В последние годы в различных
регионах нередкими стали случаи
отключения электрической энергии,
водоснабжения и других источников
жизнеобеспечения различных объектов
как производственного, так и
социально-бытового назначения. Незаконные
отключения от источников жизнеобеспечения
парализуют деятельность соответствующих
объектов, создают аварийные ситуации,
чреваты массовыми человеческими
жертвами и серьезными материальными
потерями, создают социальную напряженность
в обществе. Особенно опасны случаи
отключения стратегических объектов,
обеспечивающих безопасность государства
и общества, - объектов, связанных
с ядерными материалами, диспетчерских
пунктов, обеспечивающих работу
транспорта, непрерывных производств
и т.п.
Постановлением Правительства РФ
от 17 июня 1998 г. N 601 "О дополнительных
мерах по повышению ответственности
потребителей за оплату топливно-энергетических
ресурсов" в ред. постановлений
Правительства РФ от 27 июля 1998 г.
N 844 и от 5 июля 1999 г. N 781 утвержден
Перечень стратегических организаций,
обеспечивающих безопасность государства
и финансируемых за счет средств
федерального бюджета, поставки
топливно-энергетических ресурсов
которым подлежат гарантированной
оплате за счет средств федерального
бюджета и которые не подлежат
прекращению или ограничению
ниже установленных им соответствующими
федеральными органами исполнительной
власти лимитов в натуральном
и стоимостном выражении.
К числу таких организаций
относятся: воинские части Минобороны
России, МВД России, ФПС России, МЧС
России, ФАПСИ, ФСЖВ России; объекты
МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, СВР России,
ФСО России, Главного управления специальных
программ Президента Российской Федерации;
исправительные учреждения, следственные
изоляторы, тюрьмы; федеральные ядерные
центры и объекты, работающие с ядерным
топливом и материалами; объекты производства
взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным
технологическим процессом, выполняющие
государственный оборонный заказ; ВГТРК
и иные предприятия, входящие в единый
производственно-технологический комплекс
государственных электронных средств
массовой информации.
Постановлением Правительства РФ
от 22 июня 1999 г. N 664 утверждено приложение
к Положению об ограничении
или временном прекращении подачи
электрической энергии (мощности)
потребителям при возникновении
или угрозе возникновения аварии
в работе систем электроснабжения,
в котором содержится перечень
потребителей электрической энергии
(отдельных объектов), которые не
включаются в графики временного
отключения электрической энергии.
К числу таких потребителей
отнесены: объекты органов государственной
власти и управления; медицинские
учреждения и учреждения социального
обеспечения; организации связи;
объекты водоснабжения и канализации;
объекты вентиляции, водоотлива
и основные подъемные устройства
угольных и горнорудных предприятий;
метрополитен; воинские части Минобороны
России, МВД России, ФПС России, МЧС
России, ФАПСИ, ФСЖВ России; исправительно-трудовые
учреждения, следственные изоляторы,
тюрьмы; объекты ФСБ России, МВД
России, ФАПСИ, СВР России, ФСО
России, ГУСП; федеральные ядерные
центры и объекты, работающие
с ядерным топливом и материалами;
объекты производства взрывчатых
веществ и боеприпасов с непрерывным
технологическим процессом, выполняющие
государственный оборонный заказ;
питающие линии электроснабжения,
обеспечивающие системы пожарной
безопасности; объекты систем диспетчерского
управления, блокировки, сигнализации
и защиты железнодорожного, водного
и воздушного транспорта.
Объектом преступления является
установленный нормативными актами
порядок снабжения электрической
энергией и другими источниками
жизнеобеспечения организаций, учреждений
и предприятий вне зависимости
от их организационно-правовых
форм и форм собственности.
В диспозиции ст. 215.1 прямо назван
один предмет жизнеобеспечения -
электрическая энергия. Что же
касается иных источников, то
они сформулированы в обобщенной
форме - "другие источники жизнеобеспечения".
К числу других источников
жизнеобеспечения следует отнести
тепловую энергию, газ и воду.
С объективной стороны преступление
совершается либо в виде прекращения,
либо в виде ограничения подачи
источников жизнеобеспечения. Прекращение
подачи означает полное временное
или постоянное отключение потребителя
от источников жизнеобеспечения.
Ограничение подачи связано либо
с уменьшением объема подачи
жизнеобеспечивающих элементов
до уровня ниже минимально
необходимого для функционирования
конкретного потребителя, либо
с подачей указанных элементов
в течение ограниченного промежутка
времени вместо постоянно необходимого.
Окончено данное преступление
будет с момента прекращения
или ограничения подачи элементов
жизнеобеспечения. Для квалификации
содеянного по ч. 1 ст. 215.1 УК не
требуется наступления каких-либо
последствий.
С субъективной стороны преступление
может совершаться только с
прямым умыслом. Мотивы и цели
деятельности значения для квалификации
содеянного не имеют, но могут
учитываться при назначении наказания.
Субъект преступления - специальный,
он прямо определен в диспозиции
ст. 215.1 - должностное лицо или
лицо, выполняющее управленческие
функции в коммерческой или
иной организации. О понятии
"должностное лицо" см. раздел
к ст. 285 УК; о понятии лица, выполняющего
управленческие функции в коммерческой
или иной организации, см. раздел
к ст. 201 УК. Это может быть лицо,
которое само прекратило или
ограничило подачу источников
жизнеобеспечения потребителю, либо лицо,
отдавшее об этом соответствующее распоряжение.
Квалифицированным видом прекращения
или ограничения подачи электрической
энергии и других источников
жизнеобеспечения согласно ч. 2 ст.
215.1 являются причинение деянием
смерти человеку, радиоактивное
заражение окружающей среды (существенное
изменение радиоактивного фона
до уровня, способного создать
угрозу здоровью населения, животному
и растительному миру) или иные
тяжкие последствия (см. раздел
к ст. 205 УК). При этом субъективное
отношение к таким последствиям
может выражаться только в
форме неосторожности.
Приведение в негодность объектов
жизнеобеспечения (ст. 215.2). Норма об
этом преступлении была введена
Федеральным законом "О внесении
изменений и дополнений в Уголовный
кодекс Российской Федерации
и Уголовно-процессуальный кодекс
РСФСР" от 19 июня 2001 г. N 83-ФЗ). Общественная
опасность деяния определяется тем, что
в результате совершения преступления
может быть парализована деятельность
объектов жизнеобеспечения, что в свою
очередь может повлечь нарушение нормальной
деятельности предприятий промышленного
комплекса, транспорта, связи, медицинских
учреждений и т.д.
Объект преступления - отношения,
обеспечивающие нормальную и
бесперебойную деятельность объектов
жизнеобеспечения. Предмет посягательства
назван законодателем в диспозиции
статьи путем примерного перечня
- объекты энергетики, электросвязи,
жилищного и коммунального хозяйства
и другие объекты жизнеобеспечения.
К другим объектам жизнеобеспечения
можно отнести, например, водозаборные
и очистные сооружения, объекты
вентиляции, водоотлива, подъемные
устройства угольных и горнорудных
предприятий и т.д. Это не
обязательно должны быть отдельные
здания или сооружения (ТЭЦ, газораспределительные
или водоочистительные станции,
котельная и т.д.), но и находящиеся
в зданиях (сооружениях) узлы
управления, обеспечивающие функционирование
данного объекта, например, электрощитовая,
распределительный узел и т.п.
Объективная сторона преступления
выражается в совершении деяния
по приведению соответствующего
объекта жизнеобеспечения в негодное
для эксплуатации состояние. В
диспозиции статьи не указывается
исчерпывающий перечень способов
совершения данного преступления.
Наряду с обычным разрушением
(полным прекращением физического
существования объекта) и повреждением
(частичным нарушением физического
объема) объектов щбльюизнеобеспечения
вполне допустим и иной способ совершения
преступления. Таковым может выступать
устройство завалов, затопление, нарушение
работы лифтового хозяйства, радиоактивное,
химическое или бактериологическое заражение
объекта, исключающее его нормальную эксплуатацию.
Не исключается также использование в
преступных целях и возможностей ЭВМ.
Главное, чтобы все это обеспечило наступление
вредного результата в виде приведения
в негодное для эксплуатации состояние
объекта жизнеобеспечения.
Под негодным состоянием в
данном случае следует понимать
как полное исключение данного
объекта из системы обеспечения,
так и исключение возможности
его нормальной работы в течение
более или менее длительного
периода времени.
Окончено данное преступление
будет с момента приведения
объекта жизнедеятельности в
негодное для эксплуатации состояние.
Субъективная сторона преступления
характеризуется только прямым
умыслом. Главное отличие для отграничения.
При этом обязательным признаком является
мотив - корыстные или хулиганские побуждения
(см. соответствующий комментарий к ст.
158 и 213 УК). Именно с учетом мотивационной
обусловленности приведение в негодность
объектов жизнеобеспечения отличается
от терроризма (ст. 205 УК) и диверсии (ст.
281 УК). От хулиганства (ст. 213 УК) и вандализма
(ст. 214 УК) данное преступление отличается
тем, что оно направлено на уничтожение
или повреждение не отдельного имущества,
а на приведение в негодное для эксплуатации
состояние комплекса имущества (объекта
в целом, а не составляющие его части).
Именно это должно охватываться сознанием
виновного лица.
Субъект - вменяемое лицо, достигшее
16-летнего возраста.
Квалифицированным видом преступления
является его совершение: а) группой
лиц по предварительному сговору
(см. комментарий к ст. 158 УК), б)
неоднократно (см. комментарий к
ст. 105 УК), в) лицом с использованием
своего служебного положения
(см. комментарий к ст. 209 УК).
Особо квалифицированным данное
преступление признается в случае
причинения при его совершении
по неосторожности смерти человека
или иных тяжких последствий
(см. комментарий к ст. 205 УК).
Глава
II Уголовно-правовая характеристика преступлений
,предусмотренных ст. 216.,217. Проблемы разграничения
данных составов преступлений.
§1Уголовно-правовая
характеристика преступления, предусмотренного
ст. 216 - Нарушение правил безопасности
при ведении горных, строительных или
иных работ (ст. 216 УК). Разграничение данного
преступления и нарушения правил охраны
труда (ст.140 УК РФ).
Объектом
преступления являются установленные
правила безопасности ведения горных,
строительных или иных работ. Горные,
строительные и некоторые другие
виды работ относятся к опасным
производствам, и нарушение правил
труда на них способно привести к
многочисленным человеческим жертвам,
крупному материальному ущербу. Поэтому
опасные производственные объекты
подлежат специальной регистрации
в Государственном реестре опасных
производственных объектов. Перечень
опасных производств (предприятия,
их цеха, участки, площадки, а также
иные производственные объекты) указан
в Приложении 1 к -ФЗ Федеральному
закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной
безопасности опасных производственных
объектов" в ред. от 7 августа 2000 г. N 122.
К горным работам относятся
работы по строительству, реконструкции,
эксплуатации и ремонту буровых
установок, шахт или иных выработок
по добыче полезных ископаемых,
а также строительство и ремонт
подземных сооружений, не связанных
с добычей полезных ископаемых,
например, метрополитена, тоннелей.
Под строительными работами следует
понимать земляные, каменные, бетонные,
монтажные, отделочные, погрузочно-разгрузочные
и иные работы, производимые на
строительной площадке в связи
с возведением, ремонтом, передвижением,
реконструкцией или сносом жилых
зданий, помещений производственного,
бытового или иного назначения,
а также работы вне строительной площадки,
но связанные с ремонтом и прокладкой
различных инженерных сетей, коммуникаций
теплоснабжения, водоснабжения и т.д. Иные
работы - это однопорядковые с горными
и строительными работы, которые обладают
таким же высоким уровнем возможности
причинения вреда, например, работы, при
которых используются оборудование под
большим давлением или с высокой температурой
либо стационарно установленные грузоподъемные
механизмы, эскалаторы, канатные дороги,
фуникулеры, ведутся работы по обогащению
полезных ископаемых, а также работы в
подземных условиях. По смыслу закона
нарушение соответствующих правил ведения
работ должно быть в месте производства
этих работ (стройка, шахта, цех, тоннель
и т.д.) вне зависимости от формы собственности
и организационно-правовой формы предприятия.
направленного на охрану безопасных условий
труда и безопасности горных, строительных
и иных работ".
Объективная сторона преступления
в диспозиции ст. 216 УК определяется
в общем виде - нарушение правил
безопасности при ведении определенных
работ, которое повлекло причинение
тяжкого или средней тяжести
вреда здоровью. Бланкетный характер
диспозиции обязывает суды в
каждом конкретном случае выяснять,
кем и какие конкретные пункты
правил безопасности ведения работ
нарушены. Правила безопасности ведения
горных, строительных и иных работ предусматриваются
Федеральным законом от 21 июля 1997 г., постановлениями
Федерального горного и промышленного
надзора, строительными нормами и правилами
(СНиПами), специальными правилами техники
безопасности, правилами эксплуатации
механизмов, санитарными правилами и др.
Деяние по нарушению правил
ведения работ может выражаться
как в действии, так и в бездействии.
В первом случае оно может
быть связано с отдачей различных
распоряжений и оказанием воздействия
на организацию труда, с нарушением
технологической последовательности
работ, с использованием конструкций
и материалов, не предусмотренных
проектом, с работой при повышенной
концентрации вредных веществ или в нарушение
температурных режимов, на заведомо неисправных
механизмах, проведения сварочных работ
в огнеопасных местах. Во втором случае
(бездействии) не выполняются или ненадлежащим
образом выполняются требования безопасности,
предусмотренные определенными правилами:
неустановка ограждений, соответствующих
предупредительных знаков и плакатов
в опасных зонах, отсутствие специального
инструктажа, когда он необходим, отсутствие
допуска для работы с механизмами, отсутствие
индивидуальных средств защиты работников
и т.д.