Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время, когда идут быстрые процессы изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением. Неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях, накладывает свой отпечаток на их судьбы. Нестабильность жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....

ГЛАВА 1. Преступность несовершеннолетних - основные понятия и проблемы. ……......................................................................................................

§ 1.1 Характеристика преступности несовершеннолетних…………………

§ 1.2. Основные факторы риска, влияющие на подростковую преступность..

ГЛАВА 2. Профилактика несовершеннолетней преступности. ……………..

§ 2.1 Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности.………………………….................................................................

§ 2.2. Зарубежный опыт по предупреждению несовершеннолетней преступности. ……………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………................ 3

5

5

7

11

11

15

2

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     4) Длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек.

     5) Формированию криминогенной мотивации,  и ее проявлению в преступности  несовершеннолетних существенно  способствует:

          БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК ОТСУТСТВИЕ ДОЛЖНОГО КОНТРОЛЯ  со стороны семьи за поведением, связями, время провождением несовершеннолетних. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, может возникнуть и в силу объективной невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т.д.

          БЕЗНАДЗОРНОСТЬ БУДУЩИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  ПОТЕРПЕВШИХ, содействующая созданию  ситуации и поводов для преступлений. Значимость названного фактора  еще более возрастает с учетом возрастных особенностей преступников, которые "накладываются" в таких случаях на ситуацию. Например, по делам о преступлениях против личности, совершаемых несовершеннолетними, в 20-50% случаев негативное поведение потерпевшего предшествовало преступлению[7]. Это - неразборчивость в знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев, подвалов, развязное поведение, агрессивность и т.п.

          НЕДОСТАТКИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (отказ от индивидуального подхода и т.д.), учащиеся не получают должной "закалки" против антиобщественных влияний и неблагоприятных ситуаций, не закрепляют навыков правильной самооценки, управления своим поведением либо отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняются за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье: ослабляются и разрываются социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний.

          НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА  И ВОСПИТАНИЯ в трудовых коллективах.  Речь идет о несвоевременном  устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления - особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою “взрослость”, - способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, контакту с источниками, отрицательных влияний.

         НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА, например слабое развитие сети  клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания.  
 

ГЛАВА 2. Профилактика несовершеннолетней преступности

§ 2.1. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности

     Для предупреждения преступности несовершеннолетних в условиях современной России необходимо создание более эффективной системы общесоциальной и индивидуальной профилактики.

     В июне 1999 года в Российской Федерации  был принят специализированный Федеральный  закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[11]. Комплекс норм данного закона определил основные направления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также обрисовал круг субъектов и особенности профилактического воздействия в отношении указанных лиц.

     Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних указанным законом названы:

     · предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

     · обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

     · социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в  социально опасном положении;

     · выявление и пресечение случаев  вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий[11].

     Особое  значение для профилактики подростковой преступности имеют скоординированные  усилия государственных органов власти, органов местного самоуправления и представителей местных общин по созданию программ занятости подростков. Сюда же относятся все меры, которые помогают как - то занять несовершеннолетних граждан во время, свободное от посещения школы, а именно: создание спортивных и оздоровительных центров, центров и клубов самодеятельности, поддержка различных молодежных движений и др.

     Ряд норм посвящен поддержке национальных меньшинств в области предупреждения подростковой преступности.

     Меры  проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три – рецидивной.

     Первая  группа мер - это меры по устранению неблагоприятных условий семейного  воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной деформации личности подростка и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто воспитательным и принудительным (например : лишение родительских прав).

     Данная  группа мер применяется на этапе  ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная  угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, так как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.

     Вторая  группа мер – это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в  неблагоприятных условиях жизни  и воспитания, начавшим совершать  поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.д.

     Главное здесь – воспитательные усилия, направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами.

     Третья  группа мер – это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих  уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы.

