставкой на экспорт (комиссионных, транспорт-ных и т. д.).
Действующий механизм валютного контроля за поступ-лением экспортной выручки исходит из того, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экс-порта на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Зачисление экспортной выручки в инвалюте на иной счет возможно только при наличии у экспортера специаль-ного разрешения ЦБ РФ.
Порядок перевода и пересылки валютных ценностей из Российской Федерации нерезидентами и правила проведе-ния ими валютных операций устанавливаются Централь-ным Банком РФ совместно с Министерством финансов РФ или самостоятельно.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, как правило, происходит путем их сокрытия. Практике известны различные способы сокрытия иностранных валютных средств, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки.
Наиболее распространенный способ сокрытия валютной выручки от экспорта товаров - это фальсификация документов, необходимых для проведения экспортной операции (внесение ложных сведений в паспорт сделки или учетную карточку таможенно-банковского контроля и др.) Инструкция «О порядке осуществления валютного контроля за поступлениями в Российской Федерации валютной выручки от экспорта товаров» № 19 от 12 октября 1993г., // Экономика и жизнь. 1993. № 45-48.
Статьей
193 УК РФ предусмотрена уголовная
ответственность за невозвращение
в крупном размере из-за границы
руководителем организации
Общественная
опасность данного преступления
состоит в том, что им нарушается
установленный порядок
Целью
статьи 193 УК РФ является уголовно-правовая
охрана финансово-хозяйственных
Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод, что среди российских ученых нет единого мнения в отношении объекта рассматриваемого преступления. Так, например, Т.Ю. Погосян считает объектом преступления общественные отношения в области финансовой деятельности государства, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля Погосян Т.Ю. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. - М., 1998. -C.330.
В.Е. Мельникова к объекту преступления относит общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования ВЭД, расчеты по которой совершаются в иностранной валюте Мельникова В.Е. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право России. Особенная часть: Учебник. - М., 1996. - C.322 .
П.Н.
Панченко несколько расширяет сферу
объекта посягательства преступления
и относит к нему «установленный
законом порядок обращения
Резюмируя приведенные высказывания, можно сделать вывод, что объект рассматриваемого преступления - общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования ВЭД, в части совершения валютных операций.
Предметом преступления является иностранная валюта (иностранные денежные знаки - банкноты, казначейские билеты, монеты, находящиеся в обращении, а также изъятые из обращения, но подлежащие обмену), средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и в международных денежных или расчетных единицах, ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, облигации) и другие долговые обязательства, а также средства в иностранной валюте, поступающие в пользу резидентов в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов и иные поступления неторгового характера, поскольку они подлежат зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках.
В
соответствии с действующим валютным
законодательством РФ, перевод иностранной
валюты на счета уполномоченных банков
должен быть осуществлен в течение
180 дней с даты осуществления платежа по
текущим валютным операциям, в любой форме
в пользу резидента.
Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных товаров осуществляется органами валютного контроля (Центральный банк РФ, Федеральная Таможенная Служба РФ (ФТС), Правительство РФ) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки, управления валютного контроля ФТС, отделы валютного контроля РТУ и таможен).
Основными документами такого контроля являются паспорт сделки (ПС), оформляемый экспортером в уполномоченном банке по каждому заключенному им контракту, и учетная карточка (УК), составляемая ФТС РФ по каждой из произведенных отгрузок.
Объективная
сторона преступления выражается в
невозвращении в крупном
Конкретизировано
объективная сторона
Примером этого могут служить материалы уголовного дела в отношении директора государственного унитарного авиапредприятия «Пермские авиалинии» Грачева. Последний заключил ряд договоров об оказании экспортных услуг с иностранными заказчиками на выполнение чартерных рейсов в Германию, Испанию, Грецию, Турцию, Арабские Эмираты и другие страны. Однако, вопреки заключенным договорам, экспортная выручка поступала не на расчетный счет в уполномоченном российском банке, а на счета других иностранных предприятий. В результате таких сделок, как установило следствие, за границей осталось 1,6 млн. долларов. Действия Грачева были квалифицированы по ст. 193 УК РФ и ч.1 ст. 285 УК РФ Лобанов М. Пермские авиалинии связались со спецслужбами. И не рады этому. // Российская газета. 1998. 27 июня. С. 2.