Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:09, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности соучастия в преступлении и прикосновенности к преступлению.
Задачи:
- рассмотреть критерии и признаки соучастия;
- определить виды соучастников;
- дать понятие прикосновенности к преступлению;
- охарактеризовать сущность и виды прикосновенности к преступлению;
- рассмотреть основания и пределы уголовной ответственности за соучастие и за прикосновенность к преступлению.
Введение 3
Глава 1. Соучастие в преступлении 6
1.1. Критерии выделения видов соучастия, их характеристика 6
1.2. Критерии разграничения видов соучастников, их характеристика 10
Глава 2. Прикосновенность к преступлению 15
2.1. Понятие и признаки прикосновенности к преступлению 15
2.2. Сущность и содержание прикосновенности к преступлению 17
Глава 3. Основания и пределы уголовной ответственности 20
3.1. Уголовная ответственность соучастников преступления 20
3.2. Уголовная ответственность за прикосновенность к преступлению 25
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 31
Содержание
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что институт соучастия в преступлении является одним из самых важных и сложных в теории уголовного права. И это неслучайно. Преступная деятельность, как и всякое творчество человека, может осуществляться как в одиночку, так и группой лиц, и даже определенной организацией людей с разветвленной деятельностью, наделенных различными преступными «правами» и «обязанностями», с иерархическим руководством от организаторов до исполнителей, пособников и укрывателей.
Правоприменительная
практика показывает, что в соучастии
совершается очень большое
Во
многих случаях тот или иной преступник,
если бы он действовал один, был бы не
в состоянии совершить
УК РФ 1996г. определяет соучастие как «умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления» (ст. 32). В данном определении законодатель отражает специфические признаки, которыми характеризуется совместная преступная деятельность, в отличие от случаев индивидуального совершения преступления.
На протяжении всей истории развития отечественного уголовного права, начиная с первого крупного исследования профессора О.С. Жиряева, институт соучастия является одним из наиболее сложных и дискуссионных в учении о преступлении и в целом в теории уголовного права и в целом в теории уголовного права.
Институт соучастия в преступлении является одним из самых важных и
сложных в теории уголовного права. Изучение преступности как социального явления показывает, что в большинстве случаев наиболее опасные посягательства совершаются не в одиночку, а путем объединения усилий нескольких лиц, сообща ставших на путь нарушения закона. Более 40 % всех преступлений и до 80-90 % имущественных преступлений совершается двумя или большим количеством лиц. Поэтому вопрос об уголовной ответственности соучастников имеет большое практическое значение. Правильное его решение, с одной стороны, позволяет обезвредить всех тех, кто принимал участие в совершении преступлений, а с другой избежать необоснованного привлечения к ответственности лиц фактически преступления не совершивших, но ошибочно рассматриваемых как соучастники.
Прикосновенность к преступлению как самостоятельный уголовно-правовой институт утвердился сравнительно недавно еще в советской юридической литературе. Этому способствовала установка тогда еще действующего уголовного законодательства по вопросу о заранее не обещанном укрывательстве, в силу которой последнее было окончательно отделено от соучастия в преступлении. Приходится, однако, констатировать, что, несмотря на ряд работ, специально посвященных исследованию прикосновенности, и сейчас еще продолжают оставаться нерешенными некоторые относящиеся к данному институту вопросы, имеющие важное теоретическое и практическое значение. Прежде всего, здесь имеются в виду вопросы, связанные с определением материально-правовой природы прикосновенности, отграничением прикосновенности от соучастия и смежных общественно опасных деяний, уяснением особенностей уголовно-правовой регламентации отдельных видов прикосновенности.
Целью данной работы является рассмотрение сущности соучастия в преступлении и прикосновенности к преступлению.
Задачи:
- рассмотреть критерии и признаки соучастия;
- определить виды соучастников;
- дать понятие прикосновенности к преступлению;
-
охарактеризовать сущность и
виды прикосновенности к
- рассмотреть основания и пределы уголовной ответственности за соучастие и за прикосновенность к преступлению.
Методы исследования: диалектический, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Для реализации поставленных в работе задач использовались работы следующих авторов: А.И. Козаченко, А.И. Чучаева, Л.В. Иогамовой-Хегай и других.
Структуру работы составили: введение, регламентирующее актуальность исследования, главы, раскрывающие задачи исследования, заключение, содержащее основные выводы по теме.
Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ.
