Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретические аспекты содержания социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Задачи:
Рассмотреть социально-психологическую характеристику, лиц освободившихся из мест лишения свободы.
Выявить основные проблемы социальной реабилитации, лиц освободившихся из мест лишения свободы.
Раскрыть направления социальной реабилитации , лиц освободившихся из мест лишения свободы

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
§ 1. Социально-психологическая характеристика лиц, освободившихся
из мест лишения свободы………………………………………………..…..6
§2. Проблемы социальной реабилитации лиц, освободившихся
из мест лишения свободы……………… ..…………………………….......19
§3. Направления социальной реабилитации лиц, освободившихся
из мест лишения свободы ……………………………................................28
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы……………………………………….44

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Мансурова Элина 301группа.docx

— 89.97 Кб (Скачать)

микросреды  и личности судимого Социально-трудовая реабилитация также предусматривает  обучение или переобучение доступным формам труда, решает задачи психологической поддержки, содействия профессиональному самоопределению человека. В этих условиях требуется комплексное решение проблемы касающейся социально -трудовой реабилитации. В то же время сама реабилитация подразделяясь на несколько этапов, позволяет решать конкретные вопросы по мере их возникновения. Отбыв наказание в виде лишения свободы, человек сталкивается не только с проблемой адаптации в новом для него обществе, но и с проблемой социально-трудовой реабилитации, не имея дохода лица, вышедшие из мест лишения свободы, не могут обеспечить себе достойное существование. Из этого следует, что имея проблемы в трудовой реабилитации, бывшие заключенные остаются неудовлетворенными своей жизнью в целом Большинство лиц, вышедших из мест лишения свободы, нуждаются в трудовой реабилитации – 18 человек и в восстановлении документов – 15 человек, так же в обеспечении жильем – 12 человек, 3 человек в медицинском обслуживании, 1 человек в получении гражданстве и 1 человек в оформлении пенсии. Все эти проблемы взаимосвязаны, и решить их самостоятельно человек просто не в силах. Степень информированности об услуге трудовой реабилитации, которая предоставляется этой категории граждан низкая и средняя. Это свидетельствует о том, что в настоящее время в центрах социального обслуживания работа с бывшими заключенными остается на очень низком уровне [34].

 Таким  образом, из ряда проблем, которые ждут, человека вышедшего из исправительного учреждения  главной, на наш взгляд, является проблема информирования в области трудовой реабилитации. Так как человек, вышедший из мест лишения свободы, особенно после длительного отбывания наказания, не знает, куда ему обратится за помощью, а специалист по социальной работе, лишь направляет человека в конкретное учреждение, указывая координаты места назначения.

 

§3. Направление социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы

 

   В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы: Здравоохранения, образования, средства массовых коммуникаций и массовой информации, организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции, общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности [27].

Основным направлением реабилитационной деятельности является восстановление правового и социального положения лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Эти люди, получив свободу, а с ней и права на самостоятельное устройство своей жизни, нередко не имеют не только жилья, но и возможности устроиться на работу. В современных условиях, когда наблюдается реальный рост безработицы, бывшим заключенным самим все сложнее решить проблему трудоустройства. Понимая это, некоторые руководители, преимущественно из сельской местности, создают трудовые бригады (своеобразные коммуны) из бывших заключенных. Им предоставляется жилье и возможность сельским трудом заработать себе на жизнь. Но таких руководителей-попечителей единицы. 
Делом этим должно заниматься, прежде всего, государство, помогая тем бывшим заключенным, кого не ждут дома, кто нуждается в психологических и иных формах реабилитационной помощи. Ведь бывший заключенный, не найдя работу и жилье, вновь становится на путь преступления или пополняет ряды бездомных бомжей. Для последних существуют приюты, и часть бывших заключенных может попасть сюда, другая их часть уходит в криминал. В результате «экономия» средств на создание специализированных реабилитационных центров для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, оборачивается для государства большими потерями и социальными издержками. 
Социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе. В зависимости от специфики объекта реабилитации определяются и методики реабилитационного воздействия, дополняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.

Успех реабилитации зависит, по крайней мере, от трех групп  факторов.

К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, мораль, правосознание, этика, нравственность, образование, специальность, трудовые навыки и т. д.

     Ко второй – условия внешней среды, окружающей личность освобожденного. Наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, отношения с членами малых групп, в которые освобожденный входит по месту работы, жительства и т. п., тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.

     К третьей группе относятся условия, в которых находился осужденный и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в исправительно-трудовых учреждениях, учеба, воспитательное воздействие администрации, структура малых групп, в которые входил осужденный [12].

     Социальная реабилитация возможна только в случае, если будет сопровождаться:

1) включением  человека в сферу труда (учебы);

2) установлением  здоровых семейных отношений  (и в родительской, и в своей  семье);

3) восстановлением  коммуникативных общественных связей;

4) укреплением  системы нравственных ценностей  как регулятора социального поведения.

     Профессиональная реабилитация состоит из множества компонентов: поиск работы или выбор профессии, проблема производственного адаптирования, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т. д. Согласно данным проводимых социологических опросов большая часть побывавших в заключении – работала, некоторые учились. Почти половина из них испытали при трудоустройстве серьезные препятствия, хотя внушительное количество молодых людей владели той или иной профессией. Главной причиной отказа использовать их рабочие руки, чаще всего называлась судимость. К сожалению, общество в лице конкретных его представителей вместо того, чтобы позаботиться о тех, кому особенно сложно сориентироваться в непростой нынешней ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность, подвергает, быть может, еще более жестокому наказанию, способствует, по сути, распространению тунеядства, являющегося почвой для рецидивной преступности [15].

