Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 09:30, контрольная работа
Целью моей работы является изучение смертной казни в ходе ее исторического развития, который показан на примере России;
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
- проанализировать историю смертной казни в России;
- проанализировать правомерность применения смертной казни, необходимости и эффективности смертной казни;
ВВЕДЕНИЕ
История института смертной казни в дореволюционной России
Институт смертной казни в России в советский период
Институт смертной казни в России в постсоветский период
Общественное мнение по вопросу смертной казни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В последние два десятилетия XIX века и в начале XX века смертная казнь в России применялась на основе Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 4 сентября 1881 года. Положение предоставляло высшим административным чинам передавать на рассмотрение военных судов для осуждения по законам военного времени дела о вооруженном сопротивлении властям, умышленном поджоге, приведении в негодность предметов воинского снаряжения и о некоторых других преступлениях.
Попытка отмены смертной казни была произведена 19 июня 1906 года на заседании первой Государственной Думы при обсуждении проекта закона об отмене смертной казни. Однако после принятия этого закона в
Государственной Думе он не был утвержден Государственным Советом.
Пик казней приходится на 1907—1910 гг. Этот период связан с именем П. А. Столыпина. Виселица, «столыпинский галстук», была почти единственным орудием казни. О случаях расстрела тогда упоминается редко.
После февральской революции 1917 года Временное правительство впервые дни своего существования приняло ряд прогрессивных демократических актов.
12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако уже 12 июля 1917 года она была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя, т.е. за ряд государственных и воинских
Институт смертной казни в России в советский период
Новый этап в исполнении наказания был после Февральской буржуазной революции 1917 г. Временное правительство отменило смертную казнь. Но уже в июле того же года она была восстановлена и разрешена к применению военно-революционными судами за ряд воинских преступлений, а также за убийство, изнасилование, разбой, грабеж (всего свыше 20 преступлений).
21 сентября 1917 г. Временное правительство приостановило применение смертной казни «до особого распоряжения». Но вскоре произошла Октябрьская революция, которая открыла новый период в истории России, и
применение рассматриваемого наказания резко возросло; казни санкционировались судом и без суда.
В послереволюционное время трижды предпринимались попытки отказаться от высшей меры наказания.
Так, 26 октября 1917 г. декретом II Всероссийского съезда Советов было объявлено об отмене смертной казни. Однако уже 21 февраля 1918 г. декретом СНК «Социалистическое Отечество в опасности» было разрешено применение расстрела, причем даже без суда - на месте, и за достаточно широкий круг деяний: за совершение преступления неприятельскими агентами, спекулянтами, погромщиками, хулиганами, германскими шпионами и т.д[2].
О применении смертной казни указывалось в постановлении Наркомюста РСФСР от 16 июня 1918 г., в котором говорилось о том, что революционные трибуналы не связаны никакими ограничениями в выборе мер борьбы с преступлениями. Приговоры к смертной казни выносились также «тройками» или «пятерками» чрезвычайных комиссий на основе «революционного правосознания». Обжалованию они не подлежали. Постановлением от 5 сентября 1918 г. «О разном терроре» было закреплено применение смертной казни. Применение смертной казни было в виде расстрела.
Вторая попытка отмены смертной казни была предпринята 17 января 1920 г. в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)».
Но восстановлена смертная казнь в РСФСР была очень быстро - буквально через несколько месяцев - постановлением ВЦИК и СТО от 11 мая 1920 г. и декретом от 28 мая 1920 г.
Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 гг., хотя и не включили смертную казнь в систему наказаний, но предусмотрели ее в отдельных статьях. Вместе с тем характерно, что если в УК РСФСР 1922 г. смертная казнь была предусмотрена в санкциях 7,6 % статей, то в УК РСФСР 1926 г. их доля уменьшилась до 3,4 %.
Также в 20-е годы расстрел заменяли лишением свободы и в порядке амнистии. Так, постановлением Президента ЦИК СССР от 2 ноября 1927 г. об амнистии к 10-летию Октябрьской революции всем осужденным к высшей мере (расстрелу), кроме виновных в государственных и воинских преступлениях, а также в вооруженном разбое, расстрел по приговорам, не приведенным в исполнение, был заменен лишением свободы на срок 10 лет со строгой изоляцией и конфискацией имущества.
В 20-е годы широкое применение получили внесудебные расстрелы. Таким правом пользовалась Чрезвычайная комиссия (ЧК) еще в первые годы советской власти. Но в то время власти оправдывали это условиями гражданской войны и другими обстоятельствами, которые объявлялись чрезвычайными. В 30-е годы не было войны, однако 5 ноября 1934 г. постановлением УИК и СНК СССР было создано Особое совещание при НКВД СССР[3], формально этот орган мог применять ссылку, высылку и заключение в лагерь. Но фактически Особое совещание приговаривает к расстрелу тысячи людей, без какого бы то ни было судебного разбирательства, без рассмотрения и оценки доказательств их вины и даже без вызова обвиняемого.
Разгул террора в 30-е годы привел к расширению и судебного применения смертной казни. Постановление УИК И СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и укрепления общественной собственности»[4] предусмотрело право применения расстрела к расхитителям собственности, которых предписывалось приравнивать к врагам народа.
Третья попытка отказаться от смертной казни была предпринята Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни», который упразднил эту меру наказания в мирное время, предложив вместо нее применять лишение свободы сроком на 25 лет. Вскоре после этого, в 1949 г. Советский Союз внес на сессии Генеральной Ассамб леи ООН предложение об отмене смертной казни во всех государствах, однако в то время оно подержано не было.
Также в те годы, когда смертная казнь была формально отменена, действовала секретная директива о возможности применения это/о наказания специальными судами МТБ по делам о так называемых контрреволюционных преступлениях[5].
Но и формально действующий запрет был отменен в 1950 г., когда высшую меру наказания был разрешено применять к изменникам Родины, шпионам, диверсантам-подрывникам, а с 1954 г. - и за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
Уголовный кодекс 1960 г. сохранил применение смертной казни. Более того, круг преступлений, за которые могла назначаться высшая мера, был значительно расширен, их число превышало 30.
Обозревая 1960 - 1970-е годы в СССР нельзя обойти вниманием известное "трикотажное дело", по которому 9 из 23 осуждённых суд назначил исключительную меру наказания - смертную казнь. А люди только производили нелегально женские кофточки. Только в 1962 году с введением карательных законов против экономических преступлений расстреляли 3000 человек. Это по ВОСЕМЬ убийств в день.
Л.И. Брежнев не стремился расширить рамки применения смертной казни. Единственным исключением, дополнившим возможные случаи назначения смертной казни, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1973 г. «Об уголовной ответственности за угон воздушного судна». Он установил, что виновные в угоне воздушного судна или его захвате с целью угона, если это повлекло гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений, наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества.[6] Уголовная политика того времени направлена была на сокращение этого вида наказания. Число лиц, приговоренных к смертной казни в «эпоху Брежнева», по сравнению с «хрущевским периодом» значительно сократилось.[7]
После смерти Л.И. Брежнева каких-либо законодательных изменений в области регулирования смертной казни не было до принятия 2 июля 1991 г. новых Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.
2 июля 1991 г. Верховный Совет СССР принял новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Смертная казнь, в виде расстрела применялась за государственную измену, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, изнасилование малолетней при отягчающих обстоятельствах, похищение ребенка, повлекшее особо тяжкие последствия, а также за особо тяжкие преступления против мира и человечества. Смертная казнь не могла быть применена к лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, и к женщинам.
После свершившегося, государственного переворота политическая элита России, стремившаяся никогда больше не допустить к власти коммунистов и их сторонников, не могла не опасаться, что овладение ею высокими государственными постами может оказаться недолговечным. Восстановление прежнего политического режима повлекло бы обвинение их в измене Родине в форме заговора с целью захвата власти (ст. 64 УК РСФСР), приведшем к развалу Советского Союза. А это могло бы угрожать им смертной казнью. [8]
В результате была принята новая редакция ст. 38 Конституции, которой была исключена смертная казнь за государственную измену и за особо тяжкие преступления против мира и безопасности человечества. Смертная казнь в качестве исключительной меры наказания могла применяться только за особо тяжкие преступления против личности только по приговору суда.
Согласно статистическим данным в советский период, с 1918 года по 1990 год по политическим обвинениям было осуждено около 6 млн. 105 тыс. человек. Число лиц приговоренных к расстрелу составило около 1 млн. 165 тыс. человек.( Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. – СПб, 2002. – С. 333.)
Институт смертной казни в России в постсоветский и современный период
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, в ч.2 ст. 20 которой закреплено что смертная казнь в качестве исключительной меры наказания может применяться только за особо тяжкие преступления против жизни.
В Уголовном кодексе РФ 1996 года высшая мера наказания предусмотрена за пять составов преступления: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357). Все эти составы преступлений связаны с посягательством на жизнь человека и являются по своему характеру особо тяжкими преступлениями.[9] Кроме того, основными объектами этих преступлений являются политическая система России (ст. 277), интересы правосудия (ст. 295), нормальная деятельность государственного аппарата (ст. 317) и безопасность человечества (ст. 357).[10]
28 февраля 1996 года Российская Федерация вступила в Совет Европы. Резолюцией Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 25 января 1996 года, Российской Федерации было рекомендовано в течение трех лет с момента вступления в Совет Европы ратифицировать Протокол №6 об отмене смертной казни, установив мораторий на исполнение смертных приговоров.[11]
Статья 1 Протокола №6 гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Однако статья 2 этого документа допускает применение данного наказания за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны.[12]
16 мая 1996 года Президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».
Данным Указом предписывалось подготовить для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к Протоколу N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции «о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года.
В случае ратификации данного протокола «смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен» (согласно ст. 1 Протокола № 6), исключением является только положение о том, что «государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны» (ст.2 Протокола № 6).
Изначально, в данном указе предполагалось объявить мораторий на исполнение смертных приговоров, однако включения в него соответствующего пункта не последовало. Смертные приговоры продолжали выноситься судами.
Мораторий, однако, начал действовать фактически, поскольку Президент перестал рассматривать дела приговорённых к смертной казни, а согласно ст. 184 УИК РФ исполнение приговора возможно только в том случае, если Президент отклонит прошение о помиловании или не примет решение о помиловании (в том случае, если осуждённый не подавал соответствующее прошение).
В Указе даны некоторые рекомендации различным органам относительно смертной казни (например, в п. 4 рекомендуется «Генеральному прокурору Российской Федерации усилить надзор за исполнением законов об условиях содержания лиц, осуждённых к смертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы»).
Таким образом, де-факто до февраля 1999 года, в России действовал мораторий на смертную казнь при отсутствии такого моратория де-юре.
2 февраля 1999 года Конституционный суд РФ вынес Постановление № 3-П[27], в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Данный запрет имел временный и исключительно технический характер и вопрос о смертной казни нельзя было назвать полностью решенным, поскольку она закреплена в Уголовном кодексе РФ в ст. 44 и ст. 59, а порядок её исполнения предусмотрен в главе 23 раздела VII Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и решение о принятии Федерального закона о ратификации Протокола N 6 либо его отклонении органами законодательной власти не рассматривается уже более 10 лет.[28][29]