Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время, когда идут быстрые процессы изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением. Неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях, накладывает свой отпечаток на их судьбы. Нестабильность жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....

ГЛАВА 1. Преступность несовершеннолетних - основные понятия и проблемы. ……......................................................................................................

§ 1.1 Характеристика преступности несовершеннолетних…………………

§ 1.2. Основные факторы риска, влияющие на подростковую преступность..

ГЛАВА 2. Профилактика несовершеннолетней преступности. ……………..

§ 2.1 Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности.………………………….................................................................

§ 2.2. Зарубежный опыт по предупреждению несовершеннолетней преступности. ……………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………................ 3

5

5

7

11

11

15

2

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     Такой подход выявляет необходимость перехода от попечительства, осуществляемого соответствующими учреждениями, к альтернативной заботе, базирующейся опять-таки на возможностях общества. Это и определяет особенности организации и содержания предупреждения преступности, исходящей из требования видеть несовершеннолетнего в обстановке повседневной жизни, в системе его привычных социальных отношений, в контексте референтных групп.

     Составными  частями усиленной заботы о “трудных”  подростках, по мнению голландских  специалистов по социальной реабилитации, являются следующие:

     - Отвлечение как возможность создания и развития опорных профилактических служб для удовлетворения нужд большинства “трудных” подростков с тем, чтобы удержать их от опеки официальных, а главное, правоохранительных органов.

     Важнейшим элементом отвлечения становится профилактическая деятельность, выражающаяся в создании кафе для молодежи, клубов по интересам, предоставлении небольших помещений в жилых кварталах, позволяющих развлекаться, что-то мастерить, ремонтировать. В жилых домах тех кварталов города, где отсутствуют комфортабельные условия для проведения досуга подростков, устраивают своеобразные "этажи отдыха" — оборудованные подвалы или, наоборот, мансарды, где есть все необходимое для простых спортивных занятий, нехитрые музыкальные установки, видеотехника. Когда в домах таких возможностей нет, "этажи" создают в школах.

     Значение  работы по отвлечению заключается и  в установлении контактов с друзьями подростка — важнейшим окружением, в котором проходит большая часть  его жизни и которое, безусловно, влияет на него самым непосредственным образом.

     При этом успех сопутствует тем, кто  считает, что приучать трудных к  культуре поведения необходимо через  создание для них условий и  практики доверия, без опасения, что  они что-то сломают, не то скажут, не то возьмут. Опыт положительного поведения формируется не через увещевания взрослых: он должен быть практически усвоен.

     Такого  рода "уличная" работа обеспечивает доступ к возможностям общины, позволяет  избегать ненужных контактов с правоохранительными  органами.

          По мнению голландских социальных работников, именно ситуация отвлечения становится тем краеугольным камнем, благодаря которому большие группы безнадзорных подростков вместо того, чтобы скандализировать и эпатировать среду, как бы успокаиваются и даже "сужаются" в размерах, переходя в разряд обыкновенных.

          Однако подобная констатация  оказывается невозможной без  самой серьезной диагностики.  Недаром в процессе установления  с подростками благоприятных  отношений ей уделяется много  времени и внимания. Без выявления и диагностирования проблем подростка, заключенных в нем самом и за пределами его личности, просто немыслимы структурализация и преобразование поведенческих и личностных моделей и реабилитационная работа в целом.

          Диагностика - длительный процесс, который не позволяет действовать приблизительно, навешивая ярлыки и лишь фиксируя динамику развития. Специалист по реабилитации вооружен методами групповой и индивидуальной диагностики. Он постоянно включен в процессы социализации подростков, но при этом, в силу специфики неформального общения со своими подопечными, остается как бы в тени. Свои наблюдения он систематически представляет в форме самоотчетов о состоянии групп, с которыми имеет дело; составляет их характеристику, социальный диагноз, включающий в себя анализ структуры, позиций членов группы, типа властных отношений в ней, оценки группового взаимодействия, уровня "социальности" и т.д. Особое внимание в отчетах уделяется анализу конфликтных ситуаций в группе, характеру и способу их урегулирования, что позволяет судить о динамике групповой жизни, эффективности или непригодности методов и, в конечном счете, служит основой отмены или принятия соответствующего решения.

             Важнейшей стороной формирования  разных подходов к “трудным” является также распознавание и оценка тех нужд, которые можно удовлетворить на уровне общины. Поэтому не менее значимым условием диагностики выступает оценка социальной среды, которая помогает:

— более  ясно и реалистично понимать подростка, его семью, окружение;

— оказывать  поддержку и содействие всем вовлеченным  в процесс профилактики преступности, нести ответственность за удовлетворение их нужд и потребностей;

— избегать использования учреждений по реабилитации, в том числе приютов.

— приближаться к проблемам, которые благодаря этому будут поняты, обеспечивая запланированный профилактический подход.

            Общественная помощь и наставничество  используются как результат             диагностики для разрешения наиболее  серьезных, особенно тяжелых для подростков проблем. При определении общественной помощи и наставничества используются специальные процедуры:

- объединение  общественных и добровольных  средств и возможностей с тем,  чтобы подросток не попал в  руки официальных органов; 

- создание системы совместной диагностики и оценки личности; обобщение ее результатов для принятия решений учителями, воспитателями, участковыми, помощниками, общественниками; выработка соответствующих мер;

   - определение оптимального соотношения  между групповой и индивидуальной работой с подростком.

             Считается, что для категории  “трудных” подростков наиболее  эффективны групповые формы наставничества. Главное в групповой работе  с подростками определяют нужды  группы и ее членов. Это и  оценка этих нужд, и учет общественно полезных умений и навыков, и необходимость консультирования по разным жизненным вопросам, психотерапевтическая работа, посещение школ, изучение семьи и т.д. Кроме того групповое наставничество создает обстановку, благодаря которой можно поделиться своими затруднениями с себе подобными, с наставниками, познать опыт других. Оно рождает чувство сопричастности и повышает возможность увидеть себя в ином свете.

