Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретические аспекты содержания социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Задачи:
Рассмотреть социально-психологическую характеристику, лиц освободившихся из мест лишения свободы.
Выявить основные проблемы социальной реабилитации, лиц освободившихся из мест лишения свободы.
Раскрыть направления социальной реабилитации , лиц освободившихся из мест лишения свободы

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
§ 1. Социально-психологическая характеристика лиц, освободившихся
из мест лишения свободы………………………………………………..…..6
§2. Проблемы социальной реабилитации лиц, освободившихся
из мест лишения свободы……………… ..…………………………….......19
§3. Направления социальной реабилитации лиц, освободившихся
из мест лишения свободы ……………………………................................28
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы……………………………………….44

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Мансурова Элина 301группа.docx

— 89.97 Кб (Скачать)

     Процесс реабилитации, приспособления к условиям нормального существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы – сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Человек должен в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков. Он должен уметь тратить заработанные деньги, обеспечивать себя одеждой, питанием, жильем, активно перемещаться в пределах иногда довольно значительных расстояний и т. д.

К объективным  факторам относится то, что к моменту  освобождения из мест лишения свободы  человек утрачивает определенные социальные связи: семью, трудовой коллектив, жилую  площадь, квалификацию и т. д. Процесс  его возвращения в сферу нормальных общественных отношений возможен лишь через трудовую деятельность в коллективе. Вместе с тем, переход предприятий  на хозяйственный расчет, принципы самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости, ведущие к  снижению числа занятых в основном производстве, ставят под угрозу вопрос своевременного устройства на работу по желаемой специальности лица, отбывшего  наказание. Этот момент нельзя не учитывать, так как невозможность удовлетворять  свои, даже самые простые потребности  трудом неминуемо толкнет ранее  судимого на путь совершения преступления повторно. Анализируя эту проблему нужно подчеркнуть, что в определенной степени общество само способствует рецидиву, не обеспечивая гарантированного трудоустройства, продолжая ограничивать прописку лицам, освободившимся из мест заключения.

     К специальным факторам рецидивной преступности относится распространенность алкоголизма и наркомании среди лиц, ранее судимых, а также недостатки в деятельности правоохранительных органов, направленной на предупреждение рецидива. Несовершенной является сама процедура освобождения из мест отбытия наказания. Приведём пример, признанный особо опасным рецидивистом гражданин М. при освобождении получил на руки 45 рублей. Часть из них, по его словам, он потратил на: приобретение билета к месту предполагаемого жительства. На оставшуюся часть денег он вынужден был «существовать», а не жить, ожидая прибытия вслед за ним дела вместе с паспортом и трудовой книжкой, питаясь тем, что собирал с могил кладбища в родительский день, проживая в апреле месяце в неотапливаемом строящемся доме. Ясно, что вероятность совершения гражданином М. преступления повторно значительно возрастает, о чем он сам неоднократно заявлял, приходя в отдел внутренних дел на отметку как лицо, состоящее под административным надзором.

     Нельзя не отметить в качестве одного из самых серьезных обстоятельств затрудняющих реабилитацию, мощное действие субкультуры, процветающей в зонах изоляции правонарушителей, нередко привязывающей случайно оступившихся накрепко к преступной среде.

      После освобождения, сложность состоит во включении в нормальную жизнь,  боязнь столкнуться с предвзятым отношением по месту работы и месту жительства.

    У общества происходят процессы выраженного неприятия как потенциальных преступников, настороженного отношения к ним. В них видят реальную социальную опасность отбывших уголовное наказание. Отчетливее всех придерживаются такой точки зрения работники правоохранительных органов, руководители, служащие, горожане, то есть те, от кого чаще, чем от остальных зависит судьба этих людей. Возможность установления с ними родственных связей проблема только для десятой части опрошенных, остальная же масса пытается свести всякие контакты до минимума.

Общественное  предубеждение создает у лиц отбывших наказание острое ощущение своей социальной исключительности и что естественно сближает между собой, заставляет держаться друг друга. Неприязнь, а подчас откровенная враждебность к этим «изгоям», может быть источником разного рода конфликтов, возникновения криминогенной обстановки, провоцирования рецидивной преступности.

     Женщины более лояльны, терпимы, не очень категоричны к осужденным в прошлом. Очевидно, сказываются психологические свойства и то обстоятельство, что среди женщин немало матерей, жен, подруг, тех, кто находился в местах лишения свободы. Поэтому они менее подвержены влиянию стереотипа.

