Система наказаний по российскому уголовному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретико-правовом анализе явлений преемственности и новизны в системе уголовных наказаний в советском и российском государстве, в выявлении особенностей их влияния на состояние борьбы с преступностью, для чего автор попытался решить следующие задачи:
•проанализировать соотношение различных видов наказаний, их влияние на состояние и динамику борьбы с уголовными правонарушениями в целом;
•проанализировать историко-правовые особенности становления новых видов наказания в современном российском уголовном праве, выявить дальнейшие перспективы развития данного института с учетом формирования правового гражданского общества и государства;
•на основе анализа практики применения уголовных наказаний дать конкретные предложения по совершенствованию норм уголовного права.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ 3
2.ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ. ОСНОВНЫЕ И
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАКАЗАНИЯ 4
3.НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ИЛИ ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ 9
4.НАКАЗАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ИЛИ
ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ 16
5.СМЕРТНАЯ КАЗНЬ 21
6.ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ 25
7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
8.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК. УГОЛОВНОЕ ПРАВО.ПОМОРОВА М.В.ЮН-34.docx

— 78.34 Кб (Скачать)

В системе наказаний в новом  УК РФ появились новые виды наказаний, не известные прежнему УК РСФСР. Это  обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы  и арест. Эти виды наказаний призваны по возможности ограничить применения лишения свободы.

Все виды наказаний, входящие в систему, делятся в УК РФ на три группы в зависимости от порядка назначения наказания:

  1. основные;
  2. дополнительные;
  3. наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных (ст. 45 УК РФ).

  Основные наказания могут применяться  только самостоятельно и не  могут присоединяться к другим  наказаниям. В соответствии с  ч. 1 ст. 45 УК РФ, к ним относятся:

    • обязательные работы;
    • исправительные работы;
    • ограничения по военной службе;
    • ограничение свободы;
    • арест;
    • содержание в дисциплинарной воинской части;
    • лишение свободы на определенный срок;
    • пожизненное лишение свободы;
    • смертная казнь.

 

Дополнительное  наказание назначается лишь в  дополнение основным и не может назначаться  самостоятельно. Согласно ч.3 ст.45 УК РФ, дополнительным наказанием является лишение  специального, воинского или почетного  звания, классного чина, государственных  наград.

Остальные виды наказаний, т.е. штраф, лишение  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью, в соответствии с ч.2 ст.45 УК РФ, могут  применяться как в качестве основных наказаний, так и в качестве дополнительных.

Уголовный кодекс не знает иного деления  наказания на виды, однако по характеру  карательных элементов они могут  быть дополнительно подразделены на три группы:

  • наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы;
  • наказания, состоящие в ограничении или лишении свободы;
  • смертная казнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ОГРАНИЧЕНИЕМ  ИЛИ ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

 

В соответствии со ст.46 УК РФ, штраф есть денежное взыскание, назначаемое в  пределах, предусмотренных УК.

Штраф установлен в размере от 2 500 до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