    Выбор определенного предприятия, организации для части опрошенных проходил под влиянием друзей, родителей или по направлению службы занятости. То, что лишь 7 из 10 из них пришли на новое место работы, так как им нравилась будущая профессия, и почти все указали на безвыходность своего положения, говорит, с одной стороны, об ограниченности возможностей выбора, с другой же, об отсутствии особой заинтересованности в труде.

     Воспроизводство нормальных семейных отношений также является важным фактором успеха или неудачи социальной реабилитации. Подавляющее большинство освобожденных стремиться вернуться в семью. От того, как встретят родные, как сложатся взаимоотношения, во многом зависит их дальнейшая судьба.

     Если же учесть, что до заключения имели место напряженные, а порой и конфликтные отношения в этих семьях, то нетрудно предположить: условия реабилитации вряд ли будут благоприятными.

     Воссоздание нормальных коммуникативных связей – еще один из важнейших процессов реабилитации бывших заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентирования, получать информацию, находить сочувствие. Заметим, около 70% освобожденных вновь попадают в то социальное окружение, которое в свое время пагубно воздействовало на них. Вот почему от того, как сложатся отношения между ними и государственными структурами, призванными оказывать им содействие и осуществлять социальный контроль, зависит многое.

     Между тем, повсеместное отсутствие специальных учреждений, центров, которые занимались бы реабилитацией отбывших уголовные наказания, создает парадоксальную ситуацию – забота об их благополучии возложена на карательные органы. Практически все молодые люди после выхода на свободу берутся на учет органами внутренних дел. При этом формы контроля не отличаются разнообразием – посещения на дому, беседы. Целесообразность подобной превентивности вызывает серьезные сомнения, ибо ставит всех без исключения освободившихся в положение подозреваемых, создает почву для досужих обывательских толков и пересудов, хотя вполне оправданной сия мера выглядит по отношению к рецидивистам или осужденным условно, как и злостным нарушителям режима в период лишения свободы, то есть тем, кто действительно требует повышенного внимания [17].

     Психологическая подготовка состоит из двух основных разделов: общей и специальной психологической подготовки. Система общего воздействия на осужденных является неотъемлемой частью их исправления и перевоспитания. В ней принято различать способы индивидуального и коллективного (группового) психологического воздействия. Индивидуальное психологическое воздействие осуществляется воспитателем на отдельную личность; коллективное – направлено на группу осужденных с целью вызова таких групповых психических состояний, которые благоприятно влияли бы на всех членов данного трудового коллектива по закону психологической инерции. Психологическое воздействие, при котором осужденный получает информацию непосредственно, называется прямым. Иллюстрацией этого вида воздействия могут служить психотерапевтические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин его прошлых действий и поступков.

     Психологическое воздействие называется косвенным, когда процесс психопрофилактической беседы осужденный делает вывод о том, как ему поступить в том или ином случае на основе опыта других людей. Следовательно, как индивидуальное, так и коллективное воздействие могут быть прямым и косвенным.

     Методы внушения (суггестии) с их основным средством воздействия – словом – могут помочь осужденным в подготовке к жизни в новых условиях. Внушение в отличие от убеждения – это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитательной информации, в силу авторитетности личности воспитателя. Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи: психотерапевт, психиатр или психолог. Выделяют два способа проведения внушения: словесное – путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.

     Механизм самовнушения заключается в реализации заданной воспитателем схемы осужденным самому себе. Поэтому самовнушением осужденных воспитатель может управлять. Механизм самовнушения схож с механизмом психологической тренировки, при которой воспитатель стремиться развивать у осужденных стремление заниматься определенной деятельностью (например, становление адаптационных механизмов к ближайшему окружению) [28].

     Если восстановление правового статуса освобождаемого до статуса обычного гражданина в основном зависит от поведения самого лица, то для бытового и трудового устройства ему необходима помощь.

Этим  проблемам уделяется внимание уже  в ходе исполнения наказания. С осужденным проводится воспитательная работа в  целях подготовки его к освобождению, ему разъясняются его права и  обязанности.

     Пенитенциарное законодательство многих государств предусматривает систему отпусков осужденным к лишению свободы. Условия и основания их предоставления являются самыми различными. Это связано с многочисленными факторами и в первую очередь непосредственно с различными видами режимов отбывания наказания и установленными правилами содержания осужденных. Эти же обстоятельства относятся и к продолжительности увольнений и отпусков. В одних случаях их величина может устанавливаться несколькими часами, в других – их продолжительность может быть установлена законом до нескольких недель.

    Общим для предоставления поощрительных отпусков осужденным является то, что они устанавливаются за правомерное поведение в местах заключения и только тем, кто становится или встал на путь исправления, а также тогда, когда у персонала тюремного учреждения имеется убежденность в том, что поощряемое лицо не совершит какого-либо правонарушения.

     Наиболее распространенными в пенитенциарной зарубежной практике являются специальные программы подготовки осужденных к освобождению. Они предусматривают освобождение осужденного на несколько часов, на целый день или даже на несколько дней для получения необходимых документов; беседы с возможными будущими работодателями; подыскания жилья; посещения семьи; посещения магазинов с целью ознакомления с ценами на необходимые товары; с любой другой целью, которую можно считать способствующей будущему приспособлению осужденного к жизни в обществе.

Информация о работе Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы