Система и компетенция оперативных подразделений ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Содержание

Введение
1. Оперативно-розыскные аппараты ОВД как субъекты ОРД, их задачи и компетенция
2. Классификация субъектов ОРД ОВД и их компетенция
3. Правовая и социальная защита должностных лиц осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Врээж.docx

— 50.03 Кб (Скачать)

Административная  ответственность наступает для  должностных лиц и граждан  за совершение ими административного  правонарушения. Важнейшим актом, которым  регулируется порядок привлечения  к этому виду ответственности, является КоАП РФ. Отметим, что военнослужащие, сотрудники оперативных подразделений (ФСО России, ФПС России, ФСБ России и др.) несут административную ответственность по дисциплинарным уставам. За совершение административных правонарушений применяются административные взыскания.

Материальная  ответственность -- в трудовом праве  ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. Отношения, связанные  с материальной ответственностью, урегулированы  КЗоТ РФ и некоторыми другими законодательными и иными нормативными правовыми  актами.

Гражданско-правовая ответственность наступает при  рассмотрении судом жалобы гражданина и признании незаконными действий (решений) ОРО. Государственные органы, осуществляющие ОРД, могут подвергаться исключительно гражданско-правовой (гражданской) ответственности. Она  состоит в применении к правонарушителю (государственному органу) установленных  законом или договором (включая  контракт в ОРД) определенных мер  воздействия. Такие меры могут повлечь  для государственного органа невыгодные последствия имущественного характера (возмещение убытков), а также последствия  морального свойства (возмещение морального вреда).

Требование  о возмещении морального вреда может  предъявляться гражданином, в частности, при распространении не соответствующих  действительности сведений, порочащих  честь и достоинство и его  деловую репутацию (см., например, ст. 62 Закона о средствах массовой информации). Все остальные субъекты (физические лица) несут не только гражданскую, но и иные виды ответственности.

К уголовной  ответственности могут быть привлечены:

- должностные  лица: непосредственно осуществляющие  ОРД -- руководители и оперативники6.

 - принимающие юридически значимые решения в области ОРД -- судьи (в связи с нарушением правил санкционирования ОРМ),

- прокуроры  и следователи. Они могут привлекаться  к уголовной ответственности  за совершение ряда должностных  преступлений 

- агенты, в частности, за заведомо ложный  донос 

-иные лица, оказывающие содействие в осуществлении ОРД --

- специалисты,  операторы связи, переводчики  и др.

Из данного  вопроса следует, что оперативно-розыскную  деятельность осуществляют субъекты, к которым относятся в первую очередь оперативно-розыскные органы и оперативно-розыскные подразделения, наделенные соответствующими обязанностями  и определенными правами, которые  несут юридическую ответственность  в случае их ненадлежащего исполнения. 
 
 
 
 

2. Классификация субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и их компетенция

Государственным органом полномочным осуществлять ОРД выступает оперативно-розыскной  орган -- функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством  в рамках определенного правоохранительного  органа (МВД России и др.) или специальной  службы России (СВР России и др.) система  его оперативных подразделений  и должностных лиц, включая первых руководителей, предназначенная непосредственно  полностью или частично осуществлять ОРД или ее контролировать (оперативно-розыскной  орган в ФЗ об ОРД назван как  «орган, осуществляющий оперативно-розыскную  деятельность»).

ОРО решают определенные ФЗ об ОРД задачи исключительно  в пределах своих полномочий, установленных  соответствующими законодательными актами России .

Законодатель  особо обратил внимание правоприменителей  на то, что в России никто, кроме  указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД  подразделений государственных  органов, не вправе осуществлять ОРД  комплексно, с применением всего  арсенала специфических средств  и методов (однако это не означает, что отдельные ОРМ не вправе осуществлять иные субъекты, которым это право  предоставлено законодателем). Кроме  того, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД право  на частичное осуществление ОРД  предоставлено оперативным подразделениям органа внешней разведки Минобороны России.

Законодатель  поставил специальные условия для  проведения ОРМ этими ОРО.

Во-первых, ОРМ ими проводятся только в целях  обеспечения безопасности этих органов.

Под безопасностью (как органов внешней разведки, так и всех органов, осуществляющих ОРД) понимается степень защищенности данного органа от внешних и внутренних угроз (в частности, от преступных посягательств  извне и коррупции внутри), минимальный  уровень которых позволяет этому  органу функционировать как элементу системы обеспечения безопасности России и решать возложенные на него законодателем задачи.

Обеспечение безопасности (ОРО) -- это организация  и реализация системы мер различного характера с целью нейтрализации  или локализации потенциальных  или реальных угроз нормальному  функционированию государственного органа: возникающих в деятельности самого органа: обнаружение среди сотрудников  отдельных коррумпированных лиц, а  также лиц, замышляющих, готовящих  или совершающих должностные  преступления; недопущение наступления  последствий возможных правонарушений сотрудников органов внешней  разведки, могущих повлечь ущерб  безопасности государственного органа;

Оперативно-розыскные  органы следует отличать от некоторых  других государственных и негосударственных  субъектов.

Оперативное подразделение -- это организационно-штатное  звено, входящее в структуру соответствующего российского правоохранительного  органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит осуществление  ОРД.

