Правосудие
– осуществляется судом в пределах
его компетенции деятельность по
рассмотрению и разрешению различных
категорий дел при точном и
неуклонном соблюдении требований закона
и установленного им порядка, обеспечивающего
законность, обоснованность и справедливость
судебных решений.
Осуществление
правосудия выступает в качестве
основной формы реализации судебной
власти.
К
наиболее важным признакам правосудия
относятся:
1.
Правосудие осуществляется специально
создаваемыми на то государственными
органами – судами в лице
судей. Никакие другие должности
лица и государственные органы
не могут осуществлять эту
деятельность.
2.
Судьи, а также привлекаемые
к участию в осуществление
правосудия присяжные и арбитражные
заседатели обладают специальным
правовым статусом, призванным обеспечить
их независимость и самостоятельность
при принятии решений.
3.
Правосудие осуществляется путем
рассмотрения и разрешения гражданских,
уголовных и других категорий
дел.
4.
Правосудие реализуется посредством
конституционного, гражданского, арбитражного,
административного и уголовного
судопроизводства.
5.
Судебные решения – носят общеобязательный
характер и являются обязательными
для исполнения всеми должностными
лицами, органами, физическими и
юридическими лицами, в отношении
которых они вынесены либо
которым адресованы.
Принципы
– это исходные положения какой-либо
теории, учения, науки; руководящее
положение, основное правило, установка
для какой-либо деятельности.
Принципы
правосудия – это общие руководящие,
исходные положения, определяющие наиболее
существенные стороны организации
и деятельности органов, осуществляющих
правосудие, то есть деятельность судов.
Принципы
правосудия лежат в основе организации
и деятельности судов и определяют
не только организацию, устройство судов,
порядок формирования судейского корпуса,
правовой статус судей, структуру, но и
полномочия судов по осуществлению правосудия..
Принципы
правосудия реализуются не самостоятельно,
а в процессе организации и
деятельности судов.
Принципы
правосудия носят императивный характер
и содержат предписания, обязательные
для всех граждан, должностных лиц
и органов, вовлеченных в судоустройственную
и судопроизводственную деятельность.
В
основе принципов правосудия лежат
положения международно-правовых актов,
определяющих стандарты в области
организации и деятельности судов,
а также прав личности, вовлеченной
в орбиту судопроизводства.
Принципы
правосудия – категории, имеющие
объективный характер. Они отражают
наиболее общие закономерности регулируемых
правоотношений, выражают результат
развития общественной практики, в
частности судебной, и общественной
мысли, сложившихся внутри страны и
за ее пределами. В принципах выражены
политические, правовые и нравственные
идеи, господствующие в обществе на
том или ином этапе его развития.
Большинство
принципов правосудия закреплены в
Конституции Российской Федерации:
презумпция невиновности, осуществление
правосудия только судом, обеспечение
подозреваемому и обвиняемому права
на защиту, состязательность или же
непосредственно вытекают из Основного
закона.
Принципы
правосудия находят свое отражение
и в законодательстве о судебной
системе, статусе судей, отраслевом
процессуальном законодательстве.
Принципы
правосудия образуют единую систему. Они
едины по своей сущности и служебному
назначению. И хотя каждый принцип
имеет собственное содержание, все
они действуют в неразрывной
связи друг с другом. Недопустимо
при осуществлении правосудия игнорировать
требования даже одного из них. Система
принципов – это совокупность
взаимосвязанных, взаимодействующих,
взаимообусловленных элементов, это механизм,
в котором должна четко работать каждая
деталь. И если отказывает одна из них,
то страдает весь механизм, вся система
в целом.
Современная
система принципов правосудия включает
в себя следующие принципы:
- принцип осуществления
правосудия только судом;
- принцип законности;
- принцип равенства
граждан перед законом и судом;
- принцип гласности
судебного разбирательства;
- принцип национального
языка судопроизводства;
- принцип обеспечения
подозреваемому и обвиняемому права на
защиту;
- принцип презумпции
невиновности;
- принцип состязательности;
- принцип независимости
судей и подчинение их только закону.
Принцип осуществления правосудия
только судом. В соответствии со ст.
118 Конституции РФ правосудие осуществляется
только судом. Данное положение конкретизируется
в ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, где
сказано: «Правосудие в Российской Федерации
осуществляется только судами, учрежденными
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и настоящим Федеральным конституционным
законом. Создание чрезвычайных судов
и судов, не предусмотренных настоящим
Федеральным конституционным законом,
не допускается»2.
Принцип
законности. Правосудие во всех судах
судебной системы Российской Федерации
осуществляется в точном соответствии
с законом. Данный принцип прямо вытекает
из конституционных положений о том, что
все органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию Российской Федерации
и законы 3.
Принцип
законности последовательно и четко
выражен в процессуальном законодательстве.
В частности, в ст. 1 УПК РФ указывается,
что порядок уголовного судопроизводства,
установленный настоящим кодексом,
обязателен для всех судов, органов
прокуратуры, предварительного следствия
и органов дознания. Аналогичные
положения применительно к гражданскому
процессу содержатся в ст. 1, 10 ГПК
РФ.
Принцип
равенства граждан перед законом
и судом. В соответствии со ст. 17 Конституции
в Российской Федерации признаются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права. Всеобщая
декларация прав и человека гласит, что
все люди равны перед законом и имеют право,
без всякого различия, на равную защиту
закона.
Принцип
равенства граждан перед законом
и судом означает, что правосудие
осуществляется на основе единого для
всех законодательства, в одном и
том же процессуальном порядке, в
точном соответствии с законом и
с равными гарантиями для каждого
гражданина.
Принцип
гласности. Принцип открытого судебного
разбирательства закреплен в ст. 123 Конституции
РФ, которая установила, что разбирательство
дел во всех судах открытое. Слушание дела
в закрытом заседании допускается в случаях,
предусмотренных федеральным законом.
Принцип
национального языка судопроизводства.
Каждый гражданин Российской Федерации
имеет право на пользование родным языком
и на свободный выбор языка общения. На
территории Российской Федерации государством
гарантируется языковой суверенитет каждого
народа независимо от его численности
и правового положения и языковой суверенитет
каждой отдельной личности.
Принцип
обеспечения подозреваемому, обвиняемому
права на защиту. Каждому гарантируется
право на получение квалифицированной
юридической помощи. Каждый задержанный,
заключенный под стражу, обвиняемый в
совершении преступления, имеет право
пользоваться помощью адвоката с момента
соответственного задержания, заключения
под стражу или предъявления обвинения.
Принцип
презумпции невиновности. Принцип презумпции
невиновности закреплен в ст. 49 Конституции
РФ. Он гласит, что каждый обвиняемый в
совершении преступления считается невиновным
пока его виновность не будет доказана
в предусмотренном законом порядке и установлена
вступившим в законную силу приговором
суда. До вступления приговора в законную
силу обвиняемый считается невиновным,
не лишается гражданских прав и, более
того, ему предоставляются процессуальные
возможности защищаться от предъявленного
ему обвинения.
Принцип
состязательности. В соответствии со ст.
123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется
на основе состязательности и равноправия
сторон. Состязательность судопроизводства
означает такое построение судебного
разбирательства, при котором функция
суда по разрешению дела отделена от функции
обвинения и от функции защиты, причем
последние осуществляются соответственно
стороной обвинения и стороной защиты,
наделенными равными процессуальными
правами по представлению доказательств,
участию в исследовании доказательств
и заявлению ходатайства.
Принцип
участия граждан в управлении
правосудия. В соответствии с частью 5
статьи 32 Конституции Российской Федерации
граждане России имеют право участвовать
отправлении правосудия. Принцип отправления
правосудия означает выполнение гражданами
функций, сходных с функциями профессиональных
судей, то есть граждане в судебном разбирательстве
могут участвовать в качестве присяжных
и арбитражных заседателей.
Принцип
независимости судей и подчинение
их только закону. В соответствии со ст.
120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются
только Конституции и федеральному закону
России. Независимость судей является
проявлением самостоятельности судебной
власти, действующей независимо от законодательной
и исполнительной власти. Принцип независимости
судей означает, что никакие государственные
органы, общественные организации и должностные
лица не могут влиять на судей при отправлении
ими правосудия.
Независимость
судей гарантируется несменяемостью
судей. Это означает, что судья
не подлежит переводу на другую должность
или в другой суд без его
согласия. Закон, также, устанавливает
прямой запрет, под угрозой ответственности
чьего бы то ни было вмешательства
в деятельность по осуществлению
правосудия.
