Преступления, связанные со взяточничеством: понятие, составы, уголовно-правовая характеристика. Соотношение взяточничества и коммерческо

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях, когда определенные вопросы можно решить путем взятки в органы внутренних дел все чаще поступают заявления и сообщения о совершении данного преступления. Поэтому выработка методики по раскрытию взяточничества является первоочередной проблемой в совершенствовании раскрытия данного вида преступления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Понятие получения и дачи взятки……………..…………………………...4
Объективные признаки составов преступлений, предусмотренных
статьями 290 и 291 УК РФ……………..………………………………………5

Субъективные признаки составов преступлений, предусмотренных
статьями 290 и 291 УК РФ……………..………………………………………9

Классифицирующие признаки составов преступлений,
предусматривающих ответственность за взяточничество………………….13

Соотношение взяточничества и коммерческого подкупа…………….....21
Заключение…………………………………………………………………….25

Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по УП Взяточничество.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

      б) Второй признак - неоднократность  - истолковывался применительно  к УК  1960 г. двояко: как получение взятки не менее двух раз, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущее получение взятки, либо одновременное получение взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из взяткодателей совершается отдельное действие.

       Неоднократность отсутствует, если  взятка получалась в несколько  приемов за выполнение (или невыполнение) одного действия в пользу взяткодателя, а равно получение ее от  нескольких лиц, однако за совершение  одного и того же действия (бездействия).

       в) Третий признак - вымогательство  взятки налицо в тех случаях,  когда должностное лицо требует  взятку под угрозой совершения  действий, нарушающих законные интересы  взяткодателя или когда последний  ставиться в такие условия,  при которых он вынужден дать взятку для того, чтобы прекратить или предотвратить нарушение его правоохраняемых интересов. Таким образом, вымогательство взятки осуществляется в одной из двух форм: открытой и завуалированной. Первая форма предполагает непосредственное требование со стороны виновного дать взятку, которое подкрепляется открытой угрозой, используя служебные полномочия, нарушить законные интересы и права взяткодателя. При этом содержание угрозы включает как совершение незаконных действий, так и не совершение законных действий. Вымогатель, к примеру, может требовать взятку, угрожая отказать в приеме на работу специалисту при наличии вакантного места, уволить с работы при отсутствии законных оснований, перевести на нижеоплачиваемую работу. Вторая (завуалированная) форма вымогательства отличается от первой тем, что здесь нет прямого требования взятки и неприкрытой угрозы нарушить законные интересы взяткодателя. Однако принуждение и в этой ситуации налицо. Виновный совершает такие действия (либо бездействует), которые ставят потерпевшего перед необходимостью дать взятку для ограждения своих законных интересов от действий виновного. В этом случае типична необоснованно длительная затяжка при решении жизненно важных для потерпевшего лица вопросов (получение жилья, работы). При этом для той и другой формы возможно  разное сочетание требования взятки (или поставления лица в условия, вынуждающие дать взятку) и нарушения правоохраняемых интересов потерпевшего. Требование может предшествовать нарушению, либо сначала имеет место нарушение законных интересов потерпевшего, а затем требование для прекращения фактического нарушения. Вымогательство взятки будет отсутствовать, если взяткополучатель требует взятку, угрожая совершить законные действия в отношении взяткодателя (например, сообщить в правоохранительные органы о совершенном хищении имущества, уволить за неоднократную явку на работу в нетрезвом состоянии). Не будет вымогательства и в тех случаях, когда взяткополучатель требует взятку, не подкрепляя это требование реальной угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.

       г) Четвертый признак - крупный  размер взятки - непосредственно  определен в  примечании к  ст. 290 УК РФ. Согласно ему крупным  размером взятки следует признавать  сумму денег, стоимость ценных  бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающих триста минимальных размеров оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент совершения преступления.  

      4. Соотношение взяточничества и коммерческого подкупа.

В нынешней России коррупция превратилась в опасное общественной явление, она является причиной разложения государственного аппарата, нестабильности основ его нормального функционирования, дискредитирует государственные институты в глазах населения, существенно нарушает экономическую деятельность, приводит к подрыву правил хозяйственного оборота, к искусственному банкротству хозяйствующих субъектов.

Борьба с коррупцией - одна из основных задач в сфере  государственного управления. Взяточничество является одним из наиболее опасных  преступных посягательств на основы государственной службы. В Уголовном кодексе 1996 г. включены две статьи, направленные на уголовно-правовую борьбу с этим явлением: ст.290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки).

С нарушение  же свободы конкуренции и экономической деятельности связан коммерческий подкуп. Уровень опасности этого преступления в условиях рыночной экономики весьма высок. Установление уголовной ответственности за коммерческий подкуп для отечественного законодательства является определенной новизной, хотя он внешне схож с преступлениями, предусмотренными ст. 290 и 291 УК РФ, устанавливающих ответственность за получение и дачу взятки, так как имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством.

Общее понятие  получения взятки дано в ч. 1 ст. 290 УК РФ как «получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе».

Для правильного  применения уголовно-правовых норм о взяточничестве необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлении от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Взятка — наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, поскольку является не только должностным преступлением, но и типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.

