Расследование дорожно-транспортных преступлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются основные трудности с которыми сталкивается следователь при рассмотрении ДТП, некоторые недостатки в работе следственных организаций по расследованию ДТП.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 03
Раздел 1. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений
1.1. Уголовно-правовая характеристика ДТП ……………………… 05
1.2. Классификация, учет и причины ДТП ………………………..... 11
1.3. Особенности осмотра места происшествия по делам ДТП..….. 16
Раздел 2. Некоторые особенности расследования отдельных ДТП......….. 21
2.1. Особенности расследования столкновений двух ТС ………….. 24
2.2. Особенности расследования столкновений нескольких ТС…... 28
2.3. Особенности расследования наездов на пешеходов …………... 29
Заключение …………………………………………………………………... 31
Список использованных источников и литературы ………………………. 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ПС ДПТ.docx

— 89.20 Кб (Скачать)

Большинство  случаев  наездов  на  пешеходов   при   их   многообразии происходит потому, что пешеходы допускают грубые нарушения ПДД.  Отмечается, что «нарушители либо  сознательно,  умышленно  нарушают  предписанные  нормы поведения, проявляя тем самым грубое пренебрежение к своим обязанностям, в частности, к соблюдению Правил дорожного движения, либо допускают небрежное отношение к своему долгу, легкомысленно и невнимательно оценивая дорожную обстановку, избирая вследствие этого не адекватный вариант поведения, порождающий преступные последствия»12.

Удельный вес ДТП по вине пешеходов весьма значителен и  поэтому требует особого внимания от следователя при юридической оценке их действий. Иначе это влечет неблагоприятные последствия (уклонение от ответственности лиц, виновных в гибели людей, необоснованное привлечение к уголовной ответственности). Нарушения, допускаемые  пешеходами, связаны с созданием аварийной ситуации, при которой водитель лишается возможности нормально управлять ТС. Создание аварийной ситуации вызывается  перемещением   по проезжей части  дороги  или  расположением  на  ней.  Вина  пешехода  в  ДТП наступает в случае, если  в  его  действиях  есть  нарушение  ПДД,  создание аварийной ситуации и наступление вредных последствий.

Основные причины нарушений, допускаемых пешеходами – это невнимательность, рассеянность, легкомысленный расчет, что нарушение ПДД не повлечет никаких последствий, нетрезвое состояние. Поэтому при анализе ДТП необходимо дать оценку действиям не только водителя, допустившего наезд, но и пешехода, так как нередки случаи, когда такой оценки не дается в особенности, если пешеход пострадал.

Оценка действий водителя при наезде на пешеходе исходит из следующих соображений: с какого времени и места он воспринимал аварийную ситуацию; своевременные и эффективные действия по предотвращению ДТП; непринятие или несвоевременное принятие мер по предотвращению ДТП; в каком состоянии находился водитель в момент ДТП; отношение к наступившим последствиям.

В некоторых случаях проводятся следственные эксперименты, результаты которых могут  быть  использованы также и экспертизой. С помощью  таких экспериментов определяют фактическую скорость движения транспорта, когда отсутствуют объективные данные для экспертных; видимость и обзорность в разных условиях; фактическую скорость движения пешехода или время пребывания его в поле зрения водителя; эффективность торможения, то есть величину тормозного пути или замедления скорости ТС; время реакции водителя.

При оценке действий водителя следователю необходимо учитывать, что управляя автомобилем при возникновении аварийной ситуации во избежании наезда на пешехода и предотвращения вредных последствий должен  оценить остановку, принять решение, воздействовать на  систему управление,  снизить скорость торможением и изменить направление движения или  остановиться.  Все это требует времени,  а  так  как  происшествия  в  основном,  происходит  в движении ТС и пешехода, то ситуация усложняется  этим  двойным  движением  и водителю отводится мало времени во избежании наезда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Автомобильный  транспорт,  взаимодействуя  с  человеком  и   природой, оказывает на них негативное влияние: используются энергетические и  сырьевые ресурсы, загрязняется атмосфера, земля  и  водоемы,  в  больших  количествах потребляются  кислород  из  атмосферы  и  вибрации  наносят  большой   ущерб здоровью  человека,  животным  и  птицам.  Несмотря  на  это   автомобильный транспорт был и остается важнейшим видом транспорта,  замены  которому  пока не найдено и без которого  пока  что  невозможно  производство  материальных ценностей. Поэтому  одной  из  главных  задач  в  настоящее  время  является совершенствование его работы и снижение его опасности.

Вопросами координации  работ  по  обеспечению  безопасности  дорожного движения, производимых в разных странах,  «…занимаются  свыше  30  различных международных организаций.  В  рамках  ООН  вопросы  безопасности  дорожного движения  относятся  к  компетенции  Комитета  по   внутреннему   транспорту Европейской  экономической  комиссии.  В  большинстве   случаев   разработка мероприятий, направленных  на  повышение  безопасности  дорожного  движения, базируется  на  тщательном  анализе  причин  и  условий  возникновения   ДТП прогнозированию развития ситуации, а также определению наиболее  эффективных направлений борьбы с аварийностью»13.

Специфичность данной категории  дел предопределило  то  обстоятельство, что расследование ДТП в настоящее время  в  большинстве УВД осуществляется специализированными   следственными   подразделениями, которые  созданы практически во всех республиканских, краевых и областных центрах, а также  в крупных городах.

Дорожное движение,  включающее  в  себя  пространственное  перемещение людей и грузов, в целом  является  не  стихийным  процессом,  а  результатом сознательной  и  управляемой  деятельности.  Дорожное  движение  не  следует рассматривать только как деятельность разрозненных  индивидуумов,  поскольку это  прежде  всего процесс функционирования  единой   дорожно-транспортной системы,  единой  системы  обеспечения  потребностей   дорожного   движения. Множественность участников дорожного движения свидетельствует о том,  что  в нем  соприкасаются  и  порой  сталкиваются  интересы  людей,  организаций  и общества в  целом.  Это  вызывает  необходимость  управления  движением  как областью общественных отношений.

Под безопасностью  движения  понимается  состояние  данного  процесса, отражающее степень защищенности его участников  от  ДТП  и  их  последствий. Тайными  проблемами  безопасности  движения,  а  значит  и   ДТП   являются: автомобилизация  страны,  стремительное  повышение  интенсивности  дорожного движения (отсутствие мостов, развилок и  пр.),  увеличение  среди  водителей удельного  веса  водители  молодых  неопытных.   К   числу   общих   проблем безопасности дорожного движения относятся также психологические  возможности человека как водителя и оператора,  управляющего  техническим  средствам.  К общим проблемам, влияющим на безопасность дорожного движения, можно  отнести и экономические причины, такие как стремительный рост цен  на  автомобили  и запасные части к ним. Человек, который передвигается на старом и чаще  всего неисправном автомобиле  (из-за  невозможности  приобрести  запасные  части), чаще становится субъектом ДТП.

 Несмотря на значительный  комплекс мер, принимаемых МВД  России, Главным Управлением ГИБДД , Следственным Комитетом МВД России,  другими  службами  и ведомствами,  количество  криминальных  автопроисшествий   не   сокращается. Значительным остается количество ДТП, с мест  которых  водители  скрывались. Не   все   автодорожные   преступления,   повлекшие   смерть    потерпевшего раскрываются.

В заключительной степени  это объясняется   отсутствием  должного взаимодействия подразделений следствия  ГИБДД,  уголовного  розыска,  низким уровнем научно-технического обеспечения процесса раскрытия  и  расследования ДТП.

Серьезным недостатком остается низкий уровень  профессиональной подготовки сотрудников ОВД, специализирующихся на раскрытии и  расследовании данного вида преступлений,  одной  из  причин  которой  является  отсутствие достаточного количества  справочной  литературы  по  вопросам  расследования ДТП. Все эти недостатки нуждаются в судебной доработке.

Новые принципы обеспечения  безопасности  дорожного  движения  в  корне отличаются от ранее действующих, в которых четко  просматривается  приоритет интересов государства над интересами гражданина.  За  основу  правонарушений принималась  гипотеза  о  том,  что  основная  причина  заключается   в   не законопослушном поведении граждан,  воздействовать  на  которых  можно  было только ужесточением ответственности.

Фундаментом правовой системы  деятельности по обеспечению  безопасности дорожного движения является  Федеральный  закон  «О  безопасности  дорожного движения»,  который  изменил  правовые   основы   обеспечения   безопасности дорожного движения, отсюда приоритет интересам не государства и общества,  а охране жизни, здоровья и  имущества  граждан,  защите  их  прав  и  законных интересов.  На  основе   данного   запроса   проблема   предотвращения   ДТП рассматривается как комплексная, требующая для своего  решения  усилий  всех министерств,  ведомств,  государственных  органов,  многих   предприятий   и организаций.

 

Список использованных источников и литературы

 

I. Законы, нормативно – правовые акты и

иные официальные документы

 

1. Уголовный Кодекс Российской  Федерации. – М.: Терра, 1996.

2. О безопасности дорожного  движения: Федеральный закон от 10 декабря 1995г. Автомобилист и ГАИ.  Права  и  обязанности.  –  М.: объединенная редакция МВД Российской Федерации, 1996.

3. Правила дорожного движения  Российской  Федерации.  –   М.:  Третий  Рим,1999

4. Концепция дальнейшего развития  и   совершенствования деятельности Госавтоинспекции на период 1997-2005 гг. (проект)//Российская газета. –1997. – 11 ноября.

II. Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Байэтт Р. Уоттс  Р.  Расследование дорожно-транспортных  происшествий: Пер. с англ. – М.: Транспорт, 2003.
  2. Баев О.Я. Тактика следственных действий: Учебное  пособие.  –  Воронеж: ВГУ, 2000г.
  3. Белов А.И.,  Тапчанян  В.М.  За  рулем автомобиля.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  4. Волошин Г.А. и др. Анализ дорожно-транспортных происшествий/Волошин Г.А., Мартынов В.П., Романов А.Г. – М.: Транспорт, 2009г.
  5. Васильев А.П. Состояние дорог и безопасность  движения  автомобилей в сложных погодных условиях. – М.: Транспорт, 2004г.
  6. Уголовное право  России.  Особенная  часть:  Учебник/Отв.  ред.  Доктор юридических наук, профессор Здравомыслов Б.В. – М.: Юрист,2007г.
  7. Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения:  Учебник для вузов. – М.: Транспорт,2003г.
  8. Криминалистика: Учебник для вузов/Отв. ред. Яблоков  Н.П.  –  М.:  Век,2005г.
  9. Корчагин А.Г. Некоторые преступления в области  использования  техники: уголовно-правовые  и   криминалистические   аспекты. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2007г
  10. Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения: Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 2007
  11. Селиванов  Н.А.   Расследование   дорожно-транспортных   происшествий.Справочно-методическое пособие/Селиванов Н.А.,  Дворкин А.И.,  Завидов Б.Д. и др. – М.: Лига Разум, 2006.
  12. Комментарии к Уголовному кодексу РФ./Под ред.  Радченко  В.И.  – М.:Вердикт, 2007г.

 

III. Статьи, научные  публикации

1.Амбарцумян В. Причины Дорожно-транспортных происшествий//Автомобильный транспорт, 2008г.

1 «Российская газета», 11 ноября 2007 г.

2 Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: Третий Рим,2005, с.3.

3 Уголовное право в России Особенная часть: Учебник/Отв. Редактор доктор юридический наук, профессор Б.В. Здравомыслов. – М.: Юристъ, 2006.- С. 335.

4 Расследование преступлений: Руководство для следователей/Коллектив авторов. – М.: СПАРК, 2007.-

С. 362.

5 Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справочно-методическое пособие/Н.Деливанов, .И. Дворкин, Б.Д. Завидов и др. – М.: Лига Разум, 2008. - С. 123.

6 Домашняя юридическая энциклопедия. Защити себя сам. – М.: Олимп; ОООИздательство АСТ-ЛТД 2008. – С. 264.

7 Васильев А.П. Состояние дорог и безопасность дорог и автомобилей в сложных погодных условиях. – М.: Транспорт, 2006. – С. 158-159.

8 Криминалистика. Учебник для вузов/Отв. Ред. Профессор Н.П. Яблоков. –М.: Век, 2006. – С. 640.

9 Справочник следователя. Выпуск второй. (Практическая криминалистика:расследование отдельных видов преступлений). – М.: Юридическая литература,2000. - С. 463.

10 Коссович А.А. Вопросы назначения и производства автотехнической экспертизы//Следователь. - №12. – 2005. - С. 35.

11 Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения:Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 2004. -С. 272.

12 Правила и безопасность дорожного движения/Артемьев Н.А., Сасим В.И., Шатохин В.Е. – Минск: Беларусь, 2006. - С. 158.

13 Анализ дорожно-транспортных происшествий/Волошин Г.Я., Мартынов В.П.,Романов А.Г. – М.: Транспорт, 2007. - С. 4-5.


Информация о работе Расследование дорожно-транспортных преступлении