Штраф в размере от 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Ст. 31 Уголовно-исполнительного  кодекса РФ устанавливает, что осужденный к штрафу обязан уплатить его в  течение 30 дней со дня вступления приговора  суда в законную силу.                                      В случае если осужденный не имеет  возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного  и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет.                                                                                                  В случае неуплаты осужденным штрафа взыскание производится судебным исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного.     Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет.       В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться только в случаях, если в статьях Особенной части УК он предусмотрен как дополнительное наказание за соответствующее преступление.                                                                                                                      В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей УК РФ.                                                                                       В соответствии со ст.47 УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.                                                                               Лишение права занимать определенные должности состоит  в прекращении вследствии обвинительного приговора и назначения указанного наказания трудового договора с осужденным администрацией предприятия, учреждения или организации и внесении в трудовую книжку осужденного записи о том, на каком основании и на какой срок он лишается определенной должности. Суд в приговоре должен конкретно указать, какие должности он лишен права занимать (например, руководящие должности). Лишение права заниматься определенной деятельностью есть запрещение по приговору суда осужденному работать в какой-либо сфере по определенной специальности.                                                                     Лишение и того и другого права применяется в тех случаях, когда по характеру совершенного виновным преступления суд считает невозможным занятие осужденным определенной должности или определенной деятельности. Карательное свойство этого вида наказания заключается в том, что оно лишает осужденного права на свободный выбор должности, определенных занятий в течении времени, указанного в приговоре; этот вид наказания может повлечь перерыв специального трудового стажа, а также понижение заработка осужденного.      Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может, в соответствии с ч.3 ст. 47 УК РФ, назначаться в качестве дополнительного наказания (в отличии от штрафа) и в случаях, когда оно не предусмотрено в статье Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.                              Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.                                                                                                                                      Согласно ст. 48 УК РФ, при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 4 и 5 ст. 15 УК РФ) с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, а также классного чина, государственных наград.                                                                                                                                           Карательное свойство этого наказания проявляется в моральном воздействии на осужденного и в лишении его возможных преимуществ и льгот, установленных для лиц, имеющих воинские, специальные или почетные звания.                                                                                            Воинские звания - это звания, принятые в Вооруженных силах РФ, других войсках (например, десантных), органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности, установленные Законом РФ «О воинских обязанностях и военной службе» от 11 февраля 1993 г. (рядовой, матрос, мичман, сержант, полковник и т.д.).                                                   Специальными являются звания, присваиваемые работникам органов внутренних дел,  службы судебных приставов, юстиции и т.д. К почетным званиям относятся: заслуженный юрист РФ, заслуженный химик РФ, заслуженный шахтер и др.                                                                          Классными чинами являются таковые, присваиваемые государственным служащим, занимающим государственные должности (секретарь государственной гражданской службы 1,2,3 класса, референт государственной гражданской службы 1,2,3 класса и др.).   Государственными наградами РФ являются: звание Героя РФ, ордена (например, орден «Родительская слава»), медали (например, медаль Жукова), знаки отличия РФ (например, знак отличия «За безупречную службу»).                                                         Обязательные работы - новый вид наказания, установленный УК РФ и неизвестный прежнему уголовному законодательству РФ.                                                                                                                                 В соответствии со ст. 49 УК РФ, обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Предполагается, что это могут быть работы по благоустройству городов и поселков, очистке улиц и площадей, уходу за больными, погрузочные работы и другие работы, не требующие особой квалификации. Эти работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.          В случаях злостного уклонения от обязательных работ они заменяются судом ограничением свободы, арестом или лишением свободы.                                                                           Обязательные работы не назначаются лицам, признанными инвалидами 1-й группы; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет; военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.                                                                                                                        В уголовном законодательстве не урегулирован вопрос о включении времени отбывания обязательных работ в трудовой стаж осужденного. В юридической литературе встречается мнение о том, что это время в стаж включать не следует. Так, например, В.А. Уткин пишет: "Трудовая книжка на осужденных не заводится, время обязательных работ не включается в общий, непрерывный, специальный трудовой стаж"2                                                         Справедливость данного утверждения не вызывает сомнений, когда речь идет о лицах, имеющих постоянное место работы или учебы.                                                                                    В связи с этим возникает вопрос о зачете этой категории осужденных времени отбывания обязательных работ в трудовой стаж. Как нам представляется, добросовестный общественно полезный труд во время отбывания данного вида наказания осужденным, не имеющим в это время другой работы, необходимо засчитывать в трудовой стаж. Иное приведет, очевидно, к необоснованному увеличению карательных элементов обязательных работ и не будет способствовать исправлению преступника. Кроме того, если время отбывания осужденным других видов наказания (лишения свободы, исправительных работ и т.д.) засчитываются в его трудовой стаж, то не засчитывать в него отбывание обязательных работ было бы не логично.    Уголовный кодекс РФ содержит 59 статей Особенной части (66 санкций), в которых в качестве возможного наказания за преступления указаны обязательные работы, что составляет 16,3% от общего числа составов преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ. Приговором Нефтегорского районного суда от 02.07.2004 Ц., ранее судимый за кражи, осужден за совершение 23.12.2003 двух краж по п. п. "а, б" ч.2 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы за каждую кражу. В соответствии с ч.2 ст.69 по совокупности преступлений путем частичного сложения - к 2 годам 3 месяцам лишения свободы, на основании ст.73 УК РФ назначенное наказание определено считать условным с испытательным сроком 2 года.                                      На Ц. возложены обязанности периодически проходить регистрацию и не менять постоянного места жительства без уведомления органа, ведающего исполнением приговора; выполнить бесплатные общественные работы в объеме 40 часов.                                                   Постановлением судьи Нефтегорского районного суда от 09.03.2005 удовлетворено представление уголовно-исполнительной инспекции ГУИН МЮ по Республике Башкортостан - из приговора исключено указание на возложение обязанностей в виде выполнения бесплатных общественных работ.                                                                                                                                  В кассационном порядке дело не рассматривалось.

