Служебный подлог

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Предметом работы выступают нормы действующего уголовного законодательства и практика применения нормы об ответственности за служебный подлог.
Целью работы является глубокое изучение, и анализ такого преступления как служебный подлог, проблемы его квалификации, сопоставление различных точек зрения на эту тему, и вынесение определенных выводов.
Исходя из целей, задачами являются определение понятия и признаков служебного подлога, а так же проведение анализов классификации данного преступления.

Работа содержит 1 файл

основная часть (2).docx

— 55.06 Кб (Скачать)

    Введение

    В современном обществе осуществление  прав и защита интересов человека, организаций, общества и государства затруднены, а часто невозможны без документального удостоверения юридически значимых фактов и отношений. Поэтому данная тема актуальна. Важной гарантией нормального осуществления этих прав и интересов становятся нормы об уголовной ответственности за подлог документов. Вместе с тем нормы действующего уголовного права о подлоге вызывают трудности в практике их применения ввиду неясности некоторых использованных в законе терминов. Нет единообразного понимания этих норм в юридической литературе. Сложность выявления фактов служебного подлога, обусловлена спецификой документооборота, отсутствием систематизированной нормативно-правовой базы, регламентирующей такой оборот. Данное явление представляется достаточно опасным еще и потому, что искажает объективное представление о степени криминальной пораженности государственных структур и органов местного самоуправления, о необходимости активизации мер уголовно-правового воздействия в данной области. В качестве объекта служебного подлога следует рассматривать совокупность общественных отношений, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, поставленных под охрану уголовного закона, находящихся в иерархической соподчиненности, в сфере регулирования нормального функционирования управленческих государственных, муниципальных и иных специально уполномоченных структур в соответствии с их целями и задачами, информационного обеспечения принятия и реализации ими управленческих решений, а также обеспечения прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций.1

    Объектом  исследования явились общественные отношения, возникающие при совершении служебного подлога.

    Предметом работы выступают нормы действующего уголовного законодательства и практика применения нормы об ответственности за служебный подлог.

    Целью работы является глубокое изучение, и анализ такого преступления как служебный подлог, проблемы его квалификации, сопоставление различных точек зрения на эту тему, и вынесение определенных выводов.

    Исходя  из целей, задачами являются определение понятия и признаков служебного подлога, а так же проведение анализов классификации данного преступления.

 

    Понятие и признаки служебного подлога. Проблемы классификации данного преступления

    Как утверждает статистика, служебный подлог является самым распространенным преступлением среди бухгалтеров бюджетной сферы. Тем не менее, немало преступлений, связанных со служебным подлогом, совершается и в таможенной сфере.

    Понятие данного деяния содержится в самом Уголовном кодексе Российской Федерации в ст. 292. Так, служебный подлог - это внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса)2. Законодатель отдельно предусмотрел ответственность за незаконную выдачу должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства, а равно внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации3.

    Виды  подлога весьма разнообразны: от внесения не соответствующих действительности записей в подлинный документ и изменения его содержания (исправление даты, подделка подписи, подчистка, уничтожение прежней записи и замена ее ложной и т.п.) до изготовления полностью подложного документа. Уголовно-правовая характеристика каждого вида подлога документов достаточно подробно представлена в юридической литературе. Развивая эти положения, на основе различия в признаках составов подлогов документов их можно сгруппировать в два вида:

    1) общий;

    2) специальный.

    Общим подлогом документов является состав преступления, имеющий наиболее общие  признаки данного деяния. Соответственно, специальным подлогом следует считать  состав преступления, предусматривающий  ответственность за частные случаи этого деяния. Специальный подлог характеризует определенный вид подлога полнее и точнее настолько, что выходит за пределы общего подлога документов, выступает как самостоятельное преступное деяние. В специальном подлоге обязательно должны быть все черты (признаки) общего подлога4.

    Документы, исходящие из различных коммерческих структур, независимо от формы собственности, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением, предметом рассматриваемого преступления быть не могут.

    Предметом рассматриваемого преступления, как  говорит сам закон, являются только официальные документы - материальные носители информации, письменные акты федеральных органов государственной власти и государственного управления, органов власти и управления субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных учреждений. Официальные документы, удостоверяющие определенные факты или события, имеющие юридическое значение, обладают, по общему правилу, соответствующей формой и реквизитами (бланк, штамп, печать, входящий или исходящий номер, дата, наименование должности и подпись надлежащего должностного лица). 

    В российской уголовно-правовой науке  служебный подлог традиционно рассматривался в качестве специального вида злоупотребления  должностными полномочиями5.

    Теперь  подробнее разберемся в признаках  служебного подлога, а так же обратим  внимание на основные проблемы, связанные  с его квалификацией и другими  преступлениями смежного состава. При совершении служебного подлога виновный использует свои должностные или служебные полномочия.

    А подлог, совершенный в целях сокрытия злоупотребления должностными полномочиями, некоторые ученые предлагают квалифицировать по ст.292 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, т.е. по совокупности преступлений. Например, органами предварительного следствия Кемеровской области, гражданка Хромова обвинялась в совершении трех служебных подлогов, с целью сокрытия злоупотребления должностными полномочиями своей коллеги, гражданки Петровой. Хотя не во всех случаях суды соглашались с квалификацией действий виновных, предложенной органами предварительного следствия6.