Оперативные подразделения отличают следующие  признаки:

- создаются  в составе правоохранительных  органов (органы внутренних дел,  таможенные органы) и органов  государства, обеспечивающих его  безопасность, -- спецслужб (ФСБ, Государственная  охрана, пограничная служба, внешняя  разведка);

- выполняют  задачи, предусмотренные оперативно - розыскным законодательством, адекватно  своей компетенции;

- могут  выполнять оперативно-розыскную  функцию в полном объеме либо  частично или работу оперативно-розыскного  назначения вспомогательного характера;

-используют  в своей деятельности методы, обусловленные разведывательным  характером оперативно-розыскной  деятельности7.

На основании  ч. 3 ст. 13 Федерального Закона об ОРД  руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определяют в составе этих органов  перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную  деятельность, их полномочия, структуру  и основные направления работы по обеспечению деятельности оперативных  аппаратов. Как правило, эти проблемы решаются путем издания нормативных  актов, устанавливающих правовое положение  и функциональные обязанности оперативных  подразделений, их штаты, объемы решаемых задач, права и служебные обязанности  руководителей и сотрудников  подразделений и т. п.

Виды  оперативных подразделений

В зависимости  от осуществления оперативно-розыскных  мероприятий различают два основных вида этих подразделений:

1) осуществляющих  оперативно - розыскную деятельность  полностью (так, в соответствии  с правовыми документами, издаваемыми  министерством внутренних дел  РФ, оперативно - розыскные мероприятия  в полном объеме, установленном  Федеральным законом об ОРД,  имеют право осуществлять оперативные  подразделения уголовного розыска  (Управления, отделы, отделения); по борьбе с экономической преступностью; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; по борьбе с преступными посягательствами на грузы ОВД на транспорте; оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы; подразделения по собственной безопасности.8

2) проводящие  только часть оперативно - розыскных  мероприятий (в свою очередь,  в составе МВД России к числу  оперативных подразделений, правомочных  осуществлять ОРД в ограниченном  объеме, исходя из задач борьбы  с преступностью, относятся: подразделения  системы Национального центра  бюро Интерпола в России (они  вправе проводить ОРМ по запросам  международных правоохранительных  органов и правоохранительных  органов иностранных государств; направлять запросы в международные  правоохранительные органы и  органы иностранных государств  на проведение мероприятий по  розыску граждан РФ, скрывающихся  за рубежом от суда и следствия,  без вести пропавших, а также  по борьбе с преступностью;  осуществлять постоянное взаимодействие  с правоохранительными органами  РФ и иностранных государств  по исполнению указанных запросов; осуществлять оперативные проверки); оперативные подразделения милиции  общественной безопасности (местной  милиции) В связи с тем, что  СКМ УВД г.Уссурийска не была  заинтересована (в плане отчетности) в раскрытии преступлений отнесенных  к компетенции дознания и розыске  лиц скрывающихся от органов  дознания в период с 1996 г.  по 2002 г. приказом начальника в  УВД г.Уссурийска был создан  Межрайонный оперативный отдел  МОБ УВД г.Уссурийска. Указанный  отдел занимался исключительно  оперативным обеспечением деятельности  Отдела дознания МОБ УВД г.Уссурийска., компетенцией которых является  организация раскрытия преступлений  и розыск лиц, скрывающихся  от органов дознания, без вести  пропавших (они вправе осуществлять  оперативно-розыскные мероприятия, исключая “контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений”, “прослушивание телефонных переговоров”, “снятие информации с технических каналов связи”, “оперативное внедрение”, “контролируемую поставку”; вести дела предварительной оперативной проверки, оперативно - поисковые и розыскные дела; использовать конфиденциальное содействие граждан они вправе в минимальных объемах);

3) ряд  оперативных подразделений внутренних  дел осуществляют вспомогательную  функцию для способствования  иным оперативным подразделениям  в решении их полномасштабных  задач ОРД. Это подразделения:

* оперативно-поисковые  (в их функции входит проведение  отдельных оперативно-поисковых  мероприятии);

* оперативно-технические  (их функции по проведению ОРМ  определены в области только  оперативно-технических мероприятий);

4) Ряд  служб органов внутренних дел  создается для обеспечения проведения  различных оперативно-розыскных  мероприятий за счет своей  информационной, криминалистической, финансовой, материальной деятельности (финансово-экономические, материально-технические,  экспертно-криминалистические, технические,  информационные и иные службы).

Закономерным  является то, что как основная, так  и вспомогательные функции оперативно-розыскных  органов находят свое структурное  обеспечение в виде создания в  их составе вышеуказанных управлений, отделов, отделений, групп.

Оперативные подразделения конкретного ОРО  структурированы в соответствующие  организационно-административные единицы. Это может быть оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное или информационно-аналитическое  отделение (группа), отдел, служба, управление, главное управление, а равно подразделение  собственной безопасности и др. В  различных ОРО неодинаково определены структура оперативных подразделений  и их названия, что вызвано спецификой решения конкретных задач ОРД.

Перечень  оперативных подразделений определяется нормативными правовыми актами соответствующих  ОРО, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД.

В зависимости  от полноты осуществления ОРМ  различают два основных вида этих подразделений:

осуществляющие  ОРД полностью (как правило, оперативный  состав этих оперативных подразделений  работает с агентами и др.)

проводящие  только часть ОРМ (оперативно-технические  и оперативно-поисковые). Данные оперативные  подразделения проводят ОРМ по заданиям оперативников, которые полностью  осуществляют ОРД.

К субъектам  осуществляющими ОРД, помимо вышеизложенных, относятся так же должностные  лица оперативно-розыскного органа и  оперативник, который является основным лицом, непосредственно осуществляющим ОРД.

Информация о работе Система и компетенция оперативных подразделений ОВД