Президиум областного суда приговор изменил, указав следующее.

Суд неправильно применил уголовный  закон при назначении осужденному  наказания.

Обязав  Ц. выполнить бесплатные общественные работы в объеме 40 часов, суд фактически назначил осужденному два наказания, поскольку в соответствии с ч.1 ст.45 УК РФ обязательные работы применяются  только в качестве основного наказания.                           Удовлетворяя представление уголовно-исполнительной инспекции, судья в постановлении  указал, что неправомерно возложил на осужденного дополнительную обязанность по исполнению бесплатных общественных работ при условном осуждении и исключил обязательные работы из приговора, сославшись на п.15 ст.397 УПК РФ, предусматривающий разъяснение сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора.                          Однако неправильное применение уголовного закона при назначении Ц. наказания по приговору суда не относится к вопросам, подлежащим рассмотрению судом при исполнении приговора, и в соответствии со ст.409 УПК РФ является основанием отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную силу, судом надзорной инстанции.                             В связи с чем постановление судьи Нефтегорского районного суда от 09.03.2005 в отношении Ц. подлежит отмене, а производство по представлению уголовно-исполнительной инспекции прекращению.                                                                                                                                                    Из приговора Нефтегорского районного суда от 02.07.2004 в отношении Ц. исключено указание о возложении на осужденного обязанностей по выполнению бесплатных общественных работ в объеме 40 часов

