Административная
ответственность наступает для
должностных лиц и граждан
за совершение ими административного
правонарушения. Важнейшим актом, которым
регулируется порядок привлечения
к этому виду ответственности, является
КоАП РФ. Отметим, что военнослужащие,
сотрудники оперативных подразделений
(ФСО России, ФПС России, ФСБ России и др.)
несут административную ответственность
по дисциплинарным уставам. За совершение
административных правонарушений применяются
административные взыскания.
Материальная
ответственность -- в трудовом праве
ответственность работников за ущерб,
причиненный предприятию, учреждению,
организации. Отношения, связанные
с материальной ответственностью, урегулированы
КЗоТ РФ и некоторыми другими законодательными
и иными нормативными правовыми
актами.
Гражданско-правовая
ответственность наступает при
рассмотрении судом жалобы гражданина
и признании незаконными действий
(решений) ОРО. Государственные органы,
осуществляющие ОРД, могут подвергаться
исключительно гражданско-правовой
(гражданской) ответственности. Она
состоит в применении к правонарушителю
(государственному органу) установленных
законом или договором (включая
контракт в ОРД) определенных мер
воздействия. Такие меры могут повлечь
для государственного органа невыгодные
последствия имущественного характера
(возмещение убытков), а также последствия
морального свойства (возмещение морального
вреда).
Требование
о возмещении морального вреда может
предъявляться гражданином, в частности,
при распространении не соответствующих
действительности сведений, порочащих
честь и достоинство и его
деловую репутацию (см., например, ст.
62 Закона о средствах массовой информации).
Все остальные субъекты (физические
лица) несут не только гражданскую,
но и иные виды ответственности.
К уголовной
ответственности могут быть привлечены:
- должностные
лица: непосредственно осуществляющие
ОРД -- руководители и оперативники6.
- принимающие
юридически значимые решения в области
ОРД -- судьи (в связи с нарушением правил
санкционирования ОРМ),
- прокуроры
и следователи. Они могут привлекаться
к уголовной ответственности
за совершение ряда должностных
преступлений
- агенты,
в частности, за заведомо ложный
донос
-иные лица,
оказывающие содействие в осуществлении
ОРД --
- специалисты,
операторы связи, переводчики
и др.
Из данного
вопроса следует, что оперативно-розыскную
деятельность осуществляют субъекты,
к которым относятся в первую
очередь оперативно-розыскные органы
и оперативно-розыскные подразделения,
наделенные соответствующими обязанностями
и определенными правами, которые
несут юридическую ответственность
в случае их ненадлежащего исполнения.
2.
Классификация субъектов оперативно-розыскной
деятельности органов
внутренних дел и их
компетенция
Государственным
органом полномочным осуществлять
ОРД выступает оперативно-розыскной
орган -- функционирующая в соответствии
с оперативно-розыскным законодательством
в рамках определенного правоохранительного
органа (МВД России и др.) или специальной
службы России (СВР России и др.) система
его оперативных подразделений
и должностных лиц, включая первых
руководителей, предназначенная непосредственно
полностью или частично осуществлять
ОРД или ее контролировать (оперативно-розыскной
орган в ФЗ об ОРД назван как
«орган, осуществляющий оперативно-розыскную
деятельность»).
ОРО решают
определенные ФЗ об ОРД задачи исключительно
в пределах своих полномочий, установленных
соответствующими законодательными актами
России .
Законодатель
особо обратил внимание правоприменителей
на то, что в России никто, кроме
указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД
подразделений государственных
органов, не вправе осуществлять ОРД
комплексно, с применением всего
арсенала специфических средств
и методов (однако это не означает,
что отдельные ОРМ не вправе осуществлять
иные субъекты, которым это право
предоставлено законодателем). Кроме
того, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД право
на частичное осуществление ОРД
предоставлено оперативным подразделениям
органа внешней разведки Минобороны
России.
Законодатель
поставил специальные условия для
проведения ОРМ этими ОРО.
Во-первых,
ОРМ ими проводятся только в целях
обеспечения безопасности этих органов.
Под безопасностью
(как органов внешней разведки,
так и всех органов, осуществляющих
ОРД) понимается степень защищенности
данного органа от внешних и внутренних
угроз (в частности, от преступных посягательств
извне и коррупции внутри), минимальный
уровень которых позволяет этому
органу функционировать как элементу
системы обеспечения безопасности
России и решать возложенные на него
законодателем задачи.
Обеспечение
безопасности (ОРО) -- это организация
и реализация системы мер различного
характера с целью нейтрализации
или локализации потенциальных
или реальных угроз нормальному
функционированию государственного органа:
возникающих в деятельности самого
органа: обнаружение среди сотрудников
отдельных коррумпированных лиц, а
также лиц, замышляющих, готовящих
или совершающих должностные
преступления; недопущение наступления
последствий возможных правонарушений
сотрудников органов внешней
разведки, могущих повлечь ущерб
безопасности государственного органа;
Оперативно-розыскные
органы следует отличать от некоторых
других государственных и негосударственных
субъектов.
Оперативное
подразделение -- это организационно-штатное
звено, входящее в структуру соответствующего
российского правоохранительного
органа или спецслужбы, в функциональные
обязанности которого входит осуществление
ОРД.
Оперативные
подразделения отличают следующие
признаки:
- создаются
в составе правоохранительных
органов (органы внутренних дел,
таможенные органы) и органов
государства, обеспечивающих его
безопасность, -- спецслужб (ФСБ, Государственная
охрана, пограничная служба, внешняя
разведка);
- выполняют
задачи, предусмотренные оперативно
- розыскным законодательством, адекватно
своей компетенции;
- могут
выполнять оперативно-розыскную
функцию в полном объеме либо
частично или работу оперативно-розыскного
назначения вспомогательного характера;
-используют
в своей деятельности методы,
обусловленные разведывательным
характером оперативно-розыскной
деятельности7.
