Преступность в армии РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрена проблема преступности военнослужащих как опасный дестабилизирующий фактор, крайне негативно воздействующий не только на Вооруженные Силы, но и на государство в целом, ибо положение дел в армии является одним из индикаторов, по которому общество оценивает состояние своей безопасности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Вооруженные силы Российской Федерации 4
1.1 Общая информация о вооруженных силах РФ…………………..4
1.2 История российской армии………………………………………..5
1.3 Кризис призывной системы………………………………………14
Глава 2. Преступность в вооруженных силах РФ………………………...15
2.1 Преступность военнослужащих………………………………….15
2.2 Причины и условия преступности………………………………20
2.3 Предупреждение преступности военнослужащих……………...21
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Преступность в армии.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Вооруженные силы Российской Федерации 4

    1. Общая информация о вооруженных силах РФ…………………..4
    2. История российской армии………………………………………..5
    3. Кризис призывной системы………………………………………14

Глава 2. Преступность в  вооруженных силах РФ………………………...15

2.1  Преступность военнослужащих………………………………….15

2.2   Причины и условия преступности………………………………20

2.3  Предупреждение преступности военнослужащих……………...21

Заключение…………………………………………………………………….30

Список литературы……………………………………………………………32

 

 

Введение

Преступность военнослужащих - один из компонентов общей преступности в стране, совокупность преступлений, совершаемых особой категорией граждан - военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях страны (пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны; инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях; в службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах государственнойохраны). 
Преступность военнослужащих включает две группы совершаемых ими преступлений: преступления против военной службы, установленного порядка ее прохождения (неисполнение приказа, сопротивление начальнику, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства и т.п.);общеуголовные преступления (против личности, против собственности…)Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования страны - не изолированный социальный механизм, а органическая и неотъемлемая часть нашего общества со своими социально-экономическими, демографическими, организационно-управленческими и правовыми особенностями. Преступность военнослужащих - опасный дестабилизирующий фактор, крайне негативно воздействующий не только на Вооруженные Силы, но и на государство в целом, ибо положение дел в армии является одним из индикаторов, по которому общество оценивает состояние своей безопасности.

 

 

 

Глава 1. Вооружённые Силы Российской Федерации

1.1 Общая информация о вооруженных  силах РФ.

 

Основание

7 мая 1992

Подразделения

Сухопутные войска 
Военно-воздушные силы 
Военно-морской флот

Командование

Верховный Главнокомандующий

Дмитрий Анатольевич Медведев

Министр обороны

Анатолий Эдуардович Сердюков

Начальник Генерального штаба

Николай Егорович Макаров

Военные силы

Призыв на военную службу

с 18-и лет

Занято в армии

1 068 000 в 2005 (5-е место)

Финансы

Бюджет

1 637 миллиардов рублей (2009)[1]


 

Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС России) — военная организация Российской Федерации, предназначенная для обороны российского государства, защиты свободы и независимости России, одно из важнейших орудий политической власти. Верховный главнокомандующий вооружёнными силами — президент России.

В состав ВС России входят сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, а также такие отдельные рода войск как космические и воздушно-десантные войска и РВСН; центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации, которые входят в виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации, в Тыл Вооружённых Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации; насчитывают около миллиона человек личного состава, отличаются наличием крупного арсенала ядерного оружия и хорошо развитой системой средств его доставки к целям.

 

 

1.2   История российской армии

 

На протяжении всей своей истории  Советская Армия всегда рассматривалась  населением как главная защита от внешней агрессии и была подлинно «народной». Воинскую службу проходило  большинство мужского населения  страны. Количество «уклонистов» было очень низким. Воинская повинность, хотя и рассматривалась частью призывников  как некая досадная потеря времени, но не вызывала такого непримиримого  отторжения, как сегодня. До середины восьмидесятых годов такие негативные процессы, как «дедовщина», «землячество», протекционизм, хотя и существовали как явление, но не оказывали серьезного влияния на общий уровень боеспособности и моральное состояние Вооруженных  Сил. Всеобщим было все же совершенно другое — товарищество по оружию, интернационализм, высокая преданность государству и готовность выполнить любой его приказ. Советские солдаты и офицеры не ассоциировали приказы высшего политического и военного руководства как личные прихоти того или иного политика, или экономической группировки, но были твердо убеждены, что эти приказы соответствуют государственным интересам.