     Этот  этап выделяется в качестве самостоятельной  меры по следующим причинам :

     - привлечение к уголовной ответственности  подростка далеко не во всех  случаях означает его наказание  в виде лишения свободы и осуществление в отношении него воспитательно-карательного воздействия в условиях воспитательно-трудовой колонии;

     - не всегда совершивший преступление  подросток вообще привлекается  к уголовной ответственности; 

     - воспитательная работа должна  начинаться с момента обнаружения  факта преступного поведения  несовершеннолетнего и продолжаться  в процессе всего хода расследования  уголовного дела и рассмотрение  его в суде.

     Четвертая группа мер – это воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.

     Пятая группа мер - это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в  трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

     Работа  с такими подростками должна быть ориентирована в первую очередь  на то, чтобы они не допустили  новых преступных действий. Однако, проблема этим не исчерпывается, поскольку  освобожденные из колонии приобретают ореол героев в глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность. Поэтому очень важно предупреждение антиобщественного влияния отбывших наказание на других лиц.

     Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в зависимости от содержания, характера делятся на :

          - воспитательные, т.е. направленные  на перестройку нравственного  сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из  форм воспитательной работы (а именно в ней участвует наибольшее количество организаций и учреждений) регламентированы законом и иными нормативными актами. Воспитательное воздействие реализуется в ходе бесед, повседневных контактов с подростком, путем вовлечения в работу или учебу, подачи ему положительных примеров, приобщения к художественной литературе, искусству, спорту и т.д.

      - принудительные, т.е. уголовно-правовые, административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они, конечно, регламентированы  правом и применяются в основном правоохранительными органами. Однако и общественные организации участвуют в их реализации.

     - организационные — специальные  меры по улучшению выявления  и учета неблагополучных семей  и совершающих правонарушения  подростков, оказавшихся в трудных условиях и т. д., планирование работы с ними, контроль, координацию действий различных организаций (в отношении несовершеннолетних это наиболее актуально в силу отмеченного выше значительного числа  субъектов предупредительной работы).

      Различные виды помощи подросткам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях: устройство на работу или учебу, разрешение семейных конфликтов или конфликтов в учебных или производственных коллективах.  

     § 2.2. Зарубежный опыт по предупреждению несовершеннолетней преступности

     В Европе в целом и в Голландии  в частности наметился так  называемый универсальный подход к  решению социальных проблем, подменяющий  опору в социальной работе на три  классических метода (индивидуальный — работа с отдельным клиентом в специализированном агентстве; групповой — с отдельными категориями социально незащищенных граждан; и собственно общинный).

     Работа  с подростками, и прежде всего  с "трудными", составляет в Голландии  обязательный компонент общей социальной работы. Традиционно она осуществляется в общине, т.е. по месту жительства и учебы детей.

     Предупреждение  преступности несовершеннолетних ориентировано  на повседневность. Эта ориентация имеет целью помочь подросткам самим  понять, познать все трудности  и противоречия жизни с которыми они должны уметь справляться. Основным принципом поэтому провозглашается максимальная конкретность такой "повседневной" реабилитационной деятельности, направленная на то, чтобы подросток мог вырваться из уз неблагополучия, осознав ограниченность и нелепость дурного поведения.

     Все это придает особую значимость воспитательным, а не исправительным методам воздействия, созданию соответствующих возможностей непосредственно в среде обитания, способных служить своеобразным заслоном от всякого рода дефектов в развитии личности и отклонений в поведении, провоцируемых на опасных возрастных этапах. Следовательно, согласно этим взглядам, любые осложнения должны выявляться и устраняться не только вовремя, но и с опережением. И обязательно — в соответствии с возрастом и ведущим типом социальной деятельности несовершеннолетних, будь то учение, общение, самоопределение.

     Критические периоды могут различаться по продолжительности, остроте, масштабам, начиная от временного разрыва с  родителями, школой и кончая преступлениями подростка. Но и в этом случае основным элементом предупреждения преступности остается ее ориентация на повседневность и, следовательно, содержание подростка, насколько это возможно, в условиях дома, семьи.

     И все же работа с “трудными” подростками  неизбежно прерывается периодами тяжелых кризисов и осложнений, вызываемых прогулами, кражами, напряженными отношениями с окружающими, недостойным поведением дома, в школе, по месту жительства.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних