Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

В многоуровневой системе предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, как показал анализ психолого-педагогической, юридической литературы, в качестве субъектов профилактики выступают органы опеки и попечительства, которые оказывают необходимую помощь детям и подросткам, попавшим в неблагоприятные условия жизни и воспитания; специализированные подразделения и службы органов внутренних дел, непосредственно осуществляющие борьбу с правонарушениями несовершеннолетних; культурные и образовательные учреждения, организующие профилактические мероприятия асоциального поведения детей и подростков; общественно-государственные учреждения, способствующие привлечению подростков к общественно полезному труду; воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, осуществляющих исправление и перевоспитание подростков, осужденных за совершение уголовных преступлений.

Работа содержит 1 файл

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы ОВД.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Профилактика  правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы ОВД

 

 

В многоуровневой системе предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, как показал  анализ психолого-педагогической, юридической  литературы, в качестве субъектов  профилактики выступают органы опеки и попечительства, которые оказывают необходимую помощь детям и подросткам, попавшим в неблагоприятные условия жизни и воспитания; специализированные подразделения и службы органов внутренних дел, непосредственно осуществляющие борьбу с правонарушениями несовершеннолетних; культурные и образовательные учреждения, организующие профилактические мероприятия асоциального поведения детей и подростков; общественно-государственные учреждения, способствующие привлечению подростков к общественно полезному труду; воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, осуществляющих исправление и перевоспитание подростков, осужденных за совершение уголовных преступлений.

Данные органы создаются по возрастным, учебным, региональным и другим признакам и выполняют, на наш взгляд, определенные предупредительные функции в борьбе с правонарушениями, в том числе и оказывают целенаправленное воспитательное воздействие на несовершеннолетних, исходя из своих уставных положений и посредством специальных форм и методов.

Прерогатива в  решении задач профилактической деятельности возлагается на специализированных оперативных работников милиции, которые  выполняют важнейшие предупредительные  функции по борьбе с преступностью.

Так как профилактика преступлений среди несовершеннолетних представляет собой определенную область социального регулирования, то должна осуществляться системно, на всех уровнях.

По данным исследованиям  В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, А.Б. Сахарова, Т.С. Барило и др. ученых, преступность несовершеннолетних детерминирована как общественно-политической, социальной, экономической обстановкой, так и особыми причинами, связанными с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей, демографическими и другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим областям общественной жизни.

Эффективность профилактической работы зависит от технологии профилактической работы, организации планирования воспитательной деятельности, полной информации о самом подростке, его психологических свойствах, социальной среде и ближайшем его окружении, что имеет важное значение для разработки деятельности.

Таким образом, повышенную ответственность в организации  правовоспитательной работы среди детей и подростков несут органы внутренних дел.

Одним из центральных  направлений деятельности системы  внутренних дел является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, которая характеризуется программно-целевой  направленностью, постоянством, непрерывностью и последовательностью профилактического воздействия.

Основная задача органов внутренних дел - проведение действий по установлению и устранению причин преступлений несовершеннолетних и условий, способствующих их совершению.

Ведущим звеном ранней профилактики правонарушений среди  подростков являются инспекции по делам  несовершеннолетних, основная задача которых заключается в следующем: в принятии профилактических мер  в отношении подростков на самой  ранней стадии их преступного поведения; постановка на учет несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, уклоняющихся от учебы, занимающихся систематически бродяжничеством, ведущих аморальный образ жизни или совершающих незначительные правонарушения; постановка на специальный профилактический учет несовершеннолетних, совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности; подростков, возвратившихся из спецшкол и спецпрофтехучилищ, условно осужденные, освободившиеся из ВТК по отбытию срока наказания, подростки, осужденные к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора; постановка на учет семей, где родители ведут аморальный образ жизни и уклоняются от воспитания детей.

Основная задача отделов и отделений уголовного розыска - выявление и предотвращение замышляемых несовершеннолетними преступлений; осуществление комплекса воспитательно-предупредительных мер, устранение возможности посягательства, создание условий для добровольного отказа от преступного намерения. В арсенале деятельности данного подразделения выступают негласные оперативные методы и формы, которые относятся, прежде всего, к специально-криминалогической профилактике.

Важную роль в предупредительных мероприятиях играют инспектора профилактической службы внутренних дел. Основная задача их деятельности - проведение профилактической работы с лицами, ранее судимыми за совершение умышленных преступлений, уклоняющихся от трудовой деятельности, ведущими асоциальный образ жизни, принятие мер, воспрепятствующих негативному воздействию со стороны этих лиц на несовершеннолетних.

Важным звеном в системе внутренних дел в  профилактике правонарушений среди  несовершеннолетних являются следственные отделы (следователи). Их задача состоит  в том, чтобы всесторонне, объективно и полно исследовать все обстоятельства совершенного преступления, причины и условия его возникновения, принятие соответствующих мер к устранению этих причин и условий.

Решению задач  профилактики требует овладение  участниками профилактической работы, на наш взгляд, следующими знаниями, умениями, навыками:

- изучение личности  подростка, условий жизни и  воспитания его, своевременное  выявление тех несовершеннолетних, кто находится в неблагоприятных  условиях, обнаруживает нравственные  деформации, педагогическую запущенность;

- систематическая  правовоспитательная работа с несовершеннолетними с помощью индивидуальных и коллективных средств педагогического воздействия, восстановление и развитие позитивной системы их общения;

- выявление условий,  способствующих развитию нравственных  деформаций несовершеннолетних и снижение отрицательного влияния (либо нейтрализация) этих условий;

- просвещение  подростков с учетом их возрастных, половых особенностей, специфики  содержания учебных дисциплин  по общественно-политическим, гуманитарным  и естественным наукам, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности, правоведению;

- просвещение  подростков во внеучебное время  и во внеучебной среде, пропаганда  идей разумного и культурного  быта и досуга;

- привлечение  к просветительской работе государственно-общественных организаций, научных центров, здравоохранения.

Изучение личности несовершеннолетних, их семей, условий  воспитания нами проводилось по специальной  программе. Данная программа требует  сотрудничества правоохранительных органов  и образовательных учреждений. Реализация ее позволяет получить, на наш взгляд, исчерпывающие сведения о несовершеннолетних, условиях, в которых воспитывается подросток, его родителях, какая работа проводится с ним в образовательном учреждении и на этой основе разработать меры предупреждения асоциального поведения.

Как показывают данные нашего исследования, не всегда родители в силу недостаточного уровня психолого-педагогической подготовки, занятости на работе, или просто нежелания заниматься воспитанием  детей оказывают должное внимание своим детям. Это обуславливает необходимость использования правоохранительными органами целенаправленных, систематических, педагогических, правовых знаний, использование всех форм и методов работы с семьей с целью оказания помощи в формировании правовой личности. Поэтому особое место в профилактической работе в нашем исследовании отводилось деятельности правоохранительных органов с неблагополучными семьями, как первыми институтами социального поведения детей. По данным психолого-педагогических исследований Г.М. Миньковского, по степени их отрицательного влияния на подростков выделяют следующие группы семей:

1-я группа - родители, поведение которых дает бесспорные  основания для лишения родительских  прав: хронические алкоголики, морально  распущенные лица, родителей, систематически принимающие недозволенные методы воздействия на детей;

2-я группа - родители, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками  и демонстрирующие плохой пример  младшим;

3-я группа - «проблемные  семьи», где родители конфликтуют  друг с другом и уклоняются от воспитания детей;

4-я группа - «педагогически  слабые семьи», в которых родители  видят свои функции исключительно  в удовлетворении престижных  запросов детей.

Таким образом, ранняя профилактика асоциального поведения  подрастающего поколения должна начинаться в семье и заключаться в организации систематического целенаправленного воспитательного воздействия в отношении поведения ребенка.

Как отмечают авторы, профилактика преступлений среди несовершеннолетних - это осознанная, преднамеренная деятельность, предусматривающая достижение промежуточных и конечных целей, осуществляющихся комплексно на всех уровнях, применительно к характеру и иерархии причин преступности под непосредственным воздействием стимулирования антикриминогенных факторов. Все обозначенные структурные подразделения органов внутренних дел соподчинены по уровням профилактики задачам, функциональным признакам, субъектам предупредительной деятельности и многими другими признаками.

По объектам профилактического воздействия  система органов внутренних дел интегрирует три родственные одноуровневые подсистемы специально криминологического предупреждения правонарушений несовершеннолетних: среди учащихся общеобразовательных школ, профессиональных учебных заведений; среди несовершеннолетних, которые нигде не учатся и не работают, ведущих асоциальный образ жизни.

Эффективность профилактики преступлений среди несовершеннолетних, как показало наше исследование, зависит  от следующих условий:

- своевременность.  Несвоевременное принятие профилактических мер может подвергнуть подростка в неблагоприятные социальные и психологические условия, способствующие изменению его сознания, ценностного отношения к окружающим людям, самому себе.

Своевременность позволяет предупредить неблагоприятное  развитие личности, оздоровить с помощью организационно-педагогических и правовых мер условия жизни и воспитания, положение несовершеннолетнего в коллективе до того, как неблагоприятная ситуация сказалась на поведении личности.

- упреждаемость.  Данный параметр имеет непосредственное отношение к самому поступку, совершение которого можно было предвидеть.

Так, педагог, зная о склонности подростка к алкоголю, может предвидеть, что в день своего рождения он попытается выпить. Спрогнозировать, вовремя провести необходимую профилактическую работу - залог предупреждения асоциального поведения подростка.

- дифференцированность. В процессе профилактической  работы важен дифференцированный  подход к субъекту воздействия,  подбор форм организации и  содержания индивидуального подхода к каждому подростку, с которым проводятся профилактические мероприятия с учетом особенностей личности причин неблагоприятной жизненной или воспитательной ситуации.

- последовательность. Последовательное применение различных  средств с нарастающим элементом обязательности воздействия на личность несовершеннолетнего. Алгоритм последовательных мер следующий: сначала используются методы убеждения, рассчитанные на самосознание субъекта, на его потенциальные возможности самому критически осмысливать и корректировать свое поведение. Эти методы также анализируются педагогами, родителями, представителями государственно-общественных организаций и другими заинтересованными лицами. Если такие формы не оказывают существенного влияния, то следует использовать меры, реализующие общественную, дисциплинарную, административную ответственность.

- комплексность.  Способствует интеграции нравственного,  трудового, правового, эстетического  и физического воспитания несовершеннолетних, а также обязательное взаимодействие  в предупредительной работе семьи, общественно-государственных учреждений, правоохранительных органов, образовательных, культурных и научных центров.

- соблюдение  компетенции. Данное требование  предполагает обеспечение       своевременности, достаточности, законности профилактических мер.

Перечисленные требования к профилактической работе среди несовершеннолетних требует  организации оптимальных психолого-педагогических условий:

- опору на  положительные стороны подростка;

- участие ученического  коллектива (через общественные органы и органы самоуправления);

- планирование  и программирование как обязательный  элемент организации профилактической  работы;

- обязательный  контроль за подростками (несовершеннолетними), посещающими занятия в учебных  заведениях;

Информация о работе Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы ОВД