Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:05, курсовая работа
В данной работе рассматриваются основные трудности с которыми сталкивается следователь при рассмотрении ДТП, некоторые недостатки в работе следственных организаций по расследованию ДТП.
Введение……………………………………………………………………… 03
Раздел 1. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений
1.1. Уголовно-правовая характеристика ДТП ……………………… 05
1.2. Классификация, учет и причины ДТП ………………………..... 11
1.3. Особенности осмотра места происшествия по делам ДТП..….. 16
Раздел 2. Некоторые особенности расследования отдельных ДТП......….. 21
2.1. Особенности расследования столкновений двух ТС ………….. 24
2.2. Особенности расследования столкновений нескольких ТС…... 28
2.3. Особенности расследования наездов на пешеходов …………... 29
Заключение …………………………………………………………………... 31
Список использованных источников и литературы ………………………. 34
Следственный эксперимент позволяет получить информацию:
а) о возможности видеть появившееся препятствие (человека, автомашины и др.) в конкретной дорожной ситуации;
б) возможности слышать звуки транспортного средства, шум двигателя и т.п.;
в) о скорости движения автомашины;
Значение любого фактора субъективного, объективного, а также механизма ДТП при их расследовании может иметь определенное значение. ДТП может быть обусловлено и только одними объективными факторами: внезапным выходом из строя рулевого управления, неожиданное появление на дороге пешехода в нетрезвом состоянии. Следователю нужно дать правильную юридическую квалификацию самому факту ДТП с учетом совокупности причин и условий, факторов, способствовавших наступлению вредны последствий, последовательности их возникновения, техническому состоянию ТС, действиям водителя, потерпевшего.
РАЗДЕЛ 2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ
РАССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДТП
Специфические особенности расследования видов ДТП можно условно разделить на две группы: общие и индивидуальные. Общие особенности – это особенности, присущие всем видам ДТП. К ним можно отнести: поиск, сбор и фиксация вещественных доказательств, технические познания; знание и правильное применение ПДД. Первая особенность заключается в умении следователя (дознавателя) правильно определить границы поиска вещественных доказательств происшествия.
Поиск вещественных доказательств включает своевременное обнаружение следов, которые могут быть оставлены за пределами места происшествия, на придорожных объектах. Их обнаружение обычно затруднено из-за большого радиуса разброса, но они могут указать на то, что происходило при происшествии. Кроме этого, обнаруженные следы и другие вещественные доказательства могут быть сопоставлены с повреждениями транспортного средства и служить установлению объективных причин ДТП и выяснению виновных лиц. Здесь большую роль играет практика осмотра места происшествия. Сбор вещественных доказательств предполагает правильную упаковку и хранение добытых при поиске вещественных доказательств с тем, чтобы они не утратили своего значения во времени.
Фиксация вещественных доказательств заключается в правильности привязки, фотосъемки и последовательности описания в протоколе осмотра (обнаружения) их нахождения на месте происшествия.
Таким образом, если следователь вырабатывает в себе способность обнаружить следы ДТП, непосредственно воспринимать обстановку интуитивно ощущать сущность процесса его возникновения, прогнозировать ход предстоящего расследования и будет правильно руководствоваться принципами поиска, сбора и фиксации вещественных доказательств, то он сможет избежать утраты малозначительных на первый взгляд деталей, которые в дальнейшем могут сыграть решающую роль для установления и подтверждения истинных обстоятельств ДТП.
Вторая особенность – технические познания – заключается в том, что следователь должен иметь элементарные понятия о моделях автомобилей, влияющих на безопасность движения и так далее. В технических неисправностях, прежде всего, следует выделить основные. К основным техническим неисправностям относятся: неисправности тормозов; поломка деталей рулевого механизма и привода; повреждения шин. Следователю следует знать, что на современных автомобилях имеется тормоза: пневматические, гидравлические, механические. Различаются несколько видов неисправностей тормозов: нарушение герметичности трубопроводов; разрушение резиновых манжет в колесном тормозном цилиндре; повреждения в главном тормозном цилиндре. Нарушение герметичности трубопроводов может возникнуть как в процессе эксплуатации автомобиля, так и в процессе его сборки. Передвижение по дорогам с разным покрытием можно повредить или пробить трубопровод выбрасыванием из под колес различными предметами. Отказ тормозной системы бывает частичный и полный. Причины частичного отказа: наличие смазки на тормозных накладках; обычно вследствие неисправности сальника; нарушения крепления накладок к колодкам и заклиниванию тормозного барабана; поломка тормозной накладки, что приводит к заклиниванию колеса; наличие грязи в тормозном магистрали, что мешает отходу колодок от тормозного барабана. Причины полного отказа: утечка тормозной жидкости из системы; разрыв резиновых шлангов и трубопровода. Чтобы выявить указанные неисправности, следователю необходимо более тщательно проводить осмотр транспортного средства, отражая в протоколах осмотра все увиденное (разрывы, потеки жидкости и т.д.), что необходимо в дальнейшем для проведения экспертизы и установления причин ДТП.
Для выявления этих неисправностей следователь обязан:
Правила дорожного движения определяют поведение водителя на дороге и в тоже время предоставляют широкие возможности выбора наиболее разумных, обеспечивающих безопасность движения действий при управлении транспортным средством. Индивидуальные специфические особенности позволяют более полно воспроизвести ДТП и установить его причины и условия. При помощи индивидуальных особенностей следователь может найти ответы на вопросы о том, как автомобили столкнулись и что послужило причиной, где это произошло и при каких условиях, с какой двигался каждый автомобиль перед происшествием. Механические повреждения и следы, оставленные на автомобиле и на дороге, составляют картину ДТП. Изучение этих следов позволяет определить, что действительно произошло.
2.1. Особенности расследования столкновения двух транспортных средств
Столкновение транспортных средств может произойти при следующих типовых ситуациях – их семь:
На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаиморасположение в момент столкновения. До столкновения каждый автомобиль двигается в своем направлении. При столкновении автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения, в которых они оказались при полной остановке и которые не имеют ничего общего с их положением при столкновении.
После заднего столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это произошло в движении или отскочить один от другого, если один из автомобилей стоял. У одного автомобиля будет повреждена задняя часть, у другого – передняя часть. Следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого.
Вообще дорожно-транспортные преступления являются специфическим видом преступлений, представляющих результат сбоя в действии системы «человек- автомобиль-дорога-среда». «Сложность взаимодействия элементов входящих в эту систему, определяет объективный и субъективный характер трудностей следственного процессе. Поэтому без использования современных судебно-автотехнических познаний невозможно успешное раскрытие и расследование дорожно-транспортных преступлений10». Ведь «правильность наименования экспертизы и формулировки вопросов следователем при ее назначении может сыграть решающее значение при рассмотрении уголовного дела в суде. Это особенно важно при расследовании дорожно-транспортных преступлений, когда результат экспертизы является порой тем доказательством, на котором базируется все расследование. … При назначении любой экспертизы следователь должен четко представлять, какие специальные познания требуются для разрешения поставленных им вопросов. В случае, если для разрешения какого- либо вопроса требуются познания в нескольких областях научного знания, необходимо назначение комплексной экспертизы».
Следующим видом является встречное столкновение, оно происходит довольно редко, так как водители стремятся увернуться от встречного удара. Но они происходят и имеют свои особенности.
При таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают на равное расстояние, если их вес и скорость были одинаковы. При неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью автомобиль будет отброшен назад с места столкновения. При таком столкновении автомобили не вращаются и обломки занимают небольшую площадь дороги. Основной вопрос при столкновении – выяснение на какой стороне произошло столкновение. Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.
Следующим видом является угловое столкновение, оно является наиболее распространенным ДТП и имеет свои особенности. При таком столкновении после удара автомобили обычно вращаются, оставляя следы шин; при столкновении левыми углами происходит вращение против часовой стрелки и автомобили отскакивают один от другого; при соприкосновении правыми углами – как правило, по часовой стрелке. Радиус разброса деталей и обломков зависит от площади соприкосновения массы автомобилей, их скоростей, от состояния дорожного покрытия. При таком столкновении следователь должен выяснить, на какой стороне от осевой линии дуги произошло столкновение, так как обломки, остатки стекла, разлитое масло и грязь могут быть разбросаны на сравнительно большой площади. Однако место столкновения можно определить приблизительно, так как при таком столкновении каждый автомобиль передвигается от места столкновения в сторону своей стороны дороги.
Перекрестное столкновение характеризуется тем, что следы торможения свидетельствуют о движении автомобилей. У одного автомобиля вмятины будут в передней части, у другого – в боковой. Следы скольжения шин после столкновения будут отражать скорость движения автомашины. При рассмотрении перекрестного столкновения следователю необходимо решить, какой из автомобилей выехал первым на перекресток.
По статистике столкновения транспортных средств «происходят как правило при обгоне идущего впереди транспорта (каждый десятый случай), при объезде стоящего автомобиля (каждый двенадцатый случай), при движении транспортного средства в крайнем левом ряду (каждый третий случай). Основные причины: неправильный расчет при объезде или обгоне, выезд на полосу встречного движения, а также самоуверенность водителей»11.
Боковое столкновение, как и угловое, является самым распространенным; при боковом столкновении повреждения обычно незначительны и автомобили останавливают сами водители. При боковом столкновении автомобили обычно не вращаются. Достоверными фактами, указывающими место столкновения, являются куски грязи, отвалившиеся от крыльев, осколки стекол и следы скольжения шин. Характер царапин и вмятин боковин кузова, их направления могут указать направления движения автомобилей. При таком столкновении автомобили не перемещаются на противоположную сторону дороги и нахождения обоих автомобилей на той или иной полосе указывает полосу дороги, на которой произошло ДТП.
2.2. Особенности расследования столкновений нескольких транспортных средств
В зависимости от расположения участка дороги, интенсивности движения, дорожных и погодных условий в ДТП могут участвовать несколько транспортных средств. В таких случаях один автомобиль может участвовать боковыми или другим видом столкновения с другими автомобилями, после чего выехать за осевую линию на другую сторону проезжей части и столкнуться с встречным автомобилем. При таких ДТП одновременно в столкновении могут участвовать три и более автомобилей. Основной задачей в этом случае является анализ следов скольжения, вмятин, перемещения деталей с одного автомобиля на другой и установление автомобилей, соответствующих этим следам.
Здесь нужно руководствоваться следующим. Следы скольжения представляются частями резины, оставшимся на дороге в результате износа шин и трения их беговой дорожки о поверхность дороги. Эти следы в зависимости от конструкции шин, нагрузки, рисунка протектора будут различны как ширине, так и по отпечатку, что позволит идентифицировать их с шинами автомобилей, не участвовавших в ДТП.
Если следы скольжения шин одного автомобиля пересекают следы другого (следы наложения), то внимательное изучение места пересечения следов позволит следователю установить, какие следы скольжения появились позднее, так как более поздние следы выглядят более четко, чем оставленные ранее. Зная, какие из пересекающихся следов появились позднее и от какого автомобиля, следователь может установить последовательность движения автомобилей при столкновении.
2.5.Особенности расследования наездов на пешеходов
Наезд автомобиля на пешехода может происходить при выходе пешехода из-за передней части автомобиля, при переходе дороги в не установленном месте или перед близко идущим транспортным средством, а также при неожиданном выходе пешехода на проезжую часть из-за объекта, расположенного вблизи дороги, или из-за остановившегося транспортного средства.
Информация о работе Расследование дорожно-транспортных преступлении