На основании
ч. 3 ст. 13 Федерального Закона об ОРД
руководители органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность,
определяют в составе этих органов
перечень оперативных подразделений,
правомочных осуществлять оперативно-розыскную
деятельность, их полномочия, структуру
и основные направления работы по
обеспечению деятельности оперативных
аппаратов. Как правило, эти проблемы
решаются путем издания нормативных
актов, устанавливающих правовое положение
и функциональные обязанности оперативных
подразделений, их штаты, объемы решаемых
задач, права и служебные обязанности
руководителей и сотрудников
подразделений и т. п.
Виды
оперативных подразделений
В зависимости
от осуществления оперативно-розыскных
мероприятий различают два основных
вида этих подразделений:
1) осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность
полностью (так, в соответствии
с правовыми документами, издаваемыми
министерством внутренних дел
РФ, оперативно - розыскные мероприятия
в полном объеме, установленном
Федеральным законом об ОРД,
имеют право осуществлять оперативные
подразделения уголовного розыска
(Управления, отделы, отделения); по борьбе
с экономической преступностью; по борьбе
с незаконным оборотом наркотиков; по
борьбе с преступными посягательствами
на грузы ОВД на транспорте; оперативные
подразделения уголовно-исполнительной
системы; подразделения по собственной
безопасности.8
2) проводящие
только часть оперативно - розыскных
мероприятий (в свою очередь,
в составе МВД России к числу
оперативных подразделений, правомочных
осуществлять ОРД в ограниченном
объеме, исходя из задач борьбы
с преступностью, относятся: подразделения
системы Национального центра
бюро Интерпола в России (они
вправе проводить ОРМ по запросам
международных правоохранительных
органов и правоохранительных
органов иностранных государств;
направлять запросы в международные
правоохранительные органы и
органы иностранных государств
на проведение мероприятий по
розыску граждан РФ, скрывающихся
за рубежом от суда и следствия,
без вести пропавших, а также
по борьбе с преступностью;
осуществлять постоянное взаимодействие
с правоохранительными органами
РФ и иностранных государств
по исполнению указанных запросов;
осуществлять оперативные проверки);
оперативные подразделения милиции
общественной безопасности (местной
милиции) В связи с тем, что
СКМ УВД г.Уссурийска не была
заинтересована (в плане отчетности)
в раскрытии преступлений отнесенных
к компетенции дознания и розыске
лиц скрывающихся от органов
дознания в период с 1996 г.
по 2002 г. приказом начальника в
УВД г.Уссурийска был создан
Межрайонный оперативный отдел
МОБ УВД г.Уссурийска. Указанный
отдел занимался исключительно
оперативным обеспечением деятельности
Отдела дознания МОБ УВД г.Уссурийска.,
компетенцией которых является
организация раскрытия преступлений
и розыск лиц, скрывающихся
от органов дознания, без вести
пропавших (они вправе осуществлять
оперативно-розыскные мероприятия, исключая
“контроль почтовых отправлений, телеграфных
и иных сообщений”, “прослушивание телефонных
переговоров”, “снятие информации с технических
каналов связи”, “оперативное внедрение”,
“контролируемую поставку”; вести дела
предварительной оперативной проверки,
оперативно - поисковые и розыскные дела;
использовать конфиденциальное содействие
граждан они вправе в минимальных объемах);
3) ряд
оперативных подразделений внутренних
дел осуществляют вспомогательную
функцию для способствования
иным оперативным подразделениям
в решении их полномасштабных
задач ОРД. Это подразделения:
* оперативно-поисковые
(в их функции входит проведение
отдельных оперативно-поисковых
мероприятии);
* оперативно-технические
(их функции по проведению ОРМ
определены в области только
оперативно-технических мероприятий);
4) Ряд
служб органов внутренних дел
создается для обеспечения проведения
различных оперативно-розыскных
мероприятий за счет своей
информационной, криминалистической,
финансовой, материальной деятельности
(финансово-экономические, материально-технические,
экспертно-криминалистические, технические,
информационные и иные службы).
Закономерным
является то, что как основная, так
и вспомогательные функции оперативно-розыскных
органов находят свое структурное
обеспечение в виде создания в
их составе вышеуказанных управлений,
отделов, отделений, групп.
Оперативные
подразделения конкретного ОРО
структурированы в соответствующие
организационно-административные единицы.
Это может быть оперативно-розыскное,
оперативно-поисковое, оперативно-техническое,
контрразведывательное, разведывательное
или информационно-аналитическое
отделение (группа), отдел, служба, управление,
главное управление, а равно подразделение
собственной безопасности и др. В
различных ОРО неодинаково определены
структура оперативных подразделений
и их названия, что вызвано спецификой
решения конкретных задач ОРД.
Перечень
оперативных подразделений определяется
нормативными правовыми актами соответствующих
ОРО, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД.
В зависимости
от полноты осуществления ОРМ
различают два основных вида этих
подразделений:
осуществляющие
ОРД полностью (как правило, оперативный
состав этих оперативных подразделений
работает с агентами и др.)
проводящие
только часть ОРМ (оперативно-технические
и оперативно-поисковые). Данные оперативные
подразделения проводят ОРМ по заданиям
оперативников, которые полностью
осуществляют ОРД.
К субъектам
осуществляющими ОРД, помимо вышеизложенных,
относятся так же должностные
лица оперативно-розыскного органа и
оперативник, который является основным
лицом, непосредственно осуществляющим
ОРД.