Проблемы квалификации нарушения правил специальных видов работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:54, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является выявление проблем в квалификации преступлений, связанных с нарушением правил специальных видов работ. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотрение уголовно-правовой характеристики следующих составов:
Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики;
Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......…3
Глава I. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьям: 215.,215.1.,215.2УК РФ. Проблемы их квалификации…………………………………………………………………..….....5
§1 Статья 215.Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики……………………………………………………………………………5
§2 Статья 215.1. Прекращение или ограничение подачи электроэнергии. Статья 215.2 Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения…………………..10
Глава II. Уголовно-правовая характеристика преступлений,предусмотренных статьями 216 и 217 УК РФ. Проблемы квалификации……………………….…16
§1 Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ…………………………………………………….16
§2 Статья 217. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах……………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

специальные правила безопасности2.docx

— 49.30 Кб (Скачать)

       В последние годы в различных  регионах нередкими стали случаи  отключения электрической энергии,  водоснабжения и других источников  жизнеобеспечения различных объектов  как производственного, так и  социально-бытового назначения. Незаконные  отключения от источников жизнеобеспечения  парализуют деятельность соответствующих  объектов, создают аварийные ситуации, чреваты массовыми человеческими  жертвами и серьезными материальными  потерями, создают социальную напряженность  в обществе. Особенно опасны случаи  отключения стратегических объектов, обеспечивающих безопасность государства  и общества, - объектов, связанных  с ядерными материалами, диспетчерских  пунктов, обеспечивающих работу  транспорта, непрерывных производств  и т.п.

       Постановлением Правительства РФ  от 17 июня 1998 г. N 601 "О дополнительных  мерах по повышению ответственности  потребителей за оплату топливно-энергетических  ресурсов" в ред. постановлений  Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 844 и от 5 июля 1999 г. N 781 утвержден  Перечень стратегических организаций,  обеспечивающих безопасность государства  и финансируемых за счет средств  федерального бюджета, поставки  топливно-энергетических ресурсов  которым подлежат гарантированной  оплате за счет средств федерального  бюджета и которые не подлежат  прекращению или ограничению  ниже установленных им соответствующими  федеральными органами исполнительной  власти лимитов в натуральном  и стоимостном выражении.

       К числу таких организаций  относятся: воинские части Минобороны  России, МВД России, ФПС России, МЧС  России, ФАПСИ, ФСЖВ России; объекты МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, СВР России, ФСО России, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации; исправительные учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы; федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами; объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ; ВГТРК и иные предприятия, входящие в единый производственно-технологический комплекс государственных электронных средств массовой информации.

       Постановлением Правительства РФ  от 22 июня 1999 г. N 664 утверждено приложение  к Положению об ограничении  или временном прекращении подачи  электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении  или угрозе возникновения аварии  в работе систем электроснабжения, в котором содержится перечень  потребителей электрической энергии  (отдельных объектов), которые не  включаются в графики временного  отключения электрической энергии.  К числу таких потребителей  отнесены: объекты органов государственной  власти и управления; медицинские  учреждения и учреждения социального  обеспечения; организации связи;  объекты водоснабжения и канализации;  объекты вентиляции, водоотлива  и основные подъемные устройства  угольных и горнорудных предприятий;  метрополитен; воинские части Минобороны  России, МВД России, ФПС России, МЧС  России, ФАПСИ, ФСЖВ России; исправительно-трудовые  учреждения, следственные изоляторы,  тюрьмы; объекты ФСБ России, МВД  России, ФАПСИ, СВР России, ФСО  России, ГУСП; федеральные ядерные  центры и объекты, работающие  с ядерным топливом и материалами;  объекты производства взрывчатых  веществ и боеприпасов с непрерывным  технологическим процессом, выполняющие  государственный оборонный заказ;  питающие линии электроснабжения, обеспечивающие системы пожарной  безопасности; объекты систем диспетчерского  управления, блокировки, сигнализации  и защиты железнодорожного, водного  и воздушного транспорта.

       Объектом преступления является  установленный нормативными актами  порядок снабжения электрической  энергией и другими источниками  жизнеобеспечения организаций, учреждений  и предприятий вне зависимости  от их организационно-правовых  форм и форм собственности.  В диспозиции ст. 215.1 прямо назван  один предмет жизнеобеспечения - электрическая энергия. Что же  касается иных источников, то  они сформулированы в обобщенной  форме - "другие источники жизнеобеспечения". К числу других источников  жизнеобеспечения следует отнести  тепловую энергию, газ и воду.

       С объективной стороны преступление  совершается либо в виде прекращения,  либо в виде ограничения подачи  источников жизнеобеспечения. Прекращение  подачи означает полное временное  или постоянное отключение потребителя  от источников жизнеобеспечения. Ограничение подачи связано либо  с уменьшением объема подачи  жизнеобеспечивающих элементов  до уровня ниже минимально  необходимого для функционирования  конкретного потребителя, либо  с подачей указанных элементов  в течение ограниченного промежутка  времени вместо постоянно необходимого.

       Окончено данное преступление  будет с момента прекращения  или ограничения подачи элементов  жизнеобеспечения. Для квалификации  содеянного по ч. 1 ст. 215.1 УК не  требуется наступления каких-либо  последствий.

       С субъективной стороны преступление  может совершаться только с  прямым умыслом. Мотивы и цели  деятельности значения для квалификации  содеянного не имеют, но могут  учитываться при назначении наказания.

       Субъект преступления - специальный,  он прямо определен в диспозиции  ст. 215.1 - должностное лицо или  лицо, выполняющее управленческие  функции в коммерческой или  иной организации. О понятии  "должностное лицо" см. раздел  к ст. 285 УК; о понятии лица, выполняющего  управленческие функции в коммерческой  или иной организации, см. раздел  к ст. 201 УК. Это может быть лицо, которое само прекратило или  ограничило подачу источников  жизнеобеспечения потребителю, либо лицо, отдавшее об этом соответствующее распоряжение.

       Квалифицированным видом прекращения  или ограничения подачи электрической  энергии и других источников  жизнеобеспечения согласно ч. 2 ст. 215.1 являются причинение деянием  смерти человеку, радиоактивное  заражение окружающей среды (существенное  изменение радиоактивного фона  до уровня, способного создать  угрозу здоровью населения, животному  и растительному миру) или иные  тяжкие последствия (см. раздел  к ст. 205 УК). При этом субъективное  отношение к таким последствиям  может выражаться только в  форме неосторожности.

       Приведение в негодность объектов  жизнеобеспечения (ст. 215.2). Норма об  этом преступлении была введена  Федеральным законом "О внесении  изменений и дополнений в Уголовный  кодекс Российской Федерации  и Уголовно-процессуальный кодекс  РСФСР" от 19 июня 2001 г. N 83-ФЗ). Общественная опасность деяния определяется тем, что в результате совершения преступления может быть парализована деятельность объектов жизнеобеспечения, что в свою очередь может повлечь нарушение нормальной деятельности предприятий промышленного комплекса, транспорта, связи, медицинских учреждений и т.д.

       Объект преступления - отношения,  обеспечивающие нормальную и  бесперебойную деятельность объектов  жизнеобеспечения. Предмет посягательства  назван законодателем в диспозиции  статьи путем примерного перечня  - объекты энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства  и другие объекты жизнеобеспечения. К другим объектам жизнеобеспечения  можно отнести, например, водозаборные  и очистные сооружения, объекты  вентиляции, водоотлива, подъемные  устройства угольных и горнорудных  предприятий и т.д. Это не  обязательно должны быть отдельные  здания или сооружения (ТЭЦ, газораспределительные  или водоочистительные станции,  котельная и т.д.), но и находящиеся  в зданиях (сооружениях) узлы  управления, обеспечивающие функционирование данного объекта, например, электрощитовая, распределительный узел и т.п.

       Объективная сторона преступления  выражается в совершении деяния  по приведению соответствующего  объекта жизнеобеспечения в негодное  для эксплуатации состояние. В  диспозиции статьи не указывается  исчерпывающий перечень способов  совершения данного преступления. Наряду с обычным разрушением  (полным прекращением физического  существования объекта) и повреждением (частичным нарушением физического  объема) объектов щбльюизнеобеспечения вполне допустим и иной способ совершения преступления. Таковым может выступать устройство завалов, затопление, нарушение работы лифтового хозяйства, радиоактивное, химическое или бактериологическое заражение объекта, исключающее его нормальную эксплуатацию. Не исключается также использование в преступных целях и возможностей ЭВМ. Главное, чтобы все это обеспечило наступление вредного результата в виде приведения в негодное для эксплуатации состояние объекта жизнеобеспечения.

       Под негодным состоянием в  данном случае следует понимать  как полное исключение данного  объекта из системы обеспечения,  так и исключение возможности  его нормальной работы в течение  более или менее длительного  периода времени.

       Окончено данное преступление  будет с момента приведения  объекта жизнедеятельности в  негодное для эксплуатации состояние.

