Советская политическая и правовая система в условиях НЭПА

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Период НЭПа – едва ли не самый сложный из всех периодов советской
истории. В то же время именно он наиболее значим для нас сегодня. Каково
его общее социально-историческое содержание и значение? Существует три
основных ответа на этот вопрос.
Согласно первому, безраздельно господствовавшему в советской
исторической литературе, НЭП представлял собою один из этапов строительства
социализма в СССР.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......................3
1. Суть НЭПа как очередного изменения политики партии большевиков……………………5
2.Создание СССР………….…………………………………………………………………………….9
3. Конституция СССР 1924 года …………………………………………………………..16
4.Реорганизация государственного аппарата………………………..………………………19
5.Кодификация советского права………….………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………………...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….…..26

Работа содержит 1 файл

История Тема 9.docx

— 56.75 Кб (Скачать)

Определяя политические аспекты нэпа, В.И. Ленин оставлял приоритетными большевистские тезисы о незыблемости диктатуры пролетариата, руководящей роли партии, о государстве  как главном инструменте строительства  социализма, о государстве, которое  не создает, а разрушает законодательную, правовую базу для функционирования многоукладной экономики.  

При такой политической ориентации развитие смешанной экономики, идеи о взаимодействии секторов, о  свободной конкуренции, свободе  торговли были обречены. О возможностях развития рыночной экономики не могло  быть и речи. Экономическим регуляторам  развития экономики В.И.Ленин предпочел власть. Это предопределяло судьбу нэпа и рыночной экономики в России.  

Таким образом, в теоретическом обосновании  нэпа были заложены неразрешимые противоречия, подчинявшие его политическому  диктату, исключавшему созвучия во взаимодействии экономики и политики.  

Политическая  власть не обеспечила условий для  развития рыночной экономики. Она не обеспечила законодательной защиты развития рыночных отношений, ограничивала возможности развития нэповских  принципов на местах, не использовала возможности развития стабильных торговых отношений с мировым сообществом. Теоретически не были осмыслены возможности  модернизации России на рельсах нэпа. Перспективы взаимодействия экономики  и политики, возможности утверждения  нэпа "всерьез и надолго", возможности  развития государства, гражданского общества и личности в России остались не понятыми.  

В последних  письмах и статьях В.И.Ленина была сделана попытка пересмотреть традиционную большевистскую точку зрения на социализм, высказана мысль о необходимости углубления нэпа, развития кооперации, культурной революции. Много беседовавший с Лениным Н.И.Бухарин ретранслировал обновленные подходы вождя в своих работах. Однако сталинизм отверг идеи нэпа, оттеснил Бухарина и его сторонников от политического руководства и взял курс на формирование законченной командно-бюрократической системы управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Создание СССР 

Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к  ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных  образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы - практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед. Посмотрим, какие это были формы. 

Еще в годы гражданской  войны сложился военно-политический союз советских Республик. Что же это за союз? 1919 г. ВЦИК РСФСР при  участии представителей советских  республик издал декрет "Об объединении  Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". Признавая  независимость и право республик  на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. В сложных условиях войны удалось  создать единую военную организацию  республик. Однако к началу 1922 г. ситуация значительно изменилась.  

Шесть советских  социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская  ССР, Грузинская ССР и две народные советские республики: Бухарская (бывшее Бухарское ханство) и Хорезмская (бывшее Хивинское Ханство) продолжали сближение уже в условиях мира. Укреплялись экономические и политические связи. Вот некоторые факты:  

- в конце 20-начале 21 г. правительство РСФСР выделило  Армянской ССР денежную ссуду  в 3 млрд. руб., направило эшелон - с товарами первой необходимости, 325 тыс. пуд. зерна, 5 тыс. пуд. сахара;  

- из Азерб.  ССР в Армению было послано  50 вагонов хлеба, 36 тыс. пуд. нефти;   

- в 1920 г. в  составе РСФСР были провозглашены  автономные республики: Туркестанская  и Киргизская, всего в состав  РСФСР входили 8 автономных республик  и II автономных областей;  

- в 1920 - 21 гг. между  РСФСР и др. республиками были  заключены договоры о военно-хозяйственном  союзе;  

- в 1922 г. на  Генуэзской конференции делегация  РСФСР представляла все советские  республики;  

- в марте 1922 г. Грузия, Армения и Азербайджан  заключили договор об образовании  Закавказской Социалистической  Федерации Советских Республик  (ЗСФСР).  

