Автор: Андрей Анискин, 11 Июня 2010 в 05:17, реферат
Уг. право входит в силовые отрасли права, которые ведут борьбу с преступностью. Уг. право конкретизирует признаки преступлений и наказаний за них, это вся его компетенция. Порядок привлечения к уголовной ответственности, рассмотрения дел, регламентируется уголовно-процессуальным правом. Уголовно-исполнительное право занимается непосредственно наказанием. Всю систему можно сравнить с магнитофоном: уг. право – кассета, уголовно-процессуальное – лентопротяжный механизм, уголовно-исполнительное – внешняя оболочка, колонки.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
К ЭКЗАМЕНУ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)
Уг.
право входит в силовые отрасли права,
которые ведут борьбу с преступностью.
Уг. право конкретизирует признаки преступлений
и наказаний за них, это вся его компетенция.
Порядок привлечения к уголовной ответственности,
рассмотрения дел, регламентируется уголовно-процессуальным
правом. Уголовно-исполнительное право
занимается непосредственно наказанием.
Всю систему можно сравнить с магнитофоном:
уг. право – кассета, уголовно-процессуальное
– лентопротяжный механизм, уголовно-исполнительное
– внешняя оболочка, колонки. Уг. право
также связано с другими отраслями права,
такими как гражданское и административное
право. Эти отрасли также подразумевают
принуждение, но несколько иное, если не
получается принудить, тогда в действие
вступает уг. право. Административное
право также регулирует поведение людей
в общественной жизни, устанавливает понятие
и признаки административных правонарушений
и административную ответственность за
их нарушение. Но, эти правонарушения не
представляют такой степени опасности,
как преступления; ответственность наступает
по КоАП, а не УК; уг. наказание назначается
только судом, административное взыскание
- судом в том числе; уг. осуждение порождает
судимость, административное - нет.
Наука уг права - это система уголовно-правовых
идей и взглядов, теоретических положений,
относящихся ко всем проблемам уг права.
Предмет науки уг права - российское
и зарубежное уг. законодательство, история
развития уголовно-правовой мысли и уголовно-правовых
институтов, правоприменительная деятельность
правоохранительных органов по борьбе
с преступностью, особенности субъектов,
совершающих различные виды преступлений.
Предмет науки уг права значительно шире
предмета уг права как системы уг законодательства.
Методовы: обобщение и анализ следственной
практики, исторический, систематический,
сравнительно-правовой, анализ уголовной
статистики, конкретно-социологических
исследований и т.п. Метод
прав. регулирования:
- установление запрета совершать предусмотренные
законом деяния под угрозой наказания;
- наделение граждан опр-ми правами.
Задачи науки уг права: разработка
фундаментальных проблем уголовно-правовой
теории, предложений по совершенствованию
и развитию уг законодательства, обобщение
и анализ судебной практики и формулирование
рекомендаций по повышению её эффективности,
изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью,
правовая пропаганда в целях повышения
правосознания населения, издание учебной
и методической литературы для обеспечения
юридического образования в стране.
Функции УП: - охранительные, возник.
между гос-ом, в лице уполномоченного органа
и лицом, совершившим пр-е; они устанавл.
основания и порядок приминения уг.-прав.
санкций, освобождение от уг. ответ-ти
и наказания. - регулятивные, возник. между
лицом, подвергнувшимся посягательству
и лицом, совершившим это посягательство,
а также уполномоченным органом (следователь,
прокурор, суд).
Ведущая
и самостоятельная отрасль рос-ого
пр.. Как для всех отраслей пр., основой
уг.ого пр. явл. -К- РФ. Определяется в теории
уг.ого пр. как совокуп. юр.-их норм, установленных
высшими органами гос-венной власти, опред-ющих
прест-ость и наказуемость деяний, основания
уг.ой ответ-и цели наказ-ия и сис-му наказ-ий,
общие начала и усл-я их назнач-я, а также
освоб-е от уг.ой ответ-и и наказ-ия. =>,
уг.ое пр. в широком смысле слова явл. нормат-ой
базой для борьбы с самыми острыми негативными
соц-ми проявлениями - преступ-ями.
Предмет. Специфические черты. (1),
только уг.ое пр. явл. законод-ой базой
для определения прест-ости и наказуемости
деяний, оснований уг.ой ответ-и, применения
наказ-ий освоб-я от ответ-и и наказ-ий.