     Сами ранее судимые, оценивая отношение окружающих, бесспорно, не могут не замечать, что все-таки многие пробуют им помочь, в первую очередь, родные, друзья, гораздо реже – коллеги по работе и учебе, соседи.

     Утверждение морально нравственных ценностей в сознании бывших заключенных – неотъемлемая составная их социальной реабилитации. Совершивший преступление и понесший за это наказание человек сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. В первое же время после освобождения он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положением отверженного человека. Ложная нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особые нормы бытия. Таков социальный отголосок прежней судимости.

     В оценке жизненных перспектив ранее судимые обычно проявляют сдержанность, характеризуя таковые как неопределенные, неясные; питают надежду на решение своих проблем. С разной интенсивностью, у многих  возникает ощущение своей ненужности, несправедливого к ним отношения.

     Сложность их взаимоотношений с окружающим миром, отчужденность иллюстрируются и тем фактом, что преобладающее большинство или не очень обращают внимание на общественное мнение о себе или вовсе выражают полнейшее безразличие. А это не что иное, как потеря доверия к обществу, его гуманности, объективности, неприятие его установок. Итог закономерен – механизм воздействия на процесс реабилитации становится трудноуправляем.

     Молодым людям, склонным к совершению преступлений свойственен разрыв между теми нравственными ценностями, которые они вроде бы признают, и теми, которым фактически следуют. Показатель возможности рецидива – отношение к требованиям закона – лишь небольшая часть считают их выполнение необходимым; большинство же готовы им следовать до тех пор, пока не затрагиваются собственные интересы. Поэтому вряд ли можно считать основную массу выходцев из уголовно-исполнительных учреждений законопослушными гражданами. Готовность преступить закон – прямой путь к рецидиву [10].

     Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя:

- проведение беседы с  каждым осужденным, в процессе  которой выясняется, где он намерен  проживать, работать или учиться  после освобождения из мест  лишения свободы, имеется ли  связь с родственниками, характер  взаимоотношений с ними, его жизненные  планы, готовность к обеспечению  жизнедеятельности на свободе,  с разъяснением ему целесообразности  возвращения на место постоянного  проживания и на предприятие,  где он работал до осуждения;

- проведение занятий с  освобождающимися осужденными в  «Школе подготовки осужденных  к освобождению»;

- получение от освобождаемых  письменных заявлений с просьбой  об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства

- рассмотрение заявлений  и принятие соответствующих решений  по оказанию содействия в трудовом  и бытовом устройстве осужденным.

     На основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация исправительного учреждения направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.

     В случае поступления от осужденного просьбы об оказании ему содействия в трудовом или бытовом устройстве направляются соответствующие запросы, при отсутствии необходимости в оказании содействия - направляются сообщения.

     В отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или месту дислокации исправительного учреждения.

     В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения. В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства старший инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях. Осужденным могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

     За 30 дней до окончания срока отбывания наказания, а при освобождении по иным основаниям в течение 10 рабочих дней после освобождения в органы внутренних дел направляются письма-сообщения. Учет осужденных, срок лишения свободы которых истекает через 6 месяцев, ведется в специальном журнале. Все материалы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам. Вторые экземпляры приобщаются к личным делам осужденных.

     При освобождении из мест лишения свободы осужденному, в отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, выдается соответствующее письмо в службу занятости, предприятие или организацию.

     По просьбе осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в орган социальной защиты представление о помещении их в дома инвалидов и престарелых.

     С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация исправительного учреждения решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы. Подготовка к освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте с медицинскими работниками исправительных учреждений. Выясняется возможность регистрации и трудового устройства освобождаемых, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по избираемому ими месту жительства.

     В случае, когда вопрос трудового и бытового устройства освобождаемых беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, по избранному месту жительства решить невозможно, принимаются меры к установлению их родственных связей. Выясняется возможность их регистрации, трудового устройства, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по месту жительства родственников.

     В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе малолетних детей, больных острыми заболеваниями или с обострением хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты осужденных совместно с медицинскими работниками исправительных учреждений оказывают содействие в помещении таких детей в учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения по избранному ими месту жительства.

     Осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительных учреждений.

     Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц. Родственникам либо иным лицам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к месту жительства. Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или иных лиц, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью.

     В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в установленном порядке может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства. Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения. К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства освобождающихся несовершеннолетних осужденных привлекаются попечительские советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии [3].

Информация о работе Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы