Проблема квалификации террористического акта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Терроризм в настоящее время представляет реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества и является не только «внутренним», но и международным преступлением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Объективные признаки преступления……………...………………………..5-14
Объект преступления…………………………………………………….5-14
Объективная сторона………………………..……………………………..14
Субъективные признаки преступления…………………………………...15-18
Субъект преступления………………………………………………….15-17
Субъективная сторона………………………………………………….17-18
Характеристика квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков террористического акта……………………………………………………..19-21
Заключение…………………………………………………………………...22-24
Список использованной литературы и нормативно – правовых актов…25-28

Работа содержит 1 файл

Баженова УП.docx

— 46.82 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3-4

Объективные признаки преступления……………...………………………..5-14

Объект преступления…………………………………………………….5-14

Объективная сторона………………………..……………………………..14

Субъективные признаки преступления…………………………………...15-18

Субъект преступления………………………………………………….15-17

Субъективная сторона………………………………………………….17-18

Характеристика квалифицирующих  и особо квалифицирующих признаков  террористического акта……………………………………………………..19-21

Заключение…………………………………………………………………...22-24

Список использованной  литературы и нормативно – правовых актов…25-28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Терроризм в настоящее время  представляет реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества и является не только «внутренним», но и международным преступлением.

В России в конце XX - начале XXI века опасность терроризма как действий, направленных на массовые убийства, взрывы или поджоги с целью воздействовать на принятие решений органами власти, резко возросла. Наряду с ростом числа террористических актов, жестокими  стали и способы их совершения. Дерзкие террористические акты в  Москве, Волгодонске, Будденовске, Беслане, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и других регионах России порождают страх, панику среди населения, нарушают общественную безопасность и  являются реальной угрозой для безопасности общества и государства.

Опасность современного терроризма обусловлена  реальной угрозой не только для внутренней, но и внешней безопасности государства. Как отмечает директор ФСБ России Н.П. Патрушев, в настоящее время  практически все угрозы интересам  и безопасности России, которые проявляются  на ее государственной границе, имеют  международный характер и связаны с терроризмом и трансграничной преступностью.1 Поэтому поиск путей противодействия терроризму сегодня является первоочередной задачей и имеет особую актуальность.

В этих условиях в противодействии  терроризму значительная роль принадлежит  совершенствованию уголовного законодательства РФ об ответственности за терроризм  и правоприменительной практики.

1Фронин В. Граница. Как охраняются рубежи нашей Родины / Интервью с директором ФСБ России Николаем Патрушевым //Российская газета. 2007,28 мая. С. 1.

Хотя террористический акт как  преступное деяние представляет повышенную общественную опасность, а проблема содержания ст. 205 УК

вызывает серьезные дискуссии  в литературе, в настоящее время  вопрос о совершенствовании данной нормы остается открытым. Проблему до конца не решили также принятие Федеральных законов от 6 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»2 и от 27 июля 2006г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»3. Существуют значительные сложности и в отграничении террористического акта от смежных с ним преступных деяний.

Серьезные проблемы, связанные с  толкованием уголовно-правовых норм об ответственности за террористический акт и преступления, содействующие  террористической деятельности, существуют в практике их применения. Поэтому  исследование способов совершенствования  нормы о террористическом акте, научных  основ квалификации террористического  акта и преступлений, содействующих  террористической деятельности (уточнение  понятий «терроризм», «террористический  акт», «преступления, содействующие  террористической деятельности», «террористическая  деятельность») представляет особую актуальность и значимость.

Актуальность разработки данной проблемы обусловлена также произошедшими  в 2006г. масштабными изменениями в  законодательстве в сфере противодействия  терроризму и отсутствием постановления  Пленума Верховного Суда РФ на эту  тему.

Все названные выше проблемы послужили  основанием для написания курсовой работы.

 

 

2C3 РФ, 2006, № 11. Ст. 1146; 2006, № 31. Ст. 3452

3С3 РФ, 2006, №31. Ст. 3452.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

Объект преступления

Террористический акт - многообъектное преступление, направленное против неопределенно  широкого круга общественных отношений  и требует выделения основных и дополнительных непосредственных объектов.

Основным непосредственным объектом террористического акта являются те конкретные общественные отношения, содержание которых составляет общественная безопасность, которые поставлены под охрану уголовного закона и которым причиняется  ущерб преступлением (террористическим актом). Видовой, родовой – общественная безопасность. Дополнительный, непосредственный объект - общественные отношения, содержанием которых является альтернативно: безопасность жизни или здоровья личности; права собственности, не связанные с порядком распределения материальных благ; нормальное функционирование органов власти и международных организаций.

Исследование показало, что общественная безопасность - это не только состояние  защищенности (отсутствие опасности) общества и его основных благ от угроз и  источников опасности, но и снижение, ослабление, устранение и предупреждение опасности и угрозы жизни и  здоровью людей, материальным ценностям, окружающей среде и деятельности различных институтов общества и  государства от общественно опасных  форм поведения человека, а также поддержание достаточного для нормального функционирования общества уровня их защищенности.

Изучение места состава террористического  акта в Особенной части УК, позволяет  сделать вывод о том, что криминализация данного деяния должна быть направлена, прежде всего, на охрану отношений общественной безопасности, которые и составляют его непосредственный объект, а, следовательно, место ст. 205 УК именно в гл. 24 УК.

При исследовании объективной стороны  террористического акта особое внимание следует уделить рассмотрению признаков, содержащихся в диспозиции статьи, моменту окончания преступления, вопросам конструкции состава преступления.