Так, после распада Советского Союза  одним из наиболее пострадавших государственных  институтов оказались Вооруженные  Силы. Единое оборонительное пространство оказалось разорванным. Такое положение  усугублялось поспешным и во многом непродуманным выводом войск  из стран Восточной Европы. В результате была нарушена взаимозависимость различных  родов войск, средств связи, системы  ПВО и т.д., что самым негативным образом сказалось на криминогенной  обстановке среди военнослужащих. Многие из них просто сбежали из армии, другие занялись откровенным воровством, грабежами, разбоем, совершали иные преступления. Если в 1991 г. количество зарегистрированных преступлений военнослужащих составило 31 260, то в 1992 г. (при сокращении числа  военнослужащих) - 40 315, т.е. за год оно  увеличилось почти на одну треть. Следует также подчеркнуть, что  на преступность военнослужащих в 90-х  годах существенное (хотя и опосредованное) влияние оказала и общая криминогенная  ситуация в России. Так, в 1994 г. на фоне сокращения всей преступности наблюдалось  снижение и показателей зарегистрированной преступности военнослужащих, а в 1995-1996 гг., наоборот, - их увеличение.

Все это свидетельствует  о том, что позитивные изменения  в развитии преступности военнослужащих развиваются параллельно с негативными  процессами, и в целом, что в  преступности военнослужащих наблюдаются  противоречивые тенденции, которые  проявляются и в уголовно-правовой статистике. Последнее обстоятельство может быть объяснено: конъюнктурными факторами при регистрации преступлений; сохранившимися оценками уровня боеготовности  воинского коллектива по наличию учтенных правонарушений; умышленным сокрытием преступлений.

Важной  и криминологически значимой особенностью преступности в армии является то, что военнослужащие в силу выполнения специфических задач по охране и  обороне страны несут уголовную  ответственность не только за общеуголовные  деяния (против личности, против собственности и т.п.), как все граждане страны, но и за воинские преступления, которые в УК РФ 1996 г. названы преступлениями против военной службы, установленного порядка ее прохождения (неисполнение приказа, сопротивление начальнику, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства и т.п.).

Обобщенные  статистические показатели о преступности военнослужащих и в настоящее  время, когда по Закону «О государственной  тайне» 1993 г. сведения о преступности не могут быть засекреченными, остаются в основе своей закрытыми и  не включаются в общие данные о  преступности в стране, а учитываются  лишь Главной военной прокуратурой, Министерством обороны, пограничной  службой ФСБ, командованием внутренними  войсками МВД и т.д.

Удельный вес преступлений всех военнослужащих в структуре  преступности в стране невелик. В  структуре союзной преступности в середине 50-х гг. он приближался  к 5%, в начале 80-х гг. — к 1,5%, а  в России в последний год действия УК 1960 г. (1996 г.) эта доля составляла 1,2%. Величина этого показателя зависит  не только от уровня преступности военнослужащих, но и от общего числа преступлений в гражданском обществе, количества личного состава в войсках, полноты  учета уголовно наказуемых деяний в  стране и в армии. В данном случае существенное снижение в последние  годы удельного веса преступлений военнослужащих в структуре всей преступности в  стране связано с ростом преступности в стране и снижением преступности в войсках.

В связи  с волюнтаристским подходом к  борьбе с преступностью в СССР, руководство которого ставило перед  правоохранительными органами объективно невыполнимые задачи ее полного искоренения, стало широко распространяться укрывательство преступлений от учета. Наибольшее распространение оно получило в войсках, командование которых, во-первых, было органом дознания, во-вторых, было обязано сообщать военному прокурору о совершенных подчиненными преступлениях, в-третьих, несло строгую ответственность за преступления в своей части, а в-четвертых, имело большие фактические полномочия в сфере уголовного процесса (военнослужащего, совершившего воинское преступление, нельзя было привлечь к уголовной ответственности без согласия соответствующих начальников; почти по половине составов воинских преступлений командир единолично решал, привлечь ли виновного к уголовной или дисциплинарной ответственности; многие составы воинских преступлений были формальными, а диспозиции статей — бланкетными и неопределенными, позволяющими командиру принимать любые решения).

Перечисленные коллизии, как правило, решались не в пользу укрепления воинской дисциплины: командир (начальник) доминировал над  законом, фактическая преступность росла, а регистрируемая сокращалась  или увеличивалась малыми темпами.

Новое российское военное законодательство и УК 1996 г. устранили многие прежние  коллизии, но привычная практика укрывательства преступлений и «регулирования»  их уровня осталась непреодоленной.

Уровень преступности в войсках по коэффициенту в расчете на 100 тыс. человек личного состава обычно вдвое выше коэффициента преступности в гражданском обществе. Это обусловлено рядом специфически воинских криминогенных обстоятельств.

