Советская политическая и правовая система в условиях НЭПА

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Период НЭПа – едва ли не самый сложный из всех периодов советской
истории. В то же время именно он наиболее значим для нас сегодня. Каково
его общее социально-историческое содержание и значение? Существует три
основных ответа на этот вопрос.
Согласно первому, безраздельно господствовавшему в советской
исторической литературе, НЭП представлял собою один из этапов строительства
социализма в СССР.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......................3
1. Суть НЭПа как очередного изменения политики партии большевиков……………………5
2.Создание СССР………….…………………………………………………………………………….9
3. Конституция СССР 1924 года …………………………………………………………..16
4.Реорганизация государственного аппарата………………………..………………………19
5.Кодификация советского права………….………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………………...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….…..26

Работа содержит 1 файл

История Тема 9.docx

— 56.75 Кб (Скачать)

Однако многие проблемы решены не были. Это касается прежде всего национального размежевания в Закавказье и Средней Азии. На протяжении первого полугодия 1923 г. шла работа по выработке Конституции СССР. Она велась под руководством ЦК РКП (б) и ЦК КП союзных республик. Активное участие в работе конституционной комиссии приняли представители всех союзных республик. Было принято решение о создании в составе ЦИК двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.  

Летом 1923 г. сессия ЦИК утвердила и ввела в  действие Конституцию. Окончательное  утверждение должно было произойти  на II съезде Советов в январе 1924 г. Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Делегаты на него избирались на губернских или республиканских  съездах. При этом сохранялось преимущество для рабочих: от городских советов и т. п. 1 делегат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов 1 от 125 тыс. Сохранилось ограничение политических прав, установленное Конституцией 1918 г. В 1922 - 1925 гг. к выборам не допускалось от 2 до 9% населения старше 18 лет (эти ограничения были сняты Сталинской Конституцией 1936 года).  

Были созданы  союзные наркоматы, ведавшие внешней  политикой, вопросами обороны, транспортом, связью, планированием. Ведению верховных  органов власти подлежали кроме того вопросы границ СССР и республик, прием в Союз. В решении остальных проблем республики были суверенны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Конституция СССР 1924 года 

31 января 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил  Конституцию. 

В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании  СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик  уже имела свою конституцию. Съезд  принял решение о разработке общесоюзной  конституции.  

10 января 1923 года Президиум  ЦИК СССР образовал  6 комиссий для  подготовки будущей  Конституции: 

1) комиссию по  созданию положений о СНК, СТО  и наркоматах СССР

2) бюджетную  комиссию

3) комиссию по  разработке положения о Верховном  Суде СССР и ОГПУ

4) комиссию по  утверждению государственного флага  и герба СССР

5) комиссию по  выработке положения о ЦИК  СССР и его членах

6) комиссию по  персональному составу наркоматов  и коллегий. 

26-27 июня проект  Конституции был обсужден, дополнен  и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). 6 июля II сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята Вторым съездом Советов. 

Структура Конституции 1924 года

Конституция СССР состояла из двух разделов: 

1) Декларация  об образовании СССР

2) Договор об  образовании СССР. 

Декларация  об образовании СССР

В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства.

Договор об образовании СССР

Договор включал 11 глав:

I. О предметах  ведения верховных органов власти  СССР

II. О суверенных  правах союзных республик и  о союзном гражданстве

III. О Съезде  советов СССР

IV. О Центральном  Исполнительном Комитете СССР

V. О Президиуме  ЦИК СССР

VI. О Совете  народных комиссаров СССР

VII. О Верховном  суде СССР

VIII. О народных  комиссариатах СССР

IX. Об Объединенном  Государственном политическом управлении

X. О союзных  республиках

XI. О гербе,  флаге и столице СССР 

Основные  положения Конституции 1924 года

Первая союзная  Конституция, в отличие от Конституции  РСФСР 1918 года, дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции  к исключительному ведению Союза  были отнесены:

  1. внешние сношения и торговля,
  2. решение вопросов о войне и мире,
  3. организация и руководство вооруженными силами,
  4. общее руководство и планирование экономики и бюджета,
  5. разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).
 

Утверждение и  изменение основных начал Конституции  находились в исключительной компетенции  Съезда Советов СССР. За союзной  республикой сохранялось право  выхода из СССР, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось  единое союзное гражданство. 

Высшим органом  СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов  и от губернских съездов Советов.

В период между  съездами высшим органом власти был  Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного  из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках  между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным  органом был Президиум ЦИК  СССР (избиравшийся на совместном заседании  палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Изменение статуса  союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного  союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов  стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями. 