Разграничение соучастия в широком смысле, как родового понятия, охватывающего все случаи совместного участия двух и более или большего числа лиц в совершении преступления, и соучастия в узком смысле, как специального института Общей части, призванного урегулировать вопрос об уголовной ответственности лиц, которые, совершая действия, прямо не предусмотренные статьями Особенной части, обусловливают наступление преступного результата, неразрывно связано с делением соучастия на формы.
Необходимо четко определить, что является объектом классификации и, исходя из этого, установить тот признак, который позволит четко размежевать отдельные разновидности соучастия как родового понятия, то есть определить основание деления.
Любая, в том числе и общественно опасная, совместная деятельность может характеризоваться различными признаками. По каждому из этих признаков (независимо от того относятся ли они к объективной или к субъективной сфере человеческого) можно провести, придерживаясь законов логики, более или менее четкое деление. Можно также подразделить и совместную общественно опасную деятельность нескольких лиц, образующую соучастие. Однако для того, чтобы деление являлось классификацией по формам, необходимо в основание такого деления положить коренной, наиболее существенный признак.1
В уголовном законодательстве России не было, и пока нет исчерпывающего решения вопроса о формах (видах) соучастия в преступлении. Не используется в нем и само понятие «форма соучастия», как и понятие «вид соучастия».
В специальной и учебной литературе о соучастии в преступлении
варианты классификации соучастия в преступлении весьма многообразны,
что обусловлено
в основном различием в критериях
деления соучастия в
Все суждения юристов по данному вопросу можно свести к двум основным точкам зрения. Сторонники одной из них предлагают различать соучастие без предварительного соглашения и соучастие с предварительным соглашением. В понимании последней формы они расходятся: одни включают в нее организованную группу и преступное сообщество,2 другие считают эти разновидности самостоятельными формами соучастия.3 Приверженцы второй точки зрения признают формами соучастия совиновничество, соучастие в тесном смысле слова (или соучастие с исполнением различных ролей) и преступное сообщество.4
Уголовный кодекс РФ называет четыре разновидности соучастия: совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным
сообществом (преступной организацией).
1.
Преступление признается
2.
Преступление признается
3.
Преступление признается
4.
Преступление признается
группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях …» (ст. 35 УК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении участвовали два или более исполнителя без предварительного соглашения. Такое соучастие может выразиться, например, в причинении телесных повреждений или совершении убийства в коллективной драке, в изнасиловании и т.д. В этих случаях обычно происходит присоединение соучастников к исполнителю, уже начавшему выполнять объективную сторону преступления. Другие соучастники также «успевают» полностью или частично выполнить объективную сторону совершаемого преступления.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Обычно такой сговор происходит относительно места, времени или способа совершения преступления. Эта форма соучастия может сочетаться как с соисполнительством, так и с соучастием в тесном смысле, то есть с разделением ролей, однако в последнем случае должно быть не менее двух соисполнителей. Такая форма соучастия повышает опасность совершенного преступления и учитывается законодателем в качестве отягчающего (квалифицирующего) обстоятельства. Например, при краже (п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ), мошенничестве (п. «а» ч. 2 ст. 159 УК РФ), присвоении или растрате (п. «а» ч. 2 ст. 160 УК РФ), грабеже (п. «а» ч. 2 ст. 161 УК РФ), разбое (п. «а» ч. 2 ст. 162 УК РФ), вымогательстве (п. «а» ч. 2 ст. 163 УК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Данная форма соучастия отличается от предыдущей признаком устойчивости. Этот признак обычно предполагает умысел соучастников на совершение не одного, а нескольких преступлений (например, организованная группа создана для совершения квартирных краж). Однако устойчивость может выражаться и в тщательности подготовки одного преступления.
Совершение преступления организованной группой применительно к ряду составов предусматривается законодателем в качестве особо отягчающего (квалифицированного) состава преступления. Например, при краже (п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ), при присвоении или растрате (п. «а» ч. 3 ст. 160 УК РФ), при мошенничестве (п. «а» ч. 3 ст. 159 УК РФ), при грабеже (п. «а» ч. 3 ст. 161 УК РФ), разбое (п. «а» ч. 3 ст. 162 УК РФ), вымогательстве (п. «а» ч. 3 ст. 163 УК РФ). Согласно п. 6 ст. 35 УК РФ создание организованной группы в случаях, специально не предусмотренных Особенной частью УК РФ, влечет ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана.
В соответствии с ч. 5 ст. 35 РФ лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими, подлежит ответственности за их организацию и руководство в случаях, предусмотренных Особенной частью УК РФ, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества несут ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных Особенной частью УК РФ, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.