В августе 1922 г. по предложению Политбюро ЦК была создана комиссия для подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса  о взаимоотношениях РСФСР и независимых  национальных советских республик. Председателем комиссии был И. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства  возглавлял наркомат по делам национальностей. K тому же за Сталиным еще с дореволюционных  времен закрепился авторитет специалиста  по национальному вопросу. В комиссию входили: В. Куйбышев, Г. Орджоникидзе, X. Раковский, Г. Сокольников и представители  национальных республик - по одному от каждой. Сталин подготовил проект резолюции, предусматривавший вхождение Украины, Белоруссии, закавказских республик в РСФСР на правах автономных республик. Вопрос об остальных республиках оставался открытым. Сталинская резолюция получила название проекта автономизации. ВЦИК и СНК РСФСР становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР. Проект Сталина был разослан для обсуждения в ЦК компартий республик. Его одобрили ЦК КП Азербайджана и Армении. Против выступил ЦК КП Грузии, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.  

ЦК КП Белоруссии высказался за сохранение существующего  положения. ЦК КП Украины проекта  не обсуждал, но заявил, что исходит  из принципа независимости Украины.  

На заседании  комиссии 23 и 24 сентября 1922 г. (под председательством  В. Молотова) принимается проект Сталина. Грузинский проект отклоняется. При  этом комиссия предполагала свое решение  после его одобрения на Пленуме  ЦК передать национальным ЦК как директиву  к исполнению без всякого обсуждения. Пленум был назначен на 5 октября. Материалы  обсуждения направили Ленину в Горки.  

Ознакомившись с материалами комиссии, Ленин  встречается с вызванным в  Горки Сталиным и убеждает его  изменить параграф 1 проекта. В тот  же день Ленин пишет для членов Политбюро письмо "Об образовании  СССР", в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и "вместе и наравне с ними" войти в  новый союз. Надо полагать, что такая  формула была единственно приемлемой, возможной к реализации без новой  гражданской войны. В конце сентября Ленин беседует с председателем  СНК Грузии П. Мдивани, с членами  ЦК КП Грузии. Он, считавший вопрос "архиважным", поэтому Ленин советует проявить максимум осторожности и терпимости в решении национального вопроса  в Закавказье.  

Сталин по-прежнему полагал, что ВЦИК РСФСР должен стать  высшим органом в новом союзе. Тем не менее, понимая, что комиссия не примет его предложений, Сталин переработал  свой проект в соответствии с замечаниями  Ленина.  

Интересно сравнить два первых параграфа исходного  сталинского и скорректированного Лениным проекта: 

Автономизация 

"1. Признать  целесообразным заключение договора  между советскими республиками  Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном  вступлении первых в состав  РСФСР...  

2. В соответствии  с этим постановления ВЦИК  РСФСР считать обязательными  для центральных учреждений упомянутых в пункте 1 республик, постановления же СНК и СТО РСФСР - для объединенных комиссариатов этих республик..."

Союзное государство 

1. Признать необходимым  заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских  Республик и РСФСР об объединении  их в "Союз Советских Социалистических Республик" с оставлением за каждой из них права свободного выхода из "Союза".  

2. Высшим органом  "Союза" считать "Союзный  ЦИК", составляющийся из представителей  ЦИКов РСФСР, Закавказской Федерации, Украины и Белоруссии пропорционально представляемого ими населения.  

+ + + 

6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию  Ленина и принял на ее основе  новую резолюцию. П. Мдивани  на Пленуме настаивал на том,  чтобы Грузия входила в СССР  не через Закавказскую Федерацию,  а непосредственно.  

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект  Союзного договора. Утвердить его  должен был Союзный съезд Советов,  открытие которого назначили  на 30 декабря.  

В Грузии сложилась  чрезвычайная ситуация. Большинство  ЦК КП Грузии выступило за непосредственное вхождение республики в СССР, тем  самым возражая против решений октябрьского Пленума ЦК. Закавказский крайком  партии во главе с Орджоникидзе осудил эти действия как национал-уклонизм. Сталин заявил, что в Грузии свил гнездо социал-национализм. В ответ  грузинский ЦК ушел в отставку.  

