Проблема социальной направленности профилактической работы с проституцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Общепризнанно, что проституция является антиобщественным, аморальным явлением. Она ведет к падению нравов в обществе, пагубно связывается на семейных отношениях и воспитании подрастающего поколения. Алкоголизм, наркомания, преступность, венерические заболевания являются частными спутниками проституции. В последнее время интерес к проституткам связан, прежде всего, с проблемой распространения ВИЧ - инфекции. Кроме того, невиданный размах приобрела работорговля секс – рабынь. Вокруг проституток создается целая сеть сутенеров и разного рода посредников, охранников, обеспечивающих улаживания конфликтов с милицией, владельцев притонов и т.д.

Содержание

Введение
Глава 1. Социология о возникновении и функционировании проституции как социального явления
1.1 История проституции
1.2 Типологические характеристики проституции
1.3 Причины возникновения проституции
Глава 2. Проблема социальной направленности профилактической работы с проституцией
2.1 Исторические аспекты профилактики проституции
2.2 Современные подходы в профилактики проституции
2.3 Действия социальных служб, направленных на профилактику проституции
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.10 Кб (Скачать)

В конце XIX века в России были проведены впечатляющие исследования многочисленного «класса официально зарегистрированных проституток» по всей империи. Была собрана самая разнообразная информация.

Определенный интерес  представляют меры воздействия на проституток  в первые годы советской власти. В этот период проституток приравнивали к «враждебным революции лицам» и даже «классовым врагам». В.И.Ленин 9 августа 1918 года в письме к председателю Нижегородского губернского Совета Г.Ф.Федорову рекомендовал «…расстрелять  и вывезти сотни проституток».

В конце 1919 года при Народном комиссариате здравоохранения была образована комиссия по борьбе с проституцией. Политика комиссии строилась не на репрессивных, а на социально - экономические  преобразования и трудоустройство  женщин.

В мировой истории контроля и борьбы с проституцией можно  выделить три основные модели: прогибиционизм (основан на запрете проституции  и уголовном или административном преследовании лиц, ею занимающихся), регламентацию (правовое регулирование  деятельности проституток) и аболиционизм ( отмена правового регулирования, как в форме запрета, так и регламентационного надзора за проституцией). В России 1917 года и последующие события привели к уникальной в историческом плане ситуации, регламентация была упразднена, прогибиционизм не был введен, аболиционизм не реализовался. Поэтому в России сложилась особая модель контроля и борьбы с проституцией, которую условно называли советской. Она отмечалась значительной противоречивостью и борьбой различных тенденций.

В годы военного коммунизма со стороны властных органов предпринимались  попытки к возрождению регламентации: проводился врачебный контроль среди  проституток их учет и регистрация.

В некоторых регионах (Петроград, Пенза и др.) проституток приравнивали к преступникам, дезертирам трудового  фронта и помещали в концентрационные лагеря.

С точки зрения аболиционистов, тоже действовавших в то время, и  регламентация, и прогибиционализм являлись аномалиями. Они признавали в качестве борьбы с проституцией меры социальной помощи проституткам.

Таким образом, в социологии, несмотря на разброс мнений, существует определение понятия проституции  как социального явления.

Социологи различают несколько  видов проституции. Многочисленные исследования выявили факторы объективного и субъективного характера, которые  способствуют возникновению и развитию проституции. Такие основополагающие сведения необходимы при решении  профилактических задач, связанных  с проституцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Современные подходы в профилактики проституции

В современном обществе просматриваются  три подхода по отношению к  проституции: запретительный и аболиционизм (не запретительный).

Подавляющее большинство  государств определяют по отношению  к проституции репрессивную политику. Это связано в первую очередь  с криминальной основой данного  социального явления или последствиями  правового характера. Так, « в  законодательстве 38 штатов США содержится уголовный запрет проституции, в 4 штатах запрещается только приставание. В  штатах Вашингтон, Оклахома, Небраска «жрицы любви» преследуются по закону о бродяжничестве».

В Великобритании наказывается только приставание. Во Франции, проституция  не попадает ни под какие ограничения, за исключением двух статей уголовного кодекса, запрещающих уличную проституцию.

Однако как бы то ни было, а темой «жрицы любви» озабочены  во всех странах мира.

