Соучастие в преступлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время происходит огромное количество преступлений. Некоторые преступления раскрываются, находят виновных, а некоторые к сожалению нет, и преступники не найдены.
По телевидению показуют различные передачи, где постоянно упоминается о соучастии в преступлении. В большинстве ответы на эту тему не раскрываются полностью, а лишь в крации говорят о её проблемах.

Содержание

1.Понятие и признаки соучастия в преступлении
2. Формы соучастия
3.Виды соучастников
4.Ответственность соучастников
5.Прикосновенность к преступлению и ее отличие от соучастия

Работа содержит 1 файл

курсовая по уголовному.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

   Подстрекатель  не принимает непосредственного участия в выполнении действий, входящих в объективную сторону преступления, и поэтому его действия квалифицируются по статье Особенной части УК со ссылкой на ст. 33 УК РФ. Однако не исключается, что он может быть и одним из исполнителей. В последнем случае при квалификации ст. 33 названного УК не применяется, а его роль инициатора преступления учитывается при назначении наказания как особо активная роль в совершении 1 преступления (п. «г» ч. 1 ст. 63 этого УК).

     Пособником в соответствии с ч. 5 ст. 33 данного УК «признается лицо, содействовавшие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы».

        Пособник - обычно наименее опасный  из соучастников. Его действия  носят вспомогательный характер, менее активны, чем действия других соучастников. Пособничество с объективной стороны характеризуется теми способами, которые перечислены в ч. 5 ст. 33 УК РФ.

  Перечень способов  пособничества, содержащийся в  приведенной норме, является исчерпывающим. Иное решение вопроса может повлечь применение закона по аналогии, не известной действующему уголовному законодательству.

    Анализ способов  пособничества, перечисленных в  законе, позволяет разделить его  на интеллектуальное и физическое.

 Интеллектуальное  пособничество состоит в содействии совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, а также заранее данным обещанием скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, приобрести или сбыть такие предметы. Интеллектуальное пособничество заключается в психическом воздействии на сознание и волю исполнителя преступления, в укреплении у него решимости совершить преступление. Оно может быть выражено словесно, письменно, в форме конклюдентных или иных действий. Важно подчеркнуть, что заранее данное обещание приобрести или сбыть имущество, заведомо добытое преступным путем, в случаях, когда оно возбуждает у исполнителя умысел на совершение преступления, является не интеллектуальным пособничеством, а подстрекательством.

        Физическое пособничество состоит в предоставлении средств или орудий для совершения преступлений или устранении препятствий осуществлению преступного намерения и выражается, как правило, в совершении действий. Однако в отдельных случаях оно может проявляться и в бездействии при условии, что на лице лежит специальная правовая обязанность противодействовать совершению преступления.

         Вследствие того, что пособник направляет свои действия на содействие исполнителю, эти действия находятся в причинной связи с преступлением, совершенным исполнителем. Следует подчеркнуть, что для наличия пособничества не имеет существенного значения, фактически помогли или нет действия пособника исполнителю, использовал их последний или обошелся без них. Например, совет или указание, данные исполнителю, либо предоставленная ему информация, когда они оказались неверными вследствие заблуждения пособника и не только не содействовали совершению преступления, но даже затрудняли его осуществление, следует рассматривать как пособничество, хотя и не оконченное (покушение на пособничество).

          Пособничество представляет собой  оказание содействия конкретному  лицу или группе конкретных лиц в совершении определенного, а не любого преступления. С субъективной стороны пособник осознает, во-первых, фактические обстоятельства совместно совершаемого преступления, во-вторых, что своими действиями он оказывает содействие конкретному лицу или группе конкретных лиц в совершении деяния и, в-третьих, что его действия находятся в причинной связи с преступлением, совершенен исполнителем, вследствие чего он совместно с исполнителем участвует в его осуществлении. Пособник предвидит общий преступный результат и желает его наступления. Субъективная сторона пособничества, как и любого соучастия, включает основание виновным также всех объективных признаков состава преступления и вменяемых ему квалифицирующих обстоятельств.

     Мотивы  и цели пособника и исполнителя могут совпадать, а могут и различаться. Возможно, в частности, что при совершении   кражи исполнитель действует из корыстных побуждений, а  пособник оказывает ему содействие с целью отомстить потерпевшему.

        Пособничество отличается от соисполнительства тем, что пособник ни в какой части и ни в каком виде не выполняет действий, образующих объективную сторону преступления, совершаемого в соучастии, и не принимает непосредственного участия в таком совершении.

   Действия  пособника квалифицируются по статье Особенной УК, предусматривающей ответственность за преступление, которому он способствовал, со ссылкой на ст. 33 УК РФ. Если лицо принимало непосредственное участие в совершении преступления, то ссылка на ст. 33 этого УК не требуется, ибо «пособник» по своей юридической природе является исполнителем.

 

4.   Ответственность соучастников

               УКРФ не устанавливает каких-либо  особых принципов, оснований или  пределов ответственности за  соучастие в преступлении. Это  означает, что, как и при совершении преступления  одним лицом, каждый соучастник несет ответственность, во-первых, за конкретное совместное совершенное общественно опасное деяние, содержащее все признаки состава преступления, во-вторых, в пределах своей виновности и, в-третьих, самостоятельную.

            На основании ч. 1 ст. 34 названного  УК «ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления».

         В соответствии с ч. 2. этой статьи «соисполнители отвечают по статье Особенной части настоящего Кодекса за преступление, совершенное ими совместно, без ссылки на статью 33 настоящего Кодекса», а ее ч. 3- «уголовная ответственность организатора, подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 33 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда  они одновременно являлись соисполнителями преступления».                             Исходя из приведенных законоположений, с позиции квалификации содеянного соучастники делятся на две категории:

1) соисполнителей (исполнителей)

2) других соучастников -организатора, подстрекателя, пособника, - не являющихся соисполнителями или исполнителем, то есть не принимавших непосредственного участия в совершении преступления.

        Все соучастники несут ответственность  по статье Особенной части  УК, предусматривающей совершенное  преступление, ив пределах ее  санкции. Совместные действия  всех соучастников должны содержать  все признаки состава преступления. Особенность законодательной характеристики состава преступления, совершаемого в соучастии, состоит в том, что его признаки указываются не только в статье Особенной части, но и в Общей части - ст. 33 УК РФ. В нормах Особенной части общественно опасные деяния характеризуются так, как они проявляются в случае совершения их исполнителем или соисполнителями. При соучастии без непосредственного участия в совершении преступления появляются отсутствующие в нормах Особенной части УК общие признаки, которые и предусмотрены в ст. 33 названного УК. Поэтому наличие состава преступления в действиях соучастников, не принимавших непосредственного участия в совершении преступления, в частности, не выполнявших объектив-)сторону, описанную в диспозиции статьи Особенной части  УК, устанавливается с применением этой статьи. Таким образом, основанием уголовной ответственности соучастников второй из названных выше категорий, то есть не выполнявших ролей соисполнителей или исполнителя, является наличие состава преступления, признаки которого указаны в статье Особенной части в ст. 33 УК РФ.

           Отдельные нормы Особенной части  прямо предусматривают совершение  преступления в соучастии, например, организацию преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 К РФ). Формулируя эти нормы, законодатель заранее предусмотрел в них и признаки ответственности за соучастие. Поэтому действия соучастников, подпадающие под такие нормы, квалифицируются без применения ст. 33 названного УК.

            В случае если преступная деятельность исполнителя была прервана на стадии покушения или приготовления, это обстоятельство должно найти отражение и при квалификации действий остальных соучастников путем применения ст. 30 УК РФ. Данное положение закреплено в ч. 5 ст. 34 этого УК, где указано, что «в случае недоведения исполнителем преступления до  конца по не зависящим от него обстоятельствам остальные со-., частники несут уголовную ответственность за приготовление к преступлению или покушение на преступление».

       Ответственность  каждого соучастника за совместно  совместное преступление возможна  только в пределах личной виновности (ст. 5 УК РФ), притом лишь вины в виде прямого умысла в (ч. 2 ст. 25 этого УК). Умысел соучастника не отличается от умысла лица, виновного в совершении преступления единолично, но он охватывает также и то, что преступление совершается в соучастии. Соучастнику могут быть вменены только те деяния исполнителя, которые охватывались прямым умыслом соучастника, то есть в пределах соглашения о совместном совершении преступления.

            Основным положением ответственности за соучастие по УК РФ является то, что соучастники несут ответственность за единое и неделимое преступление, совершенное совместно и в пределах взаимного соглашения с учетом степени и характера участия каждого из них.

          Пределы ответственности соучастников зависят от форм соучастия, от характера и степени их участия в совершении преступления.