Возвращение конфискации имущества в уголовный закон вызвало широкий отклик и среди ученых, и среди практиков. При этом основным обсуждаемым вопросом явился вопрос о правовой природе конфискации, поскольку Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" новая глава 15.1 УК РФ была включена в раздел VI "Иные меры уголовно-правового характера". 
Уже из названия Федерального закона, дополнившего содержание УК РФ, следует, что основным целевым назначением конфискации имущества является усиление уголовно-правового противодействия терроризму. Вместе с тем если ранее конфискация имущества была известна как уголовное наказание, то в настоящее время эта мера с позиции закона относится к числу иных мер уголовно-правового характера, хотя данной мере свойственны многие содержательные формальные признаки наказания, например ограничение или лишение прав, принудительный характер исполнения и наличие субъекта принуждения в лице государства. 
Конфискация имущества формально не является наказанием, поскольку эта мера не включена в перечень видов наказаний, установленный ст. 44 УК РФ. Однако следует обратить внимание на то, что в определении наказания, данном в ч. 1 ст. 43 УК РФ, не говорится о том, что лишение или ограничение прав и свобод должно быть сформулировано именно как вид наказания. В соответствии с законом эти правоограничения должны быть предусмотрены УК РФ, что означает возможность их наличия и в содержании иных мер, не являющихся наказанием. Поэтому с позиции содержания наказание и иные меры уголовно-правового характера могут совпадать. 
По существу конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества субъекта. Следовательно, по своему содержанию конфискация имущества предполагает лишение права собственности на конфискуемое имущество. 
Однако конфискация имущества в действующем варианте распространяется не на любое имущество виновного, как это имело место ранее, а только на то, которое прямо указано в законе (имущество, тем или иным образом связанное с совершением преступления или имеющее определенное целевое назначение). При этом УК РФ устанавливает несколько критериев, определяя имущество, подлежащее конфискации. 
Прежде всего это имущество, полученное в результате совершения преступлений. К преступлениям, при совершении которых может быть применена конфискация имущества, отнесены следующие: предусмотренные ч. 2 ст. 105, ч. ч. 2 - 4 ст. 111, ч. 2 ст. 126, ст. ст. 127.1, 127.2, ч. 2 ст. 141, ст. 141.1, ч. 2 ст. 142, ст. ст. 146, 147, 183, ч. ч. 3 и 4 ст. 184, ст. ст. 186, 187, 189, ч. ч. 3 и 4 ст. 204, ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 295, 307 - 309, 355, ч. 3 ст. 359 УК РФ. Конфискации подлежит также имущество, являющееся предметом незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации, ответственность за которое установлена ст. 188 УК РФ. 
Еще один вид имущества, подлежащего конфискации, образует имущество, с использованием которого совершается преступление, - это орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие или переданные обвиняемому. В последнем случае может быть поставлен вопрос о соучастии в преступлении и применении для конфискации указанного имущества норм УПК РФ. 
Указанные виды имущества могут быть конфискованы на основании ст. 104.1 УК РФ, но эти же виды имущества в соответствии со ст. 81 УПК РФ являются вещественными доказательствами (предметы, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления; деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления). Таким образом, конфискация имущества, являющегося вещественным доказательством по делу, - это процессуальная, но не уголовно-правовая мера.                                                                                                          Далее, конфискация может быть обращена не только на имущество, полученное в результате совершения указанных в законе преступлений, но и на любые доходы от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу. Это положение представляется очень важным, поскольку практика показывает, что доходы от имущества, полученного в результате совершения преступлений, нередко составляют весьма значительные суммы. 
Не менее важным является и положение закона, согласно которому конфискация имущества распространяется также и на деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы. Данное положение исключает возможность использования результатов преступной деятельности в тех ситуациях, когда имущество, полученное в результате совершения преступлений, преобразуется в иное имущество, например, когда преступник успевает на похищенные средства приобрести недвижимость, вложить их в производство и так далее. Такая возможность ранее в связи с исключением конфискации имущества из уголовного закона была исключена. В настоящее время наиболее полно вопросы конфискации имущества решены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака", где Пленум Верховного Суда РФ обращает внимание судов на то, что оборот контрафактных экземпляров произведений или фонограмм нарушает охраняемые федеральным законодательством авторские и смежные права, в связи с чем указанные экземпляры произведений или фонограмм подлежат конфискации и уничтожению без какой-либо компенсации (за исключением случаев передачи конфискованных контрафактных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских или смежных прав, если это предусмотрено действующим в момент вынесения решения по делу федеральным законом). 
Затем в названном Постановлении отмечается, что в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ судам надлежит исходить из того, что деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате преступлений, предусмотренных ст. ст. 146 и 147 УК РФ, и любые доходы от этого имущества конфискуются, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу. 
Пленумом обращается внимание и на то обстоятельство, что исходя из положений п. "г" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ орудия и иные принадлежащие обвиняемому средства совершения преступления, в частности оборудование, прочие устройства и материалы, использованные для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, подлежат конфискации.                                                                                                                          В соответствии со ст.50 УК РФ, исправительные работы назначаются осужденному, не имеющего основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, но в районах места жительства осужденного.

Исправительные  работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.

Из  заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания  в доход государства в размере, установленном приговором суда, в  пределах от 5 до 20 %.

В случае злостного уклонения от отбывания  наказания лица, осужденного к  исправительным работам, суд может  заменить неотбытый срок исправительных работ ограничением свободы, арестом  или лишением свободы из расчета  один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы  за три дня исправительных работ.

Исправительные  работы не назначаются лицам, признанными  инвалидами 1-й группы; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет; военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также  военнослужащим, проходящим военную  службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если на момент вынесения судом приговора  не отслужили установленного законом  срока службы по призыву.

Исправительные  работы – традиционный для советского уголовного права вид наказания. Впервые он был предусмотрен еще  в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919г.

Порядок и условия выполнения исправительных работ регулируется уголовно-исполнительным законодательством. Особенная часть УК РФ содержит 115 санкций, предусматривающих исправительные работы (19,3% всех санкций). 

В соответствии со ст. 51 УК РФ, ограничение  по военной службе применяется к  военнослужащим, проходящим военную  службу по контракту, на срок от трех месяцев  до двух лет в случаях, предусмотренных  статьями Особенной части УК за совершение преступлений против воинской службы, а также к осужденным, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных  соответствующими статьями Особенной  части УК.

Ограничение по военной службе заключается в  том, что из денежного довольствия  военнослужащего производится удержание  в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20 %. Во время отбывания наказания  осужденный не может быть повышен  в должности, воинском звании. Срок наказания не засчитывается в  срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по воинской службе является новым  видом наказания, не известному прежнему УК. Частично оно напоминает исправительные работы, к военнослужащим не применяемые. Введение этого вида наказания обусловлено  стремлением законодателя дать возможность  военнослужащим, совершившим нетяжкие преступления, продолжать военную службу. Цели исправления таких военнослужащих и предупреждения ими совершения новых преступлений достигаются с применением указанного наказания, связанного с определенным «лишением» и ограничением прав осужденного, но с отбыванием его в сочетании с военной службой, выполнением осужденным профессиональных военных обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НАКАЗАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ИЛИ ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

 

Ограничение свободы является новым в системе  наказаний. В соответствии со ст. 53 УК РФ, он заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту  вынесения приговора 18 лет, в специальном  учреждении без изоляции от общества в услових осуществления за ним  надзора.

Ограничение свободы назначается:

  • лицам, осужденным за совершение умышленного преступления, не имеющим судимости,- на срок от одного года до трех лет;
  • лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности,- на срок от одного года до пяти лет.

В случае злостного уклонения от ограничения  свободы оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором.

При этом время отбытия ограничения  свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы.

Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами 1-й и 2-й группы; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей  в возрасте до 14 лет; женщинам, достигшим 55 лет; мужчинам, достигшим 60 лет, а также  военнослужащим, проходящим военную  службу по призыву.

Ограничение свободы может назначаться не только в случаях, когда это наказание  предусмотрено в качестве основного (обычно альтернативного) наказания  в санкции статьи Ук, предусматривающей  ответственность за соответствующее  преступление, но и в порядке замены обязательных работ, а также при  назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК), и при замене неотбытой  части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК).

Арест является также новым видом наказания. Согласно ст. 54 УК РФ, арест состоит  в содержании лица в условиях строгой  изоляции от общества и устанавливается  на срок от трех до шести месяцев. В  случае назначения ареста взамен обязательных или исправительных работ он может  быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест не назначается лицам, не достигшим  к моменту вынесения приговора 16 лет; беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

Арест как вид наказания отличается от лишения свободы не только своей  продолжительностью, но и условиями  его отбывания. В ст. 54 УК РФ предусмотрено, что оно отбывается в условиях строгой изоляции от общества, т.е. в  жестких условиях. Арест есть своего рода напоминание преступнику о  том, что значит уголовное наказание, что за этим видом наказания может  последовать и длительное лишение  свободы. Арест вполне может применяться  в отношении лиц, впервые совершивших  нетяжкие преступления, которых незачем  лишить свободы на сравнительно длительные сроки, но которым вместе с тем, необходимо дать почувствовать силу уголовного закона.

Информация о работе Система наказаний по российскому уголовному праву