(2), уг.ое пр. имеет собственный предмет
регулирования. Им явл. только те общ-ые
отнош-я, кот-ые возн-ют в связи с соверш-ем
преступ-я. (3), уг.ому праву свойственен
особый метод регулирования указ.ых общ-ых
отнош-й. Он заключается в установлении
прест-ости деяний, уг.ых запретов их соверш-я
и их наказуемости. Такой метод регулирования
и способ реагирования на юр. факты в виде
соверш-я преступ-я не свойственен ни одной
др. отрасли пр.. Система
уг. пр.. Уг. пр. (иначе говоря - УК) состоит
из Обшей и Особенной частей. Содержание
Общей части составляют общие полож-я
и принципы уг.ого пр.. Все институты Общей
части привязаны к двум основополагающим
понятиям - преступ-ю и наказ-ию. Закон
опред-ет задачи уг.ого законодат-ва и
его принципы, основание уг.ой ответ-и;
действие во времени и пространстве: дает
определение преступ-я и выделяет категории
преступ-й. Особенная ч. уг.ого пр. содержит
описание отдельных видов преступ-й и,
установленных за их соверш-е наказ-ий.
Общая и Особенная части уг.ого пр. тесно
связаны м/у собой, составляют в целом
единое уг.ое пр.. Нормы Общей и Особенной
частей в реальной жизни существуют только
совместно. Предмет
и метод уг права как
отрасли права. Уголовному праву свойственен
особый метод регулирования указанных
общественных отношений. Он заключается
в установлении преступности деяний, уголовных
запретов их совершения и их наказуемости.
Такой метод регулирования и способ реагирования
на юридические факты в виде совершения
преступления не свойственен другим отраслям
права.
Задачи уг.ого пр. Задачами Кодекса явл.: 1)охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общ-ого порядка и общ-ой безопасности, окружающей среды, 2)конституционного строя РФ от прест-ых посягат-в, 3)обеспечение мира и безопасности человечества, 4)предупреждение преступ-й. Для осущ-я этих задач. Принципы уг.ого пр. П. законности – прест-ость деяния, а также и его наказуемость и иные уг.о-пр.вые последствия опред-ются УК => (только уг. закон, опред-ет, какие деяния признаются прест-ыми. Только УК устанавливает и др. уг.о-пр.вые последствия (напр., основания освоб-я от уг.ой ответ-и и наказ-ия). П. равенства всех перед законом – лица, совершившие преступ-я, равны перед законом и подлежат уг.ой ответ-и, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного полож-я, места жительства, отнош-я к религии, убеждений, принадлежности к общ-ым объединениям, а также других обстоят-в.
П.
вины – лицо подлежит уг.ой ответ-и только
за те общ-о опасные действия (бездействие)
и наступившее общ-о опасное последствие,
в отнош-и кот-ых установлена его вина
(ч. 1 ст. 5 УК). (никто не может нести уг.ую
ответ-ь, если не установлена его личная
персональная вина). П.
справедливости – наказ-ие и иные меры
уг.о-пр.вого хар-ра, соответствовать характеру
и степени общ-ой опасности преступ-я,
обстоят-вам его соверш-я и личности виновного
(ч. 1 ст. 6 УК). Привлечение к уг.ой ответ-и:
(1), должно основываться только на убедительных,
доказанных и полностью соответствующих
закону обстоят-вах. Никто не может нести
уг.ую ответ-ь дважды за одно и то же преступ-е.
П. гуманизма – уг.ое законодат-во РФ
обеспечивает безопасность человека.
(Наказания и иные меры уг.о-пр.вого хар-ра,
не могут иметь своей целью причинение
физ-их страдании или унижение человеческого
достоинства).
Статьи,
их части состоят из ДИСПОЗИЦИИ и
САНКЦИИ. ДИСПОЗИЦИЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ ЧАСТЬ
СТАТЬИ, СОДЕРЖАЩАЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА КОНКРЕТНОГО
ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Диспозиция статьи указывает
конкретные признаки преступления. Диспозиции
статей Особенной части бывают четырех
видов: простая, описательная, бланкетная
и ссылочная. Встречаются и смешанные
диспозиции. ПРОСТАЯ ДИСПОЗИЦИЯ только
называет преступление, но не определяет
его признаки. Нет никакого описания, расшифрования.
Простая диспозиция употребляется в уголовном
законе в тех случаях, когда признаки преступления
ясны и без специального пояснения. ОПИСАТЕЛЬНАЯ
ДИСПОЗИЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
И ТЕМ САМЫМ СОДЕРЖИТ УКАЗАНИЯ, КАКИЕ ИМЕННО
ПРИЗНАКИ В ИХ СОВОКУПНОСТИ ХАРАКТЕРИЗУЮТ
ДЕЯНИЕ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ. БЛАНКЕТНОЙ НАЗЫВАЕТСЯ
ДИСПОЗИЦИЯ, КОТОРАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО
В САМОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНЕ НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ
ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ И ЕГО ПРИЗНАКОВ, А
УКАЗЫВАЕТ НА ДРУГИЕ ЗАКОНЫ И НОРМАТИВНЫЕ
АКТЫ. (Сами же правила содержатся не в
названных статьях, а в других нормативных
актах или в ведомственных инструкциях).
ССЫЛОЧНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ДИСПОЗИЦИЯ, КОТОРАЯ
НЕ СОДЕРЖИТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ,
А ОТСЫЛАЕТ К ДРУГОЙ СТАТЬЕ ИЛИ ЧАСТИ ЕЕ
ТОГО ЖЕ УГ ЗАКОНА, ГДЕ ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДАЕТСЯ. Ссылочная диспозиция лишь заменяет
собой повторение диспозиции другой статьи
или части статьи и поэтому не представляет
самостоятельного вида диспозиции. САНКЦИЕЙ
НАЗЫВАЕТСЯ ЧАСТЬ СТАТЬИ, КОТОРАЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ
ВИД И РАЗМЕР НАКАЗАНИЯ ЗА ДАННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
В санкции отражается степень опасности
преступления. В УК РФ содержатся относительно
определенные санкции. Они указывают вид
наказания и низший и высший его пределы.
Встречаются два вида такого рода санкций.
1. это санкции, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТОЛЬКО
ВЫСШИЙ ПРЕДЕЛ НАКАЗАНИЯ. 2. это санкции,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАК НИЗШИЙ, так и ВЫСШИЙ
ПРЕДЕЛы НАКАЗАНИЯ. Нередко санкция определяется
АЛЬТЕРНАТИВНО. Указывается несколько
основных наказаний, и суд выбирает одно
из них.
Уг.
закон - это НПА, принятый во исп-е
воли народа высшими пр.мочными законод-ыми
органами власти страны либо всенародным
голосованием, состоящий из взаимосвязанных
юр.-их норм, одни из кот-ых закрепляют
основания и принципы уг.ой ответ-и и содержат
общие полож-я уг.ого законодат-ва, др.
- опред-ют, какие общ-о опасные деяния
явл. преступ-ями, и устанавливают наказ-ия,
кот-ые могут быть применены к лицам, совершившим
преступ-я, либо в опред-ых случаях указывают
усл-я освоб-я от уг.ой ответ-и и наказ-ия.
Задачи: 1)уг закона является и предупреждение
преступлений. 2)запрещают совершать преступления
и обязывают соответствующие органы гос
установить преступника и подвергнуть
его законному наказанию. 3)оказывают предупреждающее
и воспитательное воздействие на неустойчивых
людей, способных совершить преступление.
4)способствуют воспитанию у всех граждан
обязанности соблюдать закон, нетерпимости
к преступлениям, активности в борьбе
с ними. 5)нормы уг закона направляют государственные
органы на борьбу с преступлениями. 6)в
уголовном законе содержатся нормы, определяющие
преступление, устанавливающие уголовную
ответственность и наказание. По объему
и характеру уголовно-правовых положений
можно различать уголовные законы, устанавливающие
ответственность за одно или несколько
преступлений; систематизированные уголовные
законы и уголовный кодекс. УГОЛОВНЫЙ
КОДЕКС – ЭТО ЕДИНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
АКТ, СИСТЕМАТИЗИРУЮЩИЙ НОРМЫ УГ ЗАКОНА,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
УГ ПРАВА, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ, КАКИЕ ДЕЯНИЯ
ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, ВИДЫ И ПРЕДЕЛЫ
НАКАЗАНИЯ, А ТАКЖЕ СЛУЧАИ, КОГДА ЛИЦО,
СОВЕРШИВШЕЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, может быть
ОСВОБОЖДЕНО ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
И НАКАЗАНИЯ. Каждая статья УК имеет самостоятельное
значение. В то же время она является составной
частью норм, образующих кодекс. Сосредоточение
уголовно-правовых норм в УК позволяет
наиболее полно, точно, доступно уяснять
и применять уголовный закон. СИСТЕМА
состоит из 2 частей: ОБЩЕЙ и ОСОБЕННОЙ.
Законы, устанавливающие принципы и общие
положения, относятся к ОБЩЕЙ части. Законы,
устанавливающие конкретные составы преступлений
и наказание за преступное деяние, относятся
к ОСОБЕННОЙ части. В
действующем уголовном
кодексе ОБЩАЯ часть
делится на следующие
разделы: 1)уголовный закон; 2)преступление;
3)наказание; 4)освобождение от наказания
и уголовной ответственности; 5)уголовная
ответственность несовершеннолетних;
6)принудительные меры медицинского характера.
ОСОБЕННАЯ часть делится на разделы, в
каждом из которых устанавливается уголовная
ответственность за преступления определенного
рода. ОСОБЕННАЯ часть УК содержит следующие
разделы: 1)преступления против личности;
2)преступления в сфере экономики; 3)преступления
против общественной безопасности и общественного
порядка; 4)преступления против государственной
власти; 5)преступления против военной
службы; 6)преступления против мира и безопасности
человечества. Как общая, так и особенная
части уг закона делятся на статьи. Многие
статьи делятся на части и обозначаются
порядковым номером в тексте статьи. Чаще
всего в частях развивается данная норма,
либо определяется особенность ее применения
при определенных обстоятельствах или
устанавливаются случаи неприменения
данной нормы или изъятия из нее.
Действие
уг.ого закона во
времени. Прест-ость и наказуемость
деяния опред-ются уг.ым законом, действовавшим
во время соверш-я этого деяния. Действующим
считается закон, вступивший в силу и не
утративший ее. Уг.
закон прекращает действие,
утрачивает силу: 1)в результате его
отмены, 2)в случае замены его др. законом,
3)по истечении срока, указ.ого в законе,
4)в связи с изм-ем усл-й и обстоят-в, вызвавших
принятие данного закона. Для правильного
применения уг.ого закона нередко решающее
значение имеет определение времени соверш-я
преступ-я. В зависимости
от протяженности преступ-й во времени
различают продолжаемые и длящиеся преступ-я.
Ответственность за длящиеся преступ-я
наступает по закону, действующему в момент
соверш-я начального акта данного преступ-я,
за продолжаемое - по закону, действующему
в момент пресечения прест-ого акта или
в момент окончания последнего самим виновным.
(Преступление, совершенное в соучастии,
считается оконченным с момента выполнения
исполнителем объективной стороны деяния).
Обратная сила уг.ого
закона. "Уг. закон, устраняющий,
смягчающий наказ-ие или иным образом
улучшающий полож-е лица, имеет обратную
силу. Уг. закон, устанавливающий прест-ость,
усиливающий ухудшающий полож-е лица,
обратной силы не имеет. Новый
уг.ый закон считается >
мягким: 1)сокращает max или min наказ-ия;
2)исключает из альтернативной санкции
> строгое наказ-ие; 3)включает ст. < строгое
наказ-ие; 4)исключает дополнительное наказ-ие
или вводит > мягкий вид дополнительного
наказ-ия. Требуется учитывать не только
его санкцию, но и иные обстоят-ва, влияющие
на усиление или смягчение уг.ой ответ-и
и наказ-ия, напр. существенное сокращение
сроков наказ-ия, необходимых для условно-досрочного
освоб-я, сокращение испытательных сроков
при условном осуждении, существенное
изм-е усл-й погашения и снятия судимости
и т.д. Все это позволит определить, имеет
ли новый закон обратную силу.
Действие
уг.ого закона в
пространстве Ст. 11 УК содержит правила
о действии уг.ого закона в отнош-и лиц,
совершивших преступ-е на территории РФ.
1)Лицо, совершившее преступ-е на территории
РФ, подлежит уг.ой ответ-и по УК. 2)Прест-я,
совершенные в пределах территориальных
вод или воздушного пространства РФ, признаются
совершенными на территории РФ (распространяется
также на преступ-я, совершенные на континентальном
шельфе и в исключительной экон-ческой
зоне РФ). 3)Лицо, совершившее преступ-е
на судне, приписанном к порту РФ, находящемся
в открытом водном или воздушном пространстве
вне пределов РФ, подлежит уг.ой ответ-и
по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено
м/ународным договором РФ. 4)Вопрос об уг.ой
ответ-и дипломатических представителей
иностранных гос-в и иных граждан, кот-ые
пользуются иммунитетом разрешается в
соотв. с нормами м/ународного пр. Ст. 12
УК: "Граждане РФ, совершившие преступ-е
вне пределов РФ, подлежат уг.ой ответ-и
по настоящему Кодексу, если совершенное
ими деяние признано преступ-ем в гос-ве,
на территории кот-ого оно было совершено,
и если эти лица не были осуждены в иностранном
гос-ве. (наказ-ие не может превышать верхнего
предела санкций, предусмотренного законом
иностранного гос-ва.). Универсальный
принцип действия уг.ого закона в
пространстве, исходит из необходимости
борьбы с м/ународными преступ-ями и заключается
в том, что каждое гос-во вправе применить
свой уг.ый закон к иностранным гражданам,
совершившим за пределами его страны преступ-я,
предусмотренные м/ународными соглашениями.
Реальный принцип состоит в том, что
каждое гос-во распространяет свой уг.ый
закон на преступ-я, совершенные за границей
этого гос-ва, если они посягают на его
интересы или интересы его граждан. Реальный
принцип устраняет недостатки принципов
территориального и гражданства.