Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:40, курсовая работа
Поведение человека, любые его деяния, включая и преступные, определяются его сознанием и волей. Каждый человек с нормальной психикой обладает свободой воли, что означает способность осознанно принимать решения. Сознавая характер своих деяний, он может ими руководить. Это и обусловливает обязанность человека нести уголовную ответственность за совершенные им общественно опасные действия (бездействие). Таким образом, вменяемость - это способность лица осознавать свои действия (бездействие) и руководить ими. Понятие вменяемости в уголовном законе отсутствует. Поскольку вменяемость человека - это общее правило, законодатель дает только определение невменяемости.
1.и Введение с. 3
2. Развитие понятия невменяемости с. 5
2.1 История развития понятия невменяемости
в уголовном законодательстве с. 5
2.2 Понятие о невменяемости в современном праве.
Компетенция юристов и экспертов с. 9
3. Критерии невменяемости с. 15
3.1. Юридический критерий при невменяемости с. 16
3.2. Медицинский критерий невменяемости с. 21
4. Заключение с. 32
5. Список использованной литературы с. 34
Содержание:
1.и Введение с. 3
3. Критерии невменяемости
3.1. Юридический критерий при невменяемости с. 16
4. Заключение с. 32
5. Список использованной литературы с. 34
Невменяемый уже наказан своим безумием…
Зигмунд Фрейд
Введение
Поведение
человека, любые его деяния, включая
и преступные, определяются его сознанием
и волей. Каждый человек с нормальной
психикой обладает свободой воли, что
означает способность осознанно
принимать решения. Сознавая характер
своих деяний, он может ими руководить.
Это и обусловливает
Невменяемость – это такое состояние лица, когда оно не могло сознавать фактический характер и общественную опасность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического психического расстройства (заболевания), временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Невменяемый не является преступником, его общественно опасные деяния не являются преступлениями. Социальная сущность невменяемого состоит в том, что он является носителем общественной опасности, а его общественное опасное деяние причиняет серьезный вред обществу и его интересам. Необходимость охраны общественных отношений от опасных деяний невменяемого ставят перед обществом, государством и правом задачу нейтрализации и предупреждения опасных деяний невменяемых.
Таким образом, ярко видна актуальность темы работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории невменяемости, но и систематизировать накопленные знания и правоприменительную практику.
Целью работы можно назвать следующие направления:
Задачами работы являются следующие:
Нормативную основу составили: Уголовный Кодекс Республики Беларусь, белорусское законодательство, затрагивающее вопросы вменяемости и невменяемости.
Уголовная
ответственность лиц с
Вопрос о невменяемости и вменяемости лиц, совершивших противоправные деяния, впервые косвенно затронут в Новоуказанных статьях к Соборному уложению царя Алексея Михайловича (1649 г.) применительно к причинению смерти другому человеку. В ст. 79 этого Уложения говорилось: «Аще седьми лет отрок или бесный убьет, невиновен есть в смерти». В Своде законов уголовных (1832 г.) говорилось о том, что «преступление, учиненное в безумии и сумасшествии, не вменяется в вину» (ст. 136). Это положение относилось как к преступлениям против жизни, так и к другим преступлениям. Только в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) ближе к современным понятиям формулируется невменение в вину «преступления, совершенного безумным от рождения или сумасшедшим», когда это лицо по своему состоянию в тот момент не могло иметь понятия о противозаконности и самом свойстве деяния (ч. 3 ст. 92, ст. 95). По Уголовному уложению 1903 г. не вменялось в вину деяние, учиненное лицом, которое не могло сознавать свойства и значение деяния или руководить своими поступками вследствие болезненного расстройства душевной деятельности или бессознательного состояния либо умственного недоразвития от телесного недостатка или болезни (ст. 39).
Действующее
белорусское уголовное
Более развернутая формула невменяемости была приведена в ст. 7 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. В ней говорилось о том, что меры медицинского характера подлежат применению в отношении лиц, совершивших преступления в состоянии хронической душевной болезни или временного расстройства душевной деятельности или в таком болезненном состоянии, когда они не могли отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими. Данное положение было продублировано в ст. 11 УК РСФСР 1926 г.
Принятые в 1958 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик дали более полную характеристику понятия невменяемости. В ст. 11 Основ указывается, что «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния». Эта формула невменяемости была воспринята и последующим Уголовным Кодексом.
В УК Беларуси формула невменяемости получила дальнейшее развитие. В ч. 1 ст. 28 говорится, что «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и общественную опасность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического психического расстройства (заболевания), временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики». В ч. 2 этой статьи указывается, что «к лицу, признанному невменяемым судом могут быть применены принудительные меры безопасности и лечения».
При сравнении
приведенных формул невменяемости
наиболее совершенной представляется
формула Уголовного кодекса Республики
Беларусь 1999 г. Это относится прежде
всего к критериям
В современной науке уголовного права обоснованно считается, что вопрос о невменяемости до конца не изучен и проблематичен. От решения данной проблемы зависит понимание целого ряда взаимосвязанных с ней категорий уголовного права, а также судебной психиатрии.
Согласно ст.28 УК Беларуси, невменяемое лицо не подлежит уголовной ответственности. Психиатрами отмечается, что невменяемым присущи следующие особенности (в зависимости от болезни):
а) наличие бредовых идей и галлюцинаций во время совершения убийств или других посягательств против личности (чаще всего при шизофрении);
б) неспособность понять фактический характер и социальную опасность своих действий при совершении посягательств на чужое имущество и общественный порядок (недомыслие, присущее олигофренам);
в) значительное ослабление контроля над своими инстинктами, чаще всего сексуальными влечениями, что ведет к совершению насильственных действий сексуального характера и развратным действиям в отношении малолетних;
г) аффективные
нарушения в виде эмоциональной
тупости, типичной для шизофрении. Подобное
состояние обуславливает
д) истинное отсутствие мотивов в состоянии нарушенного сознания (сумеречное сознание, патологическое опьянение) при совершении импульсивных общественно опасных действий против личности [11, с.241].
Как видно
из приведенного перечня особенностей,
характерных для невменяемых, такие
лица чаще всего совершают преступления
насильственного характера
Наряду
с этим, исследователи проблем
невменяемости (как юристы, так и
представители медицины) склоняются
к мнению о том, что "при всей
несомненности того, что психические
аномалии могут иметь криминологическое
значение, они не выступают причиной
преступного поведения"[1,с.55]
Проведенное
изучение современных взглядов относительно
понятия "невменяемость", его содержания
и критериев ещё раз
В.Г. Павлов полагает, что "невменяемость представляет собой различные виды болезненных психических расстройств лица, которое во время совершения общественно опасного деяния причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым уголовным законом, и не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, что исключает виновность данного лица и признание его субъектом преступления, а также привлечение к уголовной ответственности и назначение ему наказания".
С приведённым определением невменяемости, данным В.Г. Павловым, согласиться сложно, поскольку оно страдает следующими недостатками:
Во-первых, автор отождествляет невменяемость с видами психических расстройств, между тем невменяемость не сводится к простому перечню болезненных состояний психики. Невменяемость является юридической категорией, имеющей своей сутью непривлечение лица, совершившего общественно опасное деяние, к уголовной ответственности в строго определенных случаях.
Во-вторых, в приведённом определении не отмечена прямая связь между невозможностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, с одной стороны, и психическим расстройством, с другой стороны.
И в-третьих, в определении упоминается о том, что невменяемость исключает вину и уголовную ответственность. Невменяемость не может исключать виновность, (как и вменяемость не является предпосылкой вины), но является основанием для непривлечения лица к уголовной ответственности. Категории "невменяемость" и "вина" не связаны напрямую.
Более состоятельным представляется следующее определение невменяемости: «...невменяемость - это психическое состояние лица, заключающееся в неспособности отдавать себе отчет в своих действиях, бездействии (осознавать фактический характер и общественную опасность деяния) либо руководить ими в момент их совершения вследствие болезненного состояния психики или слабоумия, результатом которой является освобождение от уголовной ответственности и наказания с возможностью применения по решению суда принудительных мер медицинского характера» [1, с.123].