Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Деятельность органов прокуратуры главным образом заключается в надзоре за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации и рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что данная деятельность рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Содержание

1. Введение
2. Прокуратура – орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности
3. Виды (отрасли) прокурорского надзора
3.1. Надзор за исполнением законов
3.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
3.3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
3.4. Другие направления прокурорского надзора
4. Решение задач
4.1. Задача 1
4.2. Задача 2
5. Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Прокуроский надзор.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

     Законом применительно к рассматриваемой  отрасли надзора названы следующие  акты: протест, представление, постановление.

     Протест прокурора

     Условия и порядок принесения прокурором этого правового акта, предъявляемые  к нему требования и его реквизиты, определяются Законом, а также ведомственными указаниями Генеральной прокуратуре  РФ. Протест приносится на противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной власти или управления, общественной организацией или объединением, органами государственного или хозяйственного управлениями другими субъектами, поднадзорными прокурору, а также должностными лицами.

     Представление прокурора

     Представление прокурора (ст. 24 Закона “О прокуратуре  РФ”) – это правовой акт прокурорского  надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, который вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочных устранить допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в письменном виде. В представлении могут содержаться требования прокурора о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Для этого не требуется вынесения специальных постановлений о возбуждении этих видов преследования.

     Постановление прокурора

     В зависимости от характера и тяжести  допущенного должностным лицом  или гражданином нарушения закона прокурор в соответствии со ст. 25 Закона “О прокуратуре РФ” выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление выносится прокурором также в случаях необходимости возбуждения дисциплинарного производства или необходимости привлечения правонарушителя к материальной ответственности.

     Предостережение о недопустимости нарушения закона

     В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях прокурор или  его заместитель направляет в  письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

     В случае неисполнения требований, изложенных в указанном  предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может  быть привлечено к ответственности  в установленном законом порядке. 

     3.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 

      Защита  прав и свобод граждан прокуратурой как правоохранительным и правоприменительным  органом всегда являлась глобальной задачей всех видов прокурорского  надзора и всех прокурорских структур, функционирующих в стране. В подтверждение  сказанного достаточно сослаться на многочисленные представления, протесты, иски, внесенные прокуратурой в суд, различные государственные и иные органы в целях охраны и защиты прав и законных интересов граждан.

  Осуществляя надзор, прокуратура занимает особое, свойственное специфики ее деятельности место, никоим образом не конкурируя с другими правоохранительными органами и в первую очередь с судами, действующими в качестве органа правосудия.

     Предметом надзора является соблюдение прав и  свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом прокуратура не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

     В ходе выполнения указанной задачи прокурор рассматривает и проверяет жалобы, заявления и иные сообщения о  нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного ущерба. При этом прокурор действует в рамках тех же полномочий, которые свойственны его деятельности по общему надзору.

     При наличии оснований полагать, что нарушения прав и свобод человека и гражданина имеют характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, их совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Если нарушение прав и свобод гражданина имеет характер административного нарушения, прокурор передает сообщение об этом и материалы проверки органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении.

     Правовыми актами реагирования прокурора в этой области его деятельности являются протест и представление. 

     3.3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

     В системе отраслей прокурорского надзора эта отрасль занимает особое место, поскольку цель ее: обеспечить всесторонность, полноту и объективность исследования всех обстоятельств дела, принятие необходимых мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, соблюдение установленного законом порядка расследования уголовных дел и законных интересов участников процесса и других лиц, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий.

     Исходя  из этого, предметом надзора являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок  разрешения заявлений и сообщений  или готовящихся преступлениях; выполнение оперативно-розыскных мероприятий  и проведение расследования; законность принимаемых этими органами решений (ст. 29 Закона “О прокуратуре РФ”.

     Полномочия  прокурора в этой области надзора  устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими  законодательными актами Российской Федерации, приказами и другими актами Генерального прокурора, в частности Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, Федеральным законом “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”. К ним же относятся и Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам следствия и дознания, не требующие законодательного регулирования. Они также являются обязательными для исполнения всеми органами расследования.

     Актами  прокурора в процессе осуществления  надзора за следствием и дознанием  являются:

     Указание  – обращение прокурора, даваемое, как правило, в письменной форме  в связи с возбуждением и расследованием дела, которое является для органа дознания и следователя обязательным. Несогласие с указанием и его  обжалование не приостанавливает исполнение. Исключение может иметь место лишь в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 127 Уголовно-процессуального Кодекса, когда следователь выражает несогласие с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения – о направлении дела для назначения к слушанию или о прекращении дела. Во всех этих случаях следователь, возражая надзирающему прокурору, вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство по этому делу другому следователю.

     Постановление – решение, принимаемое по всем наиболее важным вопросам, возникающим в процессе надзора за расследованием преступлений – о возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного расследования, прекращении производства по уголовному делу, об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, производящих дознание.

     Представление – требование прокурора, вносимое в соответствующий государственный орган, общественную организацию или должностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона и условий, способствовавших совершению преступлений. Представление может быть внесено и руководителю органа дознания (следствия) в связи с выявленными нарушениями закона, прав и законных интересов граждан. Не позднее месячного срока по представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено прокурору.

     Санкция – решение прокурора в случаях, когда органу дознания или следователю необходимо ограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого (заключение под стражу, залог, отстранение от должности).

     Утверждение – применятся прокурором в случаях, когда решение, принятое следователем, в последующих стадиях производства по делу становится также прокурорским решением; например, обвинительное заключение.

     Реализация  этих, как и многих других, надзорных  полномочий прокурора в сочетании  с процессуальной самостоятельностью следователя, тесным взаимодействием его с органами дознания обеспечивает успешное раскрытие преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению. 
 
 
 
 
 

     3.4. Другие направления прокурорского надзора 

     Кроме перечисленных выше отраслей прокурорского надзора выделяются также другие направления:

1) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3) особо выделено также такое важное направление деятельности прокуратуры как участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и опротестовании противоречащих закону решений приговоров, определений и постановлений судов.

4) Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Решение задач

     4.1. Задача 1

     В прокуратуру района поступило обращение генерального директора ОАО «Иркутск» о том, что ОАО «Иркутск» был заключен договор поставки с ООО «Минск». Согласно условиям договора ОАО «Иркутск» поставило продукцию. Однако ООО «Минск» денежные средства не перечислило.

     Что является предметом и каковы пределы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов?

     Подлежит ли данное заявление рассмотрению прокуратурой района?

     В предмет прокурорского надзора  включается проверка законности деятельности органов хозяйственного управления предприятиям, учреждениями, организациями, вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

     Вскрыв  нарушение, прокуратура сама его  не устраняет, а передают дело на рассмотрение суда, либо соответствующего государственного органа  

     4.2. Задача 2 

     Задача 2. Обращение по поводу нарушения трудовых прав инвалида 3-й группы было принято прокурором района на личном приеме.

     Определите должностное лицо, уполномоченное на дачу ответа.

     Изменится ли решение задачи, если заявление поступило через почтовый ящик прокуратуры; на приеме заместителя прокурора района, дежурного прокурора?

     Подлежит ли учету данная жалоба?

     Каковы  порядок и сроки рассмотрения, разрешения, регистрации, учета жалоб, поданных на личном приеме в органах прокуратуры?

     Согласно  Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в  системе прокуратуры Российской Федерации  ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается руководителем прокуратуры (учреждения), к которому обратился заявитель. Руководитель прокуратуры на личном приеме вправе отказать гражданину в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, с разъяснением порядка обжалования. Содержание ответа отражается в карточке личного приема, книге учета посетителей.

     На  обращениях, поданных на личном приеме, ставится отметка "с личного приема".

     Учет  обратившихся на прием и регистрация  обращений ведется в компьютерной базе данных, на специальных карточках  либо в книге учета посетителей, в которой отражается также содержание ответа, если он давался в устной форме.

Информация о работе Прокурорский надзор