Субъект преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Общественно опасные деяния совершают конкретные люди. Каждый случай совершения преступления имеет свои индивидуальные черты, в том числе относящиеся к характеристике лица, виновного в этом преступлении. Каждая личность обладает специфическими, только ей свойственными признаками, составляющими её индивидуальность.
Все индивидуальные

Содержание

Содержание
стр.
1 Введение 3
2 Понятие субъекта преступления 5
3 Возрастные признаки субъекта 6
4 Вменяемость и невменяемость 8
4.1 Понятие вменяемости 8
4.2 Медицинский критерий невменяемости 9
4.3 Юридический критерий невменяемости 10
4.4 Ограниченная вменяемость 11
5 Уголовно-правовое значение состояния опьянения в момент совершения преступления
14
6 Специальный субъект 16
6.1 Понятие специального субъекта 16
6.2 Субъекты должностных преступлений 18
6.3 Военнослужащие 21
6.4 Соучастие в преступлении со специальным субъектом 22
7 Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

уголовное право.docx

— 60.44 Кб (Скачать)

      Под организационно-распорядительными  обязанностями следует понимать функции по осуществлению руководства трудовыми коллективами, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организацию труда подчинённых, поддержанию трудовой дисциплины и т.п.). Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств и ведомств, государственных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие лабораториями, кафедрами, их заместители) руководители участков работ (мастера, бригадиры, прорабы), участники хозяйственных товариществ и обществ, управляющие товариществ собственников жилья.63

      Административно-хозяйственные  обязанности следует определять как полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом, установлению порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечению контроля за этими операциями, организации бытового обслуживания населения и так далее. Такими полномочиями обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизора и контролёры.64 Указанные разъяснения устарели. Необходимы новые разъяснения.65

      Несмотря  на довольно чёткое разграничение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях и преступлений против интересов службы в государственных  органах, на практике разграничение  субъектов данных преступлений вызывает сложности. Так, директор муниципального предприятия жилищно-комунального хозяйства за получение двух взяток признан субъектом должностного преступления и осуждён. Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что предприятие жилищно-комунального хозяйства является коммерческой организацией, признаны судом необоснованными.66

      Совершение  общественно опасного деяния лицом, занимающим государственную должность  Российской Федерации, рассматривается  в качестве квалифицирующего признака в преступлениях, предусмотренных статьями 285-287, 290 УК РФ. В качестве субъектов преступлений предусмотренных статьями 288 и 292 УК РФ упоминаются государственные служащие.

      В Российской Федерации установлен специальный  правовой статус государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности. Не все лица, занимающие должности в государственных органах, являются государственными служащими.67

      Правовые  основы организации государственной  службы основы правового положения государственных служащих установлены Федеральным законом “Об основах государственной службы Российской Федерации”. В нём дано определение понятия “государственный служащий” и изложены требования, предъявляемые к ним.68 В указанном законе произошло нормативное закрепление отказа от расширительного толкования понятия “государственный служащий”, которое господствовало в юридической науке и правоприменительной практике советского и первых лет постсоветского периода государственного строительства.69

      В ст. 1 указанного закона определено, что  государственная должность –  это должность в федеральных  органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а  также иных органах, образуемых в  соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей пор исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение своих обязанностей.

      Уголовный кодекс и Федеральный закон “Об  основах государственной службы Российской Федерации” по-разному  подходят к определению понятия  “государственный служащий”. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (п.1 ст.3 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”). Уголовный кодекс не предусматривает в качестве главного условия признания человека государственным служащим замещения им государственной должности. Суды в практике своей деятельности придерживаются определения, данного в Федеральном законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”.

      Закон делит государственные должности  на три категории: “А”, “Б”, “В”. Государственными служащими являются лишь лица, замещающие должности категорий “Б” и “В”. Например, Президент РФ, депутаты Государственной Думы (категория “А”) не являются государственными служащими.

      Государственные служащие делятся на государственных  служащих федеральных органов исполнительной власти, служащих территориальных органов  исполнительной власти и государственных  служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      Государственные должности Российской Федерации  обязательно должны быть включены Сводному перечню государственных должностей Российской Федерации. Для государственных  служащих федеральных органов исполнительной власти и территориальных органов исполнительной власти Указом Президента от 3.09.1997 года № 981 утверждены Перечни государственных должностей федеральной государственной службы, в части не противоречащей ими сохраняет силу Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждённый Указом Президента РФ от 11.12.1995 года № 33. Перечни (реестры) государственных должностей органов государственной службы субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными актами субъекта Российской Федерации.70 Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указами Президента РФ, а состав территориальных органов исполнительной власти определен Постановлением Правительства РФ от 20.07.1998 года “О составе, предельной численности и фонде оплаты труда территориальных органов исполнительной власти”.

      В практике следственных и судебных органов  допускаются ошибки, связанные с  неправильной квалификацией деяний лиц, не замещающих государственные  должности, и наоборот.