           При простом соучастии каждый  соучастник, являясь соисполнителем, совершает действия, которое в совокупности с действиями других соучастников образует состав преступления.

          Исходя из того, что все совершенное  представляет совместное, неделимое  преступление и наступившие последствия  являются результатом деятельности всех соучастников, каждый из них несет ответственность за все преступные действия в целом. Сообща причиненный ущерб вменяется каждому соучастнику как вред, причиненный им самим. При этом не имеет значения, полностью или частично и в каком виде каждый соучастник выполнил и выполнял ли объективную сторону преступления. Например, если трое соучастников совместно нанесли потерпевшему по нескольку ножевых ран, каждая из которых причинила легкий вред здоровью, а в общей сложности они причинили тяжкий вред здоровью вследствие опасной для жизни большой потери  крови, то действия каждого соисполнителя должны квалифицироваться по ст. 111 УК РФ, а не по ст. 115 этого УК. Действия таких соучастников, взятые в совокупности, образуют в целом в данном случае иной состав преступления, чем действия каждого, взятые изолированно. При простом соучастии действия каждого соучастника квалифицируются непосредственно по соответствующей статье Особенной части УК, без применения ст. 33 УК РФ.

      Так  же без применения этой статьи квалифицируются действия организаторов и участников, совершивших преступление в составе организованной группы, и действия организаторов и участников преступного сообщества, поскольку все они признаются соисполнителями преступления.

  В сложном соучастии,  как уже отмечалось, действия  исполнителя квалифицируются непосредственно  по той статье Особенной части УК, которая предусматривает ответственность за совершенное преступление, а действия других соучастников, не принимавших непосредственного участия в совершении преступления, по этой же статье, но с применением ст. 33 названного УК.

      Вместе  с тем действия соучастников  могут быть квалифицированны  по разным частям одной и  той же статьи Особенной части I УКРФ. Это происходит, когда соучастники характеризуются  различными признаками, относящимися к субъекту преступления (возраст, специальный субъект, рецидив, неоднократность), и когда различны мотивы их преступного поведения. В этом случае данное квалифицирующее обстоятельство вменяется только тому соучастнику, к которому оно относится. Другие соучастники несут ответственность за то же преступление, но не отягченное указанным обстоятельством, независимо от того, охватывалось оно их сознанием или нет.

        По разным статьям УК квалифицируются действия исполнителя, с одной стороны, и организатора, подстрекателя или пособника - с другой, при посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа, если исполнителем является лицо в возрасте от 14 до 16 лет, а другим соучастником - лицо, достигшее 16-летнего возраста, или наоборот. Например, при таком посягательстве, повлекшем убийство потерпевшего, пособник в возрасте от 14 до 16 лет несет ответственность по ст. 33 и п. «б» н.2ст. 105 УК РФ, а исполнитель, достигший 16 лет, - по ст. 317 этого У К.

       Различие  мотивов  преступного  поведения   соучастников ржет повлечь квалификацию  их действий по разным статьям  УК, например, при убийстве, когда  подстрекатель руководствуем мотивом ревности, а исполнитель, которому обещано вознаграждение, - корыстным мотивом. В данном случае подстрекатель понесет ответственность по ст. 33 и ч. 1 ст. 105 УК РФ, а исполнитель — по п. «з» ч. 2 ст. 105 этого УК.

      Несовпадение  квалификации действий соучастников  имеет место и при эксцессе исполнителя. В соответствии со ст. 36 (УК РФ «эксцессом исполнителя признается совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников». Такой эксцесс возможен при любой форме соучастия и выражается в совершении исполнителем иного преступления, нежели то, которое было предметом соглашения, либо квалифицированного вида преступления, когда в процессе    mm сговора речь шла об этом деянии, но без квалифицирующих обстоятельств. Согласно ст. 36 УК РФ «за эксцесс исполнителя   другие соучастники уголовной ответственности не подлежат». Их ответственность ограничивается теми действиями, которые совершил исполнитель в пределах сговора. Если, например, подстрекатель склонил его к совершению кражи, а тот совершил разбой, то подстрекатель может нести ответственность только за соучастие в краже. Эксцесс исполнителя не может быть вменен другим соучастникам: с объективной стороны между их действиями и достигнутым преступным результатом нет причинной связи, а с субъективной - у соучастников отсутствует предвидение, что исполнитель совершит действия, выходящие за пределы сговора.

Информация о работе Соучастие в преступлении