Соучастие в преступлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности соучастия в преступлении и прикосновенности к преступлению.
Задачи:
- рассмотреть критерии и признаки соучастия;
- определить виды соучастников;
- дать понятие прикосновенности к преступлению;
- охарактеризовать сущность и виды прикосновенности к преступлению;
- рассмотреть основания и пределы уголовной ответственности за соучастие и за прикосновенность к преступлению.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Соучастие в преступлении 6
1.1. Критерии выделения видов соучастия, их характеристика 6
1.2. Критерии разграничения видов соучастников, их характеристика 10
Глава 2. Прикосновенность к преступлению 15
2.1. Понятие и признаки прикосновенности к преступлению 15
2.2. Сущность и содержание прикосновенности к преступлению 17
Глава 3. Основания и пределы уголовной ответственности 20
3.1. Уголовная ответственность соучастников преступления 20
3.2. Уголовная ответственность за прикосновенность к преступлению 25
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 31

Работа содержит 1 файл

Кур.р. Уголовное право.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

      Исходя  из изложенного, под прикосновенностью  следует понимать не являющиеся соучастием общественно опасные и предусмотренные уголовным законом умышленные деяния, выражающиеся в заранее не обещанном укрывательстве преступлений либо в непринятии непосредственных или иных мер предотвращения готовящегося, пресечения совершаемого или изобличения совершенного преступления (попустительство). В советской юридической литературе в этом определении данные деяния выражались также в несообщении органам власти о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении (недоносительство).

2.2. Сущность и содержание прикосновенности к преступлению

      Критериями  отграничения прикосновенности к преступлению от соучастия выступают признаки объективной и субъективной совместности действия (бездействия) при совершении основного преступления. В случае соучастия деяния соучастников должны быть совместны, прикосновенность к преступлению, в свою очередь, отрицает совместность действий (бездействия) участников основного преступления и прикосновенного лица на совершение основного преступления.

      Между основным преступлением и прикосновенностью  к нему существует связь. Связь проявляется  в осознанных действиях (бездействии) с вещами материального мира, содержащими информацию об основном преступлении, участниками или свидетелями основного преступления, потерпевшими от основного преступления, либо с информацией об основном преступлении. Следствием возникновения связи между основным преступлением и прикосновенностью к нему является приобретение деянием прикосновенного лица общественной опасности.

      Прикосновенность  к преступлению – это деяние лица, не участвовавшего в совершении основного преступления, заключающееся в действии (бездействии) с вещами материального мира, содержащими информацию об основном преступлении, участником, свидетелем и (или) потерпевшим от основного преступления, либо с информацией об основном преступлении, направленное на воспрепятствование выявлению, расследованию и раскрытию основного преступления.

      Видами  прикосновенности к преступлению являются заранее не обещанные укрывательство преступлений (ст. 316 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или  иного имущества, приобретенных  другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ).

      Объектом  прикосновенности к преступлению выступает  общество, и каждый конкретный человек, которому присуща потребность в  осуществлении правосудия над лицом, совершившим основное преступление. Общественная опасность прикосновенности к преступлению заключается в посягательстве на общественную потребность в осуществлении правосудия над лицом, совершившим основное преступление, а вредоносностью обладает как угроза, так и устранение возможности реализации названной потребности,

      Общими  признаками объективной стороны  общего состава прикосновенности к  преступлению являются:

      1) деяние прикосновенного лица  простирается за пределами момента  окончания основного преступления, что исключает включение действия (бездействия)  прикосновенного лица в причинную  связь между деянием

участников       основного     преступления    и      последствиями основного преступления;

      2) связь между деянием прикосновенного  лица и основным преступлением  имеет внешние объективные характеристики (помимо субъективных), включаемые в объективную сторону состава любого из видов прикосновенности к преступлению;

      3) объективно необходимым для возможности  прикосновенности к преступлению  является преступность основного  деяния;

      4) для вменения прикосновенности  к преступлению основное деяние  должно быть признано судом  преступным;

      5) составы преступлений, образующие  прикосновенность к преступлению, по конструкции объективной стороны  являются формальными.

 

Глава 3. Основания и пределы уголовной ответственности

3.1. Уголовная ответственность  соучастников преступления

     Статья 34 УК РФ говорит о двух критериях, которые должны быть положены в основу – степень и характер участия  в преступлении:

     «…Ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления».

     Поскольку закон не предусматривает обязательного  смягчения уголовной ответственности  по формальным основаниям, то главным  в определении объема вины соучастников является степень участия, хотя не следует забывать и того, что в большинстве случаев она напрямую зависит от характера деятельности соучастника. При этом характер участия определяет функциональную роль соучастника преступления, а степень участия – интенсивность его действий по выполнению своей роли в совершении преступления.

     В сочетании с характером действия степень участия в претворении  преступного замысла в жизнь  является объективным критерием, позволяющим  суду индивидуализировать и дозировать наказание каждому из лиц, совместно совершивших преступление. Таким образом, только в характере участия в преступлении, т.е. во внешней роли, выполняемой каждым из соучастников в едином преступлении, можно искать отличие исполнителей, организаторов, подстрекателей и пособников, а, следовательно, и составов преступлений, конкретно вменяемых им в вину.

     Правильное  представление о каждом из видов  соучастников – исполнителе (соисполнителе), подстрекателе, пособнике и организаторе имеет большое значение. Если выяснение обязательных признаков соучастия в преступлении служит его отграничению от иных, смежных с ним форм преступной деятельности, то правильное представление о каждом из названных видов соучастников, о   присущих   им   особенностях   позволяет

избежать  их смешения и ошибок при квалификации содеянного ими.

      Согласно  части 1 ст. 34 УК РФ «Ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью роли каждого из них в совершенном преступлении». Что касается соисполнителей, то они не отвечают по одной ст. УК РФ  за вместе совершенное ими деяние. Все другие соучастники отвечают по той же статье Особенной части УК РФ, но со ссылкой на ст. 33 УК РФ. Далее в ст. 34 УК РФ содержатся постановления о неудавшемся соучастии.

      Общий принцип их ответственности, согласно акцессорной (дополнительной) природе роли, можно сконструировать так: поскольку соучастие как особая форма преступной деятельности представляет собой опасность только в связи с преступлением, которому оказывается содействие, то и ответственность по правилам о соучастии возможна тогда, когда признаки этого деяния объективизируются хотя бы в самой начальной стадии.11 Из этого принципа следует, что все соучастники отвечают за одно и тоже преступление. Одному преступлению, как правило, соответствует и один состав, описанный в Особенной части УК РФ. Исключения из этого правила возможны в том случае, если одно и тоже грех предусмотрено в разных составах: простом, квалифицированном либо привилегированном.

      Такие составы могут быть предусмотрены  в разных частях одной статьи УК РФ, реже – в разных статьях. Поскольку отягчающие либо смягчающие обстоятельства, предусмотренные в этих составах, могут быть на стороне одних соучастников и отсутствовать на стороне остальных, то вполне может быть, что деяния соучастников будут квалифицированны по разным частям одной и той же статьи либо по разным статьям УК РФ.

      Из  данного принципа следует, что:

      - соучастники отвечают по правилам  о соучастии в преступлении  только при условии, что исполнитель  хотя бы начал приготовительные к преступлению деяния;

      - они     несут    ответственность   в        рамках        санкции       статьи, инкриминируемой   (предъявляемой)    исполнителю,   если   данное   деяние предусмотрено в одной статье либо части УК РФ.

      Руководствуясь  принципом акцессорности, следует сказать, что соучастники, где бы они ни сделали свои деяния, обязаны отвечать по законом страны, в которой совершили преступление.

      Таким образом, общие пределы уголовной  ответственности соучастников определяются тем, что сделал исполнитель, но итог этого дела является коллективным плодом усилий и его соучастников, поэтому они несут ответственность с учетом степени и характера роли каждого из них. Это событие позволяет утверждать, что все соучастники являются участниками общей вины, но отвечают они не за чужую вину, а за свою и свой вклад в общее преступное дело.

      Действующее уголовное законодательство не предусматривает  обязательного смягчения наказания  за соучастие. Совместно с тем  закон не допускает и формального  равенства наказаний. Ст. 67 УК РФ гласит:

      «1. При назначении наказания за преступление, совершенное в соучастии, учитываются  характер и степень фактического участия лица в его совершении, значение этого участия для достижения цели преступления, его влияние на характер и размер причиненного или возможного вреда.

      2. Смягчающие или отягчающие обстоятельства, относящиеся к личности одного  из соучастников, учитываются при  назначении наказания только  этому соучастнику».

      Из  ст. 67 УК РФ следует, что основным в оценке тяжести наказания за преступление, совершенное совместными действиями нескольких лиц, является степень публичной угрозы действий, совершенных соучастниками, а не их формальная роль в совершенном преступлении. Другими словами, наказание соучастника должно быть индивидуализировано в зависимости от степени и характера его фактической роли в совершении преступления и его влияния на характер и размер причиненного либо возможного вреда.

      Таким образом, установление этих  признаков  является основанием

для индивидуализации    наказания    каждому из    соучастников.  Естественно формальная роль участника (исполнитель, подстрекатель, организатор либо пособник)   имеет  огромное значение в развитии преступного действия и в его вредных и опасных последствиях, но оно не обязано быть формально    самодовлеющим,   хотя    бы объективно   в    большинстве   случаев   форма   роли   в   преступлении   неизбежно описывает и размер, и значимость этой роли в достижении преступного результата, и степень его вредоносности.

      Степень роли в преступлении – это мера интенсивности и эффективности  деятельности соучастников, как в  осуществлении преступного деяния, так и в достижении настоящего результата либо в разработке результата.

      Совместно с тем из всех вышеназванных соучастников можно выделить организатора, степень роли которого в преступлении логически постоянно является наивысшей. Поэтому в отношении него наказание может быть смягчено лишь при наличии смягчающих событий личного характера. Говоря же об индивидуализации ответственности соучастников, нужно иметь в виду, что хоть какому из них могут быть вменены все элементы, характеризующие состав деяния, совершенного исполнителем. Совместно с тем соучастники могут нести ответственность лишь за происшествия, связанные с составом выполненного деяния, но не с личностью исполнителя, а потому конкретные отягчающие либо смягчающие обстоятельства распространяются на всех соучастников, тогда как личные – обязаны вменятся лишь их носителю.

      К конструктивным признакам объективного характера следует отнести наступление либо возможность наступления тяжких последствий, обстановку, метод, время и место совершения преступления. Если они охватывались сознанием соучастников, то, непременно, обязаны влиять на ответственность. К признакам, которые характеризуют субъективную сторону либо субъекта преступления, относятся возраст, особенные мотивы и цели присущие субъективной стороне преступления.  Если они   являются

являются    конструктивными    признаками состава, то вменяются в вину всем соучастникам. При этом следует различать два варианта:

      - когда эти элементы имеются  на стороне исполнителя;

      - когда они имеются на стороне  остальных соучастников.12

      Все субъективные признаки, указанные в  диспозиции статьи УК РФ, вмененной  исполнителю, подлежат вменению всем соучастникам, даже если они практически отсутствовали. К примеру, пособник корыстного убийства будет отвечать за соучастие в нем и в том случае, если он не преследовал таковых целей.

Информация о работе Соучастие в преступлении