Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:44, реферат
В многоуровневой системе предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, как показал анализ психолого-педагогической, юридической литературы, в качестве субъектов профилактики выступают органы опеки и попечительства, которые оказывают необходимую помощь детям и подросткам, попавшим в неблагоприятные условия жизни и воспитания; специализированные подразделения и службы органов внутренних дел, непосредственно осуществляющие борьбу с правонарушениями несовершеннолетних; культурные и образовательные учреждения, организующие профилактические мероприятия асоциального поведения детей и подростков; общественно-государственные учреждения, способствующие привлечению подростков к общественно полезному труду; воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, осуществляющих исправление и перевоспитание подростков, осужденных за совершение уголовных преступлений.
В многоуровневой системе предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, как показал анализ психолого-педагогической, юридической литературы, в качестве субъектов профилактики выступают органы опеки и попечительства, которые оказывают необходимую помощь детям и подросткам, попавшим в неблагоприятные условия жизни и воспитания; специализированные подразделения и службы органов внутренних дел, непосредственно осуществляющие борьбу с правонарушениями несовершеннолетних; культурные и образовательные учреждения, организующие профилактические мероприятия асоциального поведения детей и подростков; общественно-государственные учреждения, способствующие привлечению подростков к общественно полезному труду; воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, осуществляющих исправление и перевоспитание подростков, осужденных за совершение уголовных преступлений.
Данные органы создаются по возрастным, учебным, региональным и другим признакам и выполняют, на наш взгляд, определенные предупредительные функции в борьбе с правонарушениями, в том числе и оказывают целенаправленное воспитательное воздействие на несовершеннолетних, исходя из своих уставных положений и посредством специальных форм и методов.
Прерогатива в
решении задач профилактической
деятельности возлагается на специализированных
оперативных работников милиции, которые
выполняют важнейшие
Так как профилактика преступлений среди несовершеннолетних представляет собой определенную область социального регулирования, то должна осуществляться системно, на всех уровнях.
По данным исследованиям В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, А.Б. Сахарова, Т.С. Барило и др. ученых, преступность несовершеннолетних детерминирована как общественно-политической, социальной, экономической обстановкой, так и особыми причинами, связанными с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей, демографическими и другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим областям общественной жизни.
Эффективность профилактической работы зависит от технологии профилактической работы, организации планирования воспитательной деятельности, полной информации о самом подростке, его психологических свойствах, социальной среде и ближайшем его окружении, что имеет важное значение для разработки деятельности.
Таким образом, повышенную ответственность в организации правовоспитательной работы среди детей и подростков несут органы внутренних дел.
Одним из центральных
направлений деятельности системы
внутренних дел является профилактика
правонарушений среди несовершеннолетних,
которая характеризуется
Основная задача органов внутренних дел - проведение действий по установлению и устранению причин преступлений несовершеннолетних и условий, способствующих их совершению.
Ведущим звеном
ранней профилактики правонарушений среди
подростков являются инспекции по делам
несовершеннолетних, основная задача
которых заключается в
Основная задача
отделов и отделений уголовного
розыска - выявление и предотвращение замышляемых несовершеннолетними
преступлений; осуществление комплекса
воспитательно-
Важную роль
в предупредительных
Важным звеном
в системе внутренних дел в
профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних являются следственные
отделы (следователи). Их задача состоит
в том, чтобы всесторонне, объективно
и полно исследовать все
Решению задач профилактики требует овладение участниками профилактической работы, на наш взгляд, следующими знаниями, умениями, навыками:
- изучение личности
подростка, условий жизни и
воспитания его, своевременное
выявление тех
- систематическая правовоспитательная работа с несовершеннолетними с помощью индивидуальных и коллективных средств педагогического воздействия, восстановление и развитие позитивной системы их общения;
- выявление условий,
способствующих развитию
- просвещение
подростков с учетом их
- просвещение
подростков во внеучебное
- привлечение
к просветительской работе
Изучение личности несовершеннолетних, их семей, условий воспитания нами проводилось по специальной программе. Данная программа требует сотрудничества правоохранительных органов и образовательных учреждений. Реализация ее позволяет получить, на наш взгляд, исчерпывающие сведения о несовершеннолетних, условиях, в которых воспитывается подросток, его родителях, какая работа проводится с ним в образовательном учреждении и на этой основе разработать меры предупреждения асоциального поведения.
Как показывают
данные нашего исследования, не всегда
родители в силу недостаточного уровня
психолого-педагогической подготовки,
занятости на работе, или просто
нежелания заниматься воспитанием
детей оказывают должное вниман
1-я группа - родители,
поведение которых дает
2-я группа - родители,
злоупотребляющие алкоголем,
3-я группа - «проблемные семьи», где родители конфликтуют друг с другом и уклоняются от воспитания детей;
4-я группа - «педагогически
слабые семьи», в которых родители
видят свои функции
Таким образом, ранняя профилактика асоциального поведения подрастающего поколения должна начинаться в семье и заключаться в организации систематического целенаправленного воспитательного воздействия в отношении поведения ребенка.
Как отмечают авторы, профилактика преступлений среди несовершеннолетних - это осознанная, преднамеренная деятельность, предусматривающая достижение промежуточных и конечных целей, осуществляющихся комплексно на всех уровнях, применительно к характеру и иерархии причин преступности под непосредственным воздействием стимулирования антикриминогенных факторов. Все обозначенные структурные подразделения органов внутренних дел соподчинены по уровням профилактики задачам, функциональным признакам, субъектам предупредительной деятельности и многими другими признаками.
По объектам профилактического воздействия система органов внутренних дел интегрирует три родственные одноуровневые подсистемы специально криминологического предупреждения правонарушений несовершеннолетних: среди учащихся общеобразовательных школ, профессиональных учебных заведений; среди несовершеннолетних, которые нигде не учатся и не работают, ведущих асоциальный образ жизни.
Эффективность профилактики преступлений среди несовершеннолетних, как показало наше исследование, зависит от следующих условий:
- своевременность.
Несвоевременное принятие
Своевременность позволяет предупредить неблагоприятное развитие личности, оздоровить с помощью организационно-педагогических и правовых мер условия жизни и воспитания, положение несовершеннолетнего в коллективе до того, как неблагоприятная ситуация сказалась на поведении личности.
- упреждаемость.
Данный параметр имеет непосред
Так, педагог, зная о склонности подростка к алкоголю, может предвидеть, что в день своего рождения он попытается выпить. Спрогнозировать, вовремя провести необходимую профилактическую работу - залог предупреждения асоциального поведения подростка.
- дифференцированность.
В процессе профилактической
работы важен
- последовательность.
Последовательное применение
- комплексность.
Способствует интеграции
- соблюдение
компетенции. Данное
Перечисленные
требования к профилактической работе
среди несовершеннолетних требует
организации оптимальных
- опору на
положительные стороны
- участие ученического коллектива (через общественные органы и органы самоуправления);
- планирование
и программирование как
- обязательный
контроль за подростками (
Информация о работе Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы ОВД