3.Суд
как орган судебной
власти
В
настоящее время суды всех видов
и уровней формируются с соблюдением
специально установленной законом
процедуры. Ее реализация призвана в
первую очередь обеспечить, чтобы
судейские должности занимали люди,
способные профессионально, грамотно,
справедливо, всесторонне, полно, добросовестно
и честно рассматривать и разрешать
по существу отнесенные к их ведению
дела. Достижению данной цели должна содействовать,
в частности, система особых защитных
средств, гарантирующих от проникновения
в судейский корпус некомпетентных
и безнравственных людей, а равно
дающая возможность своевременно и
обоснованно "очищать" этот корпус
от тех, кто попал в него случайно
либо оказался неспособным достойно
нести звание судьи. Существенным моментом,
характеризующим органы судебной власти,
является также обеспечение их независимости
при осуществлении основных функций
— правосудия либо конституционного
контроля. Принятие ими решений по
конкретным делам ограждается от
постороннего влияния, как внешнего,
так и внутреннего (со стороны
вышестоящих судебных инстанций
или "своего" — судебного начальства).
Этого не скажешь о законодательных
и исполнительных органах. Особенно
последних, где субординация, подчинение
нижестоящих вышестоящим, обязательность
указаний руководства считаются
явлением вполне нормальным, естественным,
даже обязательным и неизбежным. Не
предусматриваются какие-то особые
меры, изолирующие законодателей (членов
представительных органов) от влияния
извне, поскольку сделать это
практически невозможно. Данная категория
людей в своей деятельности обязана
руководствоваться внешними факторами,
учитывать требования социальных и
политических сил (партий, общественных
объединений, избирателей и т.д.).
Сказанное, однако, не означает, что
существует непроходимая пропасть между,
с одной стороны, судебной, а с
другой — законодательной и исполнительной
властями, их органами. При всем их различии
имеется немало точек соприкосновения
между ними, поскольку все они — органы
государственной власти, и в силу этого
должны взаимодействовать, дополнять,
уравновешивать друг друга в достижении
общих целей. Это проявляется во многом.
Например, Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее
законодательную власть, издает законы,
обязательные для исполнения всеми, в
том числе судами и судьями, учреждает
или упраздняет конкретные суды (кроме
тех, которые образованы на основании
прямых предписаний Конституции РФ), определяет
в рамках, установленных Конституцией
РФ, финансирование судов. Суды, однако,
используя предоставленные им полномочия,
могут влиять на содержание деятельности
законодательных (представительных) и
исполнительных органов. Они вправе, скажем,
признать закон неконституционным, а решение
исполнительного органа незаконным. И
это влечет за собой неприменение закона
либо обязывает соответствующие органы
не претворять в жизнь незаконное решение,
рассмотреть вопрос вновь или пересмотреть
данное решение, вынести новое. С другой
стороны, реализация судебных решений
в наши дни стала практически полностью
зависеть от исполнительных органов. Специфика
суда как органа судебной власти состоит
также в том, что для его деятельности
установлен особый порядок (процедура).
Этот порядок основан на жестком лимитировании
всего, что должно происходить в суде при
подготовке к рассмотрению и рассмотрении
им подведомственных вопросов. Основная
его цель — обеспечить законное, обоснованное
и справедливое решение. Он основан на
гласности, а иногда — коллегиальности,
обеспечении права на защиту и обжалование
судебных решений, возможности участия
представителей народа (в случаях, предусмотренных
законом) в вынесении решений, равноправии
сторон, участвующих в разбирательстве
дел, и на ряде других исходных (принципиальных)
положений, о которых речь будет ниже.
Установленные для законодательных и
исполнительных органов процедуры (регламенты,
существующие кое-где в исполнительных
органах правила принятия решений и т.д.)
не обладают той тщательностью и всесторонностью,
которая характерна для порядка рассмотрения
и разрешения дел в судах. К настоящему
времени сложилось несколько вариантов
процедур осуществления судебной власти,
которые принято именовать видами судопроизводства.
К ним относятся: конституционное судопроизводство;
гражданское судопроизводство; арбитражное
судопроизводство; уголовное судопроизводство;
административное судопроизводство. Каждое
из этих судопроизводств регламентируется
прежде всего изданными на основе Конституции
РФ соответственно Законом о Конституционном
Суде, ГПК, АПК, УПК,4 а также некоторыми
другими законами и иными правовыми актами
по смежным вопросам.