Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:52, курсовая работа
Предметом работы выступают нормы действующего уголовного законодательства и практика применения нормы об ответственности за служебный подлог.
Целью работы является глубокое изучение, и анализ такого преступления как служебный подлог, проблемы его квалификации, сопоставление различных точек зрения на эту тему, и вынесение определенных выводов.
Исходя из целей, задачами являются определение понятия и признаков служебного подлога, а так же проведение анализов классификации данного преступления.
При злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо совершает действия, входящие по существу в круг служебных полномочий лица, но используемые им неправомерно, а при служебном подлоге могут быть совершены только те действия, которые прямо указаны в диспозиции уголовно-правовой нормы и, естественно, не входят в круг служебных полномочий должностного лица, поскольку ни одно должностное лицо не обладает полномочиями по внесению в официальный документ заведомо ложных сведений, а также исправлений, искажающих в его действительное содержание.
Обязательным условием признания содеянного именно служебным подлогом является совершение соответствующих действий по отношению к официальным документам должностным лицом или служащим в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Если субъект, в принципе являющийся должностным лицом или служащим, подделывает неофициальный документ или не использует при подделке те возможности, которыми он обладает в силу своего служебного положения, состава служебного подлога не будет. В соответствующих случаях эти действия могут быть квалифицированы по ст.327 Уголовного кодекса Российской Федерации, т.е. как преступление против порядка управления12.
Точно также по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, который использует подделанный им официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления, например, контрабанды, уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации.
Если служебный подлог учиняется с целью оказания содействия другому лицу в совершении преступления, виновный привлекается к ответственности по ст.292 Уголовного кодекса Российской Федерации и за пособничество совершению другого преступления. Так, если должностное лицо, государственный и муниципальный служащий, совершает подлог и выдает подложный документ, понимая, что этот документ будет использован для совершения хищения чужого имущества, виновный будет отвечать и за подлог, и за соучастие в хищении.
Подделка электронного документа, связанная с неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло одно из последствий, предусмотренных ст.272 Уголовного кодекса Российской Федерации13 требует квалификации по совокупности преступлений - ст.292 и ст.272 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Служебный подлог выступает в большинстве случаев совместно с другими составами преступлений. По мнению некоторых авторов, подлог всегда является средством совершения преступлений. В литературе по этому вопросу есть и другие мнения. Например, некоторые считают, что подлог может совершаться и без совокупности с другими преступлениями.
Касаясь судебной практики, можно сказать, что много жалоб приходит на свершение служебных подлогов путём фальсификации протоколов судебных заседаний. Служебный подлог такое же деяние, как многие другие, запрещённые Уголовным кодексом Российской Федерации. Судьи уже настолько чувствуют себя безнаказанными, что совершая служебный подлог в материалах гражданского или уголовного дела считают делом, аналогичным обычной процессуальной процедуре. Процедура обжалования служебного подлога, совершённого судьёй, в судах вышестоящих инстанций результатов не даёт. Так же не приносит результата процедура обжалования в квалификационных коллегиях судей. Не даёт результата и процедура обращения в органы прокуратуры РФ, с просьбой о возбуждении уголовного дела публичного обвинения по ст.292 Уголовного кодекса Российской Федерации и привлечения судьи к уголовной ответственности. Должностные лица органов прокуратуры выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Представленные доказательства, подтверждающие признаки служебного подлога господа следователи и господа прокуроры оставляют без рассмотрения. У данных должностных лиц, в вынесенных ими постановлениях об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам, предусмотренным ст.292 Уголовного кодекса Российской Федерации мотивировка одна: отсутствие состава преступления14.
Делая вывод к главе, хотелось сказать, что служебный подлог - самостоятельный вид должностного преступления. Данный вид встречается чаще всего тогда, когда должностное лицо пытается с помощью подлога скрыть допущенные по службе дисциплинарные проступки и свою профессиональную некомпетентность.
Уголовная ответственность за служебный подлог. Простой и квалифицированный составы
Служебный подлог представляет собой достаточно опасное явление, поскольку является универсальным способом совершения различных преступлений. Это и хищение, и злоупотребление должностными полномочиями, уклонение от уплаты налогов, преступления против правосудия и другие. Служебный подлог можно отнести к преступлениям с высоким уровнем латентности. Сложность выявления фактов служебного подлога, обусловлена спецификой документооборота, отсутствием систематизированной нормативно-правовой базы, регламентирующей такой оборот. Данное явление представляется достаточно опасным еще и потому, что искажает объективное представление о степени криминальной пораженности государственных структур и органов местного самоуправления, о необходимости активизации мер уголовно-правового воздействия в данной области15.
Особое внимание хотелось обратить на важность правильной классификации этого преступления. Это очень актуально для работы таможенных органов. Практика показывает, что органы предварительного расследования и суды нередко испытывают затруднения при квалификации совершаемой должностным лицом контрабанды, сопряженной со служебным подлогом. В процессе правоприменительной деятельности в случае, когда контрабанда сопряжена с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, возникает вопрос о конкуренции уголовно-правовых норм или о квалификации реальной совокупности преступлений. В этих случаях нередко общественно опасное деяние должностного лица подпадает под признаки двух, а то и трех статей Уголовного кодекса России. В этой связи самостоятельного анализа требуют особенности квалификации в случае конкуренции контрабанды и служебного подлога.
Конструктивными признаками контрабанды согласно ч. 1 или ч. 2 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации являются обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а также недекларирование или недостоверное декларирование. Поэтому вопрос о соотношении составов служебного подлога и контрабанды, совершенной с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженной с недекларированием или недостоверным декларированием, необходимо рассматривать с общепринятой в теории уголовного права позиции решения проблем квалификации преступлений, сам способ совершения которых предусмотрен в качестве уголовно-наказуемого деяния. В этом случае норма, предусматривающая ответственность за деяние, выступающее способом совершения преступления, находится в отношении конкуренции части и целого с нормой, устанавливающей ответственность за все преступление в целом. По правилам этого вида конкуренции норм здесь должна применяться та норма, которая с наибольшей полнотой охватывает все фактические признаки совершенного деяния.
Что касается состава преступления, то объектом данного преступления является нормальная деятельность органов государственной власти, интересы государственной службы в органах местного самоуправления. Родовым объектом посягательства являются интересы государственной службы Российской Федерации, субъекта Федерации или системы органов местного самоуправления. Однако система органов местного самоуправления в силу положений действует самостоятельно и независимо от государственных органов управления16. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо разграничение конкретных и непосредственных объектов посягательства. С объективной стороны служебный подлог характеризуется:
а) внесением должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений. Под официальным документом понимается письменный акт, выполненный на бумажном или электронном носителе, исходящий от того или иного структурного звена госаппарата, удостоверяющий конкретные факты и события, которые влекут для использующих их лиц определенные юридические последствия. Данные документы должны быть надлежащим образом составлены и содержать необходимые реквизиты (номер, дату, штамп, печать, подпись соответствующего должностного лица). К таковым, в частности, относятся официальные регистрационные книги (например, книги органов загса и т.п.), журналы и другие документы, удостоверяющие определенные события и факты (трудовая книжка, паспорт, удостоверение личности, свидетельство о рождении и т.п.);
б) внесением теми же лицами в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.
По способу исполнения подлог может быть как материальным, так и интеллектуальным. Материальный подлог выражается в разных способах подделки, подчистки, вытравливанием первоначального текста и др. Интеллектуальный подлог выражается в изготовлении изначально ложного, фальсифицированного документа17.
Немаловажным моментом в служебном подлоге является установление факта и (или) события преступления. В частности, надо установить: откуда исходит официальный документ? Обладал ли субъект данного состава преступления полномочиями (как соответствующее лицо) по подписанию какого-либо официального документа? Если такие полномочия у лица отсутствовали либо он подделывает неофициальный документ, состав преступления отсутствует. Представляется, что предметом служебного подлога является не только официальный документ, в который вносятся указанные сведения либо исправления, но и вновь изготовленный письменный акт с ложными сведениями, удостоверяющими событие или факт (листок нетрудоспособности, диплом, трудовая книжка и т.д.)18.
Служебный подлог может быть совершен не только в официальных документах, исходящих от того или иного государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, а также соответствующего органа либо учреждения Федеральной Таможенной службы.
Конкретные действия по подлогу официальных документов заключаются в изменении их содержания путем приписки слов, сведений, названий органов и учреждений, изменения текста, номера, даты, внесения исправлений путем подчистки, удаления части текста с внесением вместо него нового текста и т.д.
Данное преступление считается оконченным с момента совершения указанных действий независимо от того, был ли использован по назначению подложный официальный документ.
Использование указанным в комментируемой статье лицом изготовленного им подложного официального документа при совершении иного преступления (например, хищение чужого имущества путем мошенничества) следует квалифицировать по совокупности соответствующих преступлении.
Обязательным признаком объективной стороны служебного подлога является его совершение с использованием виновным лицом своих служебных полномочий. Действия субъекта, не связанные с выполнением обязанностей по службе, не могут быть квалифицированы как служебный подлог.
Служебный подлог как преступление против государственной власти отличается от всех других преступлений, предусмотренных главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации, прежде всего своим субъектным составом. Субъектами служебного подлога могут быть должностные лица, а также государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами. В случае подделки официального документа частным лицом ответственность наступает по ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации. Выдача заведомо подложных документов, дающих право на получение государственной пенсии с целью содействия частному лицу в незаконном получении пенсии при отсутствии у должностного лица корыстной заинтересованности (что не исключает наличия у него иной личной заинтересованности), должна квалифицироваться как пособничество в хищении и служебный подлог19.
Служебный подлог по своей субъективной стороне характеризуется наличием со стороны виновного только прямого умысла. На это прямо указано в диспозиции уголовного закона, где говорится о заведомости действий субъекта. Помимо этого, обязательным признаком субъективной стороны, применительно к данному преступлению, является корыстная или иная личная заинтересованность.
Корыстная заинтересованность включает в себя стремление лица получить незаконную, безвозмездную прибыль или выгоду имущественного характера для себя лично или близких для него людей. Иная личная заинтересованность может выражаться в многообразных действиях и нередко представлять собой оценочное понятие, которое порой судам необходимо очень тщательно мотивировать. Это может быть кумовство, карьеризм, желание угодить начальнику, надежда на оказание взаимной услуги в будущем и т.д.