Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

В многоуровневой системе предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, как показал анализ психолого-педагогической, юридической литературы, в качестве субъектов профилактики выступают органы опеки и попечительства, которые оказывают необходимую помощь детям и подросткам, попавшим в неблагоприятные условия жизни и воспитания; специализированные подразделения и службы органов внутренних дел, непосредственно осуществляющие борьбу с правонарушениями несовершеннолетних; культурные и образовательные учреждения, организующие профилактические мероприятия асоциального поведения детей и подростков; общественно-государственные учреждения, способствующие привлечению подростков к общественно полезному труду; воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, осуществляющих исправление и перевоспитание подростков, осужденных за совершение уголовных преступлений.

Работа содержит 1 файл

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы ОВД.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

- неотвратимость  общественного воздействия на каждый случай нарушения дисциплины.

Профилактика  правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел рассматривается нами не как  изолированный комплекс мер (правовых), а как неотъемлемая часть воспитательной работы, призванная обеспечить решение общих задач воспитания, использующая средства образовательных, культурных и общественно-государственных учреждений.

Совместные мероприятия  проводились нами в ходе нашего исследования по следующим направлениям профилактической работы:

- обеспечение сотрудничества  правоохранительных органов с  культурными, образовательными, научными  центрами, общественно-государственными  учреждениями в планировании, организации  и содержании профилактических  мер;

- разработка и использование правильных критериев оценки такой работы с обозначенными учреждениями;

- профессиональная подготовка  специалистов, работающих с несовершеннолетними,  вооружение их всем комплексом  педагогических средств борьбы  с правонарушениями;

- совместная организация родительского всеобуча;

- организация и методическое  обеспечение правового воспитания  подростков;

- организация непрерывного  информационного взаимодействия  между всеми субъектами профилактической  деятельности;

- проведение совместных  мероприятий на уровне индивидуальной профилактики, включая оздоровление среды.

Работа над указанными направлениями способствовала достижению следующих результатов:

- преодолению педагогической  запущенности подростков;

- формированию у них  интереса к избранной профессии;

- воспитанию  активной жизненной позиции;

- вовлечению  подростка в общественно-полезную  деятельность;

- направлению  подростка к осознанным действиям  посредством переключения его  интересов (занятия спортом, туризмом, художественной самодеятельностью,  компьютерные клубы, военно-патриотической работой, интеллектуальным играм и другим видам деятельности);

- участию подростков  в органах ученического самоуправления;

- работа в  общественных организациях.

Таким образом, совместная воспитательно-профилактическая работа правоохранительных органов и государственно-общественных организаций по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних направлена, прежде всего, на включение подростков в общественно-полезную деятельность в сфере труда и свободного времени.

Осуществляя действия по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, они также стимулируют профилактическую деятельность государственно-общественных организаций, культурных и образовательных учреждений, которые решают частные задачи предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.

Поэтому в этом случае, мы рассматриваем деятельность органов внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних как открытую систему, так как  помимо внутренней интеграции структурных подразделений между собой важное значение приобретает и внешнее сотрудничество с другими учреждениями в процессе проведения профилактических мероприятий. Такое взаимодействие, на наш взгляд, способствует повышению качества профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечивает надежность и устойчивость системы органов внутренних дел в процессе жизнедеятельности.

И.П. Подласый выделяет следующие методические приемы, используемые педагогом (воспитателем) при проведении профилактических мероприятий среди несовершеннолетних:

1. Непримиримая  позиция и предъявление категорических  требований, активное принуждение  выполнять их в случае, когда  дело касается важнейших общественных  правил поведения или законов.

2. Необходимо  устранять не последствия, а причины, вызывающие неправильное поведение. Если эти причины устранены и если педагоги и родители смогли разобраться в них - реальная основа для устранения развивающихся отклонений у подростков.

3. Необходимо  установить непрерывный мониторинг, то есть систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации.

4. Пропагандировать  политику «кнута и пряника». Сочетание  указаний с увещеваниями, просьбами,  советами, разъяснением, убеждением, пробуждением чувства долга, раскаяния, стыда должно быть совместно с предостережениями, наказаниями.

5. Действия педагога  должны восприниматься подростками  как справедливые («за дело») и  соразмерны совершенному поступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать личность несовершеннолетнего, носить издевательского или неоправданно жестокого характера.

6. Поощрения  не должны восприниматься подростками  как обязательные за любой  их хороший поступок. Награды  не должны быть направлены  на воспитание неадекватной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего  поступка, и память о нем, могут переживаться ими сильнее, чем поощрения за него.

7. Применение  угрозы наказанием должно быть  реальным. Не следует угрожать  мерами, заведомо не выполнимыми.

Методические  приемы, используемые педагогом в  профилактической деятельности среди  несовершеннолетних:

- ничего не  изменить в твоей жизни до  тех пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось;

- если трудно, хватайся ни за все сразу,  а исправляй ошибки постепенно;

- выбирай для  начала лишь один, самый легкий  недостаток и, прежде всего,  кончай с ним;

- не падай  духом, если долго нет улучшения  или даже есть ухудшения;

- не слишком  радуйся, если сразу получится.  Избавляться от приобретенных  недостатков всегда трудно, они  могут вернуться опять.

Таким образом, для каждой формы асоциального поведения несовершеннолетнего в профилактической работе специальными правоохранительными органами используются достаточно эффективные методы и приемы профилактической работы.

В проводимой нами профилактической работе применялись  те методы, приемы, которые способствовали предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и формированию нравственных качеств личности. Среди них:

1. Убеждение  и переубеждение в сочетании  с нравственным поведением. Вовлечение  подростков в различные виды  общественно-полезного труда, в строительные бригады, производственную практику, маркетинговую деятельность и др.

Переубеждение связано с показом неправильности убеждений несовершеннолетних, раскрытии  тех качеств личности, отрицательно влияющих на жизнь окружающих людей.

2. Выражение доверия. Использование данного метода требует соблюдения принципа индивидуализации. Как отмечал В.А. Крутецкий, воспитывать доверием можно тогда, когда «уверен в том, что дурные черты у школьника (подростка) не укоренились настолько, чтобы заглушить здоровые нравственные тенденции».

3. Опора на  положительные качества. Для несовершеннолетних, как людей с неустоявшейся  психикой, характерны как отрицательные,  так и положительные качества, из которых наиболее ярко выражены  энергичность, настойчивость, эмоциональность, а при создании определенных условий - любознательность, увлеченность и других качеств. Несмотря на это и они имеют негативную направленность, которую необходимо устранять.

4. Переключение  энергии несовершеннолетнего из  области отрицательной деятельности в положительную, увлечение каким-нибудь интересным для него делом, проблемой, посещением подростком секции, клуба.

5. Поощрение  и наказание применяются с  целью помочь несовершеннолетнему  осознать свои недостатки, понять  их недопустимость, научить контролировать поведение. Поощряются только те действия и поступки, которые требуют от подростков трудолюбия, воли, затраты сил и времени.

Порицание требует  мудрого сочетания строгости  и доброты: важно, чтобы подросток  почувствовал не только справедливую строгость, но и заботу о себе.

Перечисленные методы нашли свое применение в разнообразных  формах воспитательно-профилактической работы, способствующих предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, приобщению их к общественно полезной деятельности.

В ходе проведения эксперимента мы применяли следующие формы организации воспитательно-профилактической работы:

1. Участие несовершеннолетнего  в работе различных специализированных  кружков и секций, способствующих  развитию мышления, инициативы, физических  качеств, улучшению дисциплины.

2. Участие в  массовых мероприятиях, охватывающих  большое количество человек:

а) общественно  полезный, производительный труд (работа на строительных и сельскохозяйственных объектах и в составе производственных бригад, деятельность по благоустройству города);

б) экскурсии  на государственно-общественные организации;

в) участие в  благотворительных акциях;

г) коллективное подведение итогов учебной, общественно  полезной деятельности.

Для успешной профилактической работы необходим специальный подбор форм, методов воздействия на каждого подростка, то есть разработанная педагогическая технология.

Анализ отечественных  исследований в педагогике позволил нам представить технологию профилактики правонарушений несовершеннолетних по следующим классификационным характеристикам:

По уровню применения: отраслевая, макротехнология, так как  характеризует педагогически целесообразную деятельность системы работы внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

По философской  основе: разрабатываемая технология -гуманистическая, признающая человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей.

Педагогический  гуманизм состоит в создании благоприятных  условий для развития личности подростка, раскрытия его внутренних потенциалов, бережного отношения к его индивидуальности.

По ведущему фактору психического развития: система  внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних предполагает учитывать влияние биогенных (наследственный код), социогенных (социальный опыт человека), психогенных (психологических процессов и механизмов саморазвития и самосовершенствования) факторов. Комплексность позволяет обеспечить целостное воздействие на личность и своевременно скорректировать поведение несовершеннолетнего.

По научной  концепции: деятельностная - основные исследователи - А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов. Данная концепция основывается на трех принципах: первый - представление  о психике не просто как отражение  окружающего мира, системе образов, а как системе действий; второй - признание социальной природы психического развития человека; третий - единство материальной и психической деятельности. Предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних предполагает процесс активно - исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивированного и целенаправленного решения проблем, достижения положительного в правовом плане результата.

Суггестопедагогическая  концепция предполагает в профилактической работе использование вербальных и невербальных средств внушения. Реализация данной концепции в системе деятельности внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, на наш взгляд, предполагает:

- установление  естественной обстановки доверия;

- высокий авторитет, выдающиеся личные качества воспитателя, сила убеждения;

- постоянная  положительная эмоциональная поддержка  за счет эстетических и комфортных  условий; доверительное отношение  друг к

другу;

- «погружение»  в воспитательные мероприятия,  положительные примеры в правовом плане социального поведения человека;

- формирование  веры в осуществимость задач  профилактики правонарушений;

- двуплановость  при введении информации: каждое  слово, несущее самостоятельную  смысловую нагрузку, сопровождается  соответствующей интонацией, жестом, мимикой и т.д.

По ориентации на сферы и структуры индивида: основана на идеях формирования сферы  эстетических и нравственных качеств  личности (СЭН) в профилактической работе среди несовершеннолетних, а также  на теоретические положения самоуправляющих механизмов (СУМ), а также на идеи формирования действенно-практической сферы личности (СДП).

По характеру  содержания и структуры: воспитывающая. Профилактическая работа направлена, прежде всего, на воспитание правовой культуры личности, нравственно-ценных качеств.

По виду социально-педагогической деятельности: воспитательная, помощи, поддержки, коррекции.

По типу организации  и управления: классическая, вербальная (аудио-видео) технология.

По организационным  формам: рассматриваемая технология предусматривает групповую и индивидуальную деятельность, что позволяет ей реализовать личностно-ориентированный подход в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Информация о работе Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы ОВД