Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:40, курсовая работа
Поведение человека, любые его деяния, включая и преступные, определяются его сознанием и волей. Каждый человек с нормальной психикой обладает свободой воли, что означает способность осознанно принимать решения. Сознавая характер своих деяний, он может ими руководить. Это и обусловливает обязанность человека нести уголовную ответственность за совершенные им общественно опасные действия (бездействие). Таким образом, вменяемость - это способность лица осознавать свои действия (бездействие) и руководить ими. Понятие вменяемости в уголовном законе отсутствует. Поскольку вменяемость человека - это общее правило, законодатель дает только определение невменяемости.
1.и Введение с. 3
2. Развитие понятия невменяемости с. 5
2.1 История развития понятия невменяемости
в уголовном законодательстве с. 5
2.2 Понятие о невменяемости в современном праве.
Компетенция юристов и экспертов с. 9
3. Критерии невменяемости с. 15
3.1. Юридический критерий при невменяемости с. 16
3.2. Медицинский критерий невменяемости с. 21
4. Заключение с. 32
5. Список использованной литературы с. 34
- при отсутствии или качественном изменении вследствие психической болезни, т. е. в негативной форме является главным элементом медицинского критерия невменяемости.
В связи с тем, что отсутствие или качественное изменение сознания является предпосылкой и одним из условий признания лица невменяемым, логически обоснованным представляется предположение о том, что расстройства психической деятельности, которые исключают вменяемость, это суть нарушения сознания, проявляющиеся в первую очередь в социальной дезадаптации субъекта, вследствие изменения способности воспринимать себя и окружающее и адекватно воздействовать на него [17, с. 148]. Такое предположение согласуется с современными представлениями о здоровье и болезни как личностных, социально-биологических характеристиках человека, критерии которых непосредственно содержатся в способности или неспособности индивида к реализации своих биологических и социальных функций. А поскольку выполнение социальных функций человеком определяется состоянием его сознания, то утверждение, что психическая болезнь в любой её форме и проявлениях есть патологическое расстройство сознания, проявляющееся вовне через нарушение способности к отражению окружающего мира и себя и воздействию на него, становится более чем вероятным. Такая постановка вопроса несколько нетрадиционна для психиатрии, хотя и имеет свою историю, на которой следует остановиться, поскольку она имеет значение для определения содержательных характеристик медицинского критерия при вменяемости и невменяемости.
Уголовный кодекс Республики Беларусь в действующей редакции сохранил формулировку медицинского критерия невменяемости, состоящего из четырех видов психических расстройств: хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия, иного болезненного состояния психики. Указывая на четыре группы психических расстройств, законодатель, очевидно, имел намерение показать, что степень и характер психических расстройств могут быть различными.
Вместе с тем едва ли данную формулировку медицинского критерия невменяемости можно назвать удачной. Дифференциация психических расстройств по группам не способствует ни совершенствованию нормы уголовного закона, ни созданию для экспертов каких-либо чётких критериев при определении медицинского критерия невменяемости. В литературе уже были высказаны взгляды о том, что перечень всех видов расстройств является «архитектурным излишеством» [27, с.58; 28, с.35], и о том, что в статьях следует использовать единый термин «психическое расстройство»
[35, с.50].
Разделение психических расстройств на четыре группы излишне, необходимости в этом нет. Действующее законодательство содержит понятие «психическое расстройство», не разделяя его на группы.
Имеется мнение о том, что «в настоящее время преждевременно ставить перед законодателем вопрос о пересмотре медицинского критерия невменяемости в уголовном законе, поскольку психиатры еще сами не пришли к определенному мнению на этот счет» [20, с.124].
Формулировка "психическое расстройство", необходимая в формуле ст.28 УК, самодостаточна как медицинский критерий невменяемости и вполне охватывает весь спектр заболеваний, могущих быть этим критерием. Для этого совершенно не требуется называть какие-либо конкретные виды психических расстройств - ни те, которые существуют сегодня в формулировке невменяемости в законе, ни какие-либо другие [19, с.125].
Есть предложение о выделении следующих двух признаков медицинского критерия невменяемости: 1) слабоумие (врожденное или приобретенное) и 2) болезненное состояние психики. В качестве обоснования данного предложения называется достаточность данных признаков для обобщающего понимания сути психиатрической оценки всего ряда заболеваний. Под первым признаком понимаются любые случаи состояний "стойкого и глубокого снижения психической деятельности, сопровождающихся поражением интеллектуальной сферы", а под вторым признаком - психоз как "любое болезненное состояние психики, при котором психическая деятельность больного отличается полным несоответствием окружающей действительности, либо отражение реальности грубо искажено".
Строго говоря, для принятия решения о невменяемости вообще не имеет значение, к какому типу относится психическое расстройство лица - к хроническому, временному, слабоумию, либо иному болезненному состоянию психики.
Кроме этого, можно считать, что и само отнесение психической болезни к тому или иному виду достаточно условно. Оно может интересовать экспертов для обрисовки клинической характеристики заболевания, но для юристов совершенно не играет никакой роли. "Распределение" болезней по указанным в ст. 28 Уголовного кодекса Беларуси видам психических расстройств (хроническое, временное, слабоумие, иное) абсолютно не влияет на решение вопроса о признании лица невменяемым, и такое разделение представляется лишенным смысловой нагрузки.
Несомненно,
в определении медицинского критерия
невменяемости обязательно
По мнению некоторых ученых, «медицинский критерий устанавливается судебно-психиатрической экспертизой». Так как этим занимаются психиатры, то и критерий должен называться психиатрическим [4, с.107]. Однако в данном вопросе как раз важна суть данного критерия, а не его название.
Относительно медицинского критерия невменяемости имеется мнение, что «...формулировка медицинского критерия невменяемости не может быть признана успешной, поскольку отнесение психической болезни к тому или иному признаку медицинского критерия в ряде случаев достаточно условно» [19, с.127]. Предложение автора в данном вопросе сводится к тому, чтобы признаки медицинского критерия невменяемости и ограниченной вменяемости были бы идентичными по форме, отличаясь по содержанию [7, с.15].
Автор предлагает
в качестве медицинского критерия ограниченной
вменяемости считать
По действующему
УК, как уже упоминалось выше,
к медицинскому критерию относятся:
хроническое психическое
Хронические психические заболевания- это такие заболевания психики, которые носят длительный характер, способны к прогрессированию и, как правило, трудноизлечимы. К таким заболеваниям относятся:
-эпилепсия - хроническое психическое заболевание, в клинике которого отмечают судорожные и бессудорожные припадки (пароксизмы), психозы и специфические изменения личности, вплоть до эпилептического слабоумия. Эпилепсия довольно часто распространена у правонарушителей молодого возраста. Среди причин, вызывающих эпилепсию, наибольшее значение имеют наследственность (алкоголизм, наркомания, сифилис родителей), а также травмы и заболевания головного мозга.
Проявления эпилепсии довольно многообразны. Однако каждому больному, страдающему ей, свойственны достаточно постоянные эпилептические нарушения. Во всех случаях после возникновения судорожных и бессудорожных пароксизмов они наблюдаются обычно в течение всей жизни больного, на фоне в той или иной степени выраженности специфических изменений личности. Ухудшение в состоянии здоровья больных эпилепсией бывает самопроизвольным (некоторые связывают с изменением метеорологических условий), но чаще оно провоцируется воздействием психогенно-травмирующей ситуации, приемом наркотиков, черепно-мозговыми посттравматическими изменениями и заболеваниями головного мозга.
-шизофрения - эндогенное хроническое психическое заболевание невыясненной до конца этиологии, склонное к прогредиентному течению, сопровождающееся изменениями личности в виде снижения общей активности, аутизмом, утратой единства психических процессов, нарушением мышления, эмоциональным оскудением и другими разнообразными клиническими проявлениями, приводящими к психическому дефекту; психическое заболевание с прогрессирующим течением и разнообразной психопатологической симптоматикой, вплоть до появления психического дефекта – шизофренического слабоумия. Наиболее характерные его клинические признаки выражаются в расстройстве процессов мышления (разорванности речи, неадекватности), эмоциональной сферы (эмоциональной напряженности, тупости и холодности). Довольно часты у больных шизофренией слуховые галлюцинации (угрозы, оклики, приказы), бред (преследования, ревности, отравления), которые они могут и нередко пытаются скрывать (диссимулировать). В то же время память больного, его интеллект, полученные ранее знания остаются длительное время без значительных изменений. Но постепенно работоспособность заболевшего падает.
-маниакально-депрессивный психоз - это эндогенное психическое заболевание с хроническим течением, протекающее в форме периодически чередующихся приступов маниакального (повышенного настроения, ускоренного мышления, двигательного возбуждения) и депрессивного (пониженного настроения, замедленного мышления, двигательной заторможенности) состояний. Протяженность этих фаз – от двух до шести месяцев, чаще всего они разделены интермиссиями (то есть такими состояниями, при которых исчезают психические расстройства и восстанавливается нормальная психическая деятельность с присущими для данной личности психологическими особенностями). Этим маниакально-депрессивный психоз отличается от других психических заболеваний, например шизофрении. Однако депрессивные фазы у него более продолжительные.
-и другие.
К временному расстройству психики относятся психические заболевания, которые протекают относительно непродолжительное время. Такими расстройствами являются:
- реактивные (психогенные) состояния – это временные, обратимые расстройства психической деятельности, обычно возникающие как реакция на тяжелые для конкретной личности психические переживания или травмы (арест, следствие, суд, оскорбление и т.д.). Для уточнения возможных деяний при этих состояниях необходимо знать их основные группы – неврозы и реактивные психозы, отличие и клинические проявления.
- патологическое просоночное состояние (опьянение сном) – форма исключительного состояния с сумеречным помрачением, возникающая, как правило, в период патологического пробуждения от глубокого физиологического сна, который сопровождался яркими (кошмарными) сновидениями (но может быть и в период засыпания). При оценке результатов судебно-психиатрического исследования нужно иметь в виду, что при таком состоянии у пробудившегося человека реальная действительность воспринимается как продолжение сновидения, которое, в свою очередь, переплетается у него с неправильным восприятием окружающего. Вследствие этого возникают патологические переживания и опасные для окружающих действия (агрессия). Такое состояние заканчивается последующим глубоким сном.
-патологическое опьянение возникает лишь в отдельных случаях у лиц, как правило, не пьющих регулярно алкоголь, в прошлом перенесших травмы или заболевания головного мозга и считающихся психически здоровыми лицами. В его основе лежат довольно сложные психофизиологические механизмы, в том числе и на интромолекулярном уровне. Это качественно иное болезненное состояние психики, чем при простом алкогольном опьянении, требующее другого (помимо медицинского и правового) подхода. Данный вид опьянения возможен буквально через несколько минут после приема алкоголя и протекает обычно вне зависимости от принятой дозы. Судебные психиатры в своих ретроспективных исследованиях, как правило, устанавливают, что опьяневший через некоторое время после приема алкоголя неожиданно для окружающих стал тревожным, растерянным, отрешенным, недоступным каким-либо контактам. Движения и поза приобрели защитный характер вследствие того, что действительность стала внушать им безотчетный ужас.
В результате
острой алкогольной интоксикации у
такого лица наступает кратковременно
протекающее психотическое