     Что касается посреднических служб, то это  поддержка подросткам, особо чувствительных к конфликтам в семье, школе, на улице. Осуществляется силами различных целевых групп, бригад содействия в условиях усиленной групповой деятельности на базе функционирующих на местах подростковых центров самой разной ориентации.

     Помимо  совместного проведения выходных, туристических поездок, индивидуальных собеседований, широко используется дневное попечительство с элементами обучения. Этот вид услуг предусматривает особые методы оказания помощи в периоды кратковременных кризисов подростков, испытывающих различные учебные трудности. Как правило, подростки, посещающие базовый пункт днем, проживают в своих семьях, но по самым разным причинам исключены или ушли из школы. Главной целью при этом становится их возвращение в учебное заведение. Дневное попечительство рассматривается не как альтернативное, а всего лишь как необходимая передышка, позволяющая принимать решительные меры образовательного, социального и эмоционального характера в рамках программы помощи.

     И, наконец, еще одним важным элементом  общей стратегии заботы о “трудных” является обеспечение подобающего места жительства, способного заменить семью.

     Сегодня в Голландии никто уже не дискутирует  по поводу закрытых воспитательных учреждений интернатного и тем более исправительного  характера. Их настойчивая критика выявила однозначно негативную направленность "тотального воспитания", при котором, во-первых, ограничены возможности полноценной жизни и развития детей, а во-вторых, в результате полного разрыва отношений детей с окружающим миром неизбежно возникают новые необратимые проблемы. Существование таких заведений приводит к игнорированию альтернативных с точки зрения открытости и превентивности форм помощи.

     Относительно  новой формой временного содержания подростков вне семьи стали в  Голландии приемные родители. Их подыскивают социальные помощники или общинный совет заботы из жителей данной территории. Это могут быть незнакомые подростку люди, а также члены семей его товарищей, их родители, которые, в случае согласия, получают за содержание ребенка соответствующую плату. Если и здесь подросток будет ощущать дискомфорт, социальный помощник займется поиском более подходящих условий жизни в новой семье.

           Дома заместительства семьи получили  в Голландии широкое распространение.  Постоянно открываются новые дома под эгидой как государственной опеки, так и на частных и общественных началах. Учредителями последних становятся церкви, фонды, партии, движения, частные лица. При этом никто не имеет права определить туда подростка в принудительном порядке.

           При всем многообразии форм  помощи местные отделы заглядывают  еще дальше. Если все перечисленные  формы помощи в каком-то конкретном  случае никак не зарекомендовали  себя, следует обращение в общегородские  инстанции, предлагающие средства  помощи более широкого масштаба - заботу специалистов "социальных клиник" участие в работе групп самопомощи и пр. Городские центры направляют свои усилия на такую организацию помощи, которая согласуется с полицией, прокуратурой, детскими судами, как заслуживающая внимания и доверия альтернатива содержанию под стражей под предлогом неуправляемости. Вся эта работа проводится для того, чтобы ни один несовершеннолетний не был приговорен к уголовному наказанию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Видимо, нет необходимости дополнительно говорить о сложившейся ситуации с преступностью среди несовершеннолетних, чтобы сделать следующие выводы о причинах и условиях ее роста.

     В настоящее время обостряются  общественные противоречия, что сразу  же сказывается на преступность несовершеннолетних. На свет выходят конфликты во взаимоотношениях подрастающего поколения и традиционных общественных институтов. Зависимое положение подростка, мнением и желанием которого мало интересуется, не может не вызывать протеста. Застарелая педагогика, реализуемая в школе и дома, направлена на подавление индивидуальности.

     Динамика  преступности несовершеннолетних дает основания прогнозировать ее реальное увеличение. Статистика, факты, специальные  исследования наглядно показывают, что  подростковая преступность в России активно прогрессирует. Она охватывает все основные молодежные группы как в социально-демографическом, так в территориальном и профессионально-образовательном аспектах.

     Однако  причины преступлений, действующие  вроде бы на всех несовершеннолетних, заставляют совершать противоправные действия только некоторых, не способных сопротивляться их воздействию. Находясь в одинаковых, в общем, условиях, далеко не каждый подросток совершает преступление в связи с тем, что существуют еще и личностные причины противоправного поведения. Это прежде всего особенности ценностных ориентаций подростка, задаваемых средой и ближайшим окружением.

     Бесспорно, наиболее значимо для подростка  ближайшее окружение- семья. Состояние  внутрисемейных отношений во многом определяет поведение подростка. Даже борясь с родителями за независимость, подросток демонстрирует все то, чему он у них научился.

     Важнейшей сферой приложения сил и понимания  собственной значимости для несовершеннолетнего  является учеба и работа. Здесь  подросток сталкивается с наибольшими жизненными трудностями, от преодоления которых зависит его внутреннее состояние. Достижение успеха в труде и учебе важно для собственной полноценности. Социальная незащищенность подростка часто становится причиной срывов и конфликтов в сфере учебы и труда, может повлиять на конфликтность его поведения, на желание любым способом компенсировать неудовлетворенность.

     Компенсация неудовлетворенности для трудных  подростков - это чаще всего сфера  досуга. Не добившись успеха в учебе, в результате чего не получив возможности заниматься престижным трудом, подросток пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления.

     Помочь  подростку найти свое место в  жизни, понять его стремление, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратить преступление.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

    Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. -М.,1993

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. -М. ,2000

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. - М., 1996.

4. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ II Российская газета. - 1999, 30 июня.  

Информация о работе Преступность несовершеннолетних