По Конституции  центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры — «пролетарской  по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами  всеобщего объединения и национальными  традициями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Реорганизация государственного аппарата

     Переход к НЭПу и необходимость  приспособления государственного аппарата к его  условиям 

     «Основная и решающая задача нэпа - это установление смычки между той новой экономикой, которую мы начали строить (очень  плохо, очень неумело, но всё же начали строить на основе совершенно новой  социалистической экономики, нового производства, нового распределения), и крестьянской экономикой, которой живут миллионы и миллионы крестьян» (Ленин).1

     «Новая  экономическая политика (НЭП) – особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капитализма  при наличии командных высот  в руках пролетарского государства, рассчитанная на борьбу элементов капиталистических  и социалистических, рассчитанная на возрастание роли социалистических элементов в ущерб элементам  капиталистическим, рассчитанная на победу социалистических элементов над  капиталистическими элементами, рассчитанная на уничтожение классов, на постройку  фундамента социалистической экономии» (Сталин).2

     «Новая  экономическая политика (нэп) - проводилась  Советским государством в переходный от капитализма к социализму период; названа новой, в отличие от экономической  политики периода Гражданской войны 1918—20 гг. начала осуществляться в 1921 г. по решению Десятого съезда РКП(б), завершилась во 2-й половине 30-х гг. победой социализма в СССР. Сущностью нэпа было укрепление союза рабочего класса с крестьянством на экономической основе, установление связи социалистической промышленности с мелкотоварным крестьянским хозяйством путём широкого использования товарно-денежных отношений, вовлечение крестьян в социалистическое строительство. Нэп допускал некоторое развитие капиталистических элементов при сохранении командных высот народного хозяйства в руках государства диктатуры пролетариата; обеспечивал подъём производительных сил на базе роста социалистических и вытеснения капиталистических элементов, преобразование многоукладной экономики в единую социалистическую на основе индустриализации страны и кооперирования сельского хозяйства»

     Большинство государственных и политических деятелей 20-х годов, полагая, что  нэп - это лучшая возможность восстановления экономики страны, оценивали его  результаты по-разному. В.П. Милютин считал, что предприятия оказались в основном неприспособленными к рынку и были убыточными, испытывая большие трудности в сбыте продукции, в расширении оборотных капиталов, и что нэп оправдал себя только по отношению к сельскому хозяйству. А.И. Рыков был уверен, что, несмотря на имевшиеся недостатки, нэп позволил восстановить и развить промышленность.

     В связи с обозначившимися тенденциями  интересны решения IХ съезда РКП(б), который происходил в марте — апреле 1920 г. В резолюции "О хозяйственном строительстве" подчеркивалась необходимость составления единого хозяйственного плана, рассчитанного на ближайшую эпоху, опирающегося в ходе его выполнения на мобилизации, на трудармии, на продразверстку, на единоначалие и централизацию, т. е. на краеугольные положения военного коммунизма.

     Нэп — это цикл последовательных мероприятий  по выходу из кризиса, которые диктовались скорее объективными обстоятельствами, чем какими-либо идеями и которые постепенно оформлялись в попытку наметить программу построения социализма экономическими методами. Наиболее последовательно эта программа была изложена в 1920-е годы в трудах Н.И. Бухарина. С этой точки зрения вносится правильное понимание в смысл термина "новая экономическая политика", новая, т.е. сменяющая старую, военно-коммунистическую, и выдвигающая на первый план экономические методы управления.

     Большевикам было откуда почерпнуть представления о том, как нужно перестраивать экономику. На вооружение были взяты идеи стимулирования сельскохозяйственного производства с помощью дифференцированного налогообложения, кооперирования системы сбыта и снабжения, поощрения торговли и обмена для расширения внутреннего и внешнего рынка, стабилизации валюты в интересах повышения уровня жизни населения, демонополизации управления промышленностью и частичной ее денационализации. Однако, и в этом существенное отличие реформ периода

     нэпа  от прежних и последующих, не особенно доверяя своим знаниям и опыту  практических дел, большевистское руководство  широко привлекало к экономическим  мероприятиям «буржуазных специалистов». Почти при каждом органе управления: при ВСНХ, Госплане, Наркомфине, Наркомтруде и др. — существовала разветвленная система учреждений, вырабатывающих научно обоснованную и достаточно взвешенную хозяйственную политику.

Информация о работе Советская политическая и правовая система в условиях НЭПА