Преступность в армии РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрена проблема преступности военнослужащих как опасный дестабилизирующий фактор, крайне негативно воздействующий не только на Вооруженные Силы, но и на государство в целом, ибо положение дел в армии является одним из индикаторов, по которому общество оценивает состояние своей безопасности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Вооруженные силы Российской Федерации 4
1.1 Общая информация о вооруженных силах РФ…………………..4
1.2 История российской армии………………………………………..5
1.3 Кризис призывной системы………………………………………14
Глава 2. Преступность в вооруженных силах РФ………………………...15
2.1 Преступность военнослужащих………………………………….15
2.2 Причины и условия преступности………………………………20
2.3 Предупреждение преступности военнослужащих……………...21
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Преступность в армии.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

 

 

2.1       Преступность военнослужащих

 

Преступность военнослужащих - один из компонентов общей преступности в стране, совокупность преступлений, совершаемых особой категорией граждан - военнослужащими, проходящими военную  службу по призыву либо по контракту  в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях  страны (пограничных, внутренних, железнодорожных  войсках, войсках гражданской обороны; инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях; в службе внешней  разведки, органах ФСБ, федеральных  органах государственной охраны). Под преступностью в армии подразумевается совершение преступлений только военнослужащими, а также приравненными к ним по статусу и уголовной ответственности военными строителями и гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Краткий перечень видов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также различных категорий  военнослужащих и приравненных к  ним лиц показывает, что преступность в армии может представлять собой  очень сложную совокупность противоправных действий. Она неоднородна и неодинакова  по характеру, уровню и структуре  применительно к различным войскам  и разным категориям военнослужащих в широком понимании этого  слова.

Преступность  в стране и преступность в армии  по основным тенденциям и закономерностям  более или менее соотносимы, так  как военнослужащие являются неотъемлемой частью народа, а армия — специфической  структурой общества и государства, хотя и со своими социальными, демографическими, организационными, управленческими  и юридическими особенностями, которые негативно или позитивно отражаются как на самой преступности военнослужащих, так и на ее причинах.

Одной из криминологических характеристик  этой преступности является ее особая общественная опасность, связанная  не только с характерными для преступных деяний гражданских лиц нарушениями  общественного порядка, посягательствами на личность, собственность, но и с  ослаблением военной дисциплины, нарушением порядка прохождения  военной службы, то есть с важнейшими условиями боеготовности воинских соединений и частей. Поэтому преступность военнослужащих - опасный дестабилизирующий  фактор, крайне негативно воздействующий не только на Вооруженные Силы, но и  на государство в целом, ведь положение  дел в армии является одним  из индикаторов, по которому общество оценивает состояние своей безопасности.

Преступности военнослужащих присуща  относительная стабильность состояния  и уровня. Ежегодно военнослужащими  совершается около 20 тыс. преступлений, что составляет от 0,6 до 1 % всей преступности в стране. Однако в отдельные периоды, связанные с обострением социально-экономических  и политических противоречий, дезинтеграционными процессами, резким падением престижа воинского труда, наблюдался значительный рост числа правонарушений и преступлений военнослужащих всех категорий - от рядового до генерала.

 

 

 

 

2.3 Предупреждение преступности  военнослужащих

Применительно к военнослужащим предупреждение преступлений обладает определенными  особенностями, поскольку личность преступника-военнослужащего существенно  отличается от личности обычного преступника; специфичен и механизм преступного  поведения военнослужащих в связи  с особыми функциональными задачами, стоящими перед ними, а также с  обладанием оружием; необычна мотивационная  сфера большинства военнослужащих, направленная на удовлетворение в первую очередь элементарных потребностей.

Среди мер общесоциального предупреждения преступлений военнослужащих можно  выделить следующие.

1. Реальное введение наряду с воинской альтернативной гражданской службы. Провозглашенный, но не исполняющийся закон об этой службе развращает законопослушных граждан, вызывает социальную апатию и безразличие, неверие в возможность построения правового государства. Кстати, в 1919 г. Советская Россия стала одним из первых государств, гарантировавших право на отказ от военной службы по убеждениям. Правда, эта "гарантия" на деле обернулась гонением инакомыслящих (в основном по религиозным убеждениям).

2. Переход на призыв в Вооруженные Силы один раз в году, с тем чтобы сломать традиционную возрастную градацию среди военнослужащих и перекрыть каналы попадания в армию криминально зараженных лиц.

3. Повышение призывного возраста до 21 года (или хотя бы до 20 лет). Существующий довольно низкий призывной возраст порождает массу проблем. Так, от имени государства молодому человеку вручается оружие и отдаются приказы о выполнении боевых задач, связанных в последнее время с участием в вооруженных конфликтах, т.е. с применением боевого оружия. При этом никто серьезно не задумывается о социальных и психологических проблемах, с которыми в дальнейшем может столкнуться молодой, еще полностью не сформировавшийся как личность человек.

4. Постепенное сокращение срока действительной службы. Напомним, что в первые постсоветские годы срок такой службы был сокращен, но затем восстановлен в прежнем объеме (2 года). Между тем никаких объективных причин для столь длительного срока службы нет. Возможные возражения о том, что военнослужащий за меньшее количество времени не успевает усвоить программу боевой подготовки, неосновательны, т.к. большинство времени он проводит не на боевых занятиях, а на различных хозяйственных объектах. Кстати, в армиях большинства стран срок действительной службы составлял менее двух лет.

5. Существенное улучшение социально-бытовых условий военной службы и предоставление военнослужащим возможности удовлетворять свои материальные потребности законными средствами.

6. Развитие института офицеров-воспитателей, деятельность которых должна быть связана с работой военкоматов и основываться на материалах личных дел призывников.

7. Увеличение количества мероприятий, связанных с развитием положительных эмоций военнослужащих (культурно-массовые и спортивные мероприятия, приглашение родственников и т.п.).

8. Качественное улучшение сержантского корпуса. Сержантами должны быть военнослужащие, проходящие службу только по контракту, имеющие достаточное денежное содержание и специальную подготовку. Например, в США существуют 27 военных училищ, которые специально готовят сержантов. В стране ежегодно проводится конкурс "сержант года", победитель которого получает денежную премию (около 2 тыс. долл. США). Более того, молодые офицеры американской армии, прежде чем получить право командовать подразделением, проходят специальную подготовку под началом опытных сержантов.

9. Принципиальное изменение отношения высших должностных лиц армии вообще и офицеров, в частности, к фактам коррупции и хищениям воинского имущества, немедленное увольнение офицеров, замеченных в злоупотреблениях такого рода. К сожалению, приходится констатировать, что на корыстную преступность в армии сильное давление оказывают политические события в стране. На протяжении ряда лет о фактах различных злоупотреблений военнослужащих рассказывали в основном средства массовой информации. При этом нельзя сказать, что органы военной юстиции бездействовали. По подавляющему большинству известных фактов (например, о дачах, построенных высшими офицерами Министерства обороны РФ) проводились прокурорские проверки. Но одни и те же факты часто трактовались по-разному. В то же время Вооруженные Силы в целом и многие их должностные лица, в частности, оказались не готовы к работе в условиях переходного этапа развития общества. Органы же военной юстиции, являясь элементом военных структур, не всегда свободны в принятии того или иного обоснованного правового решения.

10. Улучшение работы органов военной юстиции, и прежде всего военных дознавателей. Решение этой задачи требует принятия законодательного акта о военных дознавателях, функции которых должны быть приближены к функциям работников милиции. Военный дознаватель должен иметь юридическое образование; обладать навыками оперативной работы; быть выведенным за штат воинской части и из подчинения командира; выполнять все указания и требования военного прокурора и следователя.

11. Ответственность военнослужащих (дисциплинарная или уголовная) должна быть четко дифференцирована в зависимости от общественной опасности содеянного. Так, за правонарушения в сфере межличностных отношений ("дедовщину") дисциплинарным уставом должны быть предусмотрены достаточно суровые виды взысканий: неувольнение из части до двух недель; обычный арест; строгий арест; сверхурочные работы; лишение половины месячного оклада; увольнение из Вооруженных Сил по негативным основаниям. Кстати, в США увольнение из Вооруженных Сил по таким основаниям может повлечь даже лишение американского гражданства. Дисциплинарным уставом должна быть предусмотрена и ответственность за совершение проступков корыстной направленности, которые не подпадают под действие уголовного закона. Кроме того, следует предусмотреть систему мер, позволяющих увольнять из армии офицеров, замеченных в нарушении этических норм, что позволит успешно бороться с фактами коррупции на самой ранней стадии.

Нуждается в совершенствовании  и действующий Дисциплинарный устав  в целом. Представляется, что он должен состоять из статей, построенных по классическому правовому образцу, включая гипотезу, диспозицию и санкцию, и по своей структуре напоминать Кодекс об административных правонарушениях. Разработка и принятие такого устава позволили бы избежать дублирования при назначении наказания, когда  за один и тот же проступок военнослужащий привлекается и к дисциплинарной, и к материальной, и к уголовной  ответственности, способствовало бы более  ответственному подходу к принятию решения командиром в случае попытки  скрыть преступление, повысило бы уровень  и значение дисциплинарного наказания.

12. Улучшение жизнедеятельности дисциплинарных батальонов и качественное изменение условий отбывания военнослужащими уголовных наказаний, а также ресоциализация военнослужащих, отбывших наказание.

13. Возрождение престижа и привлекательности воинской службы. Опыт рекламы воинской службы на телевидении оказался провальным. Связано это с тем, что до последнего времени государство не может сделать эту службу социально привлекательной. Более того, до сих пор открыто публикуются различного рода брошюрки, рассказывающие, как можно уклониться от призыва. Изменить существующий порядок можно, следуя некоторым направлениям: а) военнослужащие должны получать существенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения; б) рекламировать следует не саму воинскую службу, а профессии, которые она позволяет получить и которые ценятся работодателями; в) важно широко оповещать призывников о возможных вариантах их службы, в том числе за границей, например в составе Вооруженных Сил ООН или на территориях зарубежных российских военных баз. (Один из главных стимулов службы в армии США - возможность побывать на американских военных базах в экзотических местах.); г) необходимо твердо соблюдать порядок направления военнослужащих в "горячие точки" только с их письменного согласия, а в случае, если военнослужащий является единственным ребенком мужского пола в семье, и с письменного согласия родителей.

14. Частичная легализация неформальных структур, существующих в военных коллективах и определяющих возникновение "дедовщины". Представляется, что, поскольку полностью уничтожить ее в настоящее время невозможно, необходимо искать какие-либо варианты смягчения негативных последствий от ее проявления. Один из таких вариантов видится в легализации посвящения новобранца в солдаты, проведении традиционных солдатских праздников, проводов демобилизованных военнослужащих из части. Примером частичной легализации неформальных взаимоотношений между молодыми и старослужащими солдатами могут служить правила, установленные в одном из самых престижных учебных заведений США - Военном университете в Вест-Пойнте, который был создан в 1802 г. По традиции курсанты 1-го курса этого университета выполняют всю грязную работу. В присутствии более старших курсантов молодые должны молчать. За нарушение традиций возможно наложение наказания в виде часового выхаживания по плацу с винтовкой.

15. Важное значение имеет правовое обеспечение военной реформы. Поскольку военная служба - это особый вид государственной службы, она должна всесторонне обеспечиваться нормативным регулированием. Среди необходимых законов, которые следовало бы разработать и принять, можно назвать федеральные законы о военном бюджете, об альтернативной гражданской службе, о военно-юридическом аудите, о военной полиции и др.

Отдельно следует сказать о  проблеме перехода Вооруженных Сил  на профессиональную основу. Представляется, что существует некоторая путаница в терминах, поскольку "профессиональная" армия и "наемная" армия - это не одно и то же. Например, Великобритания только в XX в. несколько раз принимала решение о переходе на наемную службу (т.е. службу исключительно добровольную и контрактную) и несколько раз отказывалась от этой идеи. Окончательный переход к наемной службе был завершен только в 1960-1963 гг. Процесс перехода Вооруженных Сил США на контрактную систему занял на флоте 7 лет, в ВВС - около 10 лет, в сухопутных войсках - 13 лет. Думается, что оптимальный вариант - создание профессиональной, но не наемной армии. Во-первых, не следует забывать исторические традиции: воинская повинность в России была введена в 1874 г. и рассматривалась как одно из величайших преобразований того времени. Во-вторых, полностью наемная армия не сможет содержаться государством (в отличие, например, от Ирландии, где существует наемная армия, Россия находится в таких геополитических условиях, которые не позволяют "обойтись" относительно небольшими по численности Вооруженными Силами). В-третьих, подавляющее большинство европейских стран (например, Бельгия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, ФРГ, Франция, Швеция и др.), которые, видимо, могли бы при желании перейти на добровольно-контрактный способ комплектования армии, этого не делают, в том числе и потому, что армия - это всегда вооруженный резерв государства для отражения не только внешней, но и внутренней угрозы. Кстати, в большинстве этих стран принцип комплектования вооруженных сил смешанный, т.е. часть военнослужащих призывается, часть идет служить добровольно по контракту.

Изложенные общесоциальные меры предупреждения преступлений военнослужащих, обеспечивающие повышение престижа воинской службы, ее более эффективное материально-техническое, правовое, кадровое и иное обеспечение, конкретизируются в мерах специально-криминологической  профилактики.

К этим мерам в первую очередь  относятся повседневное проведение командирами и начальниками воспитательно-профилактической работы с подчиненными, укрепление воинской дисциплины. Большое значение для формирования законопослушного поведения военнослужащих имеет  личный пример их командиров и начальников, духовно-нравственный облик, профессиональная подготовка, знания в области психологии и педагогики.

Информация о работе Преступность в армии РФ