Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:48, контрольная работа
В связи с разработкой новой концепции судебной реформы, одним из важнейших этапов которой стало принятие Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г "О судебной системе Российской Федерации", появилась надежда на восстановление сильной и авторитетной судебной власти, несмотря на огромные трудности в формировании судебных кадров и в финансовом обеспечении судебной деятельности.
Введение………………………………………………….………………………..3
1.Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти………………………….……….………………………...6
2.Понятие правосудия и его принципы………………………….……………….14
3. Суд как орган судебной власти……………………………………..………..24
Заключение…………………………………………………………………..……35
Список литературы……………………………………………………………….37
Судебная система
Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:
"1.
Правосудие в Российской
2. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается".
Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125—127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено несколько иное место. У них есть, как будет показано ниже, свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики. Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и неоднократно упоминавшегося выше Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов: Закона о судоустройстве,5 Закона об арбитражных судах.6 Закона о военных судах,7 Закона о мировых судьях.8 Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вывода: во-первых, что правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными, на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименовании которых присутствуют слова "суд" или "судебный" (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебная палата по информационным спорам, Судебный департамент, суд чести, товарищеский суд), не относятся к числу органов судебной власти, реализующих указанные выше полномочия — правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д. Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что в ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе совершенно обоснованно и недвусмысленно сказано, что "в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды. и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации". Предпринимаемые кое-кем в наши дни попытки доказывать, что в судебную систему входят также "учреждения, непосредственно обеспечивающие деятельность судов", не имеют никаких, в том числе юридических, оснований. Навязывание такого подхода может привести в конечном счете к тому, что в состав судебном системы начнут включать, скажем, судебных приставов, организации, ремонтирующие помещения судов, снабжающие их канцтоварами, автотранспортом; во-вторых, что суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации; в-третьих, что всю совокупность федеральных судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них входит Конституционный Суд РФ, в другую — Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный надзор, а в третью — Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды. Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ причисляются прежде всего верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют "общими", "гражданскими", "гражданскими (общими)" или "общими (гражданскими)" судами. Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они "осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба" (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов, а также Военной коллегии — одного из основных подразделений Верховного Суда РФ. Закон допускает возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий. В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды: возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ арбитражные суды субъектов Российской Федерации (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов) и федеральные арбитражные суды округов. Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого суда — свои специфические задачи и что он, как отмечено выше, не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов Федерации. Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов субъектов Российской Федерации. К ним отнесены конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи. Такой вид судебная система приобрела сравнительно недавно. Ранее, после проведения судебной реформы в 1922—1924 гг., она выглядела значительно проще: в нее входили только гражданские (общие) суды трех уровней (народные суды, суды среднего звена и Верховный Суд РСФСР). 15 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24 мая 1991 г. — арбитражных судов. 28 декабря 1991 г. издано Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР", на основании которого эти органы, бывшие до тех пор судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию России. Соответственно Военная коллегия Верховного Суда СССР стала одним из основных подразделений Верховного Суда РФ. Наконец, 31 декабря 1996 г. Законом о судебной системе непосредственно санкционировано образование названных выше судов субъектов Российской Федерации. Другими словами, нынешний вид российская судебная система приобрела с 1 января 1997 г. При усвоении материала об устройстве судебных систем вообще, а не только российской, нужно иметь четкое представление о некоторых общих понятиях. К понятиям такого рода относятся прежде всего понятия "звено судебной системы" и "судебная инстанция".
Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе. С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):
Подобным образом организованы и военные суды:
Суды субъектов Российской Федерации, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.
Вся
судебная система Российской Федерации
— единое целое. По этому поводу
в ст. 3 Закона о судебной системе
сказано следующее: "Единство судебной
системы Российской Федерации обеспечивается
путем: установления судебной системы
Российской Федерации Конституцией
Российской Федерации и настоящим
Федеральным конституционным
Судебной
инстанцией считается суд (или его
структурное подразделение), выполняющий
(или выполняющее) конкретную судебную
функцию, связанную с разрешением
судебных дел (принятие решения по существу
дела, проверка законности и обоснованности
решения, вступившего или не вступившего
в законную силу). Судом первой инстанции
называют суд, который уполномочен принимать
решение по существу тех вопросов, которые
являются основными для данного дела.
По уголовным делам — это вопросы о виновности
или невиновности подсудимого в совершении
преступления, а в случае признания виновным
— и о применении или неприменении уголовного
наказания, об определении конкретной
его меры. По гражданским делам существо
дела обычно составляет вопрос о доказанности
или недоказанности предъявленного иска
и о тех юридических последствиях, которые
должны наступить. В отношении гражданских
и уголовных дел судами первой инстанции
могут быть почти все суды в пределах предоставленных
им полномочий, которые более или менее
четко определены в законе. Исключение
составляют федеральные арбитражные суды
округов: им не дано право быть судами
первой инстанции. Содержание и пределы
компетенции всех судов первой инстанции
устанавливаются действующим. Суд второй
(апелляционной или кассационной) инстанции
призван проверять законность и обоснованность
приговоров и других судебных решений,
как правило, не вступивших в законную
силу. В системе судов общей юрисдикции
функция апелляционной инстанции возложена
законами от 7 августа 2000 г. на районные
суды при осуществлении ими контроля за
законностью, обоснованностью и справедливостью
не вступивших в законную силу приговоров
и решений по гражданским делам, вынесенных
мировыми судьями. В арбитражных судах
такую функцию после принятия 28 апреля
1995 г. Закона об арбитражных судах осуществляют
арбитражные суды субъектов Федерации
в отношении решений, вынесенных этими
же судами по первой инстанции. Одна из
основных особенностей разбирательства
судебных дел в апелляционной инстанции
заключается в том, что оно (разбирательство)
представляет собою полное или частичное
повторное рассмотрение дела с возможным
непосредственным исследованием всех
доказательств, которое может завершиться
постановлением нового (апелляционного)
приговора либо решения по гражданскому
делу. В системе судов общей юрисдикции
(гражданских и военных) в качестве кассационных
инстанций могут выступать все суды, кроме
районных и гарнизонных военных судов,
а точнее — судебные коллегии судов среднего
звена, Кассационная и судебные коллегии
Верховного Суда РФ. На эти инстанции возлагается
проверка законности, обоснованности
и справедливости не вступивших в законную
силу всех приговоров (в том числе апелляционных)
и большинства иных судебных решений,
включая апелляционные. В отношении приговоров,
вынесенных с участием присяжных заседателей,
инстанцией такого рода является кассационная
палата, образуемая в составе Судебной
коллегии по уголовным делам Верховного
Суда РФ. В подсистеме арбитражных судов
функции кассационных инстанций выполняют
федеральные арбитражные суды округов.
Производство в кассационной инстанции,
в отличие от производства в апелляционной
инстанции, не является повторным рассмотрением
дела, завершающимся постановлением нового
приговора или решения по гражданскому
делу. Решение кассационной инстанции
(кассационное определение) не заменяет
проверенные приговор или иное судебное
решение, а может отменить его или исправить
допущенную в нем нижестоящим судом ошибку.
Широкое признание получил термин "надзорная
инстанция". В системе гражданских и
военных судов общей юрисдикции в таком
качестве могут выступать президиумы
судов среднего звена, а также судебные
коллегии по гражданским и уголовным делам,
Военная коллегия и Президиум Верховного
Суда РФ, а в системе арбитражных судов
— Президиум Высшего Арбитражного Суда
РФ. Основная задача этих инстанций —
проверка законности и обоснованности
всех видов судебных решений, вступивших
в законную силу с соблюдением особого
порядка производства — надзорного. Вышестоящей
инстанцией или вышестоящим судом обычно
называют суды или их структурные подразделения,
занимающие более высокую ступень. Как
отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной
системе, "суды, рассматривающие дела
в апелляционном или кассационном порядке,
считаются вышестоящими по отношению
к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие
дела в порядке надзора, считаются вышестоящими
по отношению к судам, принимавшим ранее
решения по делу".Пользуются также весьма
созвучным термином "высшая судебная
инстанция". Этот термин является синонимом
наименований Верховного Суда РФ или Высшего
Арбитражного Суда РФ, а иногда — и Конституционного
Суда РФ.
Принцип
осуществления правосудия только судом
— главная гарантия законности,
охраны прав и законных интересов
граждан и организаций. Этот принцип
находит свое выражение и в
установлении в Конституции (ч. 2 и 3
ст. 118) рамок осуществления судебной
власти, которая реализуется
Будет
ошибкой сведение судебной власти к
суду как к учреждению, государственному
органу (нередко говорят: "Судебная
власть — это суд"). Еще большей
ошибкой и даже свидетельством низкого
уровня правовой культуры является встречающаяся
иногда склонность называть судебной
властью должностных лиц, работающих
в судебных учреждениях. В связи
с этим трудно признать правильными
встречающиеся рассуждения об "организации
судебной власти", "об усовершенствовании
структуры и организации такой
власти" и т.п. Организовать или
реорганизовать можно орган, учреждение,
предприятие, организацию либо их систему.
Другими словами, властью надлежит
считать не орган или должностное
лицо, а то, что они могут и
в состоянии сделать. По существу,
это полномочие, функция, но не ее исполнитель.
Пользуясь театральной
Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.
Отсюда следует, что действующие в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.
В
Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается
недопустимость создания в Российской
Федерации чрезвычайных судов.