Анализ диспозиции ст. 205 УК показывает, что с объективной стороны  террористический акт выражается альтернативно  в двух формах: а) в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих  население и создающих опасность  гибели человека, причинения значительного  имущественного ущерба либо наступления  иных тяжких последствий; либо б) в угрозе совершения этих действий, т.е она должна быть реальна, предполагает высказывания намерения совершить акт терроризма, может выражаться в устной, письменной форме, либо в виде совершения действий демонстрирующих намерения совершить акт терроризма  .

В соответствии со ст. 2 УК одной из задач, стоящих перед уголовным  законодательством, является охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка  и общественной безопасности, окружающей среды и конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Это указание представляет собой не что иное, как формализованный и обобщенный перечень объектов уголовно-правовой охраны, или объектов преступления. Формализованным он является потому, что даже поверхностный взгляд на содержание Особенной части УК позволяет прийти к мысли, что в ст. 2 УК перечислены далеко не все

 

4См. Попов В.И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности. М„ СГУ, 2004. С. 209-210.

объекты, охрана которых от общественно  опасных посягательств является задачей уголовного права. Так, юридической  защитой обеспечены интересы

правосудия, отношения в сфере  военной службы, нормальная управленческая деятельность в коммерческих и иных непубличных организациях и т.п. Иначе говоря, составить представление  о полном перечне объектов преступления можно лишь на основе детального изучения и анализа всей совокупности уголовно-правовых норм.

В русском языке термин "объект" употребляется в нескольких смыслах. Объектом считается:

во-первых, то, что существует вне  нас и независимо от нашего сознания, т.е. внешний мир, окружающая действительность;

во-вторых, явление, на которое направлена какая-либо деятельность; и

в-третьих, то, что является местом какой-либо деятельности.

Для понимания объекта преступления представляют интерес первые два  значения этого термина.

Первое значение показывает, что  объект противостоит лицу, совершающему преступление (субъекту), на него, т.е. вовне  по отношению к собственной персоне, виновный направляет свои противоправные усилия.

Второе значение позволяет понять, что объект является сферой приложения этих усилий, именно он претерпевает отрицательные  изменения (вред) или ставится под  непосредственную угрозу причинения вреда.

Поэтому, в самом общем виде, объектом преступления является то, на что направлена преступная деятельность лица, совершающего преступление, и  чему объективно причиняется этим преступлением  вред либо создается угроза причинения такого вреда.

Объектом преступления является общественная безопасность в широком смысле этого  слова. Своим устрашающим воздействием терроризм обращен либо к широкому и, как правило, неопределённому  кругу граждан, порой населению  целых городов и административных районов, либо к конкретным должностным  лицам и органам власти, наделённым правом принимать организационно-управленческие решения.

Видовой, родовой – общественная безопасность. Дополнительный, непосредственный объект - общественные отношения, содержанием которых является альтернативно: безопасность жизни или здоровья личности; права собственности, не связанные с порядком распределения материальных благ; нормальное функционирование органов власти и международных организаций.

Объективная сторона выражается в  двух видах деяний:

совершение взрыва, поджога или  иных действий, создающих опасность  гибели людей, причинения значительного  имущественного ущерба либо наступления  иных общественно опасных последствий, угроза совершения таких действий.

Террористический акт выражается, согласно закону, в совершении «взрыва, поджога или иных действий, создающих  опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно  опасных последствий» или в угрозе «совершения указанных действий».

Взрыв – мгновенно протекающая химическая реакция, превращающаяся из одного состояния в другое, сопровождающиеся выделением раскаленных газов под большим давлением.

Поджог, т.е. намеренное, с преступным умыслом вызывание пожара где-нибудь, имеет в своей первооснове  пожар, под которым понимается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Соответственно под «иными действиями»  следует понимать совершение общественно  опасных поступков, создающих опасность  наступления последствий, указанных  в законе.

Например, устройство обвалов, затоплений, камнепадов; аварий на объектах жизнеобеспечения населения водой, теплом, электроэнергией; блокирование транспортных коммуникаций, устройство аварий и крушений на транспорте; захват и разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений; заражение источников воды и продуктов питания, распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию, иное, радиоактивное, химическое, бактериологическое заражение местности.

Разумеется, дать исчерпывающий перечень «иных действий, создающих…» невозможно, поскольку людская изобретательность  по части злодейства неисчерпаема. Здесь приведены те, которые встречаются  чаще других, а также те, которые  наиболее вероятны.

Объектом посягательства для террористов  является деятельность государственных  органов, международных организаций, физических или юридических лиц, на которых они стремятся воздействовать путем устрашения населения вышеуказанными общественно опасными деяниями. Причем эти деяния выступают для террористов  не в качестве основных, а в качестве вспомогательных, в качестве способа  совершения основного действия в  этом сложном преступлении - понуждения к принятию какого-либо решения или  отказу от него.

В результате совершения насильственных действий наступают, соответственно, последствия  в виде реального причинения вреда  жертвам, имущественного ущерба. Но этим последствия насильственных действий, входящих в структуру террористического  акта, не исчерпываются, поскольку данные действия совершаются не ради них  самих и таят в себе угрозу их повторения, а значит, опасность  наступления новых подобных последствий. Последствие здесь имеет как  бы две стороны - реальное наступление  вреда и реальная опасность наступления  такого же вреда в будущем. Именно эта двойственность последствий  общественно опасных действий порождает  последствие террористического  акта - возникновение обстановки страха среди населения или социальных групп.5

Информация о работе Проблема квалификации террористического акта