Система и компетенция оперативных подразделений ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Содержание

Введение
1. Оперативно-розыскные аппараты ОВД как субъекты ОРД, их задачи и компетенция
2. Классификация субъектов ОРД ОВД и их компетенция
3. Правовая и социальная защита должностных лиц осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Врээж.docx

— 50.03 Кб (Скачать)

Должностное лицо - это лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию реализует функции представителя власти в области непосредственного осуществления ОРД или контроля и надзора за ней.

Должностное лицо, участник ОРД, при исполнении своих служебных обязанностей является представителем власти и находится  под защитой государства, а его  деятельность носит публичный характер, так как он защищает человека, общество и государство от преступных посягательств (как непосредственно, например оперативник, так и опосредованно, в частности  судья, который дает санкцию на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные  права граждан).

Под представителем власти в ОРД понимают человека, который наделен властными полномочиями, включая право принимать решения  и совершать действия, обязательные для физических и юридических  лиц, в том числе не находящихся  в его непосредственном или прямом подчинении.

Эти властные полномочия могут применяться как  постоянно (например, кадровым оперативникам  сотрудником уголовного розыска), так  и временно либо по специальному полномочию. Последнее означает, что лицо исполняет  определенные функции, возложенные  на него федеральным законом (например, стажеры органов милиции, и т.п.), нормативным актом, приказом или  распоряжением вышестоящего должностного лица, а равно правомочным на то государственным органом или  должностным лицом.9

Все должностные  лица, являясь участниками ОРД, обладают соответствующими правами и несут  вполне определенные обязанности, которыми они наделены для выполнения своих  функций.

Наиболее  общая классификация предусматривает  их градацию на две группы: осуществляющих ОРД и контролирующих либо надзирающих  за ней.

В первой группе различают должностных лиц, которые полномочны осуществлять ОРД:

а) в  полной мере. Прежде всего ими являются штатные (кадровые) оперативники, которые  работают с лицами, оказывающими содействие ОРО;

б) не в  полной мере, или частично. К ним  относятся: штатные (кадровые) сотрудники оперативно-поисковых и оперативно-технических  подразделений ОРО; внештатные оперативники; следователи; должностные лица -- органы дознания; операторы связи.

Следователь - должностное лицо, на которое уголовно-процессуальным законом возложено производство предварительного следствия, которое проводят следователи прокуратуры, ОВД, органов ФСБ России.

В ОРД  следователь полномочен: давать ОРО  поручения, которые могут выступать  в качестве юридического основания  для проведения ОРМ (при условии, если они даны по уголовным делам, находящимся в производстве следователя); руководить следственно-оперативной  группой (участвовать в ней); давать уголовно-правовую оценку оперативной  информации, и др.

Должностные лица - органы дознания -- перечисленные в ст. 117 УПК должностные лица, осуществляющие в предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством порядке дознание, т.е. одну из двух форм предварительного расследования уголовных дел (кроме предварительного следствия).

Оперативник - это состоящее в штате оперативного подразделения правоохранительного органа или специальной службы России должностное лицо, непосредственно полностью или частично осуществляющее ОРД на основании и в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Оперативник обладает соответствующим юридическим  статусом, т.е. совокупностью прав и  свобод, гарантированных государством, а также обязанностями и ответственностью, установленными ФЗ об ОРД, законодательными и иными нормативными правовыми  актами России.

Известны  различные критерии для классификации  этих должностных лиц. Назовем основные:

1) по  принадлежности к соответствующему  ОРО различают оперативников:  ОВД (сотрудников уголовного розыска,  экономическими преступлениями  и т.п.); органов ФСБ России (контрразведчиков  территориальных органов, органов  безопасности в войсках и др.) и т.д.

Вне зависимости  от ведомственной принадлежности все  оперативники согласно нормам ФЗ об ОРД  обладают равными полномочиями в  ОРД;

2) по  тому, состоят в штате конкретного  ОРО или нет, различают оперативников:  состоящих в штате (на соответствующей  должности, как гласной, так  и негласной);

3) по  характеру проведения ОРМ различают  оперативников так называемых  агентуристов, т.е. работающих в  основном с агентами; осуществляющих  личный сыск, т.е. непосредственно  (как гласно, так и конфиденциально)  ищущих и выявляющих преступления  и лиц, их совершивших;

сотрудников подразделений наружного наблюдения;

сотрудников оперативно-технических подразделений;

оперативников-аналитиков (новая специализация).

4) по  объему предоставленных полномочий  различают: оперативников (исполнителей) и руководителей. В ОРД на оперативников возлагаются соответствующие обязанности и им предоставляются права для достижения целей ОРД и решения ее задач. Эти обязанности и права во многом идентичны обязанностям и правам ОРО.

Вместе  с тем в ФЗ об ОРД выделены и  специфические полномочия оперативников. Так, должностные лица, осуществляющие ОРД:

- при  проведении ОРМ должны обеспечивать  соблюдение прав человека и  гражданина на неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну, неприкосновенность жилища  и тайну корреспонденции (ч. 1 ст. 5);

- не  вправе: проводить ОРМ в интересах  какой-либо политической партии, общественного и религиозного  объединения; принимать негласное  участие в работе федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Федерации и органов  местного самоуправления, а также  в деятельности зарегистрированных  в установленном порядке и  незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений  в целях оказания влияния на  характер их деятельности; разглашать  сведения, которые затрагивают неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну, честь и доброе имя  граждан и которые стали известными  в процессе проведения ОРМ,  без согласия граждан, за исключением  случаев, предусмотренных федеральными  законами (ч. 8 ст. 5)10;

- решают  ее задачи посредством личного  участия в организации и проведении  ОРМ, используя помощь должностных  лиц и специалистов, обладающих  научными, техническими и иными  специальными знаниями, а также  отдельных граждан с их согласия  на гласной и негласной основе (ч. 5 ст. 6). Причем никто не вправе  вмешиваться в их, законные действия, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом (ч. 2 ст. 16). В частности, должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, в ходе проведения ОРМ подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, должностное лицо обязано руководствоваться законом (ч. 3 ст. 16);

-негласно  внедряются в интересующий их  объект только на основании  постановления, утвержденного руководителем  ОРО (ч. 5 ст. 8);

- используют  в целях конспирации документы,  зашифровывающие их личность (п. 4 ст. 15);

- полномочны  вынужденно причинять вред правоохраняемым  интересам при защите жизни  и здоровья граждан, их конституционных  прав и законных интересов,  а также для обеспечения безопасности  общества и государства от  преступных посягательств (ч. 4 ст. 16). Кроме того, в ст. 15 ФЗ об  ОРД предусмотрено, что законные  требования должностных лиц ОРО  обязательны для исполнения физическими  и юридическими лицами, к которым  такие требования предъявлены  (ч. 2), а неисполнение их законных  требований либо воспрепятствование  законному осуществлению ОРД  влекут ответственность, предусмотренную  законодательством России (ч. 3). 
 
 
 
 
 
 

3. Правовая и социальная  защита должностных лиц осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Защита  это предусмотренная оперативно-розыскным  законодательством и некоторыми иными нормативными правовыми актами система правовых норм, которая призвана обеспечить безопасность и эффективность  деятельности оперативников и иных участников ОРД по решению поставленных задач, а также законность решений  и ОРМ в отношении лиц, объектов оперативной заинтересованности; их социальную защищенность, а в случае совершения правонарушения - возмещения вреда.

С учетом различных критериев выделяют несколько  оснований для классификации  мер такой защиты.11

Во-первых, в зависимости от сферы реализации норм известно два блока мер:

1) их  социальной защиты (право на денежное  содержание, обеспечение жилой площадью, телефоном, бесплатный проезд, государственное  страхование, отдых, пенсию, возмещение  причиненного им вреда и др.);

2) защиты  юридического статуса (правовой  защиты).На должностных лиц органов,  осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, распространяются гарантии  правовой и социальной защиты  сотрудников тех органов, в  штаты которых они входят.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 2) правовая защита должностных  лиц оперативно-розыскных органов  является функцией государства и  предусматривает закрепление в  законах и иных нормативных правовых актах льгот, гарантий и компенсаций этим лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная  защита субъектов ОРД, также является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, льгот, гарантий и  компенсаций органами государственной  власти и местного самоуправления; совершенствование механизмов и  институтов социальной защиты должностных  лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующие характеру оперативно-розыскной  работы и ее роли в защите человека, общества и государства от преступных посягательств.

Во-вторых, в зависимости от фиксации в том  или ином нормативном правовом акте различают две группы предписаний, содержащих гарантии социальной и правовой защиты должностных лиц оперативно-розыскных  органов:

1)группа  социальной защиты, изложенные в  Федеральном Законе об ОРД;

2) группа  правовой защиты, включенные в  некоторые законодательные и  иные нормативные правовые акты  согласно отсылочных (бланкетных) норм  Федерального Закона об ОРД.

Непосредственно в ФЗ об ОРД меры правовой защиты оперативников зафиксированы прежде всего в ст. 16.

 Гарантии  социальной и правовой защиты  должностных лиц органов внутренних  дел, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, призваны обеспечить  эффективность выполнения ими  задач по борьбе с преступностью.  Как самостоятельный вид правовой  защиты сотрудников ОВД, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, следует расценивать их право  на обеспечение личной безопасности  в соответствии с Федеральным законом “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”.

Рассмотрим  основные виды и формы реализации этих гарантий, учитывая специфический  характер оперативно-розыскной деятельности.

Оперативные подразделения ОВД и представляющие их сотрудники при решении стоящих  перед ними задач руководствуются  Конституцией РФ, Законом об ОРД, другими  законами и ведомственными нормативными актами. Они самостоятельно принимают  решения о заведении дел оперативного учета и производстве по ним; планируют  ОРМ, определяют основания, организацию  и тактику их проведения; принимают  другие решения и несут за это  ответственность. При исполнении служебных  обязанностей, являясь представителями  власти, они находятся под защитой  государства. Их деятельность носит  публичный характер. Такое положение  подразделений и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определяет, что никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом (ч.2 ст.16 Закона об ОРД).

Информация о работе Система и компетенция оперативных подразделений ОВД