Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:44, реферат
В многоуровневой системе предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, как показал анализ психолого-педагогической, юридической литературы, в качестве субъектов профилактики выступают органы опеки и попечительства, которые оказывают необходимую помощь детям и подросткам, попавшим в неблагоприятные условия жизни и воспитания; специализированные подразделения и службы органов внутренних дел, непосредственно осуществляющие борьбу с правонарушениями несовершеннолетних; культурные и образовательные учреждения, организующие профилактические мероприятия асоциального поведения детей и подростков; общественно-государственные учреждения, способствующие привлечению подростков к общественно полезному труду; воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, осуществляющих исправление и перевоспитание подростков, осужденных за совершение уголовных преступлений.
- неотвратимость общественного воздействия на каждый случай нарушения дисциплины.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел рассматривается нами не как изолированный комплекс мер (правовых), а как неотъемлемая часть воспитательной работы, призванная обеспечить решение общих задач воспитания, использующая средства образовательных, культурных и общественно-государственных учреждений.
Совместные мероприятия проводились нами в ходе нашего исследования по следующим направлениям профилактической работы:
- обеспечение сотрудничества правоохранительных органов с культурными, образовательными, научными центрами, общественно-государственными учреждениями в планировании, организации и содержании профилактических мер;
- разработка и использование правильных критериев оценки такой работы с обозначенными учреждениями;
- профессиональная подготовка
специалистов, работающих с
- совместная организация родительского всеобуча;
- организация и методическое
обеспечение правового
- организация непрерывного
информационного
- проведение совместных мероприятий на уровне индивидуальной профилактики, включая оздоровление среды.
Работа над указанными направлениями способствовала достижению следующих результатов:
- преодолению педагогической запущенности подростков;
- формированию у них
интереса к избранной
- воспитанию активной жизненной позиции;
- вовлечению
подростка в общественно-
- направлению
подростка к осознанным
- участию подростков
в органах ученического
- работа в общественных организациях.
Таким образом, совместная воспитательно-профилактическая работа правоохранительных органов и государственно-общественных организаций по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних направлена, прежде всего, на включение подростков в общественно-полезную деятельность в сфере труда и свободного времени.
Осуществляя действия по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, они также стимулируют профилактическую деятельность государственно-общественных организаций, культурных и образовательных учреждений, которые решают частные задачи предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.
Поэтому в этом случае, мы рассматриваем деятельность органов внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних как открытую систему, так как помимо внутренней интеграции структурных подразделений между собой важное значение приобретает и внешнее сотрудничество с другими учреждениями в процессе проведения профилактических мероприятий. Такое взаимодействие, на наш взгляд, способствует повышению качества профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечивает надежность и устойчивость системы органов внутренних дел в процессе жизнедеятельности.
И.П. Подласый выделяет следующие методические приемы, используемые педагогом (воспитателем) при проведении профилактических мероприятий среди несовершеннолетних:
1. Непримиримая
позиция и предъявление
2. Необходимо устранять не последствия, а причины, вызывающие неправильное поведение. Если эти причины устранены и если педагоги и родители смогли разобраться в них - реальная основа для устранения развивающихся отклонений у подростков.
3. Необходимо
установить непрерывный
4. Пропагандировать политику «кнута и пряника». Сочетание указаний с увещеваниями, просьбами, советами, разъяснением, убеждением, пробуждением чувства долга, раскаяния, стыда должно быть совместно с предостережениями, наказаниями.
5. Действия педагога
должны восприниматься
6. Поощрения
не должны восприниматься
7. Применение угрозы наказанием должно быть реальным. Не следует угрожать мерами, заведомо не выполнимыми.
Методические приемы, используемые педагогом в профилактической деятельности среди несовершеннолетних:
- ничего не изменить в твоей жизни до тех пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось;
- если трудно, хватайся ни за все сразу, а исправляй ошибки постепенно;
- выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и, прежде всего, кончай с ним;
- не падай
духом, если долго нет
- не слишком
радуйся, если сразу получится.
Таким образом, для каждой формы асоциального поведения несовершеннолетнего в профилактической работе специальными правоохранительными органами используются достаточно эффективные методы и приемы профилактической работы.
В проводимой нами профилактической работе применялись те методы, приемы, которые способствовали предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и формированию нравственных качеств личности. Среди них:
1. Убеждение и переубеждение в сочетании с нравственным поведением. Вовлечение подростков в различные виды общественно-полезного труда, в строительные бригады, производственную практику, маркетинговую деятельность и др.
Переубеждение
связано с показом
2. Выражение доверия. Использование данного метода требует соблюдения принципа индивидуализации. Как отмечал В.А. Крутецкий, воспитывать доверием можно тогда, когда «уверен в том, что дурные черты у школьника (подростка) не укоренились настолько, чтобы заглушить здоровые нравственные тенденции».
3. Опора на
положительные качества. Для несовершеннолетних,
как людей с неустоявшейся
психикой, характерны как отрицательные,
так и положительные качества,
из которых наиболее ярко
4. Переключение
энергии несовершеннолетнего
5. Поощрение
и наказание применяются с
целью помочь
Порицание требует мудрого сочетания строгости и доброты: важно, чтобы подросток почувствовал не только справедливую строгость, но и заботу о себе.
Перечисленные методы нашли свое применение в разнообразных формах воспитательно-профилактической работы, способствующих предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, приобщению их к общественно полезной деятельности.
В ходе проведения эксперимента мы применяли следующие формы организации воспитательно-профилактической работы:
1. Участие несовершеннолетнего
в работе различных
2. Участие в массовых мероприятиях, охватывающих большое количество человек:
а) общественно полезный, производительный труд (работа на строительных и сельскохозяйственных объектах и в составе производственных бригад, деятельность по благоустройству города);
б) экскурсии на государственно-общественные организации;
в) участие в благотворительных акциях;
г) коллективное подведение итогов учебной, общественно полезной деятельности.
Для успешной профилактической работы необходим специальный подбор форм, методов воздействия на каждого подростка, то есть разработанная педагогическая технология.
Анализ отечественных исследований в педагогике позволил нам представить технологию профилактики правонарушений несовершеннолетних по следующим классификационным характеристикам:
По уровню применения:
отраслевая, макротехнология, так как
характеризует педагогически
По философской основе: разрабатываемая технология -гуманистическая, признающая человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей.
Педагогический гуманизм состоит в создании благоприятных условий для развития личности подростка, раскрытия его внутренних потенциалов, бережного отношения к его индивидуальности.
По ведущему фактору психического развития: система внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних предполагает учитывать влияние биогенных (наследственный код), социогенных (социальный опыт человека), психогенных (психологических процессов и механизмов саморазвития и самосовершенствования) факторов. Комплексность позволяет обеспечить целостное воздействие на личность и своевременно скорректировать поведение несовершеннолетнего.
По научной концепции: деятельностная - основные исследователи - А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов. Данная концепция основывается на трех принципах: первый - представление о психике не просто как отражение окружающего мира, системе образов, а как системе действий; второй - признание социальной природы психического развития человека; третий - единство материальной и психической деятельности. Предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних предполагает процесс активно - исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивированного и целенаправленного решения проблем, достижения положительного в правовом плане результата.
Суггестопедагогическая концепция предполагает в профилактической работе использование вербальных и невербальных средств внушения. Реализация данной концепции в системе деятельности внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, на наш взгляд, предполагает:
- установление
естественной обстановки
- высокий авторитет, выдающиеся личные качества воспитателя, сила убеждения;
- постоянная
положительная эмоциональная
другу;
- «погружение» в воспитательные мероприятия, положительные примеры в правовом плане социального поведения человека;
- формирование веры в осуществимость задач профилактики правонарушений;
- двуплановость
при введении информации: каждое
слово, несущее
По ориентации
на сферы и структуры индивида:
основана на идеях формирования сферы
эстетических и нравственных качеств
личности (СЭН) в профилактической работе
среди несовершеннолетних, а также
на теоретические положения самоуп
По характеру содержания и структуры: воспитывающая. Профилактическая работа направлена, прежде всего, на воспитание правовой культуры личности, нравственно-ценных качеств.
По виду социально-педагогической деятельности: воспитательная, помощи, поддержки, коррекции.
По типу организации и управления: классическая, вербальная (аудио-видео) технология.
По организационным формам: рассматриваемая технология предусматривает групповую и индивидуальную деятельность, что позволяет ей реализовать личностно-ориентированный подход в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Информация о работе Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы ОВД