      Так, по делу старшего следователя прокуратуры  Г., обвиняемого в получении взятки (ч. 3 ст. 290 УК РФ), суд первой инстанции  необоснованно квалифицировал его  деяние, как совершённое лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации. Согласно Сводному перечню  государственных должностей Российской Федерации, утверждённому Указом Президента РФ от 11.09.1995 года № 32 следователи прокуратур в их число не входят.71 

      6.3 Военнослужащие 

      Важной  особенностью Уголовного кодекса РФ и нового военного законодательства является относительно чёткая регламентация составов воинских преступлений, и, в частности, их субъектов.

      Если  ранее ст. 1 Закона об уголовной ответственности  за воинские преступления 1958 года предусматривал расширительное толкование субъекта воинских преступлений, поскольку содержал отсылку к иным нормативным актам (как правило, подзаконным, иногда имевшим гриф “ДСП” либо “Секретно”), то теперь определение понятия “военнослужащего” закреплено на уровне федерального закона.72

      В ст. 331 УК РФ содержится исчерпывающий  перечень лиц, на которых распространяется сфера действия раздела XI УК РФ:

      1) военнослужащие, проходящие военную  службу по призыву;

      2) военнослужащие, проходящие военную  службу по контракту;

      3) граждане, проходящие военные сборы;

      4) военные строители военно-строительных  отрядов.

      Исчерпывающий перечень лиц, относимых законодателем  к военнослужащим, а также точное определение, что является военной  службой, содержатся в Федеральном  законе “О статусе военнослужащих”  и Федеральном законе “О воинской обязанности и военной службе”. Законы дополняют друг друга. Определение  статуса военнослужащих возможно лишь путём их совместного толкования.

      Военнослужащими являются граждане, проходящие военную  службу (п.3 ст. 2 Федерального закона “О воинской обязанности и военной  службе”). Военная служба – это  особый вид государственной службы граждан в Вооружённых Силах  Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных  органах государственной безопасности (п.1 ст. 2 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”). Помимо Вооружённых Сил, военная служба предусмотрена ещё в 12 государственных органах.73

      Граждане  приобретают статус военнослужащего  с началом военной службы и  утрачивают его с окончанием таковой (ст.2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”). Точные моменты начала и окончания военной службы определяются указанными законами. Они различны для разных категорий военнослужащих. 

      6.4 Соучастие в преступлениях  со специальным  субъектом 

      Исполнителем  преступления, состав которого рассчитан  на специального субъекта, в теории уголовного права признаётся только лицо, обладающие признаками специального субъекта преступления.74

      Например, исполнителем должностного подлога (ст. 292 УК РФ) может быть только должностное  лицо.

      Другие  соучастники, не обладающие признаками специального субъекта, несут уголовную  ответственность за данное преступление в качестве организатора, подстрекателя либо пособника (ч. 4 ст. 34 УК РФ).

 

       7 Заключение 

      Рассмотренная в данной курсовой работе тема субъекта преступления занимает важное место  в учении о составе преступления.

      Общественно опасное деяние может совершить  только человек. Однако для привлечения конкретного человека к уголовной ответственности необходимо наличие у него ряда признаков, характеризующих его как субъекта преступления: вменяемости, достижения определённого возраста, признаков специального субъекта.

      В работе предпринята попытка наиболее полного и, в то же время, лаконично  раскрыть указанные признаки. Особенное  внимание уделено проблемам ограниченной вменяемости и специального субъекта, в частности, субъектам должностных  преступлений. Этих проблемы вызывают наибольшее число трудностей на практике. При этом если применение нормы об ограниченной вменяемости затруднено тем, что она включена в уголовный закон только в 1996 году, то неясности в вопросе установления признаков специального субъекта преступления связаны с большим количеством нормативных актов, регулирующих правовой статус конкретных субъектов. Особенно ярко это проявляется в составах должностных преступлений.

      В целях совершенствования и придания стабильности следственной и судебной практике по должностным преступлениям  необходимо выработать более точные, логически вытекающие из закона определения субъектов данных преступлений. Это задача Пленума Верховного суда Российской Федерации.

      Затрагивая  правовое значение состояния опьянения  в момент совершения преступления, выделены два подхода к оценке данного обстоятельства. На основе представления о психических процессах, происходящих в сознании человека, находящегося в состоянии опьянения, установлено, что оно может быть как смягчающим, так и отягчающим вину обстоятельством.

      Теоретические положения в работе проиллюстрированы  случаями из практики Верховного Суда Российской Федерации. При написании  работы также принималась во внимание и практика деятельности органов  предварительного расследования в  системе МВД Великого Новгорода и Новгородской области.

 

       Список литературы 

      1 Конституция Российской Федерации

      2 Уголовный кодекс Российской  Федерации 1996 г.

      3 Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.

      4 Уголовно-процессуальный кодекс  РСФСР 1960 г.

      5 Федеральный закон от 31.07.1995 г.  № 119-ФЗ “Об основах государственной  службы Российской Федерации”

Информация о работе Субъект преступления