    А отдельные авторы, не подвергая сомнению, традиционное принятое соотношение указанных преступлений, предлагают критерии их разграничения. Например, если в результате служебного подлога, совершенного должностным лицом, существенно нарушены права и законные интересы граждан, организаций или государства, то содеянное надлежит квалифицировать по ст.285 Уголовного кодекса Российской Федерации, потому что служебный подлог в данном случае является не целью, а разновидностью и одновременно способом совершения такого противоправного деяния, как злоупотребление должностными полномочиями, которое по своей конструкции с объективной стороны имеет материальный состав и считается оконченным только с момента наступления указанных в законе вредных последствий7.

    Преступление, предусмотренное ст.285 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в злоупотреблении должностными полномочиями, т.е. в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемым законом интересов общества и государства. Полномочия должностного лица определяются его компетенцией, установленной в соответствующих законах, положениях, уставах и других нормативных актах, в которых регламентируются права и обязанности лица.

    Очевидно, что сейчас превышение должностных  полномочий уже не является специальным видом злоупотребления. Должностное лицо в процессе своей преступной деятельности может использовать предоставленные ему полномочия либо явно выйти за их пределы.

    Служебный подлог следует рассматривать как  частный случай превышения должностных полномочий. Внесение виновным в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно исправлений, становится возможным благодаря его должностному или служебному положению. При этом преступник совершает такие действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Субъект служебного подлога использует лишь свою близость к документам, что обусловлено характером его должностных или профессионально-технических служебных обязанностей.

    Важно подчеркнуть, что квалифицировать  действия должностного лица по ст.292 Уголовного кодекса Российской Федерации можно только в том случае, если фальсификация документа стала возможной благодаря именно его служебному положению. Отсутствуют признаки данного преступления, например, при подделке диплома о высшем образовании государственным служащим, не связанным с соответствующим образовательным учреждением. В такой ситуации следует применять общую норму, т.е. ст.327 Уголовного кодекса Российской Федерации8.

    Согласно  указанной норме, действия, характерные  для служебного подлога, могут быть выполнены и общим субъектом, т.е. лицом, не являющимся должностным, государственным или муниципальным служащим, что характерно для превышения должностных полномочий. В свою очередь, злоупотребить таковыми может только тот, кто ими наделен.

    Специфическая особенность преступления, предусмотренного ст.285 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в порождаемых им юридических последствиях. Злоупотребление должностными полномочиями и специальные его виды представляют собой, по сути, злоупотребление правом. Именно в способности изменять правоотношения и заключается существо должностных полномочий, их предназначение. Подобная ситуация складывается и при совершении преступления, предусмотренного ст.292 Уголовного кодекса Российской Федерации. Предметом служебного подлога являются лишь официальные документы, т.е. такие, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них. Между тем отсутствие фиксируемых фактов в действительности или их неверная интерпретация делают документ юридически ничтожным. Ложный, фальшивый документ не в состоянии изменить правоотношения. Например, не становится собственником имущества лицо, его похитившее, невозможно приобрести самому или предоставить другому какие-либо права, составив подложный документ9.

    Часто при злоупотреблении полномочиями должностные лица документально оформляют противоречащие интересам службы управленческие решения. Например, при совершении преступления, предусмотренного ст.285 Уголовного кодекса Российской Федерации, должностное лицо для перечисления бюджетных средств на ненадлежащие цели подписывает или составляет платежное поручение. Следователь, незаконно задерживая лицо по подозрению в совершении преступления, составляет протокол задержания10 при отсутствии оснований. В отличие от служебного подлога в перечисленных случаях исполнителями выступают те, кто уполномочен на изменение правоотношений, которое происходит с появлением документа. Существенным является и то, что нуждающиеся в распорядительном воздействии субъекта отношения существовали реально.

    Сложность исследуемой проблемы характеризует  ситуация, когда подложный документ изготовляет должностное лицо, уполномоченное на принятие оформленного данным документом решения. В данном случае виновный фактически распорядительных полномочий не осуществляет, т.е общественные отношения, которые требовали бы реагирования и управленческого воздействия, в реальной действительности отсутствуют.

    Сходство  между служебным подлогом и злоупотреблением должностными полномочиями усматривается в том, что и в том и в другом случае между действиями виновного и служебными полномочиями должностного лица должна существовать определенная связь. При злоупотреблении должностными полномочиями служебные полномочия должностного лица есть средство достижения преступного результата. Согласно уголовному закону, должностное лицо, используя свои служебные полномочия, достигает необходимого преступного результата. При служебном подлоге должна существовать связь между действиями лица, которое вносит в официальный документ заведомо ложные сведения или исправления, искажающие действительное содержание указанного документа, и полномочиями по совершению определенных действий с официальным документом. При отсутствии этой связи ответственность наступает по ст.327 Уголовного кодекса Российской Федерации11.

    Связь между действиями субъекта служебного подлога и его служебными полномочиями выражается в том, что в компетенцию должностного лица, государственного служащего и служащего органа местного самоуправления в силу их служебных обязанностей и прав входят использование, хранение и экспедиция данных документов.

    Непосредственный  объект служебного подлога уже непосредственного  объекта злоупотребления должностными полномочиями и ограничивается общественными  отношениями в сфере оборота  официальных документов в государственных  органах, органах местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждениях.

Информация о работе Служебный подлог