В ноябре бывшие члены ЦК КП Грузии обратились с  жалобой на действия Серго в ЦК РКП(б). Ленин подчеркивал в это время, что тут речь идет не о борьбе партий с местным национализмом, а о методах этой борьбы. Ленин, желая, видимо не менее Сталина, создания унитарного государства, он пытался придать ему привлекательную юридическую форму. 

Еще не расеялся обычный для декабря туман, когда стали собираться делегаты I Союзного съезда Советов в Большой театр. Из тумана выплывали экзотические фигуры в халатах, диковинных одеждах, белых чалмах, ушанках из лисьего меха. Мелькали привычные кожанки, серые шинели. Необычны были даже среди этого пестрого моря фраки и крахмальные воротнички дипломатов.  

В первом часу дня  на сцену поднялся член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович Смидович. Участник трех российских революций, член партии с 1898 г., он открыл съезд и долго не мог говорить - аплодисменты прервали речь старейшего делегата.  

Наконец, перекрывая затихающий шум, Смидович начал: "Единодушная  воля трудящихся Украины, Азербайджана, Грузии, Армении и Белоруссии слить  обособленные советские республики в единое целое, в мощное государство  союза социалистических советских  республик выражена на съездах Советов  Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. Эта воля с неописуемым  энтузиазмом поддержана представителями  трудящихся РСФСР на заседании Х  Всероссийского съезда Советов... Резолюцией, принятой на этом съезде, подтвержден  как основа союза принцип равноправия  республик, добровольного вхождения  их в союзное государство с  сохранением для каждой права  свободного выхода из него.  

Эти принципы лягут  в основу предлагаемого делегациям договора... мы объединяемся в единое государство, образуем единый политический и хозяйственный организм. И каждая рана извне, каждая боль внутри на какой-либо отдаленной окраине отзовется одновременно во всех частях государства и вызовет  соответствующую реакцию во всем организме Союза..."  

С докладом об образовании  СССР выступил И. Сталин, Зачитав текст  Декларации и Договора об образовании  СССР, Сталин предложил принять их без обсуждения. Но по предложению  М. В. Фрунзе оба документа были приняты  в основном и направлены на доработку. Окончательная ратификация документов откладывалась до II съезда Советов. "Этот путь, - сказал Фрунзе, - как  будто кажется длиннее, но нам  приходится считаться с тем, что  и то дело, которое мы сейчас с  вами начали, является делом чрезвычайной важности, делом, над созданием которого стоит потрудиться не один и не два месяца, с тем, чтобы и результаты вышли наиболее совершенные".  

Главы делегаций  первыми подписали Договор и  Декларацию. От РСФСР - М. И. Калинин, от УССР - М. В Фрунзе, Г. И. Петровский, от ЗСФСР - М. Г. Цхакая, от БССР - А. Г. Червяков. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали ЦИК СССР в составе 371 члена и 138 кандидатов. Большинство представлять не было необходимости. Л. Б. Красин и Г. М. Кржижановский стояли у истоков партии, как и Н. К. Крупская. Первыми советскими наркомами были А. Г.Шлихтер (земледелия), И. В. Сталин (по делам национальностей), Н. А. Семашко (здравоохранения), Ф. Э. Дзержинский (пред. ВЧК, нарком железнодорожного транспорта), А. Д. Цюрупа (продовольствия). Полководцы и герои гражданской войны, деятели науки и искусства. Избран был и Бела Кун - один из организаторов КП Венгрии.  

Экономические сдвиги, происходившие в стране после  введения НЭПа, расширение местной  инициативы, демократизация жизни общества благоприятно сказывались на национально-государственном  строительстве. На территории Средней  Азии возникли Узбекская и Туркменская  ССР, вступившие в 1925 г. в СССР, и Киргизская АССР в составе РСФСР. В 1924 ряд  районов с преобладанием белорусского населения был передан из РСФСР  в БССР.  

Совершенствовались  автономные отношения. В первой половине 20-х гг. в составе РСФСР были образованы автономные республики - немцев Поволжья, Бурят-Монгольская и др. Аджарская и Абхазская автономные республики появились в Грузии. В  Азербайджане права автономии получили Нахичевань (АССР) и Нагорный Карабах (АОбл). В составе УССР образовалась Молдавская АССР.  

Информация о работе Советская политическая и правовая система в условиях НЭПА