       Субъективная сторона преступления  характеризуется только прямым  умыслом. Главное отличие для отграничения. При этом обязательным признаком является мотив - корыстные или хулиганские побуждения (см. соответствующий комментарий к ст. 158 и 213 УК). Именно с учетом мотивационной обусловленности приведение в негодность объектов жизнеобеспечения отличается от терроризма (ст. 205 УК) и диверсии (ст. 281 УК). От хулиганства (ст. 213 УК) и вандализма (ст. 214 УК) данное преступление отличается тем, что оно направлено на уничтожение или повреждение не отдельного имущества, а на приведение в негодное для эксплуатации состояние комплекса имущества (объекта в целом, а не составляющие его части). Именно это должно охватываться сознанием виновного лица.

       Субъект - вменяемое лицо, достигшее  16-летнего возраста.

       Квалифицированным видом преступления  является его совершение: а) группой  лиц по предварительному сговору  (см. комментарий к ст. 158 УК), б)  неоднократно (см. комментарий к  ст. 105 УК), в) лицом с использованием  своего служебного положения  (см. комментарий к ст. 209 УК).

       Особо квалифицированным данное  преступление признается в случае  причинения при его совершении  по неосторожности смерти человека  или иных тяжких последствий  (см. комментарий к ст. 205 УК). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II Уголовно-правовая характеристика преступлений ,предусмотренных ст. 216.,217. Проблемы разграничения данных составов преступлений.

     §1Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 216 - Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК). Разграничение данного преступления и нарушения правил охраны труда (ст.140 УК РФ). 
 
 

     Объектом  преступления являются установленные  правила безопасности ведения горных, строительных или иных работ. Горные, строительные и некоторые другие виды работ относятся к опасным  производствам, и нарушение правил труда на них способно привести к  многочисленным человеческим жертвам, крупному материальному ущербу. Поэтому  опасные производственные объекты  подлежат специальной регистрации  в Государственном реестре опасных  производственных объектов. Перечень опасных производств (предприятия, их цеха, участки, площадки, а также  иные производственные объекты) указан в Приложении 1 к -ФЗ Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в ред. от 7 августа 2000 г. N 122.

       К горным работам относятся  работы по строительству, реконструкции,  эксплуатации и ремонту буровых  установок, шахт или иных выработок  по добыче полезных ископаемых, а также строительство и ремонт  подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых, например, метрополитена, тоннелей. Под строительными работами следует  понимать земляные, каменные, бетонные, монтажные, отделочные, погрузочно-разгрузочные  и иные работы, производимые на  строительной площадке в связи  с возведением, ремонтом, передвижением,  реконструкцией или сносом жилых  зданий, помещений производственного,  бытового или иного назначения, а также работы вне строительной площадки, но связанные с ремонтом и прокладкой различных инженерных сетей, коммуникаций теплоснабжения, водоснабжения и т.д. Иные работы - это однопорядковые с горными и строительными работы, которые обладают таким же высоким уровнем возможности причинения вреда, например, работы, при которых используются оборудование под большим давлением или с высокой температурой либо стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры, ведутся работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. По смыслу закона нарушение соответствующих правил ведения работ должно быть в месте производства этих работ (стройка, шахта, цех, тоннель и т.д.) вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы предприятия. направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ".

       Объективная сторона преступления  в диспозиции ст. 216 УК определяется  в общем виде - нарушение правил  безопасности при ведении определенных  работ, которое повлекло причинение  тяжкого или средней тяжести  вреда здоровью. Бланкетный характер  диспозиции обязывает суды в  каждом конкретном случае выяснять, кем и какие конкретные пункты  правил безопасности ведения работ нарушены. Правила безопасности ведения горных, строительных и иных работ предусматриваются Федеральным законом от 21 июля 1997 г., постановлениями Федерального горного и промышленного надзора, строительными нормами и правилами (СНиПами), специальными правилами техники безопасности, правилами эксплуатации механизмов, санитарными правилами и др.

       Деяние по нарушению правил  ведения работ может выражаться  как в действии, так и в бездействии.  В первом случае оно может  быть связано с отдачей различных  распоряжений и оказанием воздействия  на организацию труда, с нарушением  технологической последовательности  работ, с использованием конструкций  и материалов, не предусмотренных  проектом, с работой при повышенной концентрации вредных веществ или в нарушение температурных режимов, на заведомо неисправных механизмах, проведения сварочных работ в огнеопасных местах. Во втором случае (бездействии) не выполняются или ненадлежащим образом выполняются требования безопасности, предусмотренные определенными правилами: неустановка ограждений, соответствующих предупредительных знаков и плакатов в опасных зонах, отсутствие специального инструктажа, когда он необходим, отсутствие допуска для работы с механизмами, отсутствие индивидуальных средств защиты работников и т.д.

Информация о работе Проблемы квалификации нарушения правил специальных видов работ