Система и компетенция оперативных подразделений ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Содержание

Введение
1. Оперативно-розыскные аппараты ОВД как субъекты ОРД, их задачи и компетенция
2. Классификация субъектов ОРД ОВД и их компетенция
3. Правовая и социальная защита должностных лиц осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Врээж.docx

— 50.03 Кб (Скачать)

Законные  требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены, а их неисполнение либо воспрепятствование законному осуществлению ОРД  влекут ответственность, предусмотренную  законодательством Российской Федерации (ст.15 Закона об ОРД).

Должностное лицо ОВД, осуществляющее оперативно-розыскную  деятельность, в ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому  начальнику. Указанное положение Закона об ОРД подчеркивает самостоятельность подразделений ОВД и их должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и подчиненность только непосредственному и прямому начальству. В законные действия органов и сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не вправе вмешиваться (давать указания, препятствовать выполнению действий и др.) ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо не уполномоченные на то федеральным законом. Например, следователь при даче поручений и указаний органам, осуществляющим ОРД, о производстве оперативно-розыскных действий  должен ставить только задачу, а способы, организацию и тактику ее решения определяют органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Следователь вправе также установить сроки выполнения его поручений и указаний, однако не вправе требовать конкретных данных о характере применяемых оперативно-розыскных мер, их организации и тактике проведения.

В процессе оперативно-служебной деятельности взаимоотношения между начальником  и подчиненным строятся на основе таких определенных в законе принципов, как взаимоуважение, доверие, разделение компетенции, персональная ответственность  за правомерность принимаемых решений  и совершаемых действий. Вместе с  тем оперативно-розыскная деятельность немыслима без управления, которое  осуществляется, в частности, методом  приказа. В ходе оперативно-розыскной  деятельности наряду с приказами  издаются предписания, распоряжения, указания и др. Различие между ними заключается  в характере разрешаемых вопросов и правовом положении лиц, имеющих  право на их принятие. Основная черта  приказов - обязательность исполнения лицами, которым они адресованы.

Пределы выполнения приказа об оперативно-розыскной  деятельности определяются рамками  ее соответствия закону. Поэтому, в  случае получения должностным лицом  приказа или указания, противоречащего  закону, указанный сотрудник обязан руководствоваться законом (ч.3 ст.16 Закона об ОРД). Причем не имеет значения, в какой форме - устной или письменной - получен приказ

В Законе “О полиции” определен порядок реагирования на приказы, которые противоречат закону. При сомнении в законности полученного для исполнения распоряжения лицо, наделенное правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, должно незамедлительно сообщать об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности начальник письменно подтверждает данное распоряжение, оперативный сотрудник обязан его исполнить. Ответственность за последствия исполнения незаконного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

В то же время следует помнить, что оценка законности получаемых приказов возлагается  на исполнителей.

Определенные  обстоятельства осуществления оперативно-розыскной  деятельности допускают вынужденное  причинение вреда правоохраняемым  интересам должностным лицом  органа, осуществляющего оперативно-розыскную  деятельность, либо лицом, оказывающим  ему содействие, совершаемое при  правомерном выполнении указанным  лицом своего служебного или общественного  долга (ч.4 ст.16 Закона об ОРД).

Такое причинение вреда признается правомерным  при наличии следующих условий:

- общественной  признанности и допустимости  конкретных действий в рамках  социально необходимой и полезной  деятельности;

- действии  закона или иного нормативного  акта, регламентирующего этот вид  профессиональной или иной общественно  значимой деятельности и содержащего  указание на возможность совершения  конкретных действий при определенных  обстоятельствах;

- невозможности  иными, без причинения ущерба  правоохраняемым отношениям, средствами  выполнить служебные обязанности  или общественный долг в конкретной  обстановке;

- выполнении  действий, составляющих должностную  функцию или общественную обязанность,  в конкретной обстановке специально  уполномоченным на то законом  или иным нормативным актом  лицом;

Так, ст.23 Закона РФ “О полиции” указывает, что сотрудники милиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный нарушителю применением, в предусмотренных законодательством случаях, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия; а ст.24 напоминает, что на деятельность работника милиции распространяются действия института о необходимой обороне и крайней необходимости (ст.37, 38 УК РФ).

Следует полагать, что указанная норма  Закона об ОРД распространяется и  на те объективно противоправные действия лиц, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность (должностных лиц ОВД  и лиц, оказывающих им содействие), которые заключаются в имитации преступной деятельности либо совершения административных правонарушений.

Как форму  правовой защиты рассматриваемой категории  сотрудников ОВД следует рассматривать  условия правовой оценки сведений, сообщаемых ими в административном и уголовном процессе.

Правовая  защита сотрудников ОВД, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обеспечивается и целым рядом  норм уголовного кодекса, защищающих их как лиц, производящих дознание, работников правоохранительных органов, а также  представителей власти (см. ч.2 ст.294, ст.295, ч.2 ст.296, ч.2 ст.298, ст.317, 318 УК РФ).

Самостоятельным видом социальной защиты органов  и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, следует рассматривать  возможность зачета времени выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время  их службы в должностях штатных негласных  сотрудников указанных органов  подлежит зачету в выслугу лет  для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.16 Закона об ОРД).

Основанием  этому являются служебные документы  о выполнении специальных заданий  в названных преступных формированиях  и прохождении службы в соответствующих  должностях (приказы, постановления  руководителя органа, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность), а также постановления Правительства, определяющие конкретный порядок исчисления выслуги лет сотрудникам, выполняющим  специальные задания указанного характера. В целях закрепления  кадров в определенных регионах, дополнительного  стимулирования их работы, создания надлежащих условий для выполнения ими функциональных обязанностей органы власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать  дополнительные виды социальной защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 

Заключение

Оперативно-розыскная  деятельность осуществляется субъектами ОРД, которыми являются оперативно-розыскные  органы, их должностные лица, а также  иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными  полномочиями на принятие соответствующих  юридически значимых решений в ОРД  и проведение ОРМ либо участие  в них, последствие и неисполнение которых влечет за собой юридическую  ответственность.

Субъекты  ОРД находятся под защитой  государства. Защита это предусмотренная  оперативно-розыскным законодательством  и некоторыми иными нормативными правовыми актами система правовых норм, которая призвана обеспечить безопасность и эффективность деятельности оперативников и иных участников ОРД по решению поставленных задач, а также законность решений и  ОРМ в отношении лиц, объектов оперативной заинтересованности; их социальную защищенность, а в случае совершения правонарушения - возмещения вреда.12

При возникновении  реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество  любого субъекта (участника) ОРО обязаны  принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством  России.

В целях  обеспечения безопасности ряда субъектов  ОРД и членов их семей допускается  проведение специальных мероприятий  по их защите в порядке, определяемом федеральным законом о государственной  защите, а результаты ОРД не представляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность их участников.

Государственным органом полномочным осуществлять ОРД выступает оперативно-розыскной  орган -- функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством  в рамках определенного правоохранительного  органа или специальной службы России система его оперативных подразделений  и должностных лиц, предназначенная  непосредственно полностью или  частично осуществлять ОРД или ее контролировать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Конституция  Российской Федерации (принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 г.)// ИПС Гарант, 2008г.

2. Уголовный  кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // ИПС  Гарант, 2008г.

3. Уголовно-процессуальный  кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. 174-ФЗ// ИПС Гарант, 2008г.

4. Федеральный  закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ 
"Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 2 декабря 2005 г., 24 июля 2007 г.) // ИПС Гарант, 2008г.

5. Федеральный  закон «О полиции», 2011г.// ИПС Гарант, 2011г

6. Приказ Федеральной службы налоговой полиции РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Федеральной службы охраны РФ, ФПС РФ, ГТК РФ и Службы внешней разведки РФ от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 сентября 2006 г., N 23.

7. Алексеев А.И. Практика уголовного сыска. Научно-практический сборник., “Лига Разум ”, М., 2006.

8. Алферов В.Ю., Ильиных В.Л., Федюнин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность. Учебно-справочное пособие. М. 2007.

9. Басков В.И. Оперативно - розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие., М.: Изд-во “ Бек ”,2007.

10. Бондаренко М. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания по уголовным делам // Становление и развитие научных школ права в государственных университетах России: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, 29 - 30 апреля 2008 г.

11. Буторин Л. Прокурорский надзор за ОРД // Законность. - М., 2006. - 10. - c.2-5

12. Галахов С.С. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Лекция. Домодедово: РИПК МВД России, 2006.

13. Горяинов К.К., Овчинский В.С., Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность.- Учебник. - М., 2063.

14. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон Об оперативно-розыскной деятельности: Комментарий. М., 2002.

15. Ефремов A.M. Оперативно-розыскная деятельность и личность: Монография. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2000.

Информация о работе Система и компетенция оперативных подразделений ОВД