После начавшегося в середине 60-х гг. интенсивного роста преступности в  стране стала расти и преступность среди военнослужащих. Командиры  и начальники реагировали на это  увеличением укрывательства преступлений, особенно воинских, от учета. В 1980 г. число  преступлений на 100 тыс. населения в  стране составило 604, а в войсках  — 534; в 1990 г. — соответственно 969 и 794; в 2000 г. в России - 1972 и 1500.

В период неудавшейся перестройки, распада  Союза и рыночных реформ криминологические  проблемы как в стране, так и  в войсках чрезвычайно обострились. Российские Вооруженные Силы и другие воинские формирования, организация  которых практически началась в 1992 г., стали преемником Вооруженных  Сил СССР во всех отношениях, в том  числе и в криминогенных традициях.

Проводимое в последние годы реформирование армии, улучшение ее финансирования привели и к некоторым  положительным результатам, в частности  к сокращению объема преступности военнослужащих. В последние годы стабилизировался и ее уровень, который в настоящее  время в 2-2,5 раза ниже, чем в целом  по стране (около 700 преступлений на 100 тыс. военнослужащих).

При оценке характеристики преступности военнослужащих надо иметь в виду криминологически значимые половозрастные демографические  данные личного состава армии, специфику  учета преступлений, своеобразные условия жизни, быта и деятельности военнослужащих, наличие опасных ситуаций, которые предъявляют особые требования к физическому и психическому здоровью военнослужащих.

У преступников из числа рядового состава доминируют насильственные деяния, а из числа офицеров —  корыстные. Следует отметить, что  корыстные преступления среди офицеров в 70—80-х и особенно в 90-х гг. заметно  росли. В последние годы органы военной  прокуратуры расследуют десятки уголовных дел на генералов и сотни — на старших офицеров.

Личность преступника-военнослужащего  срочной службы обусловливается  социально-психологическими особенностям поведенческого восприятия действительности, присущим ей типом темперамента.

Военнослужащим-сангвиникам (способным жизнерадостным людям) присуща быстрота и смелость. Военнослужащие-холерики (вспыльчивые люди) проявляют завидную, хотя и не осознанную решительность и смелость. В то же время они могут испытывать неподотчетный, а потому особенно сильный страх. Военнослужащие-флегматики (спокойные, медлительные люди) обладают осознанной решительностью и смелостью, однако эти качества у них сильны только при выполнении тех задач, к которым они специально готовились. Менее всего подготовлены к армейской действительности военнослужащие-меланхолики (унылые, мрачные люди), поскольку их решительность и смелость кратковременны и проявляются только при преодолении незначительных препятствий. Впрочем, всегда следует помнить определенную условность подобной (как и любой другой) типологии.

Преступников-военнослужащих срочной  службы можно типологизировать на:

  • случайных, для которых совершенное преступление - результат их неадекватной реакции на внезапно возникшие острые конфликтные ситуации;
  • устойчивых, которые отличаются постоянной агрессивной направленностью и сформированным стереотипом применения грубой силы;
  • злостных, для которых агрессивное поведение является нормой.

Преступники-военнослужащие срочной  службы совершают в основном насильственные преступления, причем довольно часто  связанные с межличностными конфликтами, или преступления, явившиеся следствием неудачного их разрешения (например, незаконное оставление части из-за «дедовщины»). Реже ими совершаются корыстные  преступления, а если и совершаются, то чаще всего в соучастии с  офицерами. Самостоятельное совершение корыстных преступлений обычно связано  либо с хищением оружия или иного  воинского имущества, либо с кражами  и грабежами на улицах во время  нахождения (законного или незаконного) за пределами части. Корыстная мотивация  при этом может быть разной: от простой  жажды наживы до необходимости добычи денег для откупа от старослужащих  солдат. В последнее время военнослужащие срочной службы, не желающие совершать  преступления, но нуждающиеся в деньгах, занимаются и откровенным попрошайничеством.

Таким образом, преступник-военнослужащий срочной службы - это не вполне сложившаяся  личность, чаще всего холерического  темперамента, наиболее криминогенного возраста, с неустойчивой психикой, хорошо развитая физически и имеющая  регрессивные ценности жизни, занимающая лидирующее положение в неформальной армейской структуре, а также  имеющая опыт подросткового агрессивно-анархического  насильственного поведения, связанного с употреблением спиртных напитков, наркотиков и с клеймом социального  аутсайдерства.

Информация о работе Преступность в армии РФ