Значительный шаг в  разрешении рассматриваемой проблемы был сделан в 1980 году, когда Генеральная  Ассамблея ОНН приняла Конвенцию  о борьбе с торговлей людьми и  эксплуатацией проституции третьими лицами. Документ этот основывается на аболиционистских взглядах и его  положения направлены, главным образом, на борьбу с эксплуатацией проституции  и оказание содействия падшим женщинам и их реабилитации в обществе.

Государства, подписавшие  Конвенцию, обязались подвергать наказанию  каждого, кто:

- сводит, склоняет или  совращает в целях проституции  другое лицо, даже с согласия  этого лица;

- эксплуатирует проституцию  другого лица, даже с согласия  этого лица;

- содержит дома терпимости, управляет или финансирует их;

- сдает в аренду или  снимает здание или другое  место, или часть такового, зная, что они будут использоваться  в целях проституции третьими  лицами.

Вопросами борьбы с проституцией активно занимается Международная  уголовная полиция (Интерпол).

Таким образом, эксплуатация проституции преследуется мировым  сообществом.

Практически во всех странах  эксплуатация проституции считается  тяжким преступлением и наказывается по уголовным или административным законом. Например, в Российской Федерации  занятие проституцией наказывается в соответствии со статьей 6.11 («занятие проституцией») Кодекса об административных правонарушениях. А уголовный закон  преследует тех, кто похищает и торгует  людьми, использует рабский труд, и  понуждает к действиям сексуального характера.

Эти меры носят лишь правовой запретительный характер и направлены в основном против людей, которые  эксплуатируют проституцию, т.е. совершают  преступления.

Главным аргументом сторонников  легализации проституции является ее неизбежность, которая связана  низким прожиточным уровнем, сильным  преступным бизнесом по вовлечению в  проституцию попустительством правоохранительных органов. А так как на проституцию существует спрос, «представляется целесообразным в целях минимизации ее вредности и общественной опасности, обеспечения защиты права лиц, оказывающих и потребляющих платные, сексуальные услуги» легализовать проституцию и осуществлять над ней государственный контроль.

Существует опыт зарубежных стран по легализации проституции. Так, например, Голландия исключила  из своих уголовных законов запрет на организацию и содержание публичных  домов. В Германии принят Закон «О регулировании правовых отношений  в области проституции».

Легализована проституция  в Греции и представительницы  этих профессий исправно платят налоги, а взамен получают социальные пособия  и пенсии.

В России как уже упоминалось, проблема легализации слушалась  на заседании Государственной Думы при обсуждении проекта закона «О регулировании платных, сексуальных услуг», разработчиком которой является депутат Государственной Думы А.Вульф.

Несмотря на карательные  меры, проституция не исчезла. Как  пишет А. В. Меренков: «легализация проституции приведет к увеличению доли молодых девушек, которые, не имея сексуального воспитания в семье, школе, ориентированного на развитие их чувственно - эмоциональной сферы, будут с безразличием, относится к своим половым связям, пополняя число «лицензированных» проституток. При легализации проституции можно, на мой взгляд, обеспечить лишь врачебный контроль.

Чтобы ликвидировать проституцию, и ее последствия необходимо отрубить корни, т.е. устранить или нейтрализовать причины, возникновения проституции.

Таким образом, профилактические меры должны быть непосредственно связаны  с причинами возникновения проституции.

Например, вышеуказанные  карательные санкции мирового сообщества и отдельных государств, а также  и легализации проституции, направлена против криминальных структур, работорговли, преступлений против несовершеннолетних. В работе по предупреждению и смягчению проституции заключительную роль играют социальные институты общества или исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей. Особенно важна роль таких социальных институтов, как государство, общественные организации, семья, образование и культура.

Так, в России всегда 6ыла  нравственность «У нас нет опыта  векового проституирования. От падения  на «дно» берегли христианские устои, бытовые и семейные традиции, неповторимая классическая литература».

Решить проблему повышения  жизненного уровня и занятости женщин, которые являются жертвами проституции, эффективнее всего решается взаимодействием  всех государственных структур из разных сфер деятельности. Только в этом случае можно видеть значительные изменения. Как пример, слова главы департамента Интерпола по торговле людьми Х.Маккалок: «Перед женщинами Западной Европы открывается  все больше возможностей, и в этих странах сокращается число тех, кто готов работать в секс - индустрии. Не менее значимым для профилактики проституции, является «введение государственной  цензуры, защищающей всех людей особенно подрастающее поколение, от пропаганды насилия, жестокости, порнографии.

 

2.3 Действия социальных  служб направленных на профилактику  проституции

Каковы должны быть действия социальных служб, направленные на профилактику проституции?

Поскольку, как показало наше исследование, одной из основных непосредственных причин проституции  является неблагополучие в семье, требуется организация специальной помощи таким семьям со стороны органов социальной защиты.

В США широкое развитие получили группы самопомощи или группы поддержки, когда проблемные семьи  объединяются с целью организации  помощи в решении жизненных проблем, досуга, для обмена педагогического  опыта.

Это так называемый патронажный  метод, который базируется на принципах  человеческой личности, активности и  сознательного участия клиентов в преодолении своих трудностей. Опыт работы с таким методом в  США используется и в Германии среди неблагополучных семей, подростков с девиантным поведением. Следует  отметить, что решение семейных проблем  социальные службы многих стран решают, предлагая семье целый набор  профессиональных социальных работников: семейное консультирование, терапия, услуги по ведению домашнего хозяйства, финансовая помощь малоимущим семьям.

Работа с семьей неразрывно связана с защитой и поддержкой детей. Работа с детьми, как известно, одна, из наиболее сложных, конфликтных, противоречивых сфер деятельности социальных работников. Работа с семьёй тесно  связана с работой с детьми несовершеннолетними.

Цель основных профилактических мер в Норвегии улучшить жизненные  условия детей. Там где дети живут  в неблагополучных условиях, профилактические меры социальных служб Норвегии таковы: семейный надзор, экономическая поддержка, помощь в решении каких – то проблем.

В Исландии проблемы детей  и подростков решает комитет социальных услуг. Предупредительная работа среди  подростков ведется с целью направления  потребностей детей «к активным действиям  по полезным каналам».

В США работа с подростками  «группы риска» строится на основе целого ряда программ. Бюро социальных услуг молодежи, созданные в США  в 1776 году, выступают в роли посредников  и контролируют деятельность сервисных  организаций с целью соответствия ее потребностям несовершеннолетних, некоторые такие бюро сами оказывают  услуги.

Во многих странах работают молодежные, подростковые клубы.

«Влияние улицы на ребенка  столь велико, потому что улица - это та среда, в которой живут  дети. Такую же среду, усилиями, прежде всего, самих детей должен создавать  клуб». Например, молодежные клубы, в  Норвегии созданные с помощью  социальных служб, организуют деятельность молодежи (от 10 до 16 лет) с целью предотвратить  преступность и потребление наркотиков.

В Германии, сделав вывод  о недостаточности использования  классических методов социальной работы, а также о малом использовании  терапевтических методов социальной работы, в случае возникших проблем  у подростка, широко используют социальную педагогику. Если социальная работа связана  с помощью, уходом и заботой, по отношению  к клиенту, то социальная педагогика занимается в основном вопросами  воспитания и образования клиентов. Если социальный работник концентрируется  на социальных проблемах клиентов, на путях и средствах, которые  помогут ему решить насущные вопросы  клиента, то социальный педагог участвует  в повседневной жизни клиента, оказывая на него педагогическое влияние.

Для несовершеннолетних создаются  приюты временного проживания. В таких  центрах оказывается не только медицинская, социальная, но и психологическая  помощь. Существуют и действуют программы, подготовленные учеными по психологической  поддержке несовершеннолетних. Например, «Программа предупреждения отклонений в психосексуальном развитии старшеклассников»  автор, которой А.А.Рилазон. Данная программа  направлена на преодоление социальной инфантильности, на развитие способности  брать ответственность за свой выбор, направлена на формирование этико-моральных норм, ценностей в рамках общения межу представителями противоположных полов и т.д.

Еще одним направлением социальной работы в разных странах является социальная поддержка женщин. Приюты для женщин, которые служат временным убежищем для женщин, которые подвергаются насилию в семьях, функционируют в Норвегии, США, и др. странах.

Информация о работе Проблема социальной направленности профилактической работы с проституцией