НОУ Сибирский
институт бизнеса, управления и психологии
Юридический
факультет
Кафедра
уголовного права и процесса
Реферативное
исследование по дисциплине : «Преступления
против общественной безопасности»
Тема : «Проблемы
квалификации нарушения правил специальных
видов работ»
Выполнила: студентка V курса
гр.117-гп Ремарчук.М,В
Проверил: Грамматчиков .
г.Красноярск,2011
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….......…3
Глава
I. Уголовно-правовая характеристика преступлений,
предусмотренных статьям: 215.,215.1.,215.2УК
РФ. Проблемы их квалификации…………………………………………………………………..….....5
§1 Статья 215.Нарушение
правил безопасности на объектах атомной
энергетики……………………………………………………………………………5
§2 Статья 215.1.
Прекращение или ограничение подачи электроэнергии.
Статья 215.2 Приведение в негодность объектов
жизнеобеспечения…………………..10
Глава II. Уголовно-правовая
характеристика преступлений,предусмотренных
статьями 216 и 217 УК РФ. Проблемы квалификации……………………….…16
§1 Статья 216.
Нарушение правил безопасности при ведении
горных, строительных или иных работ…………………………………………………….16
§2 Статья 217.
Нарушение правил безопасности на взрывоопасных
объектах……………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной
литературы……………………………………………...27
Введение
Уголовный
кодекс РФ 1996 г. устанавливает уголовную
ответственность за специфические
нарушения общественной безопасности,
связанные с нарушением специальных
правил, которые регламентируют использование
того или иного источника повышенной
опасности. Такие нарушения создают
угрозу причинения вреда не только
лицам, чья работа непосредственно
связана с данным источником повышенной
опасности, но и неопределенному
кругу лиц. Например, нарушение правил
безопасности на объектах атомной энергетики
(ст. 215 УК РФ) может повлечь серьезные
последствия для очень широкого
круга лиц и для природной
среды.
Преступления,
относящиеся к рассматриваемой
группе, различаются между собой
по непосредственному объекту —
по видам общественной безопасности,
которые определяются различиями в
объектах и источниках опасности. Однако,
нередко возникают проблемы с определением
правильной квалификации какого-либо
преступления, предусмотренного в
данном исследовании.
Целью
данного исследования является выявление
проблем в квалификации преступлений,
связанных с нарушением правил специальных
видов работ. Для достижения данной цели
поставлены следующие задачи:
1.
рассмотрение уголовно-правовой характеристики
следующих составов:
- Нарушение
правил безопасности на объектах атомной
энергетики;
- Прекращение
или ограничение подачи электрической
энергии либо отключение от других источников
жизнеобеспечения;
- Приведение
в негодность объектов жизнеобеспечения;
- Приведение
в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов
и газопроводов;
- Нарушение
правил безопасности при ведении горных,
строительных или иных работ;
- Нарушение
правил безопасности на взрывоопасных
объектах;
- Нарушение
правил учета, хранения, перевозки и использования
взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ
и пиротехнических изделий.
2.
выявить проблемы квалификации
нарушении правил специальных
видов работ.
Глава
I. Уголовно-правовая характеристика преступлений,
предусмотренных статьям:215.,215.1.,215.2. Проблемы
их квалификации.
§1.
Статья 215.Нарушение правил безопасности
на объектах атомной энергетики
Преступления
данной группы посягают на специфическую
группу общественных отношений, которые
являются частью отношений общественной
безопасности и регламентируют порядок
производства отдельных видов работ,
а также связанные с этим порядком
правила безопасности труда. Некоторые
виды производств в силу свойств
и специфики технологических
процессов обладают потенциально высокой
степенью опасности причинения вреда
физическим и имущественным благам
личности и общества и поэтому
требуют соблюдения особых мер предосторожности
при их выполнении. Точное и неукоснительное
соблюдение таких специальных мер
предосторожности является необходимым
условием предотвращения наступления
общественно опасных последствий.
В качестве характерных признаков
данной группы преступлений выделяются
следующие обстоятельства. Во-первых,
соответствующие правила безопасности
закрепляются в иных отраслях права
и поэтому диспозиции статей Уголовного
кодекса формулируются как бланкетные.
Во-вторых, рассматриваемая группа
преступлений, как правило, может
совершаться только с неосторожной
формой вины.
Нарушение правил безопасности
на объектах атомной энергетики
(ст. 215 УК). Объектом данного преступления
является установленный нормативными
актами порядок по обеспечению
безопасности размещения, проектирования,
строительства и эксплуатации
объектов атомной энергетики. Данная
норма впервые выделяется в
уголовном законодательстве. Соответствующие
деяния ранее квалифицировались
либо по статьям о преступлениях
против личности, либо по статьям
о должностных преступлениях.
С развитием атомной энергетики,
использованием атомной энергии
в мирных и оборонных целях,
применением источников ионизирующего
излучения в медицине, промышленности
и сельском хозяйстве одной из
важнейших составляющих национальной
безопасности государства становится
обеспечение ядерной и радиационной безопасности.
Вместе с тем каждый гражданин имеет право
на охрану здоровья от неблагоприятного
воздействия окружающей природной среды,
вызванного хозяйственной или иной деятельностью,
аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Правовые основы и принципы
регулирования отношений, возникающих
при использовании атомной энергии,
содержатся в Федеральном законе
от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии" в ред. от
10 февраля 1997 г. N 28-ФЗ; в Законе
РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об
охране окружающей природной
среды" (с последующими изменениями
и дополнениями); постановлении Правительства
РФ от 22 февраля 2000 г. N 149 "О Федеральной
целевой программе "Ядерная
и радиационная безопасность
России" на 2000-2006 годы".
К объектам атомной энергетики
относятся места нахождения: ядерных
установок (сооружений и комплексов
с ядерными реакторами, в том
числе атомные станции, суда
и другие плавсредства, космические
и летательные аппараты, другие
транспортные и транспортабельные
средства; сооружения и комплексы
с промышленными, экспериментальными
и исследовательскими ядерными
реакторами, критическими и подкритическими
ядерными стендами); сооружения, комплексы,
полигоны, установки и устройства
с ядерными зарядами для использования
в мирных целях; другие содержащие
ядерные материалы сооружения, комплексы,
установки для производства, использования,
переработки, транспортирования
ядерного топлива и ядерных
материалов; не относящиеся к
ядерным установкам комплексы,
установки, аппараты, оборудование
и изделия, в которых содержатся
радиоактивные вещества или генерируется
ионизирующее излучение; не относящиеся
к ядерным установкам и радиационным
источникам стационарные объекты
и сооружения, предназначенные для
хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ, хранения
или захоронения радиоактивных
отходов (ст. 3 Федерального закона).
Отнесение указанных объектов
к перечисленным категориям определяется
эксплуатирующей организацией и фиксируется
в соответствующем документе в порядке,
установленном федеральными органами
исполнительной власти в области государственного
регулирования безопасности при использовании
атомной энергии.
С объективной стороны преступление
совершается путем нарушения
определенных правил безопасности,
которое создает опасность смерти
человека или радиоактивного
заражения окружающей среды.Правила
безопасности - это специальные требования,
выполнение которых обязательно при осуществлении
любого вида деятельности в области использования
атомной энергии (соблюдение ядерной,
радиационной, технической и пожарной
безопасности, обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия граждан и т.п.). Соответствующие
правила регламентируют весь технологический
процесс деятельности объектов атомной
энергетики начиная с их размещения, проектирования
и заканчивая строительством и эксплуатацией
объектов. Положение о разработке и утверждении
Федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии утверждено постановлением
Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511
в ред. постановлений Правительства РФ
от 26 июня 1999 г. N 695 и от 5 июля 2000 г. N 493.
Нарушение правил может выражаться
в их несоблюдении, в ненадлежащем
соблюдении или в совершении
действий, прямо запрещенных соответствующими
правилами. Например, согласно ст.
48 Закона от 19 декабря 1991 г. при
размещении, проектировании, строительстве,
вводе в эксплуатацию и эксплуатации
атомных электростанций принимаются
меры по обеспечению полной
радиационной безопасности окружающей
природной среды и населения
в соответствии с международными
правилами. Запрещается размещение,
проектирование, строительство атомных
электростанций на территориях
с большой концентрацией населения,
курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных
зон и округов санитарной охраны,
в сейсмически опасных зонах,
вблизи крупных водоемов республиканского
значения, традиционных мест массового
отдыха и лечения населения.
К нарушениям норм и правил
в области использования атомной
энергии можно также отнести
выбор места нахождения объекта
без проведения обязательной
государственной экологической
экспертизы или без установления
санитарно-защитной зоны и зоны
наблюдения, нарушение требований
государственных стандартов о
качестве строительных материалов
и оборудования, прием в эксплуатацию
объектов без реализации мер
по обеспечению защиты работников,
населения прилегающих районов
и охраны окружающей среды
или с неисправным оборудованием,
строительство с отступлением
от требований строительных норм
и правил, использование недоброкачественных
материалов, нарушение норм радиационной
безопасности при эксплуатации
объектов, допуск к работе лиц,
не имеющих права работы на
данных объектах, нарушение требований
к обеспечению физической защиты
установок, источников, пунктов хранения,
необоснованный сброс или выброс
радиоактивных веществ в атмосферу,
воду, недра с превышением предельно
допустимых уровней, нарушение
параметров технологического процесса
и т.д.
Ответственность за нарушение
правил безопасности на объектах
атомной энергетики наступает
при условии, если оно могло
повлечь смерть человека или
радиоактивное загрязнение окружающей
среды. При этом угроза наступления
указанных последствий должна
быть реальной, когда их наступлению
помешали какие-либо случайные
обстоятельства. Обязательным элементом
является причинная связь между
фактом нарушения правил безопасности
и последствием в виде соответствующей
угрозы.
Окончено данное преступление
будет с момента создания угрозы
наступления смерти человека (хотя
бы одного) или радиоактивного
заражения окружающей среды.
С субъективной стороны анализируемое
преступление характеризуется только
неосторожной формой вины. Осознанное
нарушение установленных правил
еще не означает сознания общественно
опасного характера своих действий.
Если лицо действует умышленно,
то ответственность наступает
по статьям о преступлениях против
личности или собственности в зависимости
от направленности умысла.
Субъектом преступления может
быть лицо, достигшее 16-летнего
возраста, в том числе и должностное,
в обязанности которого входит
соблюдение соответствующих правил.
Квалифицированным видом нарушения
правил является причинение по
неосторожности смерти человеку,
радиоактивного заражения окружающей
среды или иных тяжких последствий.
Размеры заражения на квалификацию
не влияют. Под тяжкими последствиями
понимаются причинение средней
тяжести двум лицам или тяжкого
вреда здоровью одному лицу, массовые
заболевания людей, причинение
крупного материального ущерба
гражданам и предприятиям, длительные
остановки работы объектов атомной
энергетики и т.п. Потерпевшими
от преступления могут быть
как работники соответствующих
объектов, так и окружающее население
или любые иные лица.
§2Уголовно-правовая
характеристика преступления, предусмотренного
ст - Прекращение или ограничение
подачи электрической энергии либо отключение
от других источников жизнеобеспечения.
Норма
об ответственности за данное преступление
была введена Федеральным законом
от 27 марта 1998 г.