Под выгодами имущественного характера понимаются различного рода услуги и (или) выгоды, оказываемые взяткополучателю безвозмездно и (или) явно по заниженной стоимости. В правоприменительной практике известны случаи, когда взятке придается видимость легальной сделки между «дающим» и «берущим» взятку под видом договора подряда, бытового или строительного подряда, договора займа и т.д.

Под услугами имущественного характера следует понимать также  предоставление санаторных или туристических  путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ в пользу взяткополучателя.

Более завуалированными способами дачи-получения взятки могут быть: прощение долга, преднамеренный «проигрыш» в карты, оплата долга  должностного лица, фиктивное зачисление на должность, отзыв материального  иска из суда, предоставление в безвозмездное (или по заниженной цене) пользование имущества, получение льготного кредита, завышение «гонораров» и т.д. Получение в таком случае услуг нематериального характера не может признаваться взяткой. Здесь при определенных условиях речь можно вести о злоупотреблениях должностными полномочиями (ст. 285 УК).

Коммерческий  же подкуп законодатель оценивает как  способ общественно опасного неправомерного вмешательства в управленческие процессы, в том числе по управлению собственностью, деятельностью организации, ее подразделений и сотрудников.

Статья 204 УК РФ охватывает два вида преступлений, связанных с коммерческим подкупом: дачу ценностей в качестве незаконного  вознаграждения лицу, выполняющему управленческую функцию в коммерческой и иной организации; получение этих ценностей  таким лицом за совершение действия (бездействия) в интересах дающего.

Основное отличие  между коммерческим подкупом и взяточничеством (ст. 290 и 291 УК РФ) проходит по объекту. Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и правильную работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Объектом же коммерческого подкупа следует считать нормальную, т.е. соответствующую целям, задачам и принципам, реализацию прав и обязанностей лица, осуществляющего управленческие функции в коммерческой и иной организации. Расположение анализируемых составов преступлений в различных главах Уголовного кодекса также говорит о наличии в этих составах различных объектов.

Отличаются анализируемые составы преступлений и по субъекту. Так, субъектами должностных преступлений признаются должностные лица, под которыми согласно Примечанию к ст. 285 УК РФ понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ. Субъектами же незаконного получения коммерческого подкупа согласно п. 1 Примечания к ст. 201 УК РФ могут быть признаны лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Имеются отличия  и по объективной стороне преступлений. Так, в ст. 204 УК РФ речь идет о подкупе, т.е. когда предмет подкупа передается до совершения соответствующих действий в интересах дающего. Взятка же может быть передана как до, так и после совершения действий по службе без предварительной договоренности об этом (взятка-подкуп, взятка-подношение).

Исключительно высокая степень общественной опасности  получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует  нормативно установленный порядок  осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих  служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы.

В свою очередь  коммерческий подкуп представляет собой  социально опасное деяние, которое  посягает на нормальное функционирование рыночных отношений, подрывает нормальную управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении субъектом своих служебных полномочий.

Если Вы хотите обратиться с каким-либо вопросом к  юристу или адвокату, то у Вас  есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию по телефону. Для этого нужно заполнить находящуюся ниже форму заявки.

5. Соотношение взяточничества  и коммерческого  подкупа  

В нынешней России коррупция превратилась в опасное  общественной явление, она является причиной разложения государственного аппарата, нестабильности основ его нормального функционирования, дискредитирует государственные институты в глазах населения, существенно нарушает экономическую деятельность, приводит к подрыву правил хозяйственного оборота, к искусственному банкротству хозяйствующих субъектов.

Борьба с коррупцией - одна из основных задач в сфере  государственного управления. Взяточничество является одним из наиболее опасных  преступных посягательств на основы государственной службы. В Уголовном  кодексе 1996 г. включены две статьи, направленные на уголовно-правовую борьбу с этим явлением: ст.290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки).

С нарушение  же свободы конкуренции и экономической  деятельности связан коммерческий подкуп. Уровень опасности этого преступления в условиях рыночной экономики весьма высок. Установление уголовной ответственности за коммерческий подкуп для отечественного законодательства является определенной новизной, хотя он внешне схож с преступлениями, предусмотренными ст. 290 и 291 УК РФ, устанавливающих ответственность за получение и дачу взятки, так как имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством.

Общее понятие  получения взятки дано в ч. 1 ст. 290 УК РФ как «получение должностным  лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного  имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе».

Для правильного  применения уголовно-правовых норм о  взяточничестве необходимо учитывать  разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлении  от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Взятка — наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, поскольку является не только должностным преступлением, но и типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.

Под выгодами имущественного характера понимаются различного рода услуги и (или) выгоды, оказываемые взяткополучателю безвозмездно и (или) явно по заниженной стоимости. В правоприменительной  практике известны случаи, когда взятке придается видимость легальной сделки между «дающим» и «берущим» взятку под видом договора подряда, бытового или строительного подряда, договора займа и т.д. 

Под услугами имущественного характера следует понимать также  предоставление санаторных или туристических  путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ в пользу взяткополучателя.

Информация о работе Преступления, связанные со взяточничеством: понятие, составы, уголовно-правовая характеристика. Соотношение взяточничества и коммерческо