Судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:48, контрольная работа

Описание работы

В связи с разработкой новой концепции судебной реформы, одним из важнейших этапов которой стало принятие Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г "О судебной системе Российской Федерации", появилась надежда на восстановление сильной и авторитетной судебной власти, несмотря на огромные трудности в формировании судебных кадров и в финансовом обеспечении судебной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………..3

1.Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти………………………….……….………………………...6

2.Понятие правосудия и его принципы………………………….……………….14

3. Суд как орган судебной власти……………………………………..………..24

Заключение…………………………………………………………………..……35

Список литературы……………………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 53.23 Кб (Скачать)

     Правосудие  – осуществляется судом в пределах его компетенции деятельность по рассмотрению и разрешению различных  категорий дел при точном и  неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего  законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

     Осуществление правосудия выступает в качестве основной формы реализации судебной власти.

     К наиболее важным признакам правосудия относятся:

     1. Правосудие осуществляется специально  создаваемыми на то государственными  органами – судами в лице  судей. Никакие другие должности  лица и государственные органы  не могут осуществлять эту  деятельность.

     2. Судьи, а также привлекаемые  к участию в осуществление  правосудия присяжные и арбитражные  заседатели обладают специальным  правовым статусом, призванным обеспечить  их независимость и самостоятельность  при принятии решений.

     3. Правосудие осуществляется путем  рассмотрения и разрешения гражданских,  уголовных и других категорий  дел.

     4. Правосудие реализуется посредством  конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного  судопроизводства.

     5.   Судебные решения – носят общеобязательный  характер и являются обязательными  для исполнения всеми должностными  лицами, органами, физическими и  юридическими лицами, в отношении  которых они вынесены либо  которым адресованы.

     Принципы  – это исходные положения какой-либо теории, учения, науки; руководящее  положение, основное правило, установка  для какой-либо деятельности.

     Принципы  правосудия – это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации  и деятельности органов, осуществляющих правосудие, то есть деятельность судов.

     Принципы  правосудия лежат в основе организации  и деятельности судов и определяют не только организацию, устройство судов, порядок формирования судейского корпуса, правовой статус судей, структуру, но и полномочия судов по осуществлению правосудия..

     Принципы  правосудия реализуются не самостоятельно, а в процессе организации и  деятельности судов.

     Принципы  правосудия носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц  и органов, вовлеченных в судоустройственную и судопроизводственную деятельность.

     В основе принципов правосудия лежат  положения международно-правовых актов, определяющих стандарты в области  организации и деятельности судов, а также прав личности, вовлеченной  в орбиту судопроизводства.

     Принципы  правосудия – категории, имеющие  объективный характер. Они отражают наиболее общие закономерности регулируемых правоотношений, выражают результат  развития общественной практики, в  частности судебной, и общественной мысли, сложившихся внутри страны и  за ее пределами. В принципах выражены политические, правовые и нравственные идеи, господствующие в обществе на том или ином этапе его развития.

     Большинство принципов правосудия закреплены в  Конституции Российской Федерации: презумпция невиновности, осуществление  правосудия только судом, обеспечение  подозреваемому и обвиняемому права  на защиту, состязательность или же непосредственно вытекают из Основного  закона.

     Принципы  правосудия находят свое отражение  и в законодательстве о судебной системе, статусе судей, отраслевом процессуальном законодательстве.

     Принципы  правосудия образуют единую систему. Они  едины по своей сущности и служебному назначению. И хотя каждый принцип  имеет собственное содержание, все  они действуют в неразрывной  связи друг с другом. Недопустимо  при осуществлении правосудия игнорировать требования даже одного из них. Система  принципов – это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимообусловленных элементов, это механизм, в котором должна четко работать каждая деталь. И если отказывает одна из них, то страдает весь механизм, вся система в целом.

     Современная система принципов правосудия включает в себя следующие принципы:

  • принцип осуществления правосудия только судом;
  • принцип законности;
  • принцип равенства граждан перед законом и судом;
  • принцип гласности судебного разбирательства;
  • принцип национального языка судопроизводства;
  • принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту;
  • принцип презумпции невиновности;
  • принцип состязательности;
  • принцип независимости судей и подчинение их только закону.

       Принцип осуществления правосудия  только судом. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Данное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается»2.

     Принцип законности. Правосудие во всех судах судебной системы Российской Федерации осуществляется в точном соответствии с законом. Данный принцип прямо вытекает из конституционных положений о том, что все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы 3.

     Принцип законности последовательно и четко  выражен в процессуальном законодательстве. В частности, в ст. 1 УПК РФ указывается, что порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим кодексом, обязателен для всех судов, органов  прокуратуры, предварительного следствия  и органов дознания. Аналогичные  положения применительно к гражданскому процессу содержатся в ст. 1, 10 ГПК  РФ.

     Принцип равенства граждан перед законом  и судом. В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Всеобщая декларация прав и человека гласит, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

     Принцип равенства граждан перед законом  и судом означает, что правосудие осуществляется на основе единого для  всех законодательства, в одном и  том же процессуальном порядке, в  точном соответствии с законом и  с равными гарантиями для каждого  гражданина.

     Принцип гласности. Принцип открытого судебного разбирательства закреплен в ст. 123 Конституции РФ, которая установила, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

     Принцип национального языка судопроизводства. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на пользование родным языком и на свободный выбор языка общения. На территории Российской Федерации государством гарантируется языковой суверенитет каждого народа независимо от его численности и правового положения и языковой суверенитет каждой отдельной личности.

     Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому  права на защиту. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката с момента соответственного задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

     Принцип презумпции невиновности. Принцип презумпции невиновности закреплен в ст. 49 Конституции РФ. Он гласит, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. До вступления приговора в законную силу обвиняемый считается невиновным, не лишается гражданских прав и, более того, ему предоставляются процессуальные возможности защищаться от предъявленного ему обвинения.

     Принцип состязательности. В соответствии со ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность судопроизводства означает такое построение судебного разбирательства, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и от функции защиты, причем последние осуществляются соответственно стороной обвинения и стороной защиты, наделенными равными процессуальными правами по представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и заявлению ходатайства.

     Принцип участия граждан в управлении правосудия. В соответствии с частью 5 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право участвовать отправлении правосудия. Принцип отправления правосудия означает выполнение гражданами функций, сходных с функциями профессиональных судей, то есть граждане в судебном разбирательстве могут участвовать в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

     Принцип независимости судей и подчинение их только закону. В соответствии со ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону России. Независимость судей является проявлением самостоятельности судебной власти, действующей независимо от законодательной и исполнительной власти. Принцип независимости судей означает, что никакие государственные органы, общественные организации и должностные лица не могут влиять на судей при отправлении ими правосудия.

     Независимость судей гарантируется несменяемостью судей. Это означает, что судья  не подлежит переводу на другую должность  или в другой суд без его  согласия. Закон, также, устанавливает  прямой запрет, под угрозой ответственности  чьего бы то ни было вмешательства  в деятельность по осуществлению  правосудия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Суд  как орган судебной  власти

 

     В настоящее время суды всех видов  и уровней формируются с соблюдением  специально установленной законом  процедуры. Ее реализация призвана в  первую очередь обеспечить, чтобы  судейские должности занимали люди, способные профессионально, грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно  и честно рассматривать и разрешать  по существу отнесенные к их ведению  дела. Достижению данной цели должна содействовать, в частности, система особых защитных средств, гарантирующих от проникновения  в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно  дающая возможность своевременно и  обоснованно "очищать" этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался неспособным достойно нести звание судьи. Существенным моментом, характеризующим органы судебной власти, является также обеспечение их независимости  при осуществлении основных функций  — правосудия либо конституционного контроля. Принятие ими решений по конкретным делам ограждается от постороннего влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны  вышестоящих судебных инстанций  или "своего" — судебного начальства). Этого не скажешь о законодательных  и исполнительных органах. Особенно последних, где субординация, подчинение нижестоящих вышестоящим, обязательность указаний руководства считаются  явлением вполне нормальным, естественным, даже обязательным и неизбежным. Не предусматриваются какие-то особые меры, изолирующие законодателей (членов представительных органов) от влияния  извне, поскольку сделать это  практически невозможно. Данная категория  людей в своей деятельности обязана  руководствоваться внешними факторами, учитывать требования социальных и  политических сил (партий, общественных объединений, избирателей и т.д.). Сказанное, однако, не означает, что  существует непроходимая пропасть между, с одной стороны, судебной, а с  другой — законодательной и исполнительной властями, их органами. При всем их различии имеется немало точек соприкосновения  между ними, поскольку все они — органы государственной власти, и в силу этого должны взаимодействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в достижении общих целей. Это проявляется во многом. Например, Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть, издает законы, обязательные для исполнения всеми, в том числе судами и судьями, учреждает или упраздняет конкретные суды (кроме тех, которые образованы на основании прямых предписаний Конституции РФ), определяет в рамках, установленных Конституцией РФ, финансирование судов. Суды, однако, используя предоставленные им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконституционным, а решение исполнительного органа незаконным. И это влечет за собой неприменение закона либо обязывает соответствующие органы не претворять в жизнь незаконное решение, рассмотреть вопрос вновь или пересмотреть данное решение, вынести новое. С другой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала практически полностью зависеть от исполнительных органов. Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура). Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рассмотрении им подведомственных вопросов. Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он основан на гласности, а иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вынесении решений, равноправии сторон, участвующих в разбирательстве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений, о которых речь будет ниже. Установленные для законодательных и исполнительных органов процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных органах правила принятия решений и т.д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая характерна для порядка рассмотрения и разрешения дел в судах. К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. К ним относятся: конституционное судопроизводство; гражданское судопроизводство; арбитражное судопроизводство; уголовное судопроизводство; административное судопроизводство. Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК,4 